ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – совокупность необходимых и достаточных элементов, характеризующих сущность педагогической деятельности.
ЭЛЕМЕНТЫ: педагог и учащиеся как субъекты пед.процесса, цель, содержание, способы осуществления деятельности (формы, методы, средства).
Субъект – носитель предметно-практической активности и познания, осуществляющий изменения в окружающем мире и в себе самом. Субъектность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании.
Субъектность – способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия, оценивать их соответствие задуманному, выстраивать планы жизни.
Объект – то, на что направлена познавательная или другая деятельность субъекта. Человек как объект познания и самоизменения - сложнейший раздел науки, поскольку объект сам становится субъектом.
Цель – то, ради чего осуществляется деятельность (образ предвосхищаемого результата).
|
|
Содержание – система знаний, умений, навыков, отношений и опыта творческой деятельности, которые отобраны для усвоения и которые обеспечивают всесторонне развитие.
Форма – способ существования пед.процесса, оболочка для его внутренней сущности. Определяется количеством учащихся, временем, местом, порядком осуществления.
Метод – способ достижения цели.
Средство – материальные и идеальные объекты, необходимые для организации и осуществления пед.процесса и выполняющие функции развития учащихся.
Технология обучения – новое направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов.
Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
Приведем несколько примеров определений данного понятия:
• «Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком либо деле, мастерстве, искусстве» - толковый словарь.
• «Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса» (В.П. Беспалько).
• «Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок оформления функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» (М.В. Кларин). «Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» (ЮНЕСКО).
• «Педагогическая технология - это организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс» (Б.Т. Лихачев).
|
|
• «Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения» (И.П. Волков).
• «Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий» (В.А. Сластенин).
• «Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый результат» (Г.Ю. Ксензова).
Для того, чтобы правильно сориентироваться в большом потоке научной и научно-практической литературы, поднимающей вопросы педагогической технологии, нужно знать, как считает Г.К. Селевко, что это понятие может быть представлено тремя аспектами:
1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические вопросы;
2)процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержание методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3)процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических средств.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – это проект последовательно осуществляемой педагогической деятельности, направленной на достижение заранее спроектированных целей (результатов) образования и развития личности учащихся.
В данной главе мы будем рассматривать технологию как категорию процессуальную. В этом смысле технология отвечает на вопрос «Как сделать (из чего и каким средствами?)». Т.о. технология выражает процессуальную сторону педагогической системы. Система – совокупность элементов. Технология – совокупность приемов.
В основе пед. технологии лежит идея полной управляемости учебным процессом, проектировании и воспроизводимости обучающего цикла.
Специфические черты технологии обучения:
- разработка диагностично поставленных целей;
- ориентация всех учебных процедур на гарантированное достижение учебных целей;
- оперативная обработка, связь, оценка текущих и итоговых результатов;
- воспроизводимость обучающих процедур.
Диагностично поставленными считаются цели, которые определяются через результаты, выраженные в действиях учащихся, которые учитель может измерить и оценить. В традиционном обучении цели ставятся неопределенно: изучить теорему, выразительно читать текст и т.д. трудно проверить. В диагностично поставленных целях действия ученика описываются операционально: знает, понимает, применяется и т.д. После определения диагностично поставленных целей по предмету материал разбивается на фрагменты – учебные элементы, подлежащие усвоению. Затем разрабатываются проверочные работы по разделам, далее организуется обучение, проверка – текущий контроль, корректировка повторное, в других операциях, обучение. Текущие оценки делаются по типу «усвоил – не усвоил». Итоговые разъяснения даются каждому ученику. Таким образом, проводится обучение в концепции полного усвоения (В. Шаталов).
Она дает высокие результаты, но имеет ограничения: таким образом можно изучать материал, поддающийся членению на единицы, усвоение происходит в основном на репродуктивном уровне.
|
|
Для перехода от репродуктивных умений к поисковым предлагается такой вариант обучения:
1. Сообщение необходимых знаний.
2. Формирование умений на репродуктивном уровне.
а) демонстрация деятельности в целом и по элементам (демонстрация + объяснение)
б) организация отработки умения в упрощенных условиях.
в) организация самостоятельной практики с непрерывной обратной связью и положительной оценкой учителя.
3. Переход к поисковой, продуктивной фазе.
а) организация проблемных ситуаций - решение конкретных задач, имитация, моделирование.
б) обязательный анализ учащимися своей деятельности с учителем и группой.
Ориентация всех учебных процедур на гарантированное достижение учебных целей означает выбор таких методов, форм и средств обучения, которые будут обеспечивать успех предстоящей деятельности.
Существенной чертой технологии обучения является воспроизводимость обучающего цикла. Цикл обучения содержит следующие моменты:
- установление целей обучения;
- предварительная оценка уровня обученности;
- обучение, совокупность учебных процедур и корректировка согласно результатам обратной связи;
- итоговая оценка результатов и постановка новых целей.
Воспроизводимость будет гарантировать возможность осуществления технологии любым педагогом, независимо от опыта работы, и в конечном счете от уровня его мастерства.
Обратная связь, объективный контроль знаний – существенная черта технологии обучения. Измерение уровня усвоения знаний и их оценка в настоящее время носят неопределенный и субъективный характер: в программах результаты обучения описаны недиагностично, измерить и оценить их объективно нельзя.