Не желая освобождения

Слово иха значит - здесь, во Вриндаване; варешад - от Тебя, способного даровать любые благословения; варам на врине - я не ищу никаких благословений, даже обретения мокши. Четвертая пурушартха (цель человеческой жизни) – это мокша, обретение состояния свободы от влияния материи через процесс погружения в сияние брахмана. Не прошу я и о мокшасйа-авадхим – высочайшем уровне освобождения (возможности попасть на Вайкунтха-локу, пронизанную безграничным счастьем). Анйан ча – ни что-либо другое (девять процессов преданного служения, таких как шраванам, киртанам…) мне не нужно. Я не молю о благах, которые приходят от практики этих методов. Хотя многие стремятся обрести их, но я иха – находясь во Вриндаване, не желаю принимать эти блага, даже, если Ты Сам предложишь их мне. Слово иха может быть применено и к остальной части стиха. Три вышеупомянутых благословения: мокша (освобождение), мокшавадхи (высочайший уровень освобождения) и анйа (другие вещи) упомянуты по возрастающей степени совершенства. Величие планет Вайкунтхи превосходит уровень имперсонального освобождения. Это подробно описано в книге «Брихат-Бхагаватамрита», (Уттара Кханда 1.14-15 - смотри приложение). Превосходство девяти процессов преданного служения (начинающихся со шраванам) над пребыванием на Вайкунтха-локе описывается в Бхагаватам (3.15.49) следующим образом: камам бхавах сва-врджинаир нирайешу настат. Четверо кумаров, во главе с Санат-кумаром, прокляли Джаю и Виджаю, которые непочтительно обошлись с ними. Когда Господь Вишну появился перед кумарами, они произнесли: «О Господь, пусть мы окажемся в аду, лишь бы мы могли постоянно слушать о Твоих трансцендентных качествах».

Из этих слов, становится совершенно ясно, что девять процессов преданного служения, начинающихся со шраванам, могут привести к совершенству даже живущих в аду. В любом месте, независимо от условий жизни, такой человек всегда живет на Вайкунтхе.

О каком же благословение просит преданный? хе натха!иха идам те вапур гопала-балам – О Господь! Пусть Твой образ, пастушка во Вриндаване – сада ме манаси авирастам – будет всегда проявлен в моем уме. Господь - антарйами пребывает в сердце каждого. Преданные могут лицезреть Его божественную красоту в своем сердце, также ясно, как если бы видели Его непосредственно перед собой.

Если бы Кришна обратился к преданному и предложил: «Послушай! Три выше перечисленных благословения, начиная с мокши, очень редки и желанны для всех. Примешь их»? Ответ можно найти в этом стихе – ким анйаих – «Какая польза от них? Для меня они не имеют никакой ценности». В этом суть. Кришна - источник всего блаженства и счастья. Если обрести Его, тогда все желаемое автоматически придет. Такое понимание является основой настроения преданного. Но если человек не обретет Кришну, тогда чувство неудовлетворенности, возникшее от неправильного выбора цели, принесет страдания и разочарования. При одной мысли о достижении чего-либо менее значительного, человек погрузится в скорбь. Поэтому здесь говорится, что другие благословения бесполезны. Ким-анйаих – Какой в них прок? Таково настроение преданного.

Не желая освобождения на планетах Вайкунтхи

Слова «ким анйаих» имеют также другое значение. (Господь вновь может спросить), «Если ты не желаешь мокши, тогда можешь просить благословения непосредственно видеть Меня и беседовать со Мной. Я могу предстать перед тобой в Моей четырехрукой форме – Шри Нарайаны или в других айшварйа-майа-мурти, которые достойны поклонения и всеобщего почитания. Но ответ будет тот же – ким анйаих – другие благословения мне не нужны. Смысл этих слов таков: «Если Ты в форме пастушка (которая является верхом совершенства) будешь пребывать в моем сердце, тогда я обрету полное счастье». Таково настроение преданного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: