Внедрение новых педагогических идей в школьную практику, переход учителей на более совершенные технологии обучения - процесс нелегкий и небыстрый. Это обеспечивается сугубо творческим характером педагогической деятельности, которую невозможно описать как простой производственный процесс на конвейере. Этим отличаются социальные технологии (к которым относятся и педагогические) от промышленных. Социальной называют технологию, в которой исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром изменения - одно или несколько его свойств.
Социальные технологии более гибки, они способны скорректировать недостатки отдельных процессов и методик, из которых состоит технологический процесс. Социальные технологии более сложны по организации и осуществлению. Можно сказать, что социальные технологии - это технологии более высокого уровня организации. Таким образом, социальные технологии отличаются от промышленных технологий: есть обратная связь, возможно выборочное повторение отдельных частей процесса, доработка с отдельными участниками процесса. Однако в главном эти два вида технологий совпадают. Оба в конечном итоге дают продукт с заданными свойствами.
Учитывая эту особенность социальных технологий, педагогическая технология не только не исключает, но и предполагает творческую свободу учителя в педагогическом процессе.
Реализация творческой свободы учителя в быстро меняющихся воспитательных актах наряду с ответственностью за конечный педагогический результат возможна только при условии осмысления учебного процесса (вне зависимости от технологии обучения) на четырех уровнях: методологическом, теоретическом, методическом и технологическом.
Как показывают многолетние наблюдения в массовой педагогической практике, новая педагогическая идея успешно прорабатывается на теоретическом и методологическом уровнях, но этап ее непосредственного внедрения (процесс освоения технологии) по различным принципам оказывается замедленным, т.е. идея на высоком уровне абстракции не имеет прямого применения, овладение же другим классом знания, например, методическим или технологическим, без теоретического базиса неизбежно приводит к затруднениям в работе, искажению сути педагогической концепции. Часто это выражается в отвергании каких-либо нововведений, так как на традиционные способы обучения накладываются бессистемные фрагменты нового, в результате существующая система разрушается, но ничего взамен не создается. Это усугубляет положение учащихся и учеников, делается вывод о несостоятельности и даже негативном влиянии нововведений.
Еще одна проблема заключается в том, что в современных условиях, когда требуется гарантированный педагогический результат, задача педагогов значительно усложняется; появляется необходимость разработать и обосновать два типа технологий: не только технологию деятельности педагогов, но и технологию учебно-познавательной деятельности учащихся. До недавнего времени ученые и практики сосредоточивали свои усилия на совершенствовании психолого-педагогических технологий педагогической деятельности и мало уделяли внимания созданию принципиально новых технологий учебно-познавательной деятельности учащихся. А ведь это существенно различные технологии, хотя на практике они осуществляются в органическом единстве как две необходимые и взаимосвязанные линии единого процесса обучения.
Таким образом, овладение новыми технологиями обучения потребует формирования внутренней готовности учителя к серьезной работе по преобразованию самого себя. Стремление к образованию, его непрерывности следует рассматривать как норму профессионального и личностного роста.