Экологические тенденции на рынке упаковки

В последнее время во всем мире растет производство упаковочных материалов. Упаковка, особенно пищевая, становится более разнообразной, функциональной и красочной. Поэтому сейчас она выполняет не только свою барьерную роль, защищая продукты питания от неблагоприятных воздействий окружающей среды, но и имеет рекламное назначение, способствуя продвижению товаров на рынке.

Производство упаковки в настоящее время является ведущей отраслью экономики и динамично развивается во всем мире: расходы на нее достигли 500 млрд. долл. США в год. Ожесточенная борьба за потребителя вынуждает производителей продуктов питания внедрять инновационные технологии в упаковочной отрасли.

Основной тренд – экологичность решений, которые позволяют свести к нулю воздействие на окружающую среду. Многие компании принимают меры, направленные на отказ от использования большого количества упаковочного материала и на переход к использованию вторичного сырья. Более трех лет потратила компания Danone на модернизацию оборудования с целью отказаться от упаковки мультипак. Как результат, уменьшилось количество отходов и вслед за непродолжительным негативным эффектом (заметность Activia на полках магазинов несколько снизилась) последовал прогресс: ежегодные затраты на упаковку сократились на 2,5 млн. евро, а также повысилась ценность бренда как борца за экологию. В США был разработан полностью разлагаемый пакет для кофе, состоящий из инновационной пленки Green Film. От других пакетов он выгодно отличается тем, что все его слои полностью подвержены разложению в почве в течение одного-пяти лет, в то время как в других упаковках разлагается только один слой.

Сегодня основные усилия направлены на создание такой упаковки, которая, совмещая основные функции, будет максимально удобной для потребителя и окажет в процессе утилизации минимальное влияние на окружающую среду. Новую сверхэкологичную упаковку разработали в США. Для ее производства используется новое вещество на натуральной основе Mycobond. После использования она разлагается на безопасные вещества и может применяться как удобрение.

Отечественные производители также все больше задумываются об экологии, хотя реалии пока еще далеки от идеала. В Беларуси каждый год образуется около 90 млн. кубометров использованной пищевой упаковки, из которой только около 3 % отправляется на повторную переработку, остальные 97 % вывозятся на свалки или сжигаются.

В крупных мегаполисах структура использованных упаковочных материалов такова:

- 38 % – бумажная и картонная упаковка;

- 32 % – упаковка из полимеров и комбинированная упаковка;

- 15 % – металлическая упаковка;

- 12 % – стеклянная тара;

- 3 % – другая упаковка.

Материалы, из которых изготавливаются всевозможные виды пищевой упаковки (в основном, полимеры), разлагаются в почве десятки и сотни лет. Сложно представить современную жизнь без пластика, но, во-первых, он производится из невозобновляемых ресурсов (уголь, нефть и газ), а во-вторых, крайне сложно утилизируется, что отрицательно влияет на экологию. Для минимизации негативного воздействия упаковочной отрасли используют следующие методы и технологии.

1. Уменьшение затрат на переработку сырья и изготовление упаковки. Полный отказ (если возможно) или наиболее легкая упаковка, использование крупной фасовки товаров.

2. Использование вторичного сырья.

3. Упаковка многократного использования.

4. Возможность переработки и утилизации упаковки.

5. Сбор использованной упаковки для последующей переработки.

Известно, что переработка тонны пластика, например, полиэтиленовых бутылок, экономит около 750 кг нефти. А тонна переработанной макулатуры соответствует 4 кв. м древесного сырья.

Компания Tri Star внедрила новую упаковку для сэндвичей, которая наполовину состоит из переработанных ПЭТ-бутылок. Британская High Profile выпустила многоразовую полуторалитровую бутылку для воды, на 95 % состоящую из использованных пластиковых контейнеров и являющуюся абсолютно безопасной.

Экологическая ситуация заставляет производителей всего мира задумываться о сокращении объема упаковки и использовании биоматериалов в ее изготовлении, что положительно сказывается не только на состоянии природной среды, но и на имидже компаний. Procter & Gamble разработала стратегию по минимизации отрицательного влияния на природу, которая состоит из следующих задач: обеспечение заводов полностью возобновляемой энергией; использование вторичного сырья в производстве; разработка упаковки, которая будет удовлетворять эстетические потребности покупателя и беречь природные ресурсы; минимизация отходов производства.

Отечественный рынок упаковки растет быстрыми темпами. Данные статистики свидетельствуют о ежегодном увеличении объема упаковочных изделий более чем на 10 %. По данным различных исследований, рост рынка экологической упаковки будет продолжаться, и к 2015 году составит 37 % всех товаров.

5.3. Снижение негативного влияния упаковки на окружающую среду.

Человек и окружающая его среда представляют собой сбалансированное единство. Однако человек нарушил это великое равновесие. Развитие промышленности сопровождается целым рядом отрицательных явлений, которые пагубно сказываются на окружающей среде и делают ее несовместимой с жизнедеятельностью человека. Загрязнение окружающей среды, с одной стороны, вызывает обострение течения уже известных заболеваний, а с другой, способствует появлению новых форм патологии. Все это заставляет ученых вплотную заниматься проблемами сохранения окружающей среды.

В последнее время возникла проблема охраны окружающей среды от использованных упаковок. Процессы упаковки продукции и ее переработки преследуют диаметрально противоположные цели: производитель и потребитель хотят, чтобы упаковка не билась, не разлагалась, не ломалась, не мялась, не горела и не растворялась в воде, а все установки для переработки отходов рассчитаны именно на то, что упаковочные материалы должны быть разрушены, сожжены, химически разложены. Поэтому разработчики упаковки стараются найти «золотую середину», позволяющую эффективно перерабатывать использованную тару и упаковку.

Упаковка, как правило, это изделия из древесины, картона и бумаги, стекла и пластмассы. И если утилизация либо переработка материалов природного происхождения не представляет сложности, то с пластмассой возникают проблемы, поскольку для ее рециклирования требуются особые технологии и дополнительные капиталовложения. Острота ситуации обусловлена и тем, что применение пластмассы в качестве упаковки стремительно увеличивается. Исходя из этого, в Беларуси необходимо уже сегодня создавать механизм, который позволит эффективно управлять бытовыми отходами. На сегодняшний день в Беларуси существует около тысячи приемных пунктов вторичного сырья. Но, в основном, каждый пункт собирает один вид отходов, а вот алюминиевую банку вообще никто не принимает. В целом же в Беларуси перерабатывается лишь 16 процентов отходов.

За последнее десятилетие мировое производство и потребление полимерных материалов возросло более чем на 50%. Около 75% производимых полимерных материалов используется для производства тары и упаковки, емкостей для детского питания, асептических систем и ампул и т.д. Чтобы уменьшить вред, наносимый окружающей среде полимерными материалами, определено несколько направлений, характеризуемых ниже.

1. Переработка пластмасс для повторного использования. Так, фирмой Wellman (США) разработана и внедрена технология переработки отходов полиэтилентерефталата. Отходы переработки составляют 8% и подвергаются захоронению.

2. Создание пластмасс, способных саморазрушаться под воздействием природных факторов (свет, ультрафиолетовое излучение, микроорганизмы). Фирма Deutsch W (ФРГ) разработала и производит новый полимерный материал Биопол, предназначенный для упаковки фармацевтической и косметической продукции. Материал создан на основе полимеров и микроорганизмов. При захоронении он разлагается в течение 24 месяцев на углекислый газ и воду.

3. Разработка биологически инертных материалов (США, Япония, ФРГ) заключается в создании водорастворимых и съедобных упаковок (твердый желатин, амилаза, коллагеновые искусственные съедобные упаковки).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: