Характеристика технологии сообщающего (объяснительно-иллюстративного) обучения

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

1. Характеристика технологии сообщающего (объяснительно-иллюстративного) обучения.

2. Личностно-ориентированная технология.

3. Сущность и характеристика развивающего обучения.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ СООБЩАЮЩЕГО (ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНОГО) ОБУЧЕНИЯ.

В этой теме представлены современные концепции обучения, кото­рые на данном этапе развития рассматриваются как педагогические техно­логии, в которых достаточно полно разработана организация педагогиче­ского процесса в соответствии с конкретной педагогической парадигмой. Эти технологии по-разному объясняют сущность дидактического процес­са, следовательно, различным образом предлагают его строить. Они разли­чаются по характеру обучающей и учебной деятельности, построению со­держания, методам и средствам обучения. В дидактике сложились сооб­щающее (объяснительно-иллюстративное), проблемное, программирован­ное, развивающее, личностно-ориентированное обучение и др. Некоторые из этих технологий мы рассмотрим на лекции, а другие разберем на практическом занятии.

Сообщающее (объяснительно-иллюстративное обучение) характеризуется тем, что учитель излагает знания в обработанном, «готовом» виде, ученики воспри­нимают и воспроизводят его. Другими словами обучение доминирует над учением.

Этапы деятельности учителя и учащихся в этом дидактическом процессе выглядят следующим образом:

Действия учителя Действия ученика
1. информирует о новых знаниях воспринимает информацию, обнаруживает первичное понимание
2. организует осмысливание учебной информации Осмысливает, углубляет понимание учебного материала.
3. организует обобщение знаний обобщает усвоенный материал
4. организует закрепление учебного материала закрепляет изученное путём повторения.
5. организует применение знаний и оценивает степень усвоения. применяет изученное в упражнениях, заданиях и т.д.

Эта сложившаяся традиционная система обучения имеет ряд досто­инств: доступность учебного материала для большинства учащихся, сис­темность, отработанность организационных форм и привычных методов, относительно малые затраты времени, но гораздо больше негативных сто­рон. Учитель в ситуации, когда обучение доминирует над учением, выпол­няет три основные функции: информационную (излагает новый материал), контролирующую (определяет уровень его понимания) и оценивающую (выражает в баллах степень точности его воспроизведения школьниками).

Учитель основное внимание в своей работе отводит трансляции гото­вого учебного содержания, просвещению школьников. Более всего при под­готовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариан­тов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности.

При этом просвещение учащихся, преподнесение им информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в фор­ме монолога учителя или кого-нибудь из учеников, временно занимающих место педагога. Диалог в данной системе преподавания нормативно ис­ключен. Под диалогом подразумевается не говорение нескольких детей, отвечающих на вопросы, рассматривающих и дополняющих недосказан­ное, а взаимопроникновение совпадающих или несовпадающих позиций, способствующее порождению и развитию общей мысли. В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем. Главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недос­таточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение.

Объяснительно-иллюстрированные технологии предписывают учи­телю особые роль и место в учебном процессе. У него на уроке не просто активная, но сверхдоминирующая позиция: он - командир, судья, началь­ник и даже «родитель», он как бы стоит на пьедестале, но при этом обре­менен угнетающим чувством ответственности за все, что происходит в классе. Соответственно ученик играет пассивную роль, которая сводится к соблюдению тишины и строгому выполнению предписаний учителя, при этом ученик ни за что не отвечает. Другими словами, отношения между учителем и учеником строятся как субъект-объектные. Ученик нужен учи­телю как объект воздействия. Учащиеся же личностно в этот процесс чаще всего не включаются. Педагог продавливает информацию с помощью мно­гократных повторений, обеспечивает внешнее принятие заданий за счет игровых форм и других приемов, позволяющих заинтересовать учеников, работает на механизмах восприятия и памяти, стимулирует послушание и исполнительство.

Опытный педагог знает, что информация учителя - это еще не зна­ние ученика. Наукой доказано, что 80 % информации, которую слышит ученик на уроке, забывается в тот же день, если ученик самостоятельно над ней не поработает (повторил, поговорил, записал), 20 % сохраняется в памяти несколько дольше, в зависимости от уровня ее актуальности для обучаемого.

Следовательно, перед учителем встает задача - перевести услышан­ное в собственное знание школьника, что возможно при определенных ус­ловиях, связанных с интериоризацией, внутренним принятием этой ин­формации учеником, переводом ее «на свой язык», увязкой ее с имеющим­ся у ребенка знанием.

Для того чтобы перевести информацию в знание, учитель при тра­диционных методах обучения должен заставить ученика проделать доста­точно объемную работу самостоятельно как в классе, так и дома, прокон­тролировать и оценить ее результативность. А в случае невыполнения за­дания применить необходимые санкции. Таким образом, объяснительно-иллюстративный способ обучения не может эффективно использоваться без принуждения. Принуждение заложено в самом механизме обучения по данной технологии.

Основным результатом принуждения является или полное отторже­ние навязываемых действий и тех лиц, которые их организуют, или ин­дифферентное (безразличное) отношение к ним.

В свою очередь работа учителя в рамках объяснительно-иллюстративных технологий не может не оказать негативного влияния и на него самого. После нескольких лет работы в этом режиме обучения учитель как профессионал начинает деградировать: он вынужденно оста­навливается на уровне школьной программы, значительный объем профес­сиональных знаний оказывается невостребованным, педагог не продвига­ется в своем профессиональном росте, его творческий потенциал посте­пенно угасает, развитие личности затормаживается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: