Упаковка и ее функции в комплексе ло­гистического сервиса

Упаковка (раскаде) — средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, а окружающую среду от загрязнений и способству­ющих рациональной организации процесса хранения, реа­лизации и транспортировки продукта. Данное определе­ние достаточно четко подчеркивает функциональное на­значение упаковки. Но есть и другая сторона упаковки, которая значительно ближе покупателю и которую он вос­принимает как образ марки. В этой связи совершенно оп­равдана позиция большинства специалистов в области мар­кетинга, что упаковка призвана поддерживать и укреплять рыночную позицию товарной марки. Здесь имеет значение все — форма, размеры, цветовая гамма, конструкция, ис­пользуемый шрифт, рациональность складирования, опти-маль-ность единиц для продажи товара, экологичность материала и пр. В реальной жизни воспроизвести слож­ный психологический процесс, решаемый покупателем при покупке товара, очень сложно. Покупки могут совершать­ся обдуманно, и этому предшествует какое-то время, в тече­ние которого происходит анализ всей совокупности при­чин, побуждающих принять соответствующее решение, а могут совершаться спонтанно, иррационально, под влияни­ем сиюминутных факторов, по принципу: увидел — по­нравилось — купил. И довольно часто побудительным мотивом в приобретении товара становится привлекательная, яркая, функциональная упаковка. Традиционно в тео­рии и практике упаковочного дела выделяют шесть основ­ных функций упаковки: вмещение, хранение и защита; прак­тичность использования и его стимулирование; приспособленность к коммуникациям и информированность потребителя; способность к сегментации рынка, возмож­ность выделения целевого рынка; планирование новой про­дукции. Последняя из перечисленных функций едва ли не самая главная. Западные специалисты в области марке­тинга и логистики (Дж.Р.Эванс, Ф.Котлер) именно на рас­крытии данной функции строят сущностную характерис­тику упаковки, определяя ее как: «Упаковка — это часть планирования продукции, в ходе которой фирма изучает, разрабатывает и производит свою упаковку, включающую саму тару, в которую помещается продукция, этикетку и вкладыши». При этом они выделяет ряд ключевых фак­торов, определяющих результативность проектных реше­ний в области упаковки, в том числе:

—дизайн упаковки, формирующий представление по­
требителя о товаре и фирме, его изготовившей;

—возможность использования групповой упаковки;

—стандартизация упаковки и сочетание цветов мате­
риала при ее изготовлении;

—стоимость упаковки, как относительная, так и абсо­
лютная;

—выбор материала, используемого при изготовлении
упаковки;

- размеры и форма упаковки;

— сопоставимость упаковки и маркировки (этикетки,
вкладыши);

возможность использования комбинированной упа­
ковки;

—увязка упаковки по всем составляющим с марке­
тинговой стратегией фирмы на определенном рынке или
его сегменте;

—экологичность упаковки.

Многие специалисты по упаковке стараются отбросить избитое выражение, что упаковка — одежда товара. Одна­ко, как неверно подобранная одежда искажает облик чело­века, так и неверно выбранная упаковка искажает пред­ставление о товаре, создает неверную, ложную картину о его качестве и свойствах. Упаковка надежна и эффектив­на, если отражает образ продукта, если ее цвет, материал, графика и используемое изображение говорят о нем, выра­жают суть и назначение. Кроме того, упаковка свидетель­ствует о том, что продукт закрыт, защищен.

Это представление особенно важно в связи с тем, что первое знакомство потребителя с товаром происходит с помощью обозначений на его упаковке. Под воздействием типа упаковки покупатель простым путем получает пред­ставление о свойствах товара.

Но надо всегда помнить и учитывать, что вне зависимо­сти от того, что представляет из себя упаковка по форме, объему, вме-стимости, виду и качеству исходного материа­ла — она есть составная и неотъемлемая часть товара.

Упаковка, представляя товар, предохраняя его от повреж­дений, способствуя результативности процесса товародви­жения, преломляет в себе множество параметров, обеспечи­вающих эффективность продаж товара. Наглядно перечень требований предъявляемых к упаковке представлен на схеме.

Широкий спектр характеристик, которые необходимо учесть при проектировании, производстве и работе с упа­ковкой позволяет сделать вывод, что она является доста­точно важным элементом логистической системы, опреде­ляющей эффективность, как самой системы, так и резуль­тативность восприятия товара потребителем. Это, в конечном счете, в значительной мере определяет методы, стили, ха­рактер, объем и интенсивность продаж товаров. Проявля­емое в последние годы специалистами и предпринимате­лями внимание к упаковке объективно. Если в советские



времена ее удельный вес в себестоимости продукции зани­мал около 3.5%, то в условиях рынка эта величина возрос­ла как минимум в пять раз и по разным источникам ко­леблется в пределах 15—20% от величины себестоимости товара.

Структура производства и потребления упаковки (тары)24 в нашей стране свидетельствует как о серьезности положе­ния в данной сфере логистики, так и о необходимости пе­ресмотра отношения к упаковочному делу. (см. схему).

Приведенные показатели свидетельствуют, что в разви­тии упаковочного дела в стране, несмотря на удручающее положение с упаковкой в целом, начали намечаться отдель­ные положительные тенденции:

• возрастание темпов роста производства и потребления
картонной упаковки в сравнении с деревянной;

• объемы производства и использования деревянной
упаковки в последние годы значительно снижены;

• налаживается выпуск упаковки из шпона, волокнис­
тых и стружечных материалов;

• активно внедряется в производство многооборотные и
инвентарные разборные и складские ящики;

• возросла доля полимерной упаковки;

• шире стала применяться стеклянная упаковка.
Вместе с тем, отсутствие отечественных мощностей по

производству упаковочного технологического оборудования, невнимание к этой проблеме государства, экономические катаклизмы, как стране в целом, так и в деревообрабатыва­ющей и лесозаготовительной промышленности, в частно­сти, привели в последний год к некоторому изменению струк­туры производства и потребления упаковки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: