Святость как свойство Божие

Святость является катафатическим свойством Божиим и означает, что «Бог в Своих стремлениях определяется и руководствуется представлениями об одном высочайшем добре»[6]. Исходя из того, что Господь чист от всякого греха, и Он не может грешить, то Он любит добро и ненавидит зло. Господь требует святости от твари, что можно увидеть в Его требованиях к ветхозаветному Израилю: «будьте святы, потому что Я свят». Святость Господа проявляется в мире как «Божественный свет» (об этом свидетельствует опыт подвижников) или «Божественная слава». Господь требует святости от тех людей, которые хотят с Ним общаться именно потому, что Сам является святым. Бог не желает никогда никому зла, в чем тоже проявляется Его святость, однако Он может оставить человека Своею благодатью, из-за грехов самого человека[7].

Бог – источник святости святых

Святые получают свою святость от Бога. Собственно говоря, следствием того, что они стремятся к общению с Господом, и является их святость, так как она является необходимым условием хождения в Боге. Святость, по определению И. Концевича, «есть чистота сердечная, стяжание благодати, этой силы Божией, несотворенной энергии, божественной и обожающей, которая, подобно множеству цветных лучей солнечного спектра, проявляется в различных дарах Святаго Духа», она является исполнением надежны, в совершенной вере, в исполнении любви к Богу в Духе[8]. Людей же, достигших святости должно почитать «как друзей Христовых, как чад и наследников Божиих»[9]. Прп. Иоанн Дамаскин называет святых «богами», но не по природе, а потому, что они победили страсти, сохранили «Божественного образа подобие» неповрежденным, соединились с Господом по собственной воле и приняли Его в свое сердце, и сделались тем по благодати, что Бог есть по естеству[10]. Они стали жилищем Бога, так как он обитал в них: «вселюся в них и похожду и буду им Бог» (2Кор. 6:16). Господь действует через святых и по смерти их, не только через непосредственные их явления, но и через видимые предметы, из которых особенно выделяются мощи святых. Святых должно почитать, возводить им храмы, петь духовные гимны и благотворить нуждающимся «чем более всего почитается и Бог»[11][12].

Каноническое обоснование почитания святых


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: