7.2.1 Целью расчета дренажной конструкции является определение требуемой толщины дренирующего слоя в зависимости от объема воды, поступающей весной в расчетный период в основание проезжей части.
7.2.2 Объем воды, поступающей весной в расчетный период в основание проезжей части, складывается из объемов воды, освобождающейся при оттаивании увлажненного грунта под проезжей частью и проникающей в основание с поверхности дороги.
Для расчета толщины дренирующего слоя объем воды q, поступающей в основание за сутки, на 1 м2 проезжей части принимают по таблице 7.1.
Таблица 7.1 — Расчетные значения объема воды, поступающей в дорожное основание
Дорожно-климатический район | Объем воды, поступающей в основание за сутки, q, л/м2 | |||
Супесь легкая непылеватая, песок пылеватый | Суглинок непылеватый, глины | Суглинок пылеватый | Супесь пылеватая | |
5,0 4,6 4,2 | 6,0 5,6 5,2 | 8,0 7,5 7,0 | 9,0 8,5 8,0 | |
Примечания 1 При наличии в дорожной одежде основания из монолитных материалов объем воды q уменьшают на 10 %. 2 При обеспечении водонепроницаемости обочин объем воды q уменьшают на 20 %. 3 На участках перелома продольного профиля при встречных уклонах объем воды q увеличивают на 20 %. |
7.2.3 Полную толщину дренирующего слоя дорожной одежды h п, м, определяют по формуле
h п = hmbК с + h зап , (7.1)
где hm – толщина слоя, определяемая по номограмме (рисунок 7.1) в зависимости от коэффициента фильтрации материала дренирующего слоя К ф и объема воды q, поступающей
в основание проезжей части за сутки, м;
b – коэффициент, зависящий от длины пути фильтрации воды, равный:
0,80 – для дорог I категории;
0,50 – II категории;
0,40 – III категории;
0,33 – IV и V категорий;
К с – коэффициент, учитывающий снижение фильтрационных свойств материала фильтрующего слоя в процессе эксплуатации дорог, равный:
1,1 – для сильнопучинистых и чрезмернопучинистых грунтов;
1,0 – в остальных случаях;
h зап – дополнительная толщина слоя, зависящая от капиллярных свойств материала, равная, м:
0,18–0,20 – пески мелкие;
0,14–0,15 – пески средней крупности;
0,10–0,12 – пески крупные.
Во всех случаях полную толщину дренирующего слоя дорожной одежды h п принимают не менее 0,25 м.
Рисунок 7.1 — Номограмма для определения толщины слоя hm в зависимости
от коэффициента фильтрации материала дренирующего слоя К ф
и объема воды q, поступающего в основание за сутки