Понятия «педагогические система» и «педагогическая технология»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – совокупность необходимых и достаточных элементов, характеризующих сущность педагогической деятельности.

ЭЛЕМЕНТЫ: педагог и учащиеся как субъекты пед.процесса, цель, содержание, способы осуществления деятельности (формы, методы, средства).

Субъект – носитель предметно-практической активности и познания, осуществляющий изменения в окружающем мире и в себе самом. Субъектность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании.

Субъектность – способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия, оценивать их соответствие задуманному, выстраивать планы жизни.

Объект – то, на что направлена познавательная или другая деятельность субъекта. Человек как объект познания и самоизменения - сложнейший раздел науки, поскольку объект сам становится субъектом.

Цель – то, ради чего осуществляется деятельность (образ предвосхищаемого результата).

Содержание – система знаний, умений, навыков, отношений и опыта творческой деятельности, которые отобраны для усвоения и которые обеспечивают всесторонне развитие.

Форма – способ существования пед.процесса, оболочка для его внутренней сущности. Определяется количеством учащихся, временем, местом, порядком осуществления.

Метод – способ достижения цели.

Средство – материальные и идеальные объекты, необходимые для организации и осуществления пед.процесса и выполняющие функции развития учащихся.

Технология обучения – новое направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов.

Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

Приведем несколько примеров определений данного понятия:

• «Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком либо деле, мастерстве, искусстве» - толковый словарь.

• «Педагогическая технология - это содержательная техника реализа­ции учебного процесса» (В.П. Беспалько).

• «Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок оформления функционирования всех личностных, инструмен­тальных и методологических средств, используемых для достижения пе­дагогических целей» (М.В. Кларин). «Педагогическая технология - это системный метод создания, при­менения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» (ЮНЕСКО).

• «Педагогическая технология - это организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс» (Б.Т. Лихачев).

• «Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения» (И.П. Волков).

• «Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических дейст­вий» (В.А. Сластенин).

• «Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый результат» (Г.Ю. Ксензова).

Для того, чтобы правильно сориентироваться в большом потоке научной и научно-практической литературы, поднимающей вопросы педагогической технологии, нужно знать, как считает Г.К. Селевко, что это поня­тие может быть представлено тремя аспектами:

1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические вопросы;

2)процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержание методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3)процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в каче­стве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в каче­стве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обуче­нии, и в качестве реального процесса обучения.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – это проект последовательно осуществляемой педагогической деятельности, направленной на достижение заранее спроектированных целей (результатов) образования и развития личности учащихся.

В данной главе мы будем рассматривать технологию как категорию процессуальную. В этом смысле технология отвечает на вопрос «Как сделать (из чего и каким средствами?)». Т.о. технология выражает процессуальную сторону педагогической системы. Система – совокупность элементов. Технология – совокупность приемов.

В основе пед. технологии лежит идея полной управляемости учебным процессом, проектировании и воспроизводимости обучающего цикла.

Специфические черты технологии обучения:

- разработка диагностично поставленных целей;

- ориентация всех учебных процедур на гарантированное достижение учебных целей;

- оперативная обработка, связь, оценка текущих и итоговых результатов;

- воспроизводимость обучающих процедур.

Диагностично поставленными считаются цели, которые определяются через результаты, выраженные в действиях учащихся, которые учитель может измерить и оценить. В традиционном обучении цели ставятся неопределенно: изучить теорему, выразительно читать текст и т.д. трудно проверить. В диагностично поставленных целях действия ученика описываются операционально: знает, понимает, применяется и т.д. После определения диагностично поставленных целей по предмету материал разбивается на фрагменты – учебные элементы, подлежащие усвоению. Затем разрабатываются проверочные работы по разделам, далее организуется обучение, проверка – текущий контроль, корректировка повторное, в других операциях, обучение. Текущие оценки делаются по типу «усвоил – не усвоил». Итоговые разъяснения даются каждому ученику. Таким образом, проводится обучение в концепции полного усвоения (В. Шаталов).

Она дает высокие результаты, но имеет ограничения: таким образом можно изучать материал, поддающийся членению на единицы, усвоение происходит в основном на репродуктивном уровне.

Для перехода от репродуктивных умений к поисковым предлагается такой вариант обучения:

1. Сообщение необходимых знаний.

2. Формирование умений на репродуктивном уровне.

а) демонстрация деятельности в целом и по элементам (демонстрация + объяснение)

б) организация отработки умения в упрощенных условиях.

в) организация самостоятельной практики с непрерывной обратной связью и положительной оценкой учителя.

3. Переход к поисковой, продуктивной фазе.

а) организация проблемных ситуаций - решение конкретных задач, имитация, моделирование.

б) обязательный анализ учащимися своей деятельности с учителем и группой.

Ориентация всех учебных процедур на гарантированное достижение учебных целей означает выбор таких методов, форм и средств обучения, которые будут обеспечивать успех предстоящей деятельности.

Существенной чертой технологии обучения является воспроизводимость обучающего цикла. Цикл обучения содержит следующие моменты:

- установление целей обучения;

- предварительная оценка уровня обученности;

- обучение, совокупность учебных процедур и корректировка согласно результатам обратной связи;

- итоговая оценка результатов и постановка новых целей.

Воспроизводимость будет гарантировать возможность осуществления технологии любым педагогом, независимо от опыта работы, и в конечном счете от уровня его мастерства.

Обратная связь, объективный контроль знаний – существенная черта технологии обучения. Измерение уровня усвоения знаний и их оценка в настоящее время носят неопределенный и субъективный характер: в программах результаты обучения описаны недиагностично, измерить и оценить их объективно нельзя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: