Основные положения. 7.1.1 На участках дорог с земляным полотном, возведенном из пучинистых, сильнопучинистых и чрезмернопучинистых грунтов по ТКП 45-3.03-19

7.1.1 На участках дорог с земляным полотном, возведенном из пучинистых, сильнопучинистых и чрезмернопучинистых грунтов по ТКП 45-3.03-19, а также пылеватых и глинистых грунтов с коэффициентом фильтрации менее 0,5 м/сут, во всех дорожно-климатических районах при всех схемах увлажнения рабочего слоя земляного полотна (см. приложение А) необходимо предусматривать защиту земляного полотна и дорожной одежды от деформаций пучинообразования, что обеспечивается проектированием устройств осушения и морозозащитных мероприятий.

7.1.2 При проектировании земляного полотна необходимо вывести зону промерзания грунтов из зоны капиллярного увлажнения за счет возвышения поверхности покрытия над расчетным уровнем грунтовых вод по ТКП 45-3.03-19.

За расчетный уровень грунтовых вод следует принимать максимально возможный уровень за период между капитальными ремонтами. Расчетный уровень грунтовых вод по данным разовых измерений его величины в период изысканий дороги определяют на основе статистического метода, который позволяет учесть клима­тические и грунтово-гидрологические условия района строительства участ­ка дороги (приложение К).

7.1.3 Если по грунтово-гидрологическим условиям или технико-экономическим показателям целесообраз­но снизить требование по возвышению поверхности покрытия, то следует предусмотреть специальные мероприятия по понижению уровня грунтовых вод или защите верхней части земляного полотна от избыточного увлажнения, проектируемые в соответствии с П2 к СНиП 2.05.02.

7.1.4 При возведении земляного полотна из пучинистых, сильнопучинистых и чрезмернопучинистых грунтов по ТКП 45-3.03-19, необходимо предусмотреть мероприятия для уменьшения притока поверх­ностных вод в основание дорожной одежды и грунт земляного полотна. Для этого устраивают изоляцию обочин в виде асфальтобетонного покрытия или гидроизолирующих слоев и прослоек, обеспечивают требуе­мый поперечный уклон обочин, устраивают лотки вдоль проезжей части и высоко­эффективные дренажные системы под обочинами.

7.1.5 Дренирующий слой проектируют из песка, гравия, шлака и других зернистых матери­алов с коэффициентом фильтрации не менее 1 м/сут. Для магистральных и республиканских дорог в случаях, когда земляное полотно сложено из чрезмернопучинистых грунтов, а также на вогнутых переломах профиля и в случае прохождения дороги в выемках коэффициент фильтрации материала должен быть не менее 2 м/сут.

7.1.6 Проектирование мероприятий по осушению дорожной одежды осуществляют в следующей последовательности:

а) дорогу разделяют на характерные участки по виду продольного профиля и природным условиям (характер рельефа местности, наличие водотоков, пересекающих дорогу, и др.) с учетом особенностей конструкции земляного полотна (насыпь высотой, отвечающей требованиям ТКП 45-3.03-19, выемка, насыпь ниже требуемой по ТКП 45-3.03-19, переходный участок от насыпи к выемке) и дорожной одежды (наличие монолитных слоев основания, а также морозозащитных или теплоизоляционных слоев из укрепленных материалов), обеспеченности материалами для устройства дренирующих конструкций, осуществления мер по ограничению притока воды в дорожную конструкцию;

б) для характерных участков определяют количество воды, поступающей в основание в расчетный период за сутки с учетом предусмотренных мер по ограничению притока воды в дорожную конструкцию;

в) намечают варианты дренажных конструкций;

г) обосновывают расчетом толщину дренирующего слоя, необходимую в данных условиях, или определяют, каким значением коэффициента фильтрации должен обладать дренирующий материал в заданной дренажной конструкции.

При проектировании дренирующего слоя необходимо, помимо осушения, учитывать необходимость обеспечения сдвигоустойчивости самого зернистого материала и прочности всей дорожной конструкции.

7.1.7 Дренажные конструкции проектируют с учетом объема воды, поступающей в основание дорожной одежды в расчетный период, фильтрационной способности материала дренирующего слоя и конструкции земляного полотна.

7.1.8 Выбор конкретного мероприятия по регулированию притока воды должен сопровождаться технико-экономическим сравнением вариантов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: