Динамика водного потока

Лучше честный вал, чем подлая поганка."

Турист"ская народная мудрость

Что бы ни делал каякер на бурной воде, он использует энергию потока в своих целях. Независимо от того, где и зачем он находится — на дикой реке в 300 км от ближайшей охотничьей избушки, на слаломной трассе или на своей домашней речке, его задача — заставить реку сделать с его каяком то, что он пожелает. Естественно, для этого необходимо в первую очередь понимать, как устроен поток и что он способен сделать с лодкой.

Вероятно, самое большое очарование сплава по бурной воде в том, что каждая речка, каждый порог уникальны и неповторимы. Это не борьба сумо, в которой существует ровно 48 приемов, а победа почти полностью зависит от веса противников. Однако при всех бесконечных вариациях, при всех возможных сочетаниях большинство препятствий укладывается в ограниченное число основных типов, и поэтому поведение потока в достаточной степени предсказуемо, независимо от того, будет ли это горная река или слаломный канал. Именно эта предсказуемость, в сочетании со знанием основных закономерностей движения воды в пороге, позволяет каякеру прочитать все детали незнакомого ему участка реки.

ПРОСТЕЙШИЕ ВОДНЫЕ СТРУКТУРЫ

"Языки" и "усы". Улова. Сбойки струй.

"Языки" и "усы"


V-образная струя и улова после слива.


"Усы" после подводного камня.

 
 

Простая шивера. V-образные структуры потока определяют линию движения.

Простейшая структура неоднородного потока образуется, когда вода внезапно ускоряется. Это обычно происходит при прохождении в узости между крупными камнями. Вода в таком случае образует характерный рисунок: язык быстрой воды похож на вытянутую букву "V", обращенную вниз по течению, а по бокам от него остаются участки спокойной воды. Обратная картина возникает, если неглубоко под водой лежит крупный камень. В этом случае на поверхности воды ниже него образуются расходящиеся "усы", и вся структура становится похожей на букву "V", обращенную против течения.

Разглядеть в пороге эти V-образные структуры обычно бывает нетрудно, если смотреть с берега. Но для того, чтобы бегло читать их, глядя из каяка, требуется определенная практика. Умение быстро находить их очень важно, потому что "языки" указывают вам глубокие и чистые проходы, а "усы" — скрытые камни. В простых порогах обычно имеется всего один "язык", и гребцу достаточно направить лодку в его вершину. Более сложные пороги содержат несколько таких структур, и ваша задача состоит в том, чтобы последовательно связать их в единый маршрут от начала до конца порога. В еще более сложных препятствиях таких структур очень много, причем некоторые из них не очень четко выражены либо сопряжены с другими структурами течений. Вы должны выполнить последовательность ходов, зависящую от того, что вы видели при просмотре порога, и от того, насколько успешными были предыдущие ходы.

Улова

Участки спокойной воды, защищенные от основного потока крупными надводными преградами, называются уловами. Уже при умеренной скорости потока в них образуется локальное течение, направленное навстречу основному потоку. Попавший туда предмет способен долго кружиться на одном месте, прежде чем будет снова унесен основной струей или окончательно выброшен на берег. Поэтому улова накапливают все, что плывет по реке — бревна, каяки, брошенные весла и прочий мусор — чем и объясняется их название.

Для каякера улово — практически единственное место, где можно отдохнуть, подождать товарищей, изготовиться для страховки, просмотреть последующий участок реки, выйти на берег или отчалить от него. Передвигаясь прыжками от одного улова до другого в пределах видимости, каякер способен быстро перемещаться по незнакомой реке, не тратя много времени на просмотр по берегу.

Самое сложное место — это граница улова и струи, называемая сбойкой. Из-за разности скоростей по обе стороны от нее плывущий предмет начинает не только вращаться вокруг вертикальной оси, но может также легко перевернуться через борт (если это не абсолютно круглое бревно). При увеличении скорости течения возрастает и разность скоростей между основной струей и уловом. Из-за этого на сбойке образуется опасная вертикальная турбулентность в виде воронок и перепад уровней воды. В одних ситуациях, например, если улово образовано крупным надводным камнем выше по течению, то его уровень оказывается ниже уровня основной струи; такое улово называется пониженным. В некоторых других, например, когда основную роль в возникновении улова играет подпор крупного камня ниже по течению, уровень воды в улове оказывается выше уровня потока; такое улово называется повышенным. Прохождение такого перепада с низшего уровня на высший требует определенного запаса скорости; в любом случае, при прохождении таких сложных сбоек каяк ведет себя весьма неустойчиво.

На реках с большим расходом воды или во время паводка опасность для каяка может представлять и само улово. В этих случаях в нем часто образуются восходящие вертикальные течения — поганки. Это одна из самых неприятных для каякера структур, и угодить в нее вместо ожидаемого отдыха — сомнительное удовольствие.

Сбойки струй

Если две примерно равновеликие струи сходятся навстречу друг другу, то вода, поступающая на их границу с обеих сторон, не имеет другого выхода, кроме как вниз. На такой сбойке всегда образуется вертикальная турбулентность. Подобные структуры течений возникают при слиянии проток, впадении притоков, на границе поганок.

Каяк, оказавшийся на сбойке струй, попадает в весьма сложное положение. Во-первых, разность горизонтальных скоростей потока у носа и у кормы стремится развернуть его строго вдоль границы, и тогда крен в любую сторону позволяет либо одной, либо другой струе притопить борт и перевернуть лодку. Во-вторых, вертикальная турбулентность сама по себе делает поведение каяка неустойчивым. Сложность прохождения сбоек тем больше, чем больше угол схождения струй и их скорость; по существу, она определяется разностью поперечных составляющих скорости по обе стороны границы.

ВАЛЫ

Прямые стоячие валы. Косые валы. Пирамидальные валы. Эволюция вала при изменении расхода воды. Пульсирующие валы.

Возмущения водной поверхности могут быть вызваны либо неровностью дна, либо торможением потока. Если изменение энергии потока невелико, возникает "гладкое" возмущение — стоячий вал. Существуют несколько типов валов, но все они объединяются одним общим признаком: в любой точке вала горизонтальная скорость воды направлена по ходу основного потока.

Прямые стоячие валы


Это самый простой тип валов. Гребень такого вала перпендикулярен направлению потока, и вода движется строго вдоль склонов вала вверх и вниз. Ориентация вала относительно берегов может при этом быть достаточно произвольной.

Лодка, попавшая на передний (верхний по течению) склон вала, тормозится. Сила тяжести сталкивает ее с вала назад, но течение непосредственно перед валом толкает вперед. В результате лодка встает к валу бортом (или, выражаясь по-морскому, лагом) и затем переворачивается навстречу потоку. Однако оба эти движения достаточно просты и хорошо поддаются контролю со стороны гребца, а скольжение с переднего склона вала широко используется для различных маневров и трюков.

Косые валы


Косые валы отличаются от прямых тем, что скорость течения в самом валу, до и после него имеет составляющую, параллельную гребню. Иначе говоря, поведение лодки на косом валу можно рассматривать как прохождение прямого вала плюс боковой снос. Последний облегчает движение по валу в одну сторону, но препятствует движению в противоположную. При прохождении вала лодка тормозится, однако боковая скорость остается неизменной, поэтому в результате лодка смещается поперек потока.

Пирамидальные валы


Если вал очень узкий, то его гребень превращается практически в точку. Такие валы возникают, например, в конце "языка" после сужающегося слива. На переднем и боковых склонах вала вода движется вверх, и только на заднем — вниз.

При заходе на такой вал носом лодка ведет себя по-разному в зависимости от того, в какое место вала вы попадаете. Если вы движетесь строго через центр вала — а сходящиеся боковые струи приводят вас именно в эту точку — то ситуация полностью совпадает с прохождением прямого вала носом. Если же вы умышленно направляете лодку поперек бокового склона, то вы проходите его, если уподобить его фрагменту прямого вала, лагом. Соответственно, поведение лодки в том и в другом случае будет сильно различаться.

В том случае, когда вы заходите на пирамидальный вал лагом, прохождение сильно зависит от того, какое именно место каяка проходит через вершину вала. Если это центр лодки, то ситуация развивается примерно так же, как и при прохождении прямого вала. Если же вершина вала оказывается ближе к носу, то нос тормозится сильнее, а корму течение проносит мимо, и в результате лодка разворачивается кормой вперед. Аналогично, если вершина вала оказывается ближе к корме, то лодка стремится развернуться носом вниз по течению. Такие маневры могут соответствовать замыслу гребца, а могут и противоречить ему.

Эволюция вала при изменении расхода воды

Если энергия, высвобождаемая в данном месте потока на 1 м3 воды, невелика, вал имеет очень пологую форму. Абсолютная высота вала при этом может быть очень большой, но тогда велика и его длина. Масштабом в данной задаче является глубина реки, и 3-метровый вал на Катуни имеет такую же удельную энергию, как 30-сантиметровый вал на Пехорке.

При увеличении удельной энергии вал становится более крутым и, при неизменной длине, более высоким. Вершина его становится все более острой. Наконец, при достижении некоторой критической величины вершина обрушивается навстречу потоку. Дальнейшая эволюция вала в этом направлении постепенно превращает его в бочку поверхностного типа. Однако для этого требуется значительная энергия, и простого торможения потока оказывается уже недостаточно. Для образования бочки необходима значительная неоднородность дна — крупный камень или ступенька.

 
 


Эволюция формы вала при изменении глубины потока.Эволюция формы вала при изменении скорости потока.

Подобные изменения можно наблюдать при изменении расхода воды на одной и той же реке. На реках с уклоном порядка 10 м/км (такой уклон характерен, например, для саянских рек) при увеличении расхода обычно возрастает, в основном, глубина. При этом расход воды растет быстрее, чем высвобождаемая энергия, поскольку поток становится более однородным. Существующие бочки превращаются в валы, а крутые валы становятся более пологими — препятствия "смываются". (Правда, при этом часть надводных камней становятся обливными, так что количество бочек и сложных валов в среднем сохраняется. Заранее предсказать, сложнее или проще станет данная река при увеличении расхода, очень сложно; это зависит от конкретной реки.) При уклоне порядка 20 м/км и более (такие уклоны типичны для рек Памира и Тянь-Шаня) увеличение расхода выражается, в первую очередь, в увеличении скорости потока. Соответственно возрастают и неоднородности скорости, из которых и черпается необходимая энергия для образования валов. Эта энергия растет быстрее, чем расход воды, поэтому валы становятся круче, выше и превращаются в бочки. Река при этом практически всегда становится сложнее.

Пульсирующие валы

На реках с большим расходом или во время паводка возможно периодическое изменение формы валов. На протяжении нескольких секунд вал растет, становится более крутым, затем его верхушка опрокидывается, и процесс повторяется сначала. На очень мощных реках встречаются и пульсирующие бочки.

Такие структуры опасны, в основном, своей непредсказуемостью: очень сложно рассчитать заранее, в какую фазу попадешь. Кроме того, они возникают не сами по себе: они всегда связаны с мощной вертикальной турбулентностью, и даже гладкая на первый взгляд поверхность воды после "схлопывания" вала может таить в себе неприятные сюрпризы.

СТРУКТУРЫ С ПРОТИВОТОКОМ

Бочку можно рассматривать как предельный случай вала, при котором размер и энергия опрокидывающегося пенного гребня сопоставимы с размером и энергией основного потока. Бочки образуются тогда, когда вода со слива падает в стоячую воду и закручивает значительную циркуляцию в вертикальной плоскости. При этом в обратное течение подсасывается большое количество воздуха, и гребень бочки оказывается сильно вспененным.

Каяк, проходящий через такую структуру, сталкивается с водой, которая движется навстречу ему, то есть против основного потока. Во многих случаях давление этой воды на корпус каяка и грудь гребца способно остановить его, и необходимо интенсивно грести вперед, чтобы вырваться из этой ловушки. Большие бочки вполне способны удерживать каяк вместе с гребцом и вращать его во всех направлениях, да и маленькие тоже способны доставить немало острых моментов. Неуправляемое движение лодки в бочке происходит так же, как и на переднем склоне вала: лодка останавливается, разворачивается поперек течения и затем переворачивается навстречу основному потоку. Если вы не имеете достаточного опыта или не ищете себе лишних приключений, то лучше обойти это место стороной.


Поверхностные бочки

Типы бочек: а — поверхностная, б — глубокая, в — глубокая на всю глубину реки.

Бочки можно разделить на два основных типа: поверхностные и глубокие, в зависимости от того, где сосредоточена основная циркуляция. Поверхностные бочки могут быть очень мощными, но под турбулентной, пенящейся поверхностью скрывается мощный невозмущенный поток, называемый донной струей. Если вы перевернетесь в такой бочке, он быстро вынесет вас прочь. Пловец без лодки легко проходит такие бочки именно потому, что он глубоко сидит в воде и проходит под циркулирующей пеной. Такие бочки обычно бывают очень шумными и эффектными, но относительно безопасными. Они предоставляют каякерам большой простор для различных игр и забав.

Глубокие бочки

Глубокие бочки образуются там, где вода падает под большим углом в глубокий бассейн ниже слива. Это часто происходит на искусственных сооружениях, таких как плотины и дамбы, и на локальных водопадных сливах при малой скорости течения до и после слива. Последняя ситуация нередко имеет место, например, на относительно простых реках Карелии.

Для такой структуры характерна большая область обратного течения, направленного к сливу, и пузырьки, поднимающиеся на поверхность, как при кипении. Донная струя проходит в этом случае очень далеко от поверхности, и каякер имеет мало шансов воспользоваться ею. Пловец, попавший в мощную глубокую бочку, не способен удержаться на поверхности и вдохнуть воздуха, и он обречен вращаться в этой циркуляции, возможно, до конца своей жизни — а иногда и дольше.

Страховать гребца, проходящего глубокую бочку, обычно бывает очень трудно и опасно для самих страхующих. Единственный безопасный способ прохождения таких препятствий — по берегу.

Прямые и косые бочки

Как и валы, бочки могут быть прямыми и косыми. Прямая бочка строго перпендикулярна потоку, и каждая струя в ней циркулирует в одной вертикальной плоскости. Косая бочка расположена под острым углом к основному потоку, и в ней, помимо циркуляции, существует более или менее значительный боковой снос. Вода в этом случае движется по спирали вдоль оси бочки. Такая бочка возникает, например, после слива, расположенного под острым углом к оси потока. Характерными признаками косой бочки являются также: несоосность входной и выходной струи; неравномерная глубина на кромке слива; наличие улова, питающего боковой снос, возле одного из краев бочки.

Часто встречаются бочки более сложной формы, которая определяется сложной формой дна реки. Например, из-за постепенного разрушения средней части донного уступа широкая прямая бочка постепенно становится подковообразной: в средней части она прямая, а ближе к краям — косая.

Котлы

Если скорость течения невелика, а слив имеет подковообразную форму и обращен навстречу течению, то за ним образуется предельный случай бочки — пенный котел. Иногда котел бывает замаскирован в середине широкой неоднородной бочки. Вода падает в него с трех сторон, а с четвертой стороны — снизу по течению — его запирает глубокая бочка. Выходит вода из такого слива только в виде глубокой донной струи под бочкой. В отличие от обычных бочек, из которых каякер может выйти и вбок, единственный способ прохождения котла — напролом через бочку. Или в обход.

ВОДОПАДНЫЕ СЛИВЫ

Основные характеристики слива

Высокий водопадный слив представляет сложность и опасность для прохождения как сам по себе, так и в связи с той бочкой, которая образуется за ним. Такие сливы практически всегда требуют просмотра, при котором необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

Состояние дна слива.

Структура самого слива.

Наличие достаточной глубины для безопасного приводнения и структура дна под сливом.

Структура и мощность бочки и возможные варианты ее прохождения.

Состояние дна слива

Из-за высокой скорости потока дно слива разрушается сильнее, чем дно горизонтального участка реки, поэтому на нем вероятно образование выступов и неровностей. При недостаточной глубине они могут развернуть каяк нежелательным для гребца образом или вовсе заклинить его.

Все эти выступы проявляют себя на поверхности слива в виде пенного следа, мини-бочек и "петушиных хвостов". Ваша первая задача при прохождении слива — выбрать траекторию, свободную от этих препятствий.

Структура сливов


Прямой слив представляет собой однородную вертикальную ступеньку через все русло. За ним, как правило, образуется столь же однородная бочка. Чем меньше начальная скорость потока и чем выше слив, тем более круто падает вода в конце него и тем более глубокой и жесткой оказывается бочка. Под ступенькой может образовываться полость — карман — в которой существует своя собственная циркуляция. Выбраться из такого кармана крайне сложно.


Наклонный слив дает потоку достаточный разгон. Если бассейн под сливом достаточно глубок и не засорен скальными обломками, в нем образуется мощная бочка во всю ширину слива.


Ступенчатый слив состоит из нескольких прямых или наклонных сливов, расстояние между которыми сравнимо с их высотой. Вместе они образуют единую структуру, соединенную в одно целое прямыми и обратными течениями бочек, отбойными валами, поганками и другими структурами. Прохождение каждого из таких сливов в отдельности может не представлять большого труда; сложность состоит в том, чтобы преодолеть их подряд друг за другом.

Ломаный ступенчатый слив. В отличие от предыдущего случая, он не проходится по одной прямой от начала до конца. Сливы с разных ступеней могут быть повернуты под углом друг к другу, и в процессе падения с такого слива каякер вынужден четко ориентироваться и вовремя менять курс.


V-образный или подковообразный слив по течению. Если ступенька слива имеет выступ, направленный по течению, то по обе стороны от нее образуются косые бочки с боковым сносом к вершине этого выступа. В этой точке, как правило, и выходит основная струя.


V-образный или подковообразный слив против течения. Под такими сливами образуется котел, а по обеим сторонам слива возникает мощный боковой снос в направлении вершины слива. Дно под таким сливом часто бывает засорено скальными обломками, способными заклинить нос каяка.


Г-образный слив состоит из двух частей, повернутых друг к другу примерно под прямым углом. Такой слив образуется, когда часть русла перегорожена крупным камнем немного ниже основной ступеньки. Перед камнем вода тормозится и затем падает сбоку на основной, прямой слив. Попадание на сбойку этих двух струй практически неизбежно заканчивается переворотом. Под сливом образуется единая бочка с боковым сносом сначала поперек основного слива под самую сбойку, а затем поперек бокового — вниз по течению. Она очень несимметрична, и поэтому выбрасывает плывущие предметы достаточно быстро.


Наклонный сходящийся слив. Если V-образный слив, обращенный против течения, достаточно пологий, а скорость течения велика, то вместо котла образуется сбойка двух примерно равновеликих струй. Такая же ситуация возникает, например, когда часть потока непосредственно в сливе ударяет под острым углом в скальную стенку и отражается от нее. По существу, это обычная сбойка, но на фоне слива, при большой скорости потока, она становится намного сложнее.

Комбинированные сливы. Все вышеперечисленные типы могут соседствовать друг с другом, образуя сложный слив с самыми различными вариантами прохождения.

Бочка и дно под сливом

О структуре бочки и состоянии дна можно судить по вспененности потока, его однородности и характеру линии раздела между прямым и обратным течением ниже бочки.

Если поток содержит большое количество воздуха в виде мелких пузырьков, это свидетельствует о ровном дне и достаточно большой глубине. Бочка не распространяется на всю глубину потока, и под ней существует донная струя. Все это обещает вам мягкое приземление. Но, с другой стороны, такая однородная бочка бывает очень мощной, а в силу большого содержания воздуха она практически не дает опоры ни веслу, ни спасжилету.

Скальные обломки, спрятанные под такой бочкой, проявляют себя на поверхности в виде вертикальных восходящих течений ("поганок") и других неоднородностей потока. Чрезвычайно сильно вспененная вода, многочисленные поганки и пульсирующие течения указывают на недостаточную глубину и большую вероятность встречи с подводными препятствиями.

Сильно вспененная бочка после крутопадающего слива обычно бывает очень глубокой и опасной; ее глубина может быть значительно больше, чем протяженность вниз по течению, так что вода циркулирует в ней скорее не по кругу, а по вертикальному эллипсу. Если же слив пологий, то такая бочка, как правило, оказывается более поверхностной, но очень мощной. Вся энергия потока расходуется именно на ее образование.

Небольшое содержание воздуха в обратном потоке, редкие и нерегулярные крупные пузыри, восходящие течения, неровная линия раздела прямого и обратного течения, пульсация потока — признаки небольшой глубины и неровного дна. Такие бочки распространяются на всю глубину реки. Структура течений в них бывает очень запутанной и непостоянной. Значительная часть энергии потока гасится дном реки. Пловец в такой бочке регулярно ударяется о дно, особенно, когда он пытается поднырнуть под бочку.

Промежуточный тип бочки — примерно равное соотношение воздуха и воды, нерегулярные крупные пузыри — образуется тогда, когда естественная глубина бочки близка к реальной глубине бассейна под сливом. Такие бочки могут быть весьма мощными, но каяк или пловец погружается в них не так глубоко, как в сильно вспененной бочке. Весло также находит заметную опору и позволяет гребцу поддерживать хотя бы видимость контроля. Пловец может совершить в такой бочке 1–2 оборота, но тем не менее выносится из нее достаточно быстро.

РАЗВИТАЯ ВЕРТИКАЛЬНАЯ ТУРБУЛЕНТНОСТЬ

Спиральные течения


При большой скорости течения возникает большая разность средних скоростей потока на его оси и вблизи берегов. Из-за этого поверхностные слои воды начинают смещаться к центру. Возникают спиральные течения, которые выталкивают все плывущие предметы на середину основного потока. При увеличении уклона и расхода эти течения очень наглядно проявляются на поверхности в виде последовательности косых валов, начинающихся от обоих берегов и сходящихся посередине потока. Еще более внушительно выглядят такие же последовательности косых бочек.

Если вы намерены двигаться вдоль берега — а для такого выбора часто бывают весьма серьезные основания — то выдержать намеченную линию движения вам будет непросто. Выбраться на берег в случае оверкиля также становится крайне сложно. Подобные течения типичны для рек с большим уклоном, например, для рек Памира и Тянь-Шаня, а также для паводковой ситуации.

Воронки


Самое обычное место для образования воронок — это граница улова и струи. Когда две параллельные струи текут в разные стороны на небольшом расстоянии друг от друга, вода, заключенная между ними, вовлекается в водоворот и уходит вертикально вниз. В зависимости от того, какое количество воды вовлечено в турбулентность на данной сбойке, воронки на ней могут быть весьма мощными.

Как правило, воронки возникают там, где поток неустойчив сам по себе. При этом любое незначительное возмущение потока способно развиться в крупную воронку и иногда полностью поглотить каяк вместе с гребцом. К счастью, такие воронки рассасываются столь же быстро, сколь и образуются, а течение за это время уносит вас с опасного места. Если это и было ключевое место препятствия, и если вы не позволили воронке выдернуть вас из каяка, вы скоро всплывете и получите шанс поставить каяк на ровный киль. Если же впереди вас ждет что-то еще менее приятное... ну что же, на то она и "шестерка". Вы знали, на что шли.

Поганки


Если вода в каком-то месте уходит вертикально вниз, то неподалеку должно быть и обратное движение. Такие восходящие течения каякеры называют "грибами" или, что более соответствует их отношению к подобным вещам — "поганками". Вода поднимается со дна вертикальным фонтаном и затем растекается по поверхности. Иногда на очень мощных реках уровень такой поганки превышает уровень окружающей воды на 30–40 см.

Поганки типичны для рек с большим расходом. Они могут существовать как поодиночке, так и группами. В отличие от воронок, это достаточно устойчивые структуры, и значительно повлиять на них могут только изменения расхода. Пульсирующие поганки — очень редкая вещь; они возникают, как правило, только во время паводка.

Для каякера поганка — одна из самых неприятных структур. Взойти на нее против течения, а тем более против перепада уровней, весьма непросто. При движении строго на центр она сбрасывает каяк назад, а при движении по касательной — набок. Затем сбойка, образующаяся на ее границе, делает свое дело. Конечно, со всем этим можно бороться, но это тяжелая и нудная работа, не доставляющая никакого удовольствия — особенно, когда несколько поганок образуют сплошной массив. В отличие от других водных структур, в данной ситуации нет ни одной струи, которую каякер мог бы употребить для своей пользы. Он вынужден бороться с поганками, в основном, своими собственными силами. А это бывает возможно не на каждой реке.

ОБТЕКАНИЕ КАМНЕЙ И БЕРЕГОВ

Обливные камни


Если камень подходит близко к поверхности воды или немного возвышается над ней, то энергия набегающего потока оказывается достаточной, чтобы вода переливалась поверх камня. При этом она тормозится, и уровень воды над камнем поднимается. Ниже камня, в зависимости от его размеров и скорости потока, вода может либо срываться с его поверхности тонкой пленкой ("петушиным хвостом"), под которой образуется большая воздушная полость, либо падать отвесно вниз, образуя глубокую и жесткую бочку. Последнее особенно опасно на больших реках. С нижней стороны такая бочка охватывает камень полукольцом, причем по обе стороны камня существует значительный боковой снос на центр — в самое мощное место бочки.

При просмотре с берега такой камень, как правило, виден достаточно хорошо. Однако с наплыва он может выглядеть как широкий пологий вал. Если вы видите один такой вал среди обычных для данной реки крутых валов с острыми вершинами, не попадитесь в ловушку. Весьма вероятно, что вы решите покататься на этом валу или пройти его лагом; только взойдя на него, вы обнаружите под собой чавкающую пенную пасть.

Отбойные валы


Когда скорость потока оказывается недостаточной для того, чтобы поднять уровень воды выше камня, перед камнем образуется стоячий вал. Если при этом камень выходит из воды под небольшим углом, то вал будет широким и гладким; вы можете использовать его в своих интересах, как и обычный вал. Взойдя на него и погасив при этом свою скорость, вы можете легко развернуться и спрыгнуть с камня в желаемую сторону.

Если же поток встречает на своем пути вертикальное препятствие, то этот вал становится очень коротким, а его вершина опрокидывается. Сбойка такого вала с набегающим потоком столь же сложна для прохождения, как и остальные мощные сбойки. Взойти поперек сбойки на отбойный вал и развернуться на нем, как правило, мешает сам камень. Можно подойти к валу под острым углом, подставить ему днище каяка и отразиться от него, но это требует хорошего контроля над креном лодки. Если вы не уверены в своих силах, то такой вал лучше обойти.

Прижимы

Если река делает крутой поворот, то центробежная сила отбрасывает воду и все, что по ней плывет, к внешнему берегу поворота. Если берег сложен из мягких пород, то он быстро размывается, и на таких реках крутые повороты встречаются редко. Если такой берег покрыт лесом, то возле него образуется залом из наполовину упавших деревьев, подмытых водой, но еще не вырванных окончательно корней и застрявшего в них плавника. Основная масса воды, как правило, уходит именно под залом, поэтому он очень опасен.

Если же внешний берег поворота — скальная стенка, то возле нее образуется один или несколько отбойных валов. Непосредственно под стенкой они короткие, опрокидывающиеся, и попадание в них часто заканчивается оверкилем. Простираясь к середине реки, они становятся более пологими и превращаются в обычные косые валы.

Скальные стенки бывают и значительно более опасными. Как известно, капля камень точит, и ниже уровня воды стенка постепенно разрушается, образуя подводный грот — карман. Такие гроты можно иногда видеть воочию при очень низком уровне воды. Конечно, вода, уходящая под скалу, рано или поздно выходит на поверхность, но нет никакой гарантии, что попавшему туда пловцу удастся пройти тем же путем. Конфигурация кармана может быть самой причудливой, и застрять в нем намного вероятнее, чем выбраться оттуда. В карманах прижимов, как и в карманах ваших брюк, часто накапливается всякий мусор — застрявшие бревна и т.п. — и преодолеть такой подводный завал практически невозможно.

Наиболее явный признак кармана — это отсутствие отбойного вала на крутом повороте потока. Однако наличие такого вала не обязательно свидетельствует об обратном: карман может существовать и в этом случае.

Возле внутреннего, выпуклого, берега поворота течение значительно замедляется, и здесь откладываются галька и песок, которые несет река. Это приводит к образованию отмели, выступающей далеко в русло реки. За отмелью обычно образуется хорошее улово, и один из самых простых способов прохождения прижима — уйти в это улово. Однако нередко вода фильтруется через отмель и собирается ниже нее в достаточно мощный поток, выбрасывающий судно обратно в прижим, причем в самом невыгодном положении — бортом к скале. Требуется точный расчет, чтобы проскочить по такому течению мимо прижима.

При большом расходе воды, особенно в условиях паводка, улова за выпуклым берегом становятся менее гостеприимными. В них развиваются мощные поганки и другие виды вертикальной турбулентности, которые либо сами переворачивают лодку, либо выбрасывают ее на сбойку с основной струей или в прижим. Поэтому при входе в такое улово нужно, как минимум, быть готовым к сложной работе.

А.Титовой

ДРУГИЕ ОПАСНОСТИ БУРНОЙ ВОДЫ

Завалы

Сплошные завалы через все русло и заломы у одного из берегов, как и прижимы с карманами, являются, вероятно, наиболее опасными местами на бурной воде. Опасность завала в том, что вода проходит сквозь него практически свободно, но лодка или пловец этого сделать не могут. На всех остальных препятствиях формируется такой поток, который огибает их и уносит судно прочь от препятствия (или, по крайней мере, помогает это сделать). Но на завале поток тащит каяк или пловца прямо на препятствие, притапливает его, и выбраться из такой ситуации бывает очень сложно. Среди всех сложностей, которые могут присутствовать на реке, именно завалов и карманов необходимо избегать в первую очередь в любом случае.

Плотины

Плотины предназначены для того, чтобы регулировать расход воды или использовать ее в интересах народного хозяйства, а не для того, чтобы прыгать с них на каяках. В отличие от большинства естественных сливов, выше плотины всегда существует подпор, поэтому вода падает с нее практически без начальной скорости и образует глубокую бочку. Иногда у основания плотины делается еще и барьер для того, чтобы затормозить поток и замедлить разрушение основания. Такой барьер, как и скальные обломки под естественным сливом, создает мощнейшие встречные течения и угрожает заклинить нос каяка.

В условиях большой воды для каякеров опасны все плотины без исключения. Перепад уровней до и после плотины не имеет никакого отношения к тому, насколько мощна бочка после нее. Ни одна плотина, в проходимости которой вы не уверены на все 100%, не заслуживает того, чтобы рисковать на ней своей жизнью.

Прочие антропогенные объекты

Все, что создает на реке человек своими кривыми руками, может представлять сложность для каякера. Опасность таких препятствий в том, что они нетипичны для нормального потока. Одни из них свободно пропускают через себя воду, и в этом случае они вполне эквивалентны завалам. Другие расположены в нестандартных местах русла или направляют поток противоестественным образом. Обычный камень, лежащий на самой оси потока, разрушается или уносится течением не позднее, чем через несколько тысяч лет, поэтому в нормальном русле умеренно сложной реки таких камней не бывает. Однако у человека вполне хватает ума для того, чтобы поставить опору моста именно в этом месте и педантично ремонтировать ее. Очень опасны также укрепления берегов, особенно полуразрушенные.

ПАВОДОК

Если уровень воды намного превышает средний, река меняется до неузнаваемости. При этом сложность ее может меняться как в одну, так и в другую сторону, хотя в большинстве случаев она увеличивается. (Уменьшение сложности обычно происходит только на реках с небольшим уклоном.) Однако опасность реки возрастает практически всегда.

При паводке река течет по руслу, не разработанному под такое количество воды, поэтому насыщенность препятствиями и их сложность, как правило, резко увеличиваются. Если бы такой расход сохранялся постоянно, то она, конечно, перемыла бы русло, выдернула бы деревья там, где она течет через лес, разрушила бы берега в одних местах и намыла бы новые отмели в других, выровняла бы дно и сгладила бы повороты. Однако когда данный уровень является для реки скорее исключением, чем правилом, вы как будто попадаете в другой, очень молодой горный район, где река еще не успела хорошо разработать русло. Поэтому река в паводок, как правило, сложнее и всегда — опаснее, чем аналогичная река, для которой этот расход являлся бы нормальным. Наконец, это просто качественно иной сплав, с иным характером препятствий, иными возможностями и иными проблемами.

В условиях паводка поток может быть настолько мощным, что для каякера не остается ни единого спокойного места, где можно отдышаться. Все улова смываются, а оставшиеся оказываются спрятаны где-то в гуще деревьев, некогда окаймлявших берега. На реке остаются только гигантские валы и бочки, развивается мощная вертикальная и пульсирующая турбулентность всех видов — особенно в тех местах, где при нормальной воде можно было бы ожидать спокойные улова. Высокие валы загораживают обзор. Скорость течения резко увеличивается, и вы сами не заметите, как окажетесь в следующем пороге, до которого по нормальной воде пришлось бы махать веслами добрых полчаса. (Впрочем, и само разделение на пороги, сделанное для нормальной воды, становится весьма условным.) Вместо плавных поворотов поток мечется по ломаной линии, отражаясь от одного препятствия к другому. Завалы возникают в самых неподходящих для этого местах, да и свободно плывущие бревна не доставляют большой радости. Мосты, некогда олицетворявшие безопасность и контакт с цивилизацией, превращаются в угрозу, если между ними и водой не остается достаточно места или если в их пролетах застревают бревна.

Собираясь на реку, вы рассчитываете на вполне определенный уровень воды, на определенную сложность и опасность сплава. Но если вы попадаете в паводок и фактически оказываетесь на другой реке, причем вынуждены сплавляться по ней в режиме первопрохождения, то задумайтесь: нужен ли вам такой сплав? Готовы ли вы к нему технически и морально? Во многих случаях самым мудрым (хотя, возможно, самым нелегким) решением будет переждать паводок или сняться с маршрута.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ

Категория I: несложные.

Течение имеется, однако единственную опасность представляют небольшие мели, на которых могут встречаться одиночные выступающие камни.

Категория II: умеренно сложные.

Линия движения очевидна с наплыва, однако существуют простые препятствия. Могут присутствовать небольшие сливы и бочки. В некоторых местах поток ускоряется.

Категория III: сложные.

Существует вполне определенная линия движения, которой необходимо придерживаться, однако ее легко увидеть с наплыва. Валы могут быть высокими и беспорядочными. Камни и другие препятствия могут быть многочисленными. Существуют бочки и небольшие улова.

Категория IV: очень сложные.

Линия движения в пороге не всегда очевидна. На этом уровне сложности большинство каякеров предпочитает проходить пороги с предварительным просмотром. Пороги непрерывны, вода может быть мощной. Бочки очень мощные. Необходимо постоянное маневрирование.

Категория V: чрезвычайно сложные.

Предварительная разведка препятствий, как правило, необходима, поскольку они содержат участки, представляющие серьезную опасность для жизни. Пороги могут включать высокие водопадные сливы, узкие проходы, очень сложные шиверы и сложные бочки. Препятствия непрерывны.

Категория VI: официальный верхний предел.

Возможность прохождения существенно зависит от уровня воды. Последствия ошибок чрезвычайно серьезны. Может включать любые типы препятствий со сложным заходом и выходом.

Как правило, река разделяется на участки примерно одинаковой сложности. Но часто бывает полезно указывать сложность конкретного порога, если она превосходит сложность окружающего участка. Иногда сложность отдельного порога указывается в виде индекса. Так, II4 означает, что участок в целом — второй категории сложности, но содержит порог или водопад четвертой категории. Следует отметить, что каждая категория — это не точка, а некоторый диапазон, и две реки одной и той же категории совсем не обязательно имеют одинаковую сложность. Для более точной характеристики иногда используется "половина" или "треть" категории: III–, III, III+, IV– и т.д., или двойное обозначение: III–IV. Классификация соответствует тому уровню воды, при котором по данной реке сплавляются чаще всего. Это обстоятельство необходимо всегда иметь в виду, поскольку по высокой воде большинство рек становится сложнее. Однако некоторые реки, наоборот, упрощаются.

Конечно, приведенная классификация весьма противоречива. Но в действительности такая экспертная оценка по грубой шкале из нескольких баллов — единственный способ оценить сложность реки более или менее объективно. Никакие количественные параметры — уклон, расход, скорость течения (средняя? максимальная? какая-то средневзвешенная?), количество камней (среднее? максимальное на 1 км? на 100 м?) — не могут дать полной информации о реке; сложность определяется только всей совокупностью этих параметров, а она, по определению, уникальна для каждой реки. С другой стороны, критерии оценки должны быть достаточно простыми; любая сложная шкала неизбежно будет слишком субъективной. В международной шкале такими критериями являются: наличие препятствий, возможность определить линию движения и последствия ее несоблюдения.

В отечественной практике принята другая классификация препятствий, существенно отличающаяся от международной. Объединяет их только то, что сложность реки определяется методом экспертных оценок — и никаким другим образом, по-видимому, определяться не может — и то, что обе они используют шестибалльную шкалу. По существу, они просто относятся к разным видам деятельности. В международной классификации более четко определены критерии для присвоения реке той или иной категории, применительно к спортивному сплаву. Отечественная же классификация водных путешествий формально основана всего на двух критериях — километраже и продолжительности — и, с формальной точки зрения, никак не отражает техническую сложность препятствий.

Отсутствие в отечественной шкале четко определенных критериев — что именно считать шестеркой, а что единичкой (в смысле технической сложности) — и привело к тому, что сложившаяся система классификации оказалась не только отличной от международной, но и различной в различных регионах, клубах и даже отдельных туристских группах. Кроме того, отсутствие единого толкования понятия "техническая сложность похода" привело к тому, что в одной категории оказываются, например, сплав по бурным рекам и путешествия в труднодоступных районах, не имеющие между собой практически ничего общего.

Необходимо также иметь в виду, что отечественная классификация сплавных рек формировалась, в основном, применительно к катамаранам и в меньшей мере — к почти вышедшим из употребления плотам и к двухместным байдаркам как к самостоятельному классу судов. Оценка сложности именно для каяков не производилась практически нигде — в первую очередь, из-за отсутствия отечественной школы сплава на каяках вообще и, в частности, из-за отсутствия достаточного количества компетентных экспертов. Поэтому нередко существующая классификация неадекватно отражает сложность конкретных рек для каяков.

Соотношение между отечественной и международной классификацией достаточно сложно и неоднозначно; строго говоря, такую переоценку надо выполнять индивидуально для каждой реки. Международная категория I в основном соответствует отечественным 1–2 к.с. (например, Щегринка и многие карельские речки без крупных локальных порогов). Категория II примерно соответствует отечественным 2–3 к.с. (Мста, локальные пороги в Карелии). К категории III могут относиться препятствия от 3 к.с. на горных реках (Песчаная, Теберда, Уба, Урух) до саянских, т.е. относительно простых, "пятерок", включая большие примитивные плотовые реки (Катунь, Каа-Хем, Ока). Категория IV ближе к отечественной 5 к.с. (Чаткал — эталонная "пятерка" — вписывается в нее очень хорошо). Категория V охватывает верхнюю часть отечественной 5 к.с. и большинство рек 6 к.с. К международной VI категории можно отнести только несколько суперсложных рек (Башкаус, Чулышман, Аргут, Муксу, Обихингоу, Сары-Джаз).

Глава 3

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЯКОМ

"...И плаваешь ты, как турист!"

Слаломистское

ругательство

Искусство сплава по бурной воде — это искусство управления. В отличие от гладкой гребли, ходьбы, лазания и других традиционных способов передвижения, каякер перемещается в пространстве не только и не столько за счет собственных физических усилий, сколько за счет энергии потока, и мастерство каякера состоит именно в том, чтобы направить эту энергию в желаемое русло. Из всех остальных видов спорта только один основан на этом же принципе: это горные лыжи, и аналогия между ними намного глубже, чем может показаться на первый взгляд. По существу, и спуск на горных лыжах, и сплав на каяке — это управляемое падение, и методы управления этим падением имеют много общего. Не случайно слово "слалом" применимо к обоим этим дисциплинам.

Глубоко заблуждаются те, кто называет сплав "победой над бурной рекой" и другими воинственными терминами. Если это и можно назвать схваткой, то не в стиле привычного нам кулачного боя, когда сила побеждается превосходящей силой, а в стиле восточных единоборств, когда сила противника обращается против него же. Но стоит ли искать врага там, где его нет? Реке безразлично, что и как по ней плывет — каякер или бревно, вверх головой или вниз. Она обращается со всеми плывущими предметами по вполне определенным законам, и если для вас важно, что произойдет в этой воде именно с вами — не пытайтесь действовать вопреки ей. Это бесполезно и бессмысленно. Если вы понимаете ее законы, вы всегда сможете обратить их на пользу себе.

Но как вам понять эти законы? Когда вы впервые сидите в каяке, вы видите перед собой (точнее, под собой) "черный ящик" с двумя входами — вашим воздействием и воздействием потока — и одним выходом — суммарным движением каяка. Естественно, проще всего разобраться в их взаимосвязи, если сначала максимально упростить задачу. Себя вы исключить не можете, поэтому исключим поток. Итак, прежде всего вам надо научиться управлять каяком на спокойной воде, когда единственным источником энергии для движения служит ваше тело (и весло как его составная часть).

Именно эти приемы составляют основу управления каяком. Позже вы будете пользоваться ими, чтобы подставить ваш каяк воздействию потока желательным для вас образом. Для того, чтобы свободно управлять лодкой на бурной воде, вы должны, в первую очередь, научиться выполнять их эффективно и экономно.

ПРОВЕРКА СНАРЯЖЕНИЯ

Прежде всего, выработайте у себя привычку регулярно проверять состояние вашей лодки и прочего снаряжения. Каяк — это часть вашего тела, и гребец на плохом каяке подобен хромому бегуну или подслеповатому стрелку. Поэтому, прежде чем вы оттолкнетесь от берега, убедитесь, что:

Каяк полностью исправен и готов к сплаву. (Особенно это относится к обладателям разборных каяков).

Вы сидите в каяке плотно и удобно, а боковины сиденья фиксируют ваши бедра.

Пяточные упоры держат ваши ноги в таком положении, которое обеспечивает удобный контакт с коленными/бедренными упорами.

Ваша одежда, спасжилет и юбка не стесняют ваших движений.

Юбка плотно надета на горловину кокпита.

Весло имеет правильный разворот. Обратите внимание на то, имеет ли оно овальный хват с одной или с обеих сторон.

Вы правильно держите весло.

ПОЛОЖЕНИЕ ВЕСЛА

Вы уже знаете, что лопасти каячного весла развернуты на 90°. (Правда, идеальная антропометрическая величина несколько меньше.) Это сделано специально — такова кинематика гребли. В зависимости от того, в какую сторону они развернуты, весло называется правым или левым, но разночтения по этому поводу настолько распространены (по крайней мере, среди туристов), что лучше этими терминами не пользоваться.

Овальный хват весла и положение кисти ведущей руки относительно лопасти.


При гребле одна рука остается неподвижной на весле; эта рука называется ведущей. Она должна держать весло так, чтобы при нормальном положении запястья ваше предплечье было перпендикулярно лопасти. Во второй руке весло проворачивается на ±90°, и важно научиться несколько расслаблять пальцы (но не разгибать их) в момент поворота. В противном случае вы быстро получите мозоль у основания большого пальца.

Какая рука у вас ведущая — заранее сказать трудно. Есть небольшая зависимость: у истинных правшей ведущей рукой чаще бывает правая, а у левшей, даже переученных с детства — левая, но эта зависимость далеко не однозначна. Гораздо больше сказывается то, какая рука является ведущей у вашего первого тренера. Попробуйте весла с обоими разворотами, и вы быстро поймете, какое из них более удобно для вас. Принципиальной разницы между правым и левым разворотом нет — оба они являются одинаково правильными. Если у весла имеется овальный хват с одной стороны, то он должен располагаться, конечно, под ведущей рукой.

Исходное положение весла.


Расстояние между кистями рук должно быть в 1,5–1,6 раза больше ширины плеч. Другое распространенное правило — весло поднято над головой, руки согнуты под прямым углом в локтях и в плечах. Впрочем, и то, и другое представляют лишь ориентировочную величину, которую можно использовать в качестве первого приближения. Точное положение рук может варьироваться около этих значений в пределах нескольких сантиметров в зависимости от индивидуальных особенностей телосложения гребца и от длины весла.

АВАРИЙНОЕ КАТАПУЛЬТИРОВАНИЕ

Итак, вы сели в каяк. Сможете ли вы теперь из него вылезти? (Конечно, вам хочется надеяться, что делать это придется не слишком часто.) Вы почувствуете себя увереннее, если будете достоверно знать, что умеете пользоваться аварийным выходом из неприятной для вас ситуации. Поэтому первое, что вы должны сделать, впервые оказавшись на воде — это:


Вспомнить, как вы садились в каяк на берегу. Мысленно повторить эти действия в обратной последовательности.

Перевернуться.

Зависнуть под каяком вниз головой, перпендикулярно деке. Это самый важный элемент. Если вы обовьетесь вокруг борта каяка, стараясь побыстрее вынуть голову из непривычной для нее среды, то все остальное может остаться там весьма надолго.

Выпустить весло из одной руки. (Как правило, весло остается либо в ведущей руке, либо с той стороны, где оно оказалось в момент переворота.)

Освободившейся рукой взяться за срывную петлю юбки и снять ее движением сначала от себя, потом от деки (понятия "вверх-вниз" звучат здесь весьма двусмысленно).

Опереться обеими руками о деку позади кокпита, не выпуская при этом весла. В идеальном случае весло должно быть прижато к деке вдоль каяка — это не позволит потоку оторвать его. Расслабить ноги и вынуть их из упоров.

Оттолкнуться перпендикулярно деке. Да-да, именно вниз, в глубину! Если у каяка короткий кокпит или у вас длинные ноги, то отталкивайтесь немного в направлении кормы. Не отпускайте весло.

Начинать всплывать можно не раньше, чем ваши колени выйдут из кокпита. До этого момента вы не сможете перевернуть ноги внутри каяка.

Как только ваша голова окажется на поверхности, схватите каяк поперек ближайшей к нему рукой. Это можно сделать еще до того, как вы откроете глаза.

Ваши дальнейшие действия будут зависеть от конкретной ситуации, но покидать судно вы почти всегда будете именно таким образом. Единственное исключение — это ситуации, когда вы преднамеренно бросаете каяк. В некоторых случаях приходится бросать и весло — но только тогда, когда оно действительно мешает вам вылезти. Оказавшись в воде на спасжилете и с веслом в руках, вы все-таки будете представлять собой самоходное судно; упустив весло, вы поплывете дальше без руля и без ветрил.

Если вы неуверенно чувствуете себя под водой, то задержитесь на третьем этапе. Сосчитайте до трех (а лучше — до десяти), распрямитесь вниз головой, дотроньтесь руками до дна. Если весло сильно мешает вам, сначала отработайте это упражнение без него, а потом повторите полностью.

Повторяйте это упражнение всякий раз, когда впервые садитесь в новый для вас каяк, особенно тесный, с маленьким кокпитом или тугой юбкой. Бывают некоторые каяки, в которые приходится залезать каким-то особым образом; соответственно, и вылезать из них нужно с учетом этих особенностей.

ПРЯМАЯ ГРЕБЛЯ

Некоторые упражнения и советы.

Для того, чтобы заставить ваш каяк двигаться в нужном направлении, вам необходимо прежде всего освоить прямую греблю. Именно ей вы занимаетесь большую часть времени на воде. Именно прямая гребля позволяет вам преодолевать расстояния, обходить опасные места или накапливать запас энергии для их преодоления. Этот внешне неказистый, но крайне важный элемент лежит в основе любого маневра на бурной воде.


Прямой гребок: а — исходное положение, б — движение корпуса и рук во время гребка, в — положение рук и корпуса в момент перехода к следующему гребку. Конечное положение плеч является исходным для следующего гребка.

Со стороны может показаться, что при движении вперед гребец погружает лопасть весла в воду и затем подтягивается к ней. Но совершенно неправильно думать, что это движение выполняется только одними руками. Маленький мускул, сгибающий вашу руку в локте, не способен сообщить вашему каяку и вашему телу заметную скорость. Развить для этого достаточное усилие может только вся мощная мускулатура верхней части корпуса. Для того, чтобы полностью включить ее в работу, обратите внимание на следующие элементы прямого гребка:

Вращение корпуса.

Представьте себе, что ваш позвоночник — это неподвижная вертикальная ось. (Для полноты картины представьте, что на нижнем конце ее находится шарнир, вокруг которого вправо-влево качаются ваши бедра; это поможет вам разобраться с тем, как задается крен каяка.) Ваш корпус, от бедер до плеч, скручивается вокруг этой оси примерно на 45°. В исходном положении ваше рабочее плечо (со стороны которого выполняется гребок) выходит вперед, а противоположное — назад. Захватив веслом воду, вы ведете его назад, разворачивая корпус в противоположную сторону. В конце гребка корпус уже находится в исходном положении для следующего. Следите за тем, чтобы позвоночник не наклонялся и не изгибался ни в какую сторону.

Выпрямление руки.

В тот момент, когда вы погружаете весло в воду, ваша нижняя (рабочая) рука должна быть полностью выпрямлена. Верхняя рука согнута в локте, и ее кисть находится на уровне головы. В ходе гребка верхняя рука распрямляется, и в конце гребка кисть этой руки оказывается напротив вашей груди. Нижняя рука не столько тянет весло на себя, сколько направляет его по нужной траектории. В конце гребка она оказывается согнутой, кисть находится около борта каяка напротив бедра. Из этого положения вы поднимаете руку вверх и начинаете следующий гребок.

Координация движений.

При правильной синхронизации корпус и руки должны одновременно начинать и одновременно заканчивать движение. После этого весло перекладывается на другую сторону. Стремитесь к тому, чтобы ваши движения были слитными, плавно переходящими друг в друга.

Траектория весла.

При движении весла по прямой, параллельно борту, развивается максимальное поступательное усилие и минимальный вращательный момент — именно это и требуется в данном случае. При движении весла по широкой дуге развивается минимальная тяга и максимальный крутящий момент; это будет дуговой гребок, о котором речь пойдет чуть ниже. На практике же почти любой гребок содержит элементы и прямого, и дугового. Если ваш каяк рыскает из стороны в сторону при каждом гребке, начинайте гребок с небольшой дуги от носа, чтобы остановить это вращение. По мере того, как ваша гребля станет более сбалансированной, этот дуговой элемент будет уменьшаться.

Положение хвата весла.

Если смотреть на каякера спереди, то на протяжении почти всего гребка — кроме, может быть, его начальной и конечной фаз — хват весла наклонен под углом 45–60°, а иногда и более.

Использование мышц корпуса типично почти для всех видов тяжелой физической работы, различных видов спорта и боевых искусств. Сплав на каяке не является исключением. Практически все гребки выполняются в основном корпусом, а не руками; руки же играют лишь вспомогательную роль, тонко направляя движение весла. Когда вы будете в следующий раз пилить дрова, обратите внимание на то, как ваши плечи разворачиваются, приводя в движение пилу. Похоже?

Некоторые упражнения и советы

В начале обучения не старайтесь работать изо всех сил. Прежде всего вам надо научиться грести не сильно, а сбалансировано, чтобы лодка не рыскала из стороны в сторону. Гребите так, чтобы вы могли контролировать курс; если вы начнете работать сильнее, вы будете зря тратить силы на то, чтобы крутить каяк туда-обратно, каждый раз проскакивая мимо нужного положения.

Не старайтесь протянуть весло далеко к корме, даже если вам кажется, что это поможет вам удержать правильный курс. Гребок должен заканчиваться на уровне заднего края кокпита, далее он совершенно неэффективен.

Чтобы лучше понять, как должен работать корпус, представьте себе, что вы открываете на себя плотно закрытую дверь, уперевшись одной рукой (верхней) в косяк, а другой взявшись за ручку.

Неправильное выведение весла из воды. (Ср. с предыдущим рисунком.)


На протяжении всего гребка верхняя рука разгибается, а нижняя сгибается в локтевом и плечевом суставах, но не в запястьях. Особенно важно обратить на это внимание в заключительной фазе гребка, при выведении лопасти из воды. Предплечье нижней (рабочей) руки должно быть в этот момент горизонтальным, локоть опущен, а запястье — оставаться прямым. Тогда лопасть, двигаясь вертикально вверх, безо всяких усилий выходит из воды ребром и легко движется дальше в исходное положение для следующего гребка. Одна из самых распространенных ошибок начинающих гребцов состоит в том, что кисть подворачивается вниз и весло выходит из воды плашмя, рабочей стороной вверх. Со стороны это очень похоже на движения курицы, разгребающей лапой навоз. Такое движение притапливает борт каяка и заканчивается тупиковым положением руки, из которого невозможно сразу начать следующий гребок.

Не выворачивайте локоть верхней руки наружу и вверх.

Попробуйте преувеличить вращение корпуса. Быстро распрямите руки и выполняйте основную часть гребка исключительно корпусом. Это не очень удобно, но поможет вам быстро освоить требуемое движение.

Если вы уверенно удерживаете каяк на курсе, попробуйте разогнаться до максимальной скорости. Вы должны чувствовать нагрузку, прикладываемую вашими ступнями к пяточным упорам. Именно таким образом вы передаете усилие, развиваемое верхней частью вашего корпуса, на корпус каяка. Если вы не ощущаете этой нагрузки, значит, вы не столько толкаете каяк вперед, сколько просто провожаете веслом встречный поток.

Шея должна быть расслаблена, но голова не должна вращаться вместе с корпусом. Смотрите все время вперед. Характерный признак напряженной шеи — резкие движения плеч вверх-вниз.

Та часть хвата весла, которая находится напротив вашей груди, должна двигаться от вас на протяжении всего цикла.

ДУГОВЫЕ ГРЕБКИ

Упражнения. Поворот в движении.

Дуговой гребок вперед — это, по существу, модификация обычного прямого гребка. Его можно включить в прямую греблю, не нарушая ритма. Основной элемент гребка — вращение корпуса — остается практически неизменным; единственное отличие может состоять в том, что вращение происходит на больший угол. Можно считать, что вы сначала поворачиваете в нужную сторону верхнюю часть корпуса и закрепляете ее в этом положении веслом, а потом доворачиваете в эту сторону бедра вместе с лодкой. Нижняя рука направляет весло от носа каяка в сторону, а затем — по широкой дуге, в центре которой находится гребец. На протяжении всего гребка она остается вытянутой; когда весло приблизится к корме каяка, согните локоть и выньте лопасть из воды. Верхняя рука движется намного ниже, чем при прямом гребке, так что положение хвата весла близко к горизонтальному.

Во время гребка вы должны чувствовать, что:

Ваши ступни и колени вращают каяк в нужном направлении.

Полностью погруженная лопасть создает ощутимое усилие.

При круговом движении весла, в отличие от прямоли


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: