Анализ валютных операций как способ повышения эффективности ВЭД

Среди целей анализа валютных операций можно выделить следующие:

- определение влияния валютных операций на основные показатели деятельности организации;

- оценка текущего финансового положения организации в результате осуществления ею валютных операций;

- выявление доступных источников средств и реальной возможности их использования для совершения наиболее рентабельных валютных операций;

- оценка перспектив развития внешнеторговых операций;

- прогноз положения организации на внешнеторговом рынке.

Цели определяют следующие задачи анализа валютных операций:

- оценка внешнеэкономического потенциала организации и обоснованности заключения экспортно-импортных контрактов;

- оценка платежеспособности, деловой репутации и финансовой надежности контрагентов - нерезидентов РФ;

- оценка структуры ВЭД организации;

- определение доли импортных операций в общем объеме приобретаемых товаров, работ и услуг;

- оценка выполнения условий экспортно-импортных контрактов;

- оценка рациональности использования средств для обеспечения экспортно-импортных контрактов;

- оценка эффективности валютных операций;

- оценка финансовых результатов, полученных от осуществления валютных операций[1].

Эффективность анализа валютных операций, а также правдивость полученных результатов анализа обеспечивается достоверной информационной базой. Источниками информации для анализа валютных операций могут служить учредительные документы, экспортно-импортные контракты, соглашения о ценах, претензии, документы таможенного регулирования валютных операций, документы контроля деятельности анализируемой организации, бухгалтерская, налоговая и статистическая отчетность изучаемой организации.

Как отмечает Л.А. Плотникова, анализ экспортных операций можно разделить на следующие подвиды: анализ динамики экспорта товаров, анализ конкурентоспособности экспортных товаров, анализ выполнения обязательств по экспортным операциям, анализ эффективности экспортных операций, а также анализ финансовых результатов от экспортных операций. Рассмотрим их более подробно.

1. Анализ динамики экспорта товаров. Цель данного анализа заключается в выявлении изменений в товарной структуре экспортных операций, объеме экспорта, ценах по экспортным товарам. При этом необходимо учитывать изменения курсов иностранной валюты по отношению к валюте РФ текущего периода в сравнении с предыдущими периодами. Изменение стоимостной оценки экспортных операций зависит не только от количественных измерителей - объемов товаров экспортных сделок, но и от изменения цен на эти товары и курса иностранной валюты. Поэтому при анализе динамики экспорта товаров следует рассчитывать индекс стоимости, индекс цены, индекс физического объема, индекс количества и индекс структуры по каждому виду экспортного товара. Пример формулы: стоимость экспорта всех товаров текущего периода в руб. / стоимость экспорта всех товаров предыдущего периода в руб.

2. Анализ конкурентоспособности экспортных товаров. Цель такого анализа состоит в оценке конкурентоспособности товаров, предлагаемых на экспорт, а также в разработке мероприятий, направленных на повышение уровня конкурентоспособности экспортных товаров. Здесь играет роль такой фактор, как изменение курса валюты - чем выше курс иностранной валюты по отношению к рублю, тем большую экспортную выручку получит организация, а это позволит экспортеру снизить цену на свой товар и тем самым повысить его конкурентоспособность.

3. Анализ выполнения обязательств по экспортным операциям. Цель данного вида анализа - выявление факторов, негативно влияющих на перспективу заключения новых экспортных контрактов, а также выявление нарушений условий внешнеторговых контрактов, что влечет за собой штрафы и неустойки для организации-экспортера. Анализ выполнения обязательств по экспортным операциям включает в себя оценку выполнения контракта по объему поставки, определение показателя соблюдения дисциплины поставок товаров контрагентам, а также определение показателя соблюдения качества экспортных товаров.

4. Анализ эффективности экспортных операций. Цель такого анализа - выявление факторов, приводящих к экономии средств, связанных с экспортом товаров. Данная экономия достигается за счет разных уровней затрат на производство одинаковых товаров в разных странах. Эффективность экспорта можно рассматривать как отношение валютной экспортной выручки к фактической себестоимости экспортируемых товаров. Чем выше будет данный показатель, тем более эффективен экспорт. Анализ эффективности экспортных операций целесообразно проводить по каждому виду товара, чтобы в дальнейшем исключить из общего внешнеторгового оборота низкоэффективные товары. На уровень эффективности экспортных операций влияют экспортная цена, внутренняя цена и валютный курс.

Анализ накладных расходов по экспорту товаров позволяет выявить факторы, приводящие к повышению эффективности экспорта за счет снижения накладных расходов по экспорту, то есть необходимо оценить уровень накладных расходов и изыскать возможность их сокращения.

Анализ эффективности использования средств, вложенных в экспортные операции, позволяет выявить факторы, которые приводят к повышению эффективности экспорта благодаря уменьшению средств, направленных на экспорт. При изучении эффективности экспортных операций необходимо рассчитать следующие показатели:

- средняя продолжительность одного оборота средств по экспорту, чем продолжительнее будет оборот в днях, тем менее эффективно используются оборотные средства при экспорте;

- коэффициент оборачиваемости, чем он выше, тем эффективнее используются оборотные средства;

- коэффициент закрепления оборотных средств, чем он меньше, тем выше эффективность использования оборотных средств по экспорту.

5. Анализ финансовых результатов от экспортных операций. Целью данного анализа является выявление факторов, которые приводят к изменению финансовых результатов, получаемых при совершении экспортных сделок. Как правило, результатом совершенной экспортной сделки становится получение прибыли, которая рассчитывается как разница между выручкой и затратами по экспорту. В сумму затрат по экспорту включается не только себестоимость товара, отправленного на экспорт, но и сумма накладных расходов по экспорту, поэтому валютная выручка исчисляется как произведение трех величин - количества экспортного товара, цены за единицу товара и курса иностранной валюты[2].

Таким образом, можно выделить следующие основные факторы, влияющие на прибыль по экспортной сделке:

- количество экспортируемых товаров;

- экспортные цены на товар;

- курс иностранной валюты по отношению к рублю;

- себестоимость экспортного товара;

- сумма накладных расходов по экспорту.

Положительному финансовому результату (прибыли) по экспорту прямо пропорционален уровень рентабельности экспортной сделки. Сравнительный анализ рентабельности экспортных сделок по видам товаров или иностранных государств позволит сделать выводы об оптимальной структуре поставляемых на экспорт товаров или выборе иностранного контрагента.

Приведем примеры формул, которые применяются при анализе финансовых результатов от экспортных операций:

(экспортная выручка - себестоимость - накладные расходы): экспортная выручка х 100 %;

(цена единицы экспортного товара - себестоимость единицы экспортного товара): цена единицы экспортного товара х 100 %.

Отметим, что чем больше у организации валютные денежные потоки, тем больше валютный риск, который сопровождает деятельность организации. Мировая практика располагает широким набором средств, помогающих либо избежать валютного риска, либо его контролировать. Среди стратегий, позволяющих минимизировать валютные риски, выделим стратегию опережений и запаздываний («leads & lags»), которая наиболее приемлема в отношениях между двумя фирмами, которые тесно связаны друг с другом, так как наличие общих целей помогает найти наиболее выгодный вариант взаиморасчетов (например, управляющая компания и ее филиалы). Альтернативной стратегией управления валютными рисками является так называемая техника разделения рисков. Разделение рисков - это соглашение между компаниями, заключенное в форме договора, в котором покупатель и продавец соглашаются взять на себя определенную часть потерь, связанных с колебанием валютных курсов, независимо от того, какие потери компании понесли в действительности.

Многие фирмы, основываясь на теории финансового менеджмента, пытаются управлять валютными рисками или, иначе говоря, страхуют себя от колебаний валютных курсов. Страхование (хеджирование) предполагает, что компания занимает такую позицию по отношению к риску, которая позволяет элиминировать влияние изменений курса валюты на стоимость имущества или контракта и определить будущие финансовые потоки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: