Глава 1. Общая характеристика парламентаризма

Существует несколько определений понятия «парламентаризм». В данной главе я представлю несколько вариантов понятия «парламентаризм».

Парламентаризм - это система правления, основанная на верховенстве представительного (законодательного) органа - парламента в системе органов государственной власти, принципе разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную.[2]

Парламентаризм - система правления, основанная на парламентском правлении.[3]

Парламентаризм-система государственной власти, при котором четко разграничиваются функции ее законодательных и исполнительных органов при признании приоритетной роли парламента как высшего представительного и законодательного органа.[4]

Первые зачатки сформированного народного представительства возникают в Древней Греции - в Афинах. Также некими «зачатками» представительства были и в Спарте. Главными представительными органами в Афинах были народное собрание, совет 500 и Ареопаг. В данной главе будет проделан анализ и будет показан «путь» представительства от Древней Греции и Рима до периода буржуазных революций и современного периода.

Древняя Греция

Афины

Народное собрание. Главным и решающим органом представительства в Афинах было Народное Собрание. В Народном Собрании участвовали все граждане Афин, независимо от имущественного положения. Эти граждане могли быть жителями таких городов как Афины, Пирея и Аттики, которые входили в состав афинского государства. Женщинам было запрещено участвовать в общественной и политической жизни.

Народное Собрание обладало очень широкими полномочиями. Именно здесь принимались законы, объявлялась война, и заключался мир, ратифицировались договоры с другими государствами. Также на Народном Собрании решались вопросы внутригосударственного характера. На Народном Собрании избирались должностные лица, магистраты афинского государства, представлялся отчет после годичного пребывания магистратов, решались вопросы продовольственного снабжения городов, осуществление контроля сдачи в аренду государственного имущества, утверждались крупные завещания. Наряду с этим Народное Собрание обладало воспитательными полномочиями, в частности оно контролировало воспитание юношей, готовых к получению гражданских прав. В компетенцию Народного Собрания входила и такая мера, называемая остракизмом – изгнание на 10 лет любого лица, в отношении которого имелось подозрение в свержении демократического строя.

Важнейшим полномочием Народного Собрания было обсуждение и утверждение государственного бюджета, наделение правами гражданства иностранцев (делалось редко). Таким образом, Народное Собрание было не только законодательным органом, но и административным органом, контролирующий процесс управления государством.[5]

Народное Собрание в Афинах собиралось в определенные сроки: раз в 9 дней, или 4 раза в 36 дней. Годовая же деятельность состояла из 10 циклов. Для упорядочивания работы Народного Собрания на каждый из них вносились важные вопросы. На первом обсуждались основополагающие вопросы, такие как военные, продовольственные, чрезвычайные заявления, а также выносились вопросы о правильности избрания магистратов. На втором же рассматривались личные ходатайства граждан, ходатайства по общественным делам и т.д. Повестка дня предварительно обсуждалась Советом, а председателя Совета избирали по жребию на один день.

В Народном Собрании существовал довольно демократический порядок обсуждения по повесткам дня. Выступать мог каждый гражданин, но не дозволялось не непристойное поведение на ораторской трибуне. Каждый гражданин Афин вне зависимости от своего имущественного положения мог внести любой законопроект. Как сообщают исторические источники, граждане Афин активно участвовали в рассмотрении всех вопросов и тщательно проверяли отчеты должностных лиц и контролировали расходы общественных денег. Каждый афинский магистрат, какое бы высокое положение он не занимал, со страхом ожидал того дня когда он должен будет отчитываться на собрании. Плутарх повествует о том, что наиболее авторитетный правитель и стратег Афин – Перикл несколько дней не виделся с близкими и родными, готовясь к отчету на Народном Собрании. Участие в Народном Собрании давало афинянам ораторские навыки. Аристофан в комедии «Ахарняне» передает общую атмосферу афинского Народного Собрания и показывает как свободно и смело обсуждаются многие вопросы. Герой данного произведения Дикеополь - гражданин Афин решает идти на очередное Народное Собрание и добивается заключения мира со спартанцами.

Несмотря на то, что в работе Народного Собрания имел право участвовать любой гражданин, в том числе из низших слоев, реально принимать участие в многочисленных заседаниях, длившихся порою целый день, они не могли, в силу того, что были заняты каждодневным трудом для прокормления семьи. Чтобы стимулировать участие низших слоев в работе Народного собрания в начале IV века до н.э. был принят закон, устанавливающий материальное вознаграждение за посещение Народного Собрания в размере 3 оболов (средняя заработная плата афинского в день).[6]

Однако, несмотря на все принятые меры, далеко не все граждане Афин могли участвовать в работе Народного Собрания в силу того, что многие из низ жили вдали от Афин (например, в Марафоне, Лемносе и т.д.). Частыми участниками Народных Собраний были граждане, проживающие в Афинах, Пирее или их окрестностях. Из этого следует, что от общего количества граждан (30-40 тыс. человек) реально присутствовало 3-5 тыс. человек. В этом и заключалась причина, почему для остракизма требовалось 6 тыс. человек, притом, что это количество собиралось не без труда.

Совет 500 и Ареопаг. Решения Народного Собрания, становясь государственными законами, начинались со слов «постановил Совет и народ». Данная цитата показывает большую роль Совета в системе афинской демократии. По своему авторитету Совет 500 не уступал Народному Собранию.

Процедура. Совет 500 состоял из 500 человек по 50 от каждой из 10 афинских фил (административная единица в Афинах). Каждый член совета избирался по жребию из нескольких кандидатов, что естественно исключало возможность давления сверху или подкупа. Равномерное представительство от каждой филы обеспечивало интересы живущих там граждан.

Важнейшими задачами Совета были организация работы Народных Собраний и исполнение их обязанностей между перерывами их заседания. Прежде всего, готовилась повестка дня собраний, обсуждались проекты возможных решений (в том числе проекты мирных договоров), бюджет, вопросы снабжения продовольствием, вопросы военного снаряжения, осуществление контроля над законностью избрания должностных лиц и их распоряжений. Также Совет следил за строительством военных кораблей и общественных зданий. Заседания проводились ежедневно в силу широкого круга рассматриваемых вопросов.

Совет 500 формировался из всех слоев афинских граждан. Члены Совета избирались на один год. Повторное избрание в Совет дозволялось через несколько лет, что обеспечивало его постоянное обновление.

Спарта.

Народное Собрание. Спарта, как и Афины, были воплощением полисного устройства. Поэтому в государственных устройствах Афин и Спарты можно увидеть общие черты. Примерами могут служить сосредоточение политической жизни в рамках гражданского коллектива, наличие коллективной собственности античного типа, тесная связь политической и военной организации общества, республиканская форма правления. Однако, между государственным строем Афин и Спарты были существенные различия, в силу того что в Афинах существовала демократическая система устройства, а в Спарте – олигархическая.

Аристократический характер государственного устройства Спарты не был случен, он происходил из глубинных социально-экономических отношений. Эти социально-экономические отношения выражались в господстве натурального хозяйства, слабом развитии ремесел и торговли, в военном характере спартанского общества. Все эти указанные причины способствовали тому, что в Спарте сформировалась особая политическая система с повышенной ролью органов военного управления и воспитания, а малочисленность органов гражданского управления.

Высшим органом государственной власти в Спарте было Народное Собрание (апелла), представляющее собой собрание всех полноправных граждан-спартиатов. На Апелле утверждались мирные договоры и объявления войны, избирались должностные лица, военные командиры, решались вопросы наследования царской власти (в Спарте было два царя), освобождались илоты (промежуточное состояние между крепостным и рабом), если у них не было законных наследников. Существенные изменения в законодательстве также должны были утверждены на Апелле. Однако, в целом, спартанская Апелла играла меньшую роль, по сравнению с Афинским Народным собранием. Одна из существенных отличий между ними заключалась в том, что участники Апеллы могли отвергать или принимать законопроект без обсуждения. Право вносить законопроект могли лишь Совет геронтов и эфоры. Спартанская Апелла собиралась не регулярно, по решению должностных лиц. На Апелле не обсуждались финансовые вопросы, не контролировалась деятельность магистратов, не разбирались судебные дела. Благодаря этому появились возможности для того, чтобы спартанская олигархия направляла деятельность Апеллы в нужное русло и влияло на его работу. Таким образом, если в Афинах Народное Собрание не только формально, но и реально защищало интересы большинства граждан, то в Спарте Апелла защищала интересы верхушки. Более того, Совет геронтов (старейшины) в Спарте мог отменить решение Апеллы, если считал его неприемлемым.

Геруссия (совет геронтов) и коллегия эфоров. Решающую роль в государственном управлении Спарта играла геруссия с численностью 30 членов, из которых 28 были старше 60 лет (отсюда и название «совет геронтов» – «геронт» по-гречески старик). Геронты избирались из среды спартанской аристократии, должность члена герусии была пожизненной. Помимо 28 геронтов в герусию входили 2 спартанских царя (вне зависимости от возраста). Геруссия никому не подчинялась и ни одним органом не контролировалась, существовала наряду с Апеллой и даже могла отменить ее решения. По сравнению с Советом 500 в Афинах, где он был рабочим органом Народного Собрания (подготавливал заседания и оформлял решения), то в Спарте все решения принимала Геруссия, лишь изредка отдавала их на формальное утверждение Апеллы. Как полновластный орган государственной власти Герусия обладала неограниченными полномочиями. Она заседала ежедневно и руководила всеми делами, в том числе военными, финансовыми и судебными. Геруссия также могла приговорить к смертной казни, изгнать из страны, лишить гражданских прав, возбуждать судебное преследование против спартанских царей. Геруссия принимала отчеты у эфоров (надзирателей), когда они заканчивали пребывание на своем посту. Таким образом, все нити государственного управления находились либо под их контролем, либо же были сосредоточены в их руках.

Не менее авторитетным органом Спарты была коллегия эфоров. Эфоры избирались на один год Апеллой из всех граждан Спарты, а не из узкого круга лиц, как геронты. Однако, это формальное правило далеко не всегда соблюдалось и очень часто эфорами становились представители знатных родов. Процедура избрания эфоров, как и геронтов по выражению Аристотеля бала детской. Дело в том, что небольшая группа специальных выборщиков закрывалась в темном помещении, кандидатов на должность геронта или эфора проводили мимо этого помещения, а пришедшие на Апеллу спартанцы криком или молчанием «голосовали» за кандидата, а сидящие в этом помещении выборщики фиксировали «результаты голосования» и определяли, какое одобрение было более шумным. Разумеется, что при таком порядке произвол не исключался.

Коллегия эфоров обладала настолько большой властью, что Аристотель сравнивал их власть с властью тиранов, которые единолично правили греческими полисами (города-государства) в IV веке до н.э. По имени старшего эфора назывался год в Спарте.[7] Коллегия эфоров считалась независимой от Апеллы и герусии. Эфоры отвечали за прочность и стабильность спартанского законодательства и в силу этого обладали огромными полномочиями контроля должностных лиц. Большое значение придавалось контролю над деятельностью спартанских царей. Именно на эфорах лежала задача не допущение превращения спартанской олигархии в монархию. По спартанским законам раз в месяц эфоры принимали клятву царей о соблюдении существующих законов. Двое из эфоров были обязаны сопровождать царей во время военных походов для того чтобы вызвать подозрительность и вражду царями с целью их взаимного контроля. Эфоры имели право привлекать царей к суду герусии, могли вести переговоры с послами других государств, созывать и председательствовать на заседаниях Апеллы и даже Герусии. Очень важной функцией эфоров было наблюдение за воспитанием спартанских юношей и при отступлении от системы спартанского воспитания привлекали к судебной ответственности виновных.

В компетенцию Эфоров входил и надзор, и верховное управление над илотами и периэками (одна из групп свободного населения Спарты). При вступлении на должность эфоры подтверждали старый закон об объявлении криптий (войны против илотов освященные древним обычаем).

Эфоры, как правило, действовали совместно с герондами. Именно перед Геруссией ими возбуждались судебные преследования. Они также могли председательствовать на некоторых заседаниях геронтов. Эфоры вносили на утверждение Апеллы законопроекты, которые они согласовывали с геронтами. Это были органы спартанской олигархии, руководившие всеми сторонами жизни спартанского общества. Их малочисленность создавала возможность их подкупа, что имело место в V-IV вв. до н.э. Аристотель сообщает что, «эфоров легко можно было подкупить, и в прежнее время такие факты подкупа нередко случались, да и недавно они имели место в андросском деле, когда некоторые из эфоров, соблазненные деньгами, погубили насколько, по крайней мере, от них зависело, все государство». Злоупотребления властью эфорами и геронтами облегчалось тем, что практически они были бесконтрольны, связаны круговой порукой и их невозможно было привлечь к судебной ответственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: