Древний Рим

Государство и право Древнего Рима подразделяется на 3 периода:

· Царский период (753-509 гг. до н.э.);

· Республиканский период (509-27 гг. до н.э.);

· Императорский период (27 г. до н.э.- 476 г. н.э.)

В свою очередь императорский период делится на периоды принципата (27 г. до н.э. – 193 г. н.э.) и домината (193 – 476 гг. н.э.).

Во все эти периоды (за исключением периода домината) главными представительными органами были Сенат и Народные собрания. В период республики организация власти была довольно простой, и значительное время удовлетворяло потребности существовавшего тогда государства. На протяжении последующих 5 веков существования республики территория государства значительно увеличилась, но практически это не отразилось на структуре высших органов государства, в том числе представительных. Естественно, что такое положение дел снижало эффективность управления и в последующем стало одной из причин падения республики.

В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике сочетались между собой аристократические и демократические черты, при преобладании первых. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись Народные собрания, Сенат и Магистратура. Предметом нашего рассмотрения будут Народные собрания и Сенат, которые были воплощением тогдашней представительной власти.

Народные собрания. Народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, но не они преимущественно управляли государством. Главным образом это делал другой представительный орган – Сенат, а также Магистраты. В Риме периода республики существовало 3 вида Народных собраний – центуриатные, трибутные и куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократическихи богатых кругов рабовладельцев. Однако, их структура с середины III века до н.э. с расширением территории государства и увеличением числа свободных изменилась не в их пользу: каждый из 5 разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий (электоральная группа римлян) – по 70, а общее число центурий было доведено до 373. Но преобладание аристократии и богатого слоя, тем не менее сохранялось, т.к. в центуриах высших разрядов было гораздо меньше граждан, чем в центуриах меньших разрядов, а пролетарии (неимущий слой граждан), чья численность значительно возросла, по-прежнему составляли одну центурию.

В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики, например, консулов (высшее выборное должностное лицо), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры смертной казни.

Второй вид Народных собраний представляли Трибутные собрания, которые в зависимости от состава жителей триб (административная единица), участвовавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. В начале их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафов. Плебейские собрания кроме того избирали плебейского трибуна (должностное лицо, защищавшее интересы плебеев), а с III века до н.э. они получили право издавать законы, чтобы привело к росту их значения в политической жизни Рима. Но вместе с тем в результате увеличения к этому времени числа сельских триб до 31 (с сохранившимися 4-мя городскими трибами всего стало 35 триб) жителям отдаленных триб стало затруднительно являться в собрания, что позволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих собраниях.

Куриатные собрания после реформ римского царя Сервия Туллия (VI век до н.э.) потеряли былое значение, лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями и в конце концов были заменены Собранием 30 представителей курии – ликторов.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые могли, как и прервать собрания, так и перенести на другой день. Они же председательствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения, голосование по ним было открытым. И только в конце республиканского периода было введено тайное голосование. Важнейшую роль играло то обстоятельство, что решение Центуриатного собрания о принятии законов и избрании должностных лиц в первое столетие существования республики подлежали утверждению Сенатом, но затем в III веке до н.э. это правило было отменено, Сенат получил право предварительно рассматривать вопросы, выносимые на собрание. Таким образом, Сенат фактически направлял деятельность собрания.

Сенат. Важную роль в государственном механизме Рима играл Сенат. Переход к республике усилил влияние Сената как единственно постоянного органа власти, который выражал патрициев.[8] Сенаторы (в начале их было 300, по числу патрицианских родов; а в I веке до н.э. числу сенаторов было увеличено сначала до 600, а затем до 900) не избирались. Специальные должностные лица – цензоры, распределявшие граждан по центуриам и трибам, раз в 5 лет составляли списки сенаторов из представителей знатных семей, уже занимавших государственные должности. Это делало Сенат органом верхушки рабовладельцев, фактически независимым от воли большинства граждан.[9]

Первоначально Сенат имел право утверждать или отклонять решения комиций (собраний). Но уже с IV века до н.э. Сенат стал высказывать несогласие с законопроектом, вынесенным на утверждение комиции предварительно. Мнение Сената в данном случае не было формальностью, поскольку за Сенатом стояли и магистраты, и соответствующие комиции. Исполнительной властью Сенат не обладал и поэтому он обращался к помощи магистратур. Формально Сенат был совещательным органом и его постановления назывались сенатус-консульты, но полномочия Сената были обширными. А именно, он контролировал законодательную деятельность центуриатных (а позже и плебейских) собраний, утверждая их решения а в последствии предварительно рассматривал и возможно отвергал законопроекты. Таким же образом контролировалось избрание должностных лиц (в начале – утверждением избранных, а впоследствии - кандидатур). Большую роль играла то обстоятельство, что в распоряжении Сената находилась казна государства. Он также устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы. Кроме того в полномочия Сената входили: постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу. Важнее значение имели внешнеполитические полномочия Сената. Если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал Сенат. Он дозволял набор в армию и распределял легионы между командующими. Также при возникновении экстраординальных обстоятельств (война, мощное восстание рабов и т.п.) Сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

Вершина власти Сената была в 300-135 гг. до н.э., когда без него не принималось ни одного значительного решения в области внешней и внутренней политики. Падение роли Сената началось в эпоху гражданских войн (II-I века до н.э.), когда государственные дела осуществляли такие исторические личности как Марий, Сулла и Цезарь.[10]

Сенат полностью теряет былое значение, начиная с периода принципата, и его роль практически сошла на нет в период домината.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: