Слово иха значит - здесь, во Вриндаване; варешад - от Тебя, способного даровать любые благословения; варам на врине - я не ищу никаких благословений, даже обретения мокши. Четвертая пурушартха (цель человеческой жизни) – это мокша, обретение состояния свободы от влияния материи через процесс погружения в сияние брахмана. Не прошу я и о мокшасйа-авадхим – высочайшем уровне освобождения (возможности попасть на Вайкунтха-локу, пронизанную безграничным счастьем). Анйан ча – ни что-либо другое (девять процессов преданного служения, таких как шраванам, киртанам…) мне не нужно. Я не молю о благах, которые приходят от практики этих методов. Хотя многие стремятся обрести их, но я иха – находясь во Вриндаване, не желаю принимать эти блага, даже, если Ты Сам предложишь их мне. Слово иха может быть применено и к остальной части стиха. Три вышеупомянутых благословения: мокша (освобождение), мокшавадхи (высочайший уровень освобождения) и анйа (другие вещи) упомянуты по возрастающей степени совершенства. Величие планет Вайкунтхи превосходит уровень имперсонального освобождения. Это подробно описано в книге «Брихат-Бхагаватамрита», (Уттара Кханда 1.14-15 - смотри приложение). Превосходство девяти процессов преданного служения (начинающихся со шраванам) над пребыванием на Вайкунтха-локе описывается в Бхагаватам (3.15.49) следующим образом: камам бхавах сва-врджинаир нирайешу настат. Четверо кумаров, во главе с Санат-кумаром, прокляли Джаю и Виджаю, которые непочтительно обошлись с ними. Когда Господь Вишну появился перед кумарами, они произнесли: «О Господь, пусть мы окажемся в аду, лишь бы мы могли постоянно слушать о Твоих трансцендентных качествах».
|
|
Из этих слов, становится совершенно ясно, что девять процессов преданного служения, начинающихся со шраванам, могут привести к совершенству даже живущих в аду. В любом месте, независимо от условий жизни, такой человек всегда живет на Вайкунтхе.
О каком же благословение просит преданный? хе натха! – иха идам те вапур гопала-балам – О Господь! Пусть Твой образ, пастушка во Вриндаване – сада ме манаси авирастам – будет всегда проявлен в моем уме. Господь - антарйами пребывает в сердце каждого. Преданные могут лицезреть Его божественную красоту в своем сердце, также ясно, как если бы видели Его непосредственно перед собой.
Если бы Кришна обратился к преданному и предложил: «Послушай! Три выше перечисленных благословения, начиная с мокши, очень редки и желанны для всех. Примешь их»? Ответ можно найти в этом стихе – ким анйаих – «Какая польза от них? Для меня они не имеют никакой ценности». В этом суть. Кришна - источник всего блаженства и счастья. Если обрести Его, тогда все желаемое автоматически придет. Такое понимание является основой настроения преданного. Но если человек не обретет Кришну, тогда чувство неудовлетворенности, возникшее от неправильного выбора цели, принесет страдания и разочарования. При одной мысли о достижении чего-либо менее значительного, человек погрузится в скорбь. Поэтому здесь говорится, что другие благословения бесполезны. Ким-анйаих – Какой в них прок? Таково настроение преданного.
|
|
Не желая освобождения на планетах Вайкунтхи
Слова «ким анйаих» имеют также другое значение. (Господь вновь может спросить), «Если ты не желаешь мокши, тогда можешь просить благословения непосредственно видеть Меня и беседовать со Мной. Я могу предстать перед тобой в Моей четырехрукой форме – Шри Нарайаны или в других айшварйа-майа-мурти, которые достойны поклонения и всеобщего почитания. Но ответ будет тот же – ким анйаих – другие благословения мне не нужны. Смысл этих слов таков: «Если Ты в форме пастушка (которая является верхом совершенства) будешь пребывать в моем сердце, тогда я обрету полное счастье». Таково настроение преданного.