Противоэпидемического обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях

Организация и проведение экстренных санитарно-противоэпидемических меро­приятий в чрезвычайных ситуациях (ЧС) строятся на общих принципах охраны здо­ровья, оказания медицинской помощи населению в районах бедствия, предупрежде­ния возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Санитарно-противоэпидемичсское обеспечение в ЧС включает ком­плекс организационных, правовых, медицинских, гигиенических и противо­эпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникнове­ния и ликвидацию инфекционных заболеваний, соблюдение санитарных пра­вил и норм при резком ухудшении санитарно-эпидемического состояния, со­хранение здоровья населения и поддержание его трудоспособности.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) включает функциональную подсистему надзора за санитарно-эпи­демиологической обстановкой, участвующую в ликвидации последствий ЧС природ­ного и техногенного характера.

Основными принципами организации санитарно-противоэпидемического обес­печения населения в ЧС являются:

• государственный и приоритетный характер санитарно-эпидемиологической
службы, постоянная готовность се сил и средств, их высокая мобильность,
четкое функциональное предназначение и формирование с учетом регио­
нальных особенностей;

• единый подход к организации санитарно-противоэпидемических мероприятий;

• соответствие содержания и объема мероприятий санитарно-эпидемиологиче­
ской обстановке, характеру деятельности и возможностям учреждений и
формирований службы;

• дифференцированный подход к формированию сил и средств с учетом региональ­
ных особенностей, уровня И характера потенциальной опасности территорий;

• взаимодействие санитарно-эпидемиологической службы Минздрава России с
органами и учреждениями других ведомств и ведомственными медико-сани­
тарными службами.

Основной целью функционирования подсистемы надзора за санитарно-эпиде­миологической обстановкой РСЧС является организация мероприятий госсанэпид-службы, направленных па предупреждение и ликвидацию неблагоприятных медико-санитарных и санитарно-эпидемиологических последствий ЧС. Совершенствование


Глава 13. Организация
364 санытарно-противояпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях

организации и повышение готовности органов и учреждений госсанэпидслужбы к деятельности по наблюдению, оценке и прогнозированию санитарно-эпидемиологи­ческой обстановки обусловлены возникновением реальной или потенциальной угро­зы здоровью населения.

Функциональные основы подсистемы определяют основные задачи и преду­сматривают основные направления деятельности санитарно-профилактических учре­ждений и формирований по санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому обеспечению в ЧС, а именно:

• принятие главными государственными санитарными врачами администра­
тивных территорий решений, обязательных для исполнения федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъек­
тов Российской Федерации и местного самоуправления, предприятиями, уч­
реждениями и организациями, независимо от их подчиненности и форм соб­
ственности, должностными лицами и гражданами при возникновении ЧС са­
нитарно-эпидемиологического характера;

• осуществление контроля за соблюдением санитарных правил, гигиенических
нормативов и норм при возникновении ЧС;

• осуществление контроля за проведением специфической и неспецифической
профилактики инфекционных заболеваний;

» осуществление контроля за организацией и проведением всего комплекса са-нитарно-противоэпидемических мероприятий;

• обеспечение организационно-методического руководства деятельностью са­
нитарно-эпидемиологических служб министерств и ведомств Российской
Федерации по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия насе­
ления при возникновении ЧС;

• разработку предложений по введению и отмене на территории Российской
Федерации особых условий и регламентов проживания населения и ведению
хозяйственной деятельности, направленных на предотвращение распростра­
нения и ликвидацию инфекционных, паразитарных, профессиональных и
массовых неинфекционных заболеваний и отравлений населения;

• образование за счет выделенных из федерального бюджета Российской Фе­
дерации ассигнований ведомственного резерва финансовых и материальных
ресурсов, в том числе валютного, предназначенного для финансирования са-
нитарно-противоэпидемических мероприятий в ЧС;

• обеспечение постоянной готовности системы управления, сил и средств к ра­
боте в ЧС, осуществление контроля за созданием и готовностью специализи­
рованных формирований госсанэпидслужбы (гигиенические и противоэпиде­
мические бригады, санитарно-эпидемиологические отряды и специализиро­
ванные противоэпидемические бригады) для включения их в группировку
сил и средств, направляемых для ликвидации ЧС;

• обеспечение контроля за готовностью лабораторной базы учреждений гос­
санэпидслужбы как составной части сил и средств наблюдения и контроля за
состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов в целях
своевременного обнаружения и осуществления оперативного контроля и из­
мерении радиоактивного и химического загрязнения в районах ЧС, а также
биологического заражения атмосферного воздуха, питьевой воды, пищевого
и фуражного сырья, продовольствия и других объектов окружающей среды;


13.1. Принципы и задачи санитарно-

противоэпидемичвекого обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях 365

• представление доклада Правительству Российской Федерации о санитарно-
эпидемиологической обстановке в районе ЧС;

• участие в государственной экспертизе в области защиты населения и терри­
торий от ЧС.

Санитарно-эпидемиологический надзор за санэпидобстановкой осуществляется на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях и решает следующие задачи.

На федеральном уровне:

• разработка и внедрение принципов единой государственной политики в об­
ласти обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны и
укрепления здоровья всех категорий населения, снижения отрицательного
влияния вредных факторов окружающей среды;

• осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за разработкой но­
вых технологий и производств, размещением и функционированием потен­
циально опасных объектов;

• научная разработка и внедрение наиболее прогрессивных способов защиты и
гигиенического воспитания населения, приемов и методов работы в сети на­
блюдения и лабораторного контроля (СНЛК), санитарно-эпидемиологиче­
ской, радиационной и химической разведок, а также новых направлений по
ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

• разработка методических основ гигиенического обоснования размещения и
материально-бытового обеспечения пострадавшего населения;

• изучение возможностей использования сил и средств санитарно-эпидемиоло­
гической службы и разработка необходимых рекомендаций по их работе в ЧС;

• взаимодействие органов, учреждений и формирований службы медицины ка­
тастроф различных министерств и ведомств по вопросам оказания помощи в
проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий;

• совершенствование автоматизированной информационно-управляющей сис­
темы и подготовка кадров к работе в часто меняющейся санитарно-эпиде­
миологической обстановке;

• использование международного опыта в предупреждении и ликвидации ме­
дико-санитарных последствий ЧС.

На региональном уровне:

• осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за разработкой но­
вых технологий и производств, размещением и функционированием объек­
тов, на которых возможно возникновение региональных ЧС;

• внедрение прогрессивных способов индивидуальной защиты и гигиениче­
ского воспитания населения, приемов и методов работы СНЛК в ЧС, захва­
тывающих несколько территориальных образований;

• взаимодействие органов, учреждений и формирований службы медицины ка­
тастроф различных министерств и ведомств, расположенных в регионе, по
вопросам оказания помощи в проведении санитарно-противоэпидемических
мероприятий;

• совершенствование автоматизированной информационно-управляющей сис­
темы и подготовки кадров по вопросам специфики территории и ее влияния
на проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий в ЧС;



Diana 13. Организации санитарно-протшюэпидумического обеспечения я чрезмычайных ситуациях


13,1, Принципы и задачи санитарно-

противоэпидемического обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях




• разработка нормативных и методических документов в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия территорий при возникнове­
нии региональных ЧС;

• контроль за исполнением санитарного законодательства Российской Федера­
ции, участие в экологическом мониторинге и слежении за уровнем содержа­
ния токсичных и радиоактивных веществ, микроорганизмов в воздухе, почве,
воде, продовольственном сырье и пищевых продуктах; формирование регио­
нальных резервов сил и средств санитарно-эпидемиологической службы;

• рациональное использование сил и средств РСЧС, расположенных в регионе,
их своевременный маневр при организации и проведении гигиенических ме­
роприятий в зонах ЧС, на территориях, загрязненных химическими и радио­
активными веществами, в очагах инфекционных заболеваний;

• обобщение опыта работы органов управления, учреждений и специализиро­
ванных формирований по предупреждению и ликвидации санитарно-эпиде­
миологических последствий-ЧС.

На территориальном уровне:

• контроль за уровнем заболеваемости, динамикой специфического и неспеци­
фического иммунитета, накоплением поглощенной дозы, последствиями от­
равлений аварийноопасными химическими веществами (АОХВ), реализаци­
ей мероприятий по защите населения от радиоактивных и высокотоксичных
веществ, усилению иммунной и другой защиты населения;

• разработка нормативных и методических документов в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия, в том числе поведения по­
страдавших при возникновении радиоактивных, химических и эпидемиче­
ских очагов в зоне ЧС и за се пределами; контроль за исполнением санитар­
ного законодательства РФ, участие в экологическом мониторинге и слеже­
нии за уровнем содержания вредных веществ в воздухе, почве, воде, продо­
вольственном сырье и пищевых продуктах;

• разработка и реализация неотложных мер по повышению санитарно-эпиде­
миологической надежности водоснабжения, организации питания населения,
сбора и утилизации бытовых и производственных отходов;

• проведение санитарно-эпидемиологической, сапитарно-химической и сани-
тарно-радиационной
разведок, организация наблюдения и лабораторного
контроля на химически опасных и иных объектах и в коллективах, подверг­
шихся воздействию вредных веществ;

• выработка рекомендаций по режиму на объектах экономики, обеззаражива­
нию территорий, помещений, транспорта в зависимости от вида опасного для
населения вредного фактора;

• контроль за полнотой и качеством санитарно-гигиенических мероприятий и
санитарной обработкой населения, проводимых другими ведомствами и служ­
бами; за соблюдением гигиенических правил эвакуации населения и больных;

• разработка и реализация неотложных мер по повышению санитарно-гигие­
нической надежности водоснабжения и питания населения, сбора и утилиза­
ции бытовых и производственных отходов;

• внедрение во всех лечебно-профилактических учреждениях на этапах медицин­
ской эвакуации современных приемов и методов оказания помощи при радиаци­
онных и химических авариях, усиленного противоэпидемического режима;


• осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за объектами водо­
снабжения, предприятиями общественного питания, детскими и другими уч­
реждениями, расположенными в зоне ЧС;

• контроль за полнотой и качеством дезактивации, дегазации, дезинфекции в
зоне ЧС, а также санитарной обработкой населения, проводимых другими ве­
домствами и службами;

• подготовка врачей общей практики, терапевтов, педиатров и врачей скорой
медицинской помощи по вопросам особенностей радиационных поражений,
отравлений и инфекционной патологии в ЧС;

• обучение населения способам защиты от химических и других вредных ве­
ществ и поведению в очагах загрязнения;

• создание и поддержание специальных финансовых и материальных фондов,
резерва лабораторного оборудования, средств индивидуальной защиты, запа­
сов диагностических и иных препаратов, питательных сред, дезередств и
другого расходного имущества;

• проведение экстренной (общей и специальной) и антидотной профилактики.

На местном уровне:

• осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за объектами водо­
снабжения, предприятиями общественного питания, детскими и другими уч­
реждениями, расположенными в зоне ЧС;

• своевременный переход лечебно-профилактических учреждений на работу в
условиях усиленного, а при необходимости и строгого противоэпидемиче­
ского режима;

• целенаправленная работа санитарно-токсикологических, радиологических и
микробиологических лабораторий по проведению массовых исследований по
показаниям;

• обучение населения поведению в очагах химического и радиологического за­
грязнения;

• выдача (по показаниям) радиопротекторов и антидотов, проведение экстрен­
ной (общей и специальной) профилактики.

На объектовом уровне:

• изучение объектов, представляющих потенциальную опасность осложнения
санитарно-эпидемиологической обстановки при^возникновении ЧС (объекты
атомной, химической, микробиологической, пищевой промышленности и во­
доснабжения, канализационные сети и отстойники);

• слежение за состоянием здоровья и работоспособности работающих на объ­
екте, их устойчивости к воздействию факторов ЧС в условиях складываю­
щейся санитарно-гигиенической обстановки;

• установление необходимого количества привлекаемых сил и средств объекта
с указанием сроков их готовности и, по возможности, объемов выполняемых
мероприятий;

• защита персонала, материальных средств и уникального оборудования, а так­
же лабораторных и иных животных с учетом прогнозируемой обстановки
(укрытие в защитных сооружениях, эвакуация, использование средств инди­
видуальной защиты, в том числе и медицинских);



Глава 13. Организация саиитарио-протшюэпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях


13.1. Принципы и задачи ссшитарно-

противоэпидемического обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях




перевод объекта на режим работы в условиях ЧС (управление и связь, пред­
ставление донесений и обмен информацией);

• организация работы специализированных формирований объекта, их снабже­
ние медицинским и специальным имуществом, материально-техническое и
транспортное обеспечение.

Из ЧС природного и техногенного характера для санитарно-эпидемиологиче­ской службы наибольшую значимость имеют те из них, которые более всего ослож­няют санитарно-эпидемиологическую обстановку.

Характерные признаки чрезвычайной эпидемической ситуации, учитывая преж­де всего их важность и направления развития эпидемического процесса, необходимо оценивать по следующим основным критериям:

• риск заноса и распространения инфекционных болезней среди пострадавше­
го населения;

• угроза появления значительного числа случаев инфекционных заболеваний
разной этиологии за счет «фактора перемешивания»;

• возможный социальный и экономический ущерб;

• появление инфекционных болезней с такой степенью тяжести, которая ведет
к тяжелым нарушениям здоровья, препятствующим своевременной эвакуа­
ции больных из зоны ЧС в лечебные учреждения;

• невозможность для региональных (территориальных) органов полностью
справиться с чрезвычайной эпидемической ситуацией из-за отсутствия или
недостатка технического или специально подготовленного персонала, а так­
же необходимых ресурсов или оборудования (лекарственные средства, вак­
цины, лабораторно-диапюстические материалы, средства борьбы с насеко­
мыми, дезинфекционные средства и др.);

• опасность передачи инфекции за пределы зоны ЧС.

По прибытии в зону ЧС специалисты санитарно-эпидемиологической службы обязаны провести тщательное эпидемиологическое расследование, чтобы оценить эпидемическое состояние территории, сформулировать гипотезу о характере возбу­дителя, путях его передачи и возможности дальнейшего развития эпидемии.

Типы ситуаций, которые могут входить в категорию чрезвычайных, неодинако­вы в разных регионах и зависят от двух местных факторов: исходного состояния эн-демичности инфекции и наличия или отсутствия путей передачи возбудителя.

Приведенные в табл. 29 примеры для неэндемичных и эндемичных районов ил­люстрируют ситуации, которые могут быть отнесены к чрезвычайным при распро­странении перечисленных болезней.

При изучении эпидемии должны использоваться аналитические методы. Преду­преждение о развивающейся или возникшей эпидемии может исходить из различных источников, помимо системы раннего оповещения, однако они не всегда надежны, по­этому прежде необходимо подтвердить факт существования эпидемии или ее угрозы.

Первые данные, подтверждающие существование эпидемии, должны привести к выдвижению предварительных гипотез о природе болезни и ее эпидемиологической картине, которые будут служить ориентиром при проведении полевых обследований. Для выявления случаев, соответствующих предварительному (для начального перио­да) определению болезни (или «определению случая»), ставят задачи и выбирают наиболее подходящие для этого методы. Наблюдаемые случаи далее подразделяются на подозрительные, предполагаемые или подтвержденные в зависимости от результа­тов лабораторного обследования с использованием экспресс-методов.


Таблица 29

Чрезвычайные ситуации, связанные с эпидемиями или угрозой их возникновения

Инфекционная болезнь Критерии оценки ситуации
В неэндемичных районах В эндемичных районах
Чума Единичный случай, под­твержденный выделением возбудителя 1. Очаг с несколькими случаями, связанными с передачей грызуна­ми или респираторным путем 2. Эпизоотия среди грызунов
Холера Единичный подтвержден­ный местный случай Резкое повышение заболеваемости по сравнению с обычным уров­нем, особенно при появлении мно­жественных очагов и летальных исходов
Желтая лихорадка Единичный подтвержден­ный случай среди населения при наличии условий рас­пространения возбудителя (комары) Появление новых заболеваний, от­сутствие вакцинации населения, активизация переносчиков инфек­ции и эпизоотического процесса
Геморрагические лихорадки: Ласса, Марбург, Эбола, Аргентинская и др. Единичный подтвержден­ный случай среди населения Появление новых случаев заболе­ваний при наличии условий к дальнейшему распространению инфекции

Анализ данных, собранных эпидемиологическими бригадами, позволяет устано­вить масштабы вспышки во времени и в пространстве. Заболеваемость в различных группах населения выражается показателями, определение которых проводится по показателям заболеваемости, распространенности, коэффициентам летальности. Дан­ные о географическом распространении наносят на карты. Информация о лицах, кон­тактировавших с больными, позволяет определить особенности передачи инфекции и идентифицировать группы высокого риска (они подлежат пристальному эпидемиоло­гическому наблюдению и требуют проведения профилактических и противоэпидеми­ческих мероприятий).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: