Причины и история возникновения педагогической технологии

ТЕМА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ

Причины и история возникновения педагогической технологии

Сходство и различия промышленных и социальных технологий

Понятия «педагогические система» и «педагогическая технология»

Классификация педагогических технологий.

Причины и история возникновения педагогической технологии

Сегодня каждая школа и каждый учитель ищут наиболее эффектив­ные пути совершенствования учебного процесса, повышения заинтересо­ванности учеников и роста успеваемости учащихся. Среди основных побу­дительных причин возникновения и практического исследования новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:

- необходимость более глубокого учета и использование психофи­зиологических особенностей обучаемых;

- осознание настоятельной необходимости замены малоэффектив­ного вербального способа передачи знаний системно-деятельностным под­ходом;

- возможность проектирования учебного процесса, организацион­ных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантиро­ванные результаты обучения;

- потребность снизить негативные последствия работы малоквали­фицированного учителя.

Много веков назад, при зарождении педагогики, считалось, что необходимо найти какой-то прием или группу приемов, которые позволяли бы добиваться желаемой цели. Так появились различные методики. Время шло, у практиков накапливался опыт, они создавали новые, более эффективные методики. Однако результаты практической работы по создаваемым методикам не всегда отвечали все расширяющимся требованиям. В результате педагогика накопила в своем арсенале значительное число эффективных методик, но проблемы стабильности в обучении, а также достижения каждым учеником высоких результатов остаются и по сей день.

Очевидно, что совершенствование метода надо продолжать, но про­цесс нахождения и эмпирического (основанного на практике) отбора дол­жен быть совмещен с выбором цели и отработанной системы контроля процесса обучения. Этому и призвана помочь технологизация процесса обучения.

Исторически понятие «технология» возникло в связи с техническим прогрессом и согласно словарным толкованиям (techne - искусство, ремесло, наука и logos - понятие, учение) есть совокупность знаний о способах и средствах обработки материала. Технология включает также и искусство владения процессом, в результате чего персонализируется. К числу сущест­венных признаков технологий относят стандартизацию, унификацию процес­са и возможность его воспроизводства применительно к заданным условиям.

Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различных областях теоретической и практической деятельности.

Противники идеи технологизации в педагогике считают недопусти­мой возможность рассматривать творческий, сугубо интимный, как они считают, педагогический процесс как технологический. Любая деятель­ность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, техноло­гией заканчивается, чтобы заново все началось сначала. Любое планирова­ние, а без него не обойтись в педагогической деятельности, противоречит экспромту, действиям по наитию, по интуиции, т.е. является началом технологии.

Массовое внедрение педагогических технологий исследователи от­носят к началу 60-х годов и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. К наиболее известным авто­рам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В. Коскарелли.

Принято считать, что у истоков технологизации отечественной педа­гогики стоял А.С. Макаренко, который впервые ввел понятие педагогиче­ской техники и предполагал идти еще дальше: «Наше педагогическое про­изводство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Именно поэтому у нас отсутствуют все важ­ные отделы педагогического производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение кондукторов и приспособ­лений, нормирование, контроль, допуски и браковка».

Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражены в научных трудах П.Я Гальперина, Н.Ф. Талызиной, А.Г. Ривина, Л.Н. Ланды, Ю.К. Бабанского, П.М. Эрд-ниева, И.П. Раченко, ЛЯ. Зориной, В.П. Беспалько, MB. Кларина и др.

Интересно рассматривает генезис сущности (историю становления) понятия «педагогическая технология» И.И. Прокопьев. По его мнению, тол­чок к поиску, чтобы породнить инженерную мысль о технологическом про­цессе с педагогикой, возник в нашей стране в конце 50-х - начале 60-х гг.

Этому способствовало стремление использовать в учебном процессе технические средства, в частности, визуальную, аудио- и аудио-визуальную аппаратуру. Психологи и педагоги провели исследования по алгоритмизации обучения. Развивается электронная техника с большими возможностями ее ис­пользования в различных областях подачи и переработки информации, в том числе и в учебно-воспитательном процессе.

В 1960-1966 гг. на основе нового закона об образовании в СССР старшие классы (9-11 кл.) общеобразовательной средней школы стали одновременно и профессиональными. В связи с этим на один год было продле­но обучение. Наряду с учителями общеобразовательных дисциплин по про­фессиональному обучению в школе, а также в учебно-производственных мас­терских стали работать инженеры различных профилей: механики, энергети­ки, технологи и др. В первую очередь специалистам этого профиля были видны отсталые, косные способы и приемы учебной работы профессиональных учителей. Эти приемы десятилетиями, а некоторые - веками традиционно существовали в школе. И теоретики, и практики ищут пути ра­ционализации учебного процесса. Так появляется и распространяется вширь программированное обучение в учебных заведениях всех уровней и разных типов (работы В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызиной, Т.А. Ильиной, А.Г. Молибога и др.) В программированном обучении можно было широко использовать технические средства для подачи информации и контроля зна­ний учащегося. Развивается и безмашинное программирование, появляют­ся учебники, учебные пособия, составленные по принципу программиро­вания, в том числе - по педагогике (И.Е. Шварц).

Для программированного обучения характерен контроль. Его разви­тию способствовало и то, что в 70-е годы в советскую школу «вернулись» тесты, запрещенные в 30-е годы 20 века. Все названные обстоятельства оказались благоприятными для реализации технологического подхода к учебно-воспитательному процессу, для разработки теоретических вопросов педагогической технологии и применения ее на практике. К настоящему времени опубликованы монографии, множество брошюр и статей по проблемам педагогической технологии.

Следует отметить большой вклад В.П. Беспалько в разработку тео­рии и практики педагогической технологии, в частности, его труды по тео­рии педагогических систем и собственно педагогической технологии. Проблемам педагогической технологии посвящены работы В.В. Гузеева, М.В. Кларина, П.М. Эрдниева и др. Педагогическую технологию как учебную дисциплину изучают теперь студенты педагогических специальностей многих вузов. Все сказанное делает актуальным осмысление «педагогической техно­логии» как понятия и соответствующего термина науки педагогики.

Таким образом, историю становления педагогической технологии можно схематически представить так: замысел внедрить инженерный под­ход - техниче­ские средства в учебном процессе - алгоритмизация обучения - програм­мированное обучение - технологический подход - педагогическая техноло­гия (дидактический аспект) - поведенческая технология (аспект воспита­ния). Не все составляющие педагогической технологии к настоящему вре­мени одинаково развиты. Одни из них разработаны подробно, другие - только намечены. Особенно сложна разработка технологии воспитания, хотя и здесь положено начало (И.П. Иванов, Ж.Е. Завадская, З.В. Артеменко и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: