Структура
1. Введение
2. Основная часть:
Христианское понятие святости. Его истоки
Понятие «святости» в Ветхом и Новом Завете
1.1 Святость в Ветхом Завете
1.2 Святость в Новом Завете
Догматический аспект: Господь – источник святости
2.1 Святость как свойство Божие
2.2 Бог – источник святости святых
Каноническое обоснование почитания святых
3.1 Краткая история почитания святых
3.2 Канонические правила: VII Вселенский Собор
Процесс канонизации
4.1 История канонизации
4.2 Требования для канонизации
4.3 Житийный канон
Пастырский аспект - преемство святости
5.1 «Господь судил, чтобы люди учились от людей» – преемство
5.2 Пастырь как образ Христа, образец святости для паствы
Чины святых в Православной Церкви или пути достижения святости
Апостолы и равноапостольные
1.1 Сущность подвига
1.2 Наиболее почитаемые святые
1.3 Служба Апостолам и равноапостольным
1.4 Иконография
Мученики
2.1 Сущность подвига
2.2 Наиболее почитаемые святые
|
|
2.3 Служба мученикам
2.4 Иконография
Преподобные
3.1 Сущность подвига
3.2 Наиболее почитаемые святые
3.3 Служба преподобным
3.4 Иконография
3.5 Вопрос о старчестве
Святители
4.1 Сущность подвига
4.2 Наиболее почитаемые святые
4.3 Служба святителям
4.4 Иконография
Святость в миру: благоверные, юродивые, праведные
5.1 Сущность служения
5.2 Многообразие подвига в миру
5.3 Наиболее почитаемые святые
5.4 Служба блаженным, юродивым и праведным
5.5 Иконография
§3. Современное состояние вопроса
1. Проблемы канонизации новомучеников
2. Процесс канонизации святых между Поместными Церквями XX - нач. XXI века
3. Заключение
4. Библиография
5. Приложение
Введение
Учение о святости (греч. ἁγιος - святой, λόγος - слово, понятие) - является важным разделом богословия, который связан с целым рядом богословских дисциплин: Библеистика, Догматическое богословие, Аскетика, Каноническое Право, Патристика, а также иконография, гимнография и Агиография (раздел агиологии). Все эти связи были учтены при написании доклада, что отражено в структуре.
Христианское понятие святости. Его истоки
Святость» в Ветхом и Новом Завете
Святость в Ветхом Завете
В Ветхом Завете слово «святость» связано с семитским корнем «кодеш». По большей части, слова с данным корнем относятся к Ягве или личностям и вещам, которые связаны с Ним. В Ветхом Завете понятие «святой» равнозначно понятию «божественный»[1]. «Кодеш» означает выделить, очистить, объявить что-то неприкосновенным. Отсюда вытекает то, что Богу подобает особое, освященное место (Исх. 19:23), Он отделен, очищен от всякого греха и ненавидит его, а так же Ягве клянется Своей святостью (Ам. 4:2). Израиль призывается к святости, так как свят Господь (Лев. 19:2, 20:26). Он должен быть очищен, посвящен Богу, отделен от других народов. Бог явил Свою святость Израилю и желает явить ее и другим народам (Иез. 38:23). Можно увидеть и то, что святость является знаком «трансцендентности Бога, Его сила таинственна и ужасает» (Исх. 19:18). Святость проявляется и в любви и всепрощении Бога (Ос. 11:9). Она является отличительной Его чертой, само имя Господа свято (Пс. 32:21). Через «святость» показывается исключительность Бога Израилева для того, чтобы люди только Его признали истинным Богом. «Порука спасения» для людей есть святость Самого Бога (Ис. 43:3, 62:12, Ис. 45:22). Здесь видна связь между спасением и святостью в Ветхом Завете. Присутствует завет, чтобы имя Господа не бесчестилось (Лев. 22:32), Он устанавливает культ и дает требования для его чистоты, так как только правильно совершенный он являет славу Божию (Лев. 9:6-23, 3Цар. 8:10). Сам культ призывает человека соблюдать Закон с верой, стремиться к совершенству, бояться Господа и «свято чтить Его» (Ис. 8:13). Когда Господь устанавливает культ, то в нем выделяет Себе место (храм), избирает служителей (священники, пророки и т.д.) и врем (например, субботы). Все это Он освящает, но их святость – не тоже, что у Бога, так как они освящены по Закону Его, по тем установлениям, которые Он дал. Бог дает Израилю чистоту через жертвенную кровь (Лев. 17:11) и очищение сердца (Пс. 50).
|
|
Однако, в Ветхом Завете есть различие святости: в Законе упор сделан на ритуал, пророки же его делают на внутреннем состоянии человека, говорят о том, что мало исполнять закон внешне, необходима «правда, послушание, милость и любовь» (Ис. 10-20). «Ибо милость – это Господь, и святость – это Господь» (Ос. 6:6). Но нельзя не отметить то, что в ветхозаветном представлении еще нет любви к врагам. Пророки только говорят о полноте святости, которое «откроется через святых приближающегося эсхатологического Царства» (Дан. 7:18-22)[2].