Пояснительная записка. По дисциплине «психолого-педагогическая диагностика детей младенческого и раннего возраста»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика детей младенческого и раннего возраста»

для ООП «050700 – Специальное (дефектологическое) образование»

Профили: «Специальная психология», «Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Специальная дошкольная педагогика и психология»

по циклу Б. 3 – профессиональный цикл, курсы по выбору студента

Очная форма обучения Курс – 3 Семестр – 6 Объем в часах всего – 144 в т.ч.: лекции – 28 практические занятия – 30 самостоятельная работа – 86 Зачет – 6 семестр Заочная форма обучения Курс – 3 Семестр – 6 Объем в часах всего – 144 в т.ч.: лекции – 8 практические занятия – 10 самостоятельная работа – 126 Зачет - 6 семестр

Екатеринбург 2011


Рабочая учебная программа по дисциплине

«Психолого-педагогическая диагностика детей младенческого и раннего возраста»

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2011. - 29 с.

Составитель: Алмазова Ольга Владимировна, профессор, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра специальной педагогики и специальной психологии Института специального образования УрГПУ.

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры специальной педагогики и специальной психологии УрГПУ

Протокол от г. №. Зав. кафедрой

Олег Леонидович Алексеев

Руководитель учебного подразделения

Ирина Александровна Филатова


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цели и задачи дисциплины

Актуальность изучения дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика детей младенческого и раннего возраста» заключается в том, что будущие бакалавры в области специального образования должны хорошо знать закономерности нормально развивающихся детей, чтобы научиться дифференцировать проявления возрастных особенностей детей и проявления специфических особенностей, характерных для детей с теми или иными отклонениями или нарушениями развития. При этом студенты не должны забывать, что закономерности психического развития одинаковы для нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (согласно учению Л.С. Выготского).

Специфика данной дисциплины заключается в том, что она углубляет и уточняет знания студентов об иерархии выявления тех или иных отклонений в развитии детей в самом начале их онтогенеза, даёт сведения о диагностически значимых признаках отклонений и нарушений развития детей этого возраста.

Дисциплина призвана вооружить студентов конкретными знаниями, умениями и навыками в области психолого-педагогической диагностики нарушений развития детей младенческого и раннего возраста с целью определения направлений оказания им своевременной психолого-педагогической коррекционной помощи.

Задачи:

  • Дать знания о проблемах ранней диагностики детского развития.
  • Актуализировать знания теоретических основ возрастной психологии в отношении детей младенческого и раннего возраста.
  • Актуализировать знания теоретических основ психолого-педагогической диагностики нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Конкретизировать и систематизировать знания об основных показателях нервно-психического развития детей первых лет жизни.
  • Конкретизировать и систематизировать знания об арсенале психодиагностических средств, применяемых при определении уровня развития детей первых лет жизни.
  • Актуализировать знания теоретических основ патопсихологии и психопатологии в отношении детей младенческого и раннего возраста.
  • Углубить знания и представления об этиологии нарушений развития детей младенческого и раннего возраста.
  • Конкретизировать и систематизировать знания об основных показателях нарушений нервно-психического развития детей первых трёх лет жизни.
  • Формировать умения и навыки самостоятельной работы по темам и разделам дисциплины.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП

Учебная дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика детей младенческого и раннего возраста» является дисциплиной ООП «050700 – Специальное (дефектологическое) образование» по профилям: «Специальная психология», «Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Специальная дошкольная педагогика и психология», по циклу Б. 3 – профессиональный цикл, по части «Курсы по выбору студента».

Дисциплина опирается на знания студентов, полученные в рамках таких дисциплин, как «Психология» (Б.3.Б.01), «Специальная психология» (Б.3. Б.03), «Медико-биологические основы дефектологии» (Б.3.Б.05), «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья» (Б.3.Б.07) - базовая (общепрофессиональная) часть профессионального цикла. «Клиника интеллектуальных нарушений» (Б.3.В.01), «Психология детей с теми или иными отклонениями в развитии (слуха, зрения, речи, эмоционально-волевой сферы, интеллекта) в зависимости от профиля подготовки бакалавров - вариативная часть профессионального цикла. В то же время она сама является базой под последующие за ней дисциплины вариативной части профессионального цикла (Б.3.В.), а также дисциплины по выбору студентов.

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • способности к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);
  • способности использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии (ОП-3);
  • способности к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования детей младенческого и раннего возраста как нормально развивающихся, так и с ограниченными возможностями здоровья на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);
  • готовности к сбору, анализу и систематизации информации о ранней диагностике детей младенческого и раннего возраста (в сфере профессиональной деятельности) (ПК-9);
  • способности осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний о проблемах раннего выявления отклонений и нарушений развития детей первых трех лет жизни среди населения (ПК-14).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • Основные аспекты проблемы ранней диагностики детского развития.
  • Возрастные особенности детей первых трех лет жизни.
  • Теоретические основы психолого-педагогической диагностики как научной дисциплины.
  • Методы и методики психолого-педагогической диагностики особенностей развития детей первых трех лет жизни.
  • Основные показатели нервно-психического развития детей первых трех лет жизни.
  • Основной понятийно-терминологический аппарат дисциплины.
  • Особенности подготовки и применения стимульного материала в психолого-педагогических диагностических процедурах обследования детей младенческого и раннего возраста.
  • Цели, задачи и содержание работы психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) и экспертного совета при ней (психолого-медико-педагогической комиссии) в отношении детей младенческого и раннего возраста.
  • Категории детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Технологии проведения психолого-педагогического обследования детей младенческого и раннего возраста, имеющих отклонения в развитии.
  • Основы дифференциальной диагностики отклонений в развитии у детей первых трёх лет жизни.
  • Уровни диагностики: скрининг-диагностика, дифференциальная диагностика, феноменологическая диагностика. Специфика уровней диагностики в отношении детей первых трех лет жизни.
  • Методы и приёмы самостоятельной работы с источниками специальной литературы, в том числе с Интернет-ресурсами.

Уметь:

  • Грамотно и адекватно ситуации оперировать основными терминами и понятиями, касающимися психолого-педагогической диагностики детей первых трех лет жизни, уточнять их происхождение и сущность по словарям, давать им сравнительную характеристику.
  • Анализировать конкретную информацию о детях первых лет жизни (медицинскую, психологическую, педагогическую).
  • Составлять таблицы основных показателей нервно-психического, умственного, речевого, эмоционального и др. развития детей младенческого и раннего возраста.
  • Обосновывать подбор психодиагностических и педагогических методов и методик для обследования детей младенческого и раннего возраста.
  • Подбирать и изготавливать стимульный материал с целью создания учебного диагностического альбома для обследования детей младенческого и раннего возраста.
  • Оказывать консультативную помощь родителям детей, а также коллегам: педагогам, психологам, воспитателям – всем, нуждающимся в знаниях в области психолого-педагогической диагностики детей младенческого и раннего возраста.
  • Самостоятельно подбирать литературу, готовить доклады и сообщения по темам дисциплины; публично выступать с докладами и защитой рефератов.
  • Самостоятельно работать с литературными источниками: цитировать, аннотировать, конспектировать, реферировать.

Владеть:

  • Навыками грамотного и адекватного ситуации применения основного понятийно-терминологического аппарата дисциплины.
  • Навыками применения собственных знаний при анализе информации (клинической, психологической, педагогической) о проблемах ранней диагностики развития детей младенческого и раннего возраста, полученной из разных источников, в том числе через Интернет-ресурсы.
  • Навыками составления таблиц основных показателей нервно-психического, умственного, речевого, эмоционального и др. развития детей младенческого и раннего возраста.
  • Навыками подбора психодиагностических и педагогических методов и методик для обследования детей младенческого и раннего возраста и изготовления стимульного материала к ним.
  • Навыками оказания консультативной помощи лицам, заинтересованным в получении информации о проблемах ранней диагностики детей первых трех лет жизни.
  • Навыками самостоятельной работы по разделам и темам дисциплины.

1.4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Дисциплина изучается студентами, выбравшими её, в 6 семестре третьего года подготовки бакалавров. Всего на изучение дисциплины отводится 144 часа, из них: 28 часов – лекционные занятия, 30 часов – практические занятия, 86 часов – самостоятельная работа студентов по разделам и темам дисциплины. Изучение дисциплины завершается зачетом в 6 семестре.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно-тематический план очной формы обучения

№ п/п Наименование раздела, темы Всего трудоёмкость Аудиторные занятия Само-стоя-тель-ная работа
Всего Лекции Практич.
1. Психолого-педагогическая диагностика детей первого года жизни: 1.1. Диагностика нервно-психи-ческого развития детей в период новорожденности; 1.2. Психолого-педагогическая ди-агностика развития детей первого полугодия жизни (от 1-го до 6-ти месяцев); 1.3. Психолого-педагогическая ди-агностика развития детей второго полугодия жизни (от 6-ти до 12-ти месяцев)          
2. Психолого-педагогическая диагностика детей второго года жизни: 2.1. Психолого-педагогическая ди-агностика развития предметной деятельности у детей второго года жизни; 2.2. Основные показатели разви-тия ребёнка в период от одного до двух лет.          
3. Психолого-педагогическая диагностика детей треть-его года жизни: 3.1. Основные линии развития детей третьего года жизни; 3.2. Основные показатели разви-тия ребёнка в период от двух до трёх лет.          
4. Психолого-педагогическая диагностика основных от-клонений и нарушений раз-вития детей младенческого и раннего возраста: 4.1. Современные подходы к диаг-ностике отклонений в развитии у детей младенческого и раннего возраста; 4.2. Иерархия выявления нару-шений и отклонений детского развития в младенческом и раннем возрасте          
  Итого:          

Учебно-тематический план заочной формы обучения

№ п/п Наименование раздела, темы Всего трудоёмкость Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Всего Лекции Практич.
1. Психолого-педагогическая диагностика детей первого года жизни: 1.1. Диагностика нервно-психи-ческого развития детей в период новорожденности; 1.2. Психолого-педагогическая ди-агностика развития детей первого полугодия жизни (от 1-го до 6-ти месяцев); 1.3. Психолого-педагогическая ди-агностика развития детей второго полугодия жизни (от 6-ти до 12-ти месяцев)   15,5 15,5   1,5 1,5 0,5 0,5    
2. Психолого-педагогическая диагностика детей второго года жизни: 2.1. Психолого-педагогическая ди-агностика развития предметной деятельности у детей второго года жизни; 2.2. Основные показатели разви-тия ребёнка в период от одного до двух лет.          
3. Психолого-педагогическая диагностика детей треть-его года жизни: 3.1. Основные линии развития детей третьего года жизни; 3.2. Основные показатели разви-тия ребёнка в период от двух до трёх лет.          
4. Психолого-педагогическая диагностика основных от-клонений и нарушений раз-вития детей младенческого и раннего возраста: 4.1. Современные подходы к диаг-ностике отклонений в развитии у детей младенческого и раннего возраста; 4.2. Иерархия выявления нару-шений и отклонений детского развития в младенческом и раннем возрасте   16,5 16,5   2,5 2,5     1,5 1,5  
  Итого:          

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: