Святость в Ветхом Завете

Структура

1. Введение

2. Основная часть:

Христианское понятие святости. Его истоки

Понятие «святости» в Ветхом и Новом Завете

1.1 Святость в Ветхом Завете

1.2 Святость в Новом Завете

Догматический аспект: Господь – источник святости

2.1 Святость как свойство Божие

2.2 Бог – источник святости святых

Каноническое обоснование почитания святых

3.1 Краткая история почитания святых

3.2 Канонические правила: VII Вселенский Собор

Процесс канонизации

4.1 История канонизации

4.2 Требования для канонизации

4.3 Житийный канон

Пастырский аспект - преемство святости

5.1 «Господь судил, чтобы люди учились от людей» – преемство

5.2 Пастырь как образ Христа, образец святости для паствы

Чины святых в Православной Церкви или пути достижения святости

Апостолы и равноапостольные

1.1 Сущность подвига

1.2 Наиболее почитаемые святые

1.3 Служба Апостолам и равноапостольным

1.4 Иконография

Мученики

2.1 Сущность подвига

2.2 Наиболее почитаемые святые

2.3 Служба мученикам

2.4 Иконография

Преподобные

3.1 Сущность подвига

3.2 Наиболее почитаемые святые

3.3 Служба преподобным

3.4 Иконография

3.5 Вопрос о старчестве

Святители

4.1 Сущность подвига

4.2 Наиболее почитаемые святые

4.3 Служба святителям

4.4 Иконография

Святость в миру: благоверные, юродивые, праведные

5.1 Сущность служения

5.2 Многообразие подвига в миру

5.3 Наиболее почитаемые святые

5.4 Служба блаженным, юродивым и праведным

5.5 Иконография

§3. Современное состояние вопроса

1. Проблемы канонизации новомучеников

2. Процесс канонизации святых между Поместными Церквями XX - нач. XXI века

3. Заключение

4. Библиография

5. Приложение

Введение

Учение о святости (греч. ἁγιος - святой, λόγος - слово, понятие) - является важным разделом богословия, который связан с целым рядом богословских дисциплин: Библеистика, Догматическое богословие, Аскетика, Каноническое Право, Патристика, а также иконография, гимнография и Агиография (раздел агиологии). Все эти связи были учтены при написании доклада, что отражено в структуре.

Христианское понятие святости. Его истоки

Святость» в Ветхом и Новом Завете

Святость в Ветхом Завете

В Ветхом Завете слово «святость» связано с семитским корнем «кодеш». По большей части, слова с данным корнем относятся к Ягве или личностям и вещам, которые связаны с Ним. В Ветхом Завете понятие «святой» равнозначно понятию «божественный»[1]. «Кодеш» означает выделить, очистить, объявить что-то неприкосновенным. Отсюда вытекает то, что Богу подобает особое, освященное место (Исх. 19:23), Он отделен, очищен от всякого греха и ненавидит его, а так же Ягве клянется Своей святостью (Ам. 4:2). Израиль призывается к святости, так как свят Господь (Лев. 19:2, 20:26). Он должен быть очищен, посвящен Богу, отделен от других народов. Бог явил Свою святость Израилю и желает явить ее и другим народам (Иез. 38:23). Можно увидеть и то, что святость является знаком «трансцендентности Бога, Его сила таинственна и ужасает» (Исх. 19:18). Святость проявляется и в любви и всепрощении Бога (Ос. 11:9). Она является отличительной Его чертой, само имя Господа свято (Пс. 32:21). Через «святость» показывается исключительность Бога Израилева для того, чтобы люди только Его признали истинным Богом. «Порука спасения» для людей есть святость Самого Бога (Ис. 43:3, 62:12, Ис. 45:22). Здесь видна связь между спасением и святостью в Ветхом Завете. Присутствует завет, чтобы имя Господа не бесчестилось (Лев. 22:32), Он устанавливает культ и дает требования для его чистоты, так как только правильно совершенный он являет славу Божию (Лев. 9:6-23, 3Цар. 8:10). Сам культ призывает человека соблюдать Закон с верой, стремиться к совершенству, бояться Господа и «свято чтить Его» (Ис. 8:13). Когда Господь устанавливает культ, то в нем выделяет Себе место (храм), избирает служителей (священники, пророки и т.д.) и врем (например, субботы). Все это Он освящает, но их святость – не тоже, что у Бога, так как они освящены по Закону Его, по тем установлениям, которые Он дал. Бог дает Израилю чистоту через жертвенную кровь (Лев. 17:11) и очищение сердца (Пс. 50).

Однако, в Ветхом Завете есть различие святости: в Законе упор сделан на ритуал, пророки же его делают на внутреннем состоянии человека, говорят о том, что мало исполнять закон внешне, необходима «правда, послушание, милость и любовь» (Ис. 10-20). «Ибо милость – это Господь, и святость – это Господь» (Ос. 6:6). Но нельзя не отметить то, что в ветхозаветном представлении еще нет любви к врагам. Пророки только говорят о полноте святости, которое «откроется через святых приближающегося эсхатологического Царства» (Дан. 7:18-22)[2].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: