Святость в Новом Завете

В Новом Завете эквивалентами «кодеш» являются греческие слова, такие как осиотис, агиос и иерос. Наиболее важной представляется группа «ἁγιος». Данное понятие означает новую жизнь, которая дарована через Искупление человека Христом, а так же ее требования. Сам термин «святой» в Новом Завете усвояется Богу, а так же часто Святому Духу, относится и ко Христу[3]. Апостол Павел часто относит это слово к христианам, называет «святыми – агии». Здесь оно означает «выделенный на служение и славословие Богу», оно относится к людям, которых соделал Бог святыми через дело Христово, и которые призваны жить праведно (1Кор. 1:2)[4].

Святость Христа очень тесно связана с Его Богосыновством. Бесы называют Его «святым» или «Сыном Божиим» (Мк. 1:24, 3:11). В Новом Завете эти выражения равнозначны. Святость Христа отлична от ветхозаветной святости. «Святость Христа тождественна со святостью Бога, Его Святого Отца» (Ин. 10:30, 14:8-11, 17:11).

Принципиально новым в понимании святости новозаветной является «правда, милость и любовь», о чем говорили пророки, и что было явлено во Христе. Более того, во Христе становится тождественным святость и любовь. В силу того, что Христос свят, Он любит человека, жертвует Собой и приобщает Своей славе (Ин. 17:19). Это является в христианстве основанием святости. «В святости Христа – источник святости Церкви» (Рим. 11:16). В отличие от ветхозаветной жертвы, которая очищала внешне (Евр. 9:11-14, 10:1-10), Жертва Христова освящает «истинною» (Ин. 17:19) от Самого Христа.

В Крещении человек умирает и воскресает со Христом, получает благодатное «семя», которое призывает жить его, следуя за Христом. Освящение во Христе происходит через приобщение Его Жертве, а так же через «усвоение свойств Нового Человека», т.е. через следование Христовым крестным путем – любви и смирения. Но не все крещеные спасаются, а только те, которые стяжали дары Духа (Гал. 5:22).

Т.о. употребление термина «святость» в Новом Завете вытекает из призвание христиан получивших особый дар благодати в Крещении и давшие «обещание Богу доброй совести» (1Пет. 3:21). Апостол Павел именует «святыми» по призванности к новой жизни во Христе, этим наименованием он говорит о том, что для всех верующих во Христа есть возможность стать новой тварью (Гал. 6:15)[5].

Догматический аспект – Господь – источник святости


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: