РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика детей младенческого и раннего возраста»
для ООП «050700 – Специальное (дефектологическое) образование»
Профили: «Специальная психология», «Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Специальная дошкольная педагогика и психология»
по циклу Б. 3 – профессиональный цикл, курсы по выбору студента
Очная форма обучения Курс – 3 Семестр – 6 Объем в часах всего – 144 в т.ч.: лекции – 28 практические занятия – 30 самостоятельная работа – 86 Зачет – 6 семестр | Заочная форма обучения Курс – 3 Семестр – 6 Объем в часах всего – 144 в т.ч.: лекции – 8 практические занятия – 10 самостоятельная работа – 126 Зачет - 6 семестр |
Екатеринбург 2011
Рабочая учебная программа по дисциплине
«Психолого-педагогическая диагностика детей младенческого и раннего возраста»
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Екатеринбург, 2011. - 29 с.
Составитель: Алмазова Ольга Владимировна, профессор, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра специальной педагогики и специальной психологии Института специального образования УрГПУ.
|
|
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры специальной педагогики и специальной психологии УрГПУ
Протокол от г. №. Зав. кафедрой
Олег Леонидович Алексеев
Руководитель учебного подразделения
Ирина Александровна Филатова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Цели и задачи дисциплины
Актуальность изучения дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика детей младенческого и раннего возраста» заключается в том, что будущие бакалавры в области специального образования должны хорошо знать закономерности нормально развивающихся детей, чтобы научиться дифференцировать проявления возрастных особенностей детей и проявления специфических особенностей, характерных для детей с теми или иными отклонениями или нарушениями развития. При этом студенты не должны забывать, что закономерности психического развития одинаковы для нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (согласно учению Л.С. Выготского).
Специфика данной дисциплины заключается в том, что она углубляет и уточняет знания студентов об иерархии выявления тех или иных отклонений в развитии детей в самом начале их онтогенеза, даёт сведения о диагностически значимых признаках отклонений и нарушений развития детей этого возраста.
Дисциплина призвана вооружить студентов конкретными знаниями, умениями и навыками в области психолого-педагогической диагностики нарушений развития детей младенческого и раннего возраста с целью определения направлений оказания им своевременной психолого-педагогической коррекционной помощи.
|
|
Задачи:
- Дать знания о проблемах ранней диагностики детского развития.
- Актуализировать знания теоретических основ возрастной психологии в отношении детей младенческого и раннего возраста.
- Актуализировать знания теоретических основ психолого-педагогической диагностики нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Конкретизировать и систематизировать знания об основных показателях нервно-психического развития детей первых лет жизни.
- Конкретизировать и систематизировать знания об арсенале психодиагностических средств, применяемых при определении уровня развития детей первых лет жизни.
- Актуализировать знания теоретических основ патопсихологии и психопатологии в отношении детей младенческого и раннего возраста.
- Углубить знания и представления об этиологии нарушений развития детей младенческого и раннего возраста.
- Конкретизировать и систематизировать знания об основных показателях нарушений нервно-психического развития детей первых трёх лет жизни.
- Формировать умения и навыки самостоятельной работы по темам и разделам дисциплины.
1.2. Место дисциплины в структуре ООП
Учебная дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика детей младенческого и раннего возраста» является дисциплиной ООП «050700 – Специальное (дефектологическое) образование» по профилям: «Специальная психология», «Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Специальная дошкольная педагогика и психология», по циклу Б. 3 – профессиональный цикл, по части «Курсы по выбору студента».
Дисциплина опирается на знания студентов, полученные в рамках таких дисциплин, как «Психология» (Б.3.Б.01), «Специальная психология» (Б.3. Б.03), «Медико-биологические основы дефектологии» (Б.3.Б.05), «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья» (Б.3.Б.07) - базовая (общепрофессиональная) часть профессионального цикла. «Клиника интеллектуальных нарушений» (Б.3.В.01), «Психология детей с теми или иными отклонениями в развитии (слуха, зрения, речи, эмоционально-волевой сферы, интеллекта) в зависимости от профиля подготовки бакалавров - вариативная часть профессионального цикла. В то же время она сама является базой под последующие за ней дисциплины вариативной части профессионального цикла (Б.3.В.), а также дисциплины по выбору студентов.
1.3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способности к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);
- способности использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии (ОП-3);
- способности к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования детей младенческого и раннего возраста как нормально развивающихся, так и с ограниченными возможностями здоровья на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);
- готовности к сбору, анализу и систематизации информации о ранней диагностике детей младенческого и раннего возраста (в сфере профессиональной деятельности) (ПК-9);
- способности осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний о проблемах раннего выявления отклонений и нарушений развития детей первых трех лет жизни среди населения (ПК-14).
В результате изучения дисциплины студент должен:
|
|
Знать:
- Основные аспекты проблемы ранней диагностики детского развития.
- Возрастные особенности детей первых трех лет жизни.
- Теоретические основы психолого-педагогической диагностики как научной дисциплины.
- Методы и методики психолого-педагогической диагностики особенностей развития детей первых трех лет жизни.
- Основные показатели нервно-психического развития детей первых трех лет жизни.
- Основной понятийно-терминологический аппарат дисциплины.
- Особенности подготовки и применения стимульного материала в психолого-педагогических диагностических процедурах обследования детей младенческого и раннего возраста.
- Цели, задачи и содержание работы психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) и экспертного совета при ней (психолого-медико-педагогической комиссии) в отношении детей младенческого и раннего возраста.
- Категории детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Технологии проведения психолого-педагогического обследования детей младенческого и раннего возраста, имеющих отклонения в развитии.
- Основы дифференциальной диагностики отклонений в развитии у детей первых трёх лет жизни.
- Уровни диагностики: скрининг-диагностика, дифференциальная диагностика, феноменологическая диагностика. Специфика уровней диагностики в отношении детей первых трех лет жизни.
- Методы и приёмы самостоятельной работы с источниками специальной литературы, в том числе с Интернет-ресурсами.
Уметь:
- Грамотно и адекватно ситуации оперировать основными терминами и понятиями, касающимися психолого-педагогической диагностики детей первых трех лет жизни, уточнять их происхождение и сущность по словарям, давать им сравнительную характеристику.
- Анализировать конкретную информацию о детях первых лет жизни (медицинскую, психологическую, педагогическую).
- Составлять таблицы основных показателей нервно-психического, умственного, речевого, эмоционального и др. развития детей младенческого и раннего возраста.
- Обосновывать подбор психодиагностических и педагогических методов и методик для обследования детей младенческого и раннего возраста.
- Подбирать и изготавливать стимульный материал с целью создания учебного диагностического альбома для обследования детей младенческого и раннего возраста.
- Оказывать консультативную помощь родителям детей, а также коллегам: педагогам, психологам, воспитателям – всем, нуждающимся в знаниях в области психолого-педагогической диагностики детей младенческого и раннего возраста.
- Самостоятельно подбирать литературу, готовить доклады и сообщения по темам дисциплины; публично выступать с докладами и защитой рефератов.
- Самостоятельно работать с литературными источниками: цитировать, аннотировать, конспектировать, реферировать.
Владеть:
|
|
- Навыками грамотного и адекватного ситуации применения основного понятийно-терминологического аппарата дисциплины.
- Навыками применения собственных знаний при анализе информации (клинической, психологической, педагогической) о проблемах ранней диагностики развития детей младенческого и раннего возраста, полученной из разных источников, в том числе через Интернет-ресурсы.
- Навыками составления таблиц основных показателей нервно-психического, умственного, речевого, эмоционального и др. развития детей младенческого и раннего возраста.
- Навыками подбора психодиагностических и педагогических методов и методик для обследования детей младенческого и раннего возраста и изготовления стимульного материала к ним.
- Навыками оказания консультативной помощи лицам, заинтересованным в получении информации о проблемах ранней диагностики детей первых трех лет жизни.
- Навыками самостоятельной работы по разделам и темам дисциплины.
1.4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Дисциплина изучается студентами, выбравшими её, в 6 семестре третьего года подготовки бакалавров. Всего на изучение дисциплины отводится 144 часа, из них: 28 часов – лекционные занятия, 30 часов – практические занятия, 86 часов – самостоятельная работа студентов по разделам и темам дисциплины. Изучение дисциплины завершается зачетом в 6 семестре.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно-тематический план очной формы обучения
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего трудоёмкость | Аудиторные занятия | Само-стоя-тель-ная работа | ||
Всего | Лекции | Практич. | ||||
1. | Психолого-педагогическая диагностика детей первого года жизни: 1.1. Диагностика нервно-психи-ческого развития детей в период новорожденности; 1.2. Психолого-педагогическая ди-агностика развития детей первого полугодия жизни (от 1-го до 6-ти месяцев); 1.3. Психолого-педагогическая ди-агностика развития детей второго полугодия жизни (от 6-ти до 12-ти месяцев) | |||||
2. | Психолого-педагогическая диагностика детей второго года жизни: 2.1. Психолого-педагогическая ди-агностика развития предметной деятельности у детей второго года жизни; 2.2. Основные показатели разви-тия ребёнка в период от одного до двух лет. | |||||
3. | Психолого-педагогическая диагностика детей треть-его года жизни: 3.1. Основные линии развития детей третьего года жизни; 3.2. Основные показатели разви-тия ребёнка в период от двух до трёх лет. | |||||
4. | Психолого-педагогическая диагностика основных от-клонений и нарушений раз-вития детей младенческого и раннего возраста: 4.1. Современные подходы к диаг-ностике отклонений в развитии у детей младенческого и раннего возраста; 4.2. Иерархия выявления нару-шений и отклонений детского развития в младенческом и раннем возрасте | |||||
Итого: |
Учебно-тематический план заочной формы обучения
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего трудоёмкость | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | ||
Всего | Лекции | Практич. | ||||
1. | Психолого-педагогическая диагностика детей первого года жизни: 1.1. Диагностика нервно-психи-ческого развития детей в период новорожденности; 1.2. Психолого-педагогическая ди-агностика развития детей первого полугодия жизни (от 1-го до 6-ти месяцев); 1.3. Психолого-педагогическая ди-агностика развития детей второго полугодия жизни (от 6-ти до 12-ти месяцев) | 15,5 15,5 | 1,5 1,5 | 0,5 0,5 | ||
2. | Психолого-педагогическая диагностика детей второго года жизни: 2.1. Психолого-педагогическая ди-агностика развития предметной деятельности у детей второго года жизни; 2.2. Основные показатели разви-тия ребёнка в период от одного до двух лет. | |||||
3. | Психолого-педагогическая диагностика детей треть-его года жизни: 3.1. Основные линии развития детей третьего года жизни; 3.2. Основные показатели разви-тия ребёнка в период от двух до трёх лет. | |||||
4. | Психолого-педагогическая диагностика основных от-клонений и нарушений раз-вития детей младенческого и раннего возраста: 4.1. Современные подходы к диаг-ностике отклонений в развитии у детей младенческого и раннего возраста; 4.2. Иерархия выявления нару-шений и отклонений детского развития в младенческом и раннем возрасте | 16,5 16,5 | 2,5 2,5 | 1,5 1,5 | ||
Итого: |