История канонизации

Сегодняшний термин «канонизация» берет начало от греческого слова [kanovidzein], который означает «определять, на основании правила узаконять». Он был введен на Западе довольно поздно. В Греческой Церкви этот термин не использовался и обычно использовалась следующая формулировка: «причтение к лику святых», которая перешла и в Русскую Церковь[19].

Согласно церковному учению, угодники Божии составляют лик святых, молящихся пред Богом о своих братьях по вере, которых последние почитают молитвенным чествованием[20].

Собственно акт канонизации претерпевал ряд изменений, это было связано с тем, чтобы в лик святых не попадали недостойные. В Древней Церкви как такового акта не было: епископ вносил в диптихи и синодики имя святого и устанавливал им день празднования. Так как с V-му веку почитание святых расширилось, возникла необходимость установления правил по причтению к лику святых. Сначала святые были местночтимыми, а далее, в связи с увеличением почитания – общецерковным. С первого тысячелетия, когда уже сформировался список вселенских святых, которые праздновались Поместными Церквиями, епископы стали обращаться в Рим, чтобы культ их святых получил более распространения. С этого момента и начинается то, что мы называем канонизацией[21]. Первое упорядочение календаря с почитанием святы относится ко времени императора Василия (976-1025), когда был составлен корпус всех святых, которых почитали во всей Греческой империи. Из причтение к лику святых Григория Паламы видно, что оно было простым: патриарх говорит о написании иконы, установлению дня празднования и воздвижении храма данному святому, не дожидаясь решений каких-либо Соборов, «но довольствуются приговором и объявлением свыше и светлым и несомненным созерцанием дел и верою». Позже в Константинопольской Церкви причтение к лику святых было возможно только с особой грамоты Патриарха[22].

4.2 Требования для канонизации

Канонизация всегда рассматривалась Церковью лишь как факт «проявления в Церкви святости Божией», которая действует через подвижника. И основным условием канонизации всегда была святость жизни того или иного человека.

Основные требования можно свести к следующему: 1) вера Церкви в святость тех подвижников, которых она прославляет, как в людей, угодивших Богу, 2) мученичество или исповедничество за Христа, 3) чудотворения, 4) высокое иерархическое служение, 5) особые «заслуги перед Церковью и народом Божиим», 6) праведная жизнь (не обязательно чудотворения), 7) народное почитание, иногда даже при жизни[23].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: