29. Проведение комплексной оценки рыночной стоимости автодилерской компании
Современный подход к управлению компанией основан на максимиза-i и 111 ее стоимости. Для владельцев бизнеса, инвесторов это очень актуально. ()сiро стоят вопросы оценки действительной стоимости пакета акций или ДОЛОЙ в уставном капитале компании-автодилера, принятия решения о це-иесообразности продажи бизнеса и просто переоценки активов, которыми владеет собственник бизнеса.
Для чего необходимо оценивать стоимость компании в автобизнесе? На ■ТОТ ноирос практика дает несколько ответов.
Во-первых, для оценки деятельности наемного менеджмента. Регулярный анализ показателей стоимости компании позволяет судить об эффек-тивности проведенных улучшений в компании: если стоимость растет, то ытгосостояние собственников увеличивается, а значит, выбранная стратегия и механизмы ее реализации оказались правильными.
Во-вторых, чтобы принимать решения о целесообразности продажи бизнеса и объективном определении цены такой сделки. Это же относится и к реализации сделок по слиянию, поглощению автодилерской компании, проведению ее реструктуризации, выделению и продаже ее отдельной бизнес-единицы.
|
|
В-третьих, чтобы обосновать решение о дополнительной эмиссии акций организации. Стоимостная оценка позволяет прогнозировать доход компании и приток денежных средств от размещения ценных бумаг.
В-четвертых, бизнес может рассматриваться как актив, являющийся объектом владения, залога, передачи, дарения, наследования и других прав, что, естественно, требует денежной оценки. Например, оцененное имущество компании поможет ей выйти на выгодные рынки кредитования.
Понимая такую значимость оценки в деятельности предприятия, некоторые организации используют показатели рыночной стоимости как стратегические ориентиры. В системе управления результатами автодилера, рассмотренной в данной книге, индикаторы стоимости автодилерской компании играют важную роль в мотивации управленческого персонала — от ее значений зависит вознаграждение за управление дилерским центром (см. главу 2).
Так, в системе управления результатами на основе взаимосвязанных оценочных показателей применяется показатель, характеризующий изменение рыночной стоимости бизнеса, — экономическая добавленная стоимость (EVA), который рассчитывается как разница между прибылью автодилера до уплаты налогов и затратами на привлечение капитала (см. главу 2).
Положительное значение EVA по итогам периода укишиас! па эффе) тивпую работу менеджменте компании и мотивируеп его работать прежде всего на стратегическую перспективу, а не преследовать краткосрочные выгоды, поступаясь долгосрочным ростом бизнеса. Ведь ПОСТОЯННОЙ положительной разницы между прибылью до уплаты налога и стоимостью привлеченного капитала для получения такой прибыли можно достичь только благодаря сбалансированной эффективной стратегии привлечения и использования ресурсов предприятия.
|
|
Однако на практике применяется довольно большой набор методов оценки и соответственно показателей стоимости компании.
Среди известных подходов к оценке выделяют:
• сравнительные, основанные на сопоставлении с аналогичными бизпе-сами;
• доходные, основанные на оценке будущих доходов бизнеса;
• затратные, основанные на оценке затрат, связанных с созданием аналогичного бизнеса.
В ходе изучения действующих и приносящих доход компаний рассчиты вают следующие виды стоимости [139]:
• инвестиционная стоимость — определяется исходя из доходности бизнеса для конкретного инвестора при заданных инвестиционных целях;
• стоимость действующего бизнеса при существующем использовании — рассчитывается на основании данных о доходности, демонстрируемой пред приятием;
• рыночная стоимость — наиболее вероятная цена, по которой компания может быть продана на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величину цены сделки не влияют какие-либо чреЗВЫ чайные обстоятельства.
По гражданскому законодательству существует разница между оценкой предприятия как имущественного комплекса и оценкой бизнеса — пред принимательской деятельности. В случае оценки имущественного коми лекса (ст. 132 ГК РФ) определяется стоимость прав на имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Когда же речь идет об оценке предпринимательской деятель ности (бизнеса), то оценивается вся совокупность прав и соответствующих им обязательств.
Рассмотрим применение методов оценки рыночной стоимости автоди лера на конкретных примерах.
Проведение оценки сравнительными методами
Суть сравнительного метода заключается в определении стоимости ком пании путем сравнения ее технологии, активов и результатов бизнеса с ана логичными объектами на рынке.
Сравнительный подход наиболее реально отражает ту цену, которая мо жет возникнуть на рынке в процессе купли-продажи, поскольку при расчете используются сложившиеся на рынке цепы на похожие предприятия. Серь езным недостатком этого метода является ТО, ЧТО расчеты основываются па
:ш
прошлых финансовых результатах деятельности компаний-аналогов и не учитывают перспективы развития фирмы.
Данные по сделкам с аналогами можно получить как из Интернета, так и из печатных изданий, содержащих официальную информацию о продажах на аукционах и конкурсах, о торговле акциями предприятий. В этом случае актуальным становится использование уже наработанных автодилером баз данных и результатов конкурентной разведки. Информация о продажах, слияниях, поглощениях, покупках компаний, занятых автодилерским бизнесом, должна постоянно отслеживаться автодилером и регистрироваться в соответствующих закрытых учетных системах.
Для проведения оценки методом сравнения необходимо:
1) изучить рынок спроса и предложения по приобретению аналогичных бизнесов, в том числе на фондовых рынках, и выбрать предприятия-аналоги. Выбор аналогов должен быть основан на их отраслевой и технологической сопоставимости;
2) провести поправку цены продажи каждого аналога либо при помощи критериев, учитывающих различие между предприятиями и объектами оценки в характеристиках, технологии и результатах работы, условиях деятельности, либо при помощи коэффициентов-мультипликаторов, отражающих взаимосвязь между стоимостью компаний-аналогов и ключевыми экономическими параметрами их деятельности (прибыль, выручка и пр.);
|
|
3) провести сравнение показателей рыночной стоимости между аналогами и объектом оценки.
В качестве примера продемонстрируем оценку компании-автодилера сравнительным методом. Компании-аналоги были выбраны в процессе анализа баз данных и информации из открытых источников (табл. 138).
При выборе аналогов смотрят на то, чтобы они были идентичны по основным финансовым и производственным характеристикам, таким как:
• размер компании (выручка, доля рынка, численность персонала, стоимость активов, количество ремонтных постов, размер торгово-складских площадей и т.д.);
• реализуемая марка автомобиля, ассортимент и ее популярность на рынке;
• товарная и территориальная диверсификация;
• технологическая и техническая оснащенность, конструктивные особенности, состояние основных фондов и пр.;
• сопоставимость предполагаемой сделки (форма сделки, условия финансирования, условия оплаты и т.д.).
Для того чтобы полученная рыночная стоимость компании была объективной, проводят корректировку цен аналогов и приводят их к сопоставимым условиям сравнения с оцениваемой компанией. Корректировку можно проводить либо по каждой характеристике, либо по каждой группе таких критериев.
В приведенном примере поправки в ценах проводятся экспертным методом с помощью предварительно разработанных карт поправочных коэффициентов (табл. 139) по пяти выделенным группам характеристик: организационные, финансово-экономические, размер компании, технологические и эффективность бизнес-процессов.
Таблица! W Предприятия-аналоги и их характеристики
Характеристики | Автодипвр «XXX» — объект оценки | Компания-аналог 1 | Компания-аналог 2 |
Стоимость сделки, долл. США | - | 18 800 000 | И'ISO (IIIII |
Организационные характеристики | |||
Организационно-правовая форма | ооо | ООО | ооо |
Условия сделки | - | Продажа стратегическому инвестору | Продажа стратегическому инвестору |
Вид основной деятельности | Продажа и сервисное обслуживание автомобилей | Продажа и сервисное обслуживание автомобилей | Продажа и серписнои обслуживание автомобилей |
Рынок функционирования | Центральный район РФ, крупные города | Центральный район РФ, крупные города | Центральный районРФ, крупные города |
Марка продвигаемого автомобиля | «XXX» | «YYY» | «XXX» |
Финансово-экономические характеристики | |||
Рентабельность деятельности по чистой прибыли, % | 6,1 | 7,7 | 7,0 |
Соотношение заемного и собственного капитала, % | |||
Характеристики размера компаний | |||
Годовой объем продаж, долл. США с НДС | 42 500 880 | 50 250 223 | 41 000 721 |
Остаточная стоимость активов, долл. США | 11 090 250 | 19 781 268 | 15871 МП |
Среднесписочная численность персонала, чел. | 111(1 | ||
Технологические характеристики | |||
Фактическое состояние основных фондов | Современное оборудование, низкая степень износа | Современное оборудование, низкая степень износа | Современное оборудование, низкаястепень износа |
Удобство расположения по отношению к транспортной инфраструктуре | На пересечении основных транспортных магистралей района | На пересечении основных транспортных магистралей района | На пересечении основных транспортных магистралей района |
Удаленность от регионального склада запчастей, км | 125 (средняя) | 89 (средняя) | |
Удобство расположения по отношению к коммуникационной и инженерной инфраструктуре | Все коммуникации подведены | Все коммуникации подведены | Все коммуникации подведены |
Земельные правоотношения | Долгосрочная аренда | Долгосрочная аренда | Долгосрочная аренд» |
Характеристики эффективности бизнес-процессов | |||
Качествои профессионализм менеджмента (по10-балльной шкале) | |||
Популярность реализуемой марки (по 5-балльной шкале) | |||
Ассортиментная политика | Продажа 5 моделей, трейд-ин, сервисная станция, кузовной цех, допоборудованив | Продажа 8 моделей,трейд-ин, сервиснаястанция, кузовной цех, допоборудованив | Продажа 5 моделей,трейд-ин, сервиснаястанция, кузовной ц»х, допоборудомни» |
Ж,
|
|
Таблица 139 Карта поправочных коэффициентов для группы характеристик «Размер компании»
Значение характеристики | Поправочный коэффициент, % |
Компания-аналог полностью сопоставима | |
Компания-аналог незначительно больше | |
Компания-аналог больше | |
Компания-аналог значительно превосходит |
Максимальная величина поправочных коэффициентов для каждой группы сравнительных показателей зависит от степени их влияния на рыночную стоимость компании. Например, для факторов размера компании верхний предел величины поправки ограничен 14%, а для группы организационных характеристик — 6%.
Процесс сопоставления должен быть последовательным, для чего используется таблица табл. 140, результатом которой являются скорректированные рыночные стоимости компаний-аналогов.
Таким же способом рекомендуется производить корректировки по иным характеристикам-факторам, влияющим на показатель рыночной стоимости компании (количество парковочных мест, площадь земельного участка, узнаваемость бренда, репутация, условия реализации компании, актуаль-! юсть данных и т.д.).
На основе полученных данных рыночная стоимость автодилера определяется как средневзвешенный показатель скорректированных стоимостей компаний-аналогов. Взвешивание стоимостей можно производить, напри-
Таблица 140 Поправки к цене сделки по критериям
Статья \ Компания-аналог 1 \ Компания-аналог 2 | ||
1. Стоимость сделки, долл. США 18 800 000 14 450 000 | ||
2. Корректировка стоимости по организационным характеристикам | ||
Относительная от стоимости сделки, % | ||
Абсолютная, долл. США | ||
Скорректированная стоимость, долл. США | 16800 000 | 15150 000 |
3, Корректировка стоимости по финансово-экономическим характеристикам | ||
Относительная от стоимости сделки, % | -6 | -2 |
Абсолютная, долл. США | -1008 000 | -303 000 |
Скорректированная стоимость, долл. США | 15792 000 | 14847 000 |
4. Корректировка стоимости по характеристикам размера компаний | ||
Относительная от стоимости сделки, % | -8 | -2 |
Абсолютная, долл. США | -1344 000 | -303 000 |
Скорректированная стоимость, долл. США | 14448 000 | 14544 000 |
5. Корректировка стоимости по технологическим характеристикам | ||
Относительная от стоимости сделки, % | ||
Абсолютная, долл. США | ||
Скорректированная стоимость, долл. США | 14448 000 | 14544 000 |
6. Корректировка стоимости по характеристикам эффективности бизнес-процессов | ||
Относительная от стоимости сделки, % | -3 | |
Абсолютная, долл. США | -504 000 | |
Скорректированная стоимость, долл. США | 13944 000 | 14544 000 |
7. ИТОГО скорректированная стоимость компаний | 13 944000 | 14 544 000 |
мер, по величине поправок первоначальной стоимо(ги предприятий анало гов (табл. I4I).
Средневзвешенная рыночная стоимость равна I4049000 долл. США (13944000 х 0,825 + 14544000 х 0,175)/(0,825 + 0,175), что соответствует ры ночной стоимости оцениваемой автодилерской компании.
Таблица 141 Расчет рыночной стоимости компании с учетом корректировок
Компания-аналог 1 | Компания-аналог 2 | |
Первоначальная стоимость, долл. США | 16 800 000 | 15 150 000 |
Скорректированная стоимость, долл. США | 13 944 000 | 14 544 000 |
Абсолютная разница (поправка), долл. США | 2 856 000 | 606 000 |
Сумма поправок, долл. США | 3 462 000 | |
Вес поправки по аналогу, % | 82,5 17,5 | |
Средневзвешенная рыночная стоимость, долл. США | 14 049 000 |
Можно воспользоваться и другим способом из сравнительных подходов к оценке рыночной стоимости компании, работающей в автобизнесе. Особенность его заключается в том, что при наличии значительных расхождений по выбранным характеристикам между компаниями-аналогами и оцениваемым предприятием корректировка итоговой стоимости производится соответствующими коэффициентами-мультипликаторами [139]. Например, можно использовать следующие виды мультипликаторов: отношение стоимости компании к прибыли, отношение стоимости компании к величине денежного потока, отношение стоимости компании к рыночной стоимости материальных активов и др.
При окончательном расчете стоимости специалисты советуют использовать несколько мультипликаторов, заранее рассчитав для каждого степень его значимости в зависимости от его достоверности [139]:
MV = fj(KixMixBi), /=i где MV — рыночная стоимость компании; п — количество показателей деятельности, используемых при оценке стоимости компании; Kt — показатель деятельности оцениваемого предприятия; М( — мультипликатор по /-му показателю; Bi — вес /-го мультипликатора.
Использование сравнительного подхода особенно эффективно при наличии открытого, развитого и активного рынка продаж сопоставимых компаний.
Применение доходных методов оценки
Доходный подход основан на предположении, что собственник компп нии владеет ею в ожидании получения будущих доходов. Суть доходных методов заключается в приведении (дисконтировании) к моменту оценки ожидаемых доходов от деятельности бизнеса.
Необходимо учесть, что длительность периода Прогнозирования ДОХОДОВ носит неопределенный характер. На средний срок доходы могут быть дос. та точно точно спрогнозированы, а дли более ОТДвЛвННОЙ перспективы ОГфвде
пить корректную величину поступлений невозможно. Поэтому при дисконтировании денежный ПОТОК разделяют: 1) на поток фиксированной длительности отрезка времени, на котором возможно спрогнозировать результаты деятельности компании (доходы и расходы, поступления и платежи), обычно он составляет не более 3—5 лет; 2) поток денежных средств постпрогнозного периода, в течение которого принимаются постоянные его значения и ставки дисконтирования, обычно равные аналогичным параметрам последнего года фиксированного периода прогнозирования.
Тогда стоимость компании можно определить при помощи модели Гордона:
( ЕУ'1Е,гюстпРогнозного периода Л
КС с,пРогнозного периода •
MV = ^i ------------- -------- +.N ' S
(1 + tf (1 + /)'
где / — ставка дисконтирования; FCFt — величина свободного денежного потока компании (СДП); g — среднегодовые темпы прироста свободного денежного потока в постпрогнозный период.
Первая часть формулы отражает рыночную стоимость предприятия, рассчитанную на основе дисконтирования потоков денежных средств на определенный горизонт планирования, а вторая определяет остаточную (конечную, продленную) стоимость на последующий неопределенный период ее функционирования.
Величина свободного денежного потока первого постпрогнозного периода определяется путем умножения значения СДП последнего прогнозного периода на темпы роста, увеличенные на единицу (1 + g).
Оценка стоимости компании методом дисконтирования денежных потоков подразумевает определение величины ставки дисконтирования. Для ее расчета рекомендуется использовать модель на основе средневзвешенной стоимости капитала, модель кумулятивного построения, модель оценки капитальных активов.
1. Модель средневзвешенной стоимости капитала (WACC — Weighted Average Cost of Capital) предполагает, что ставка дисконтирования определяется как сумма взвешенных ставок отдачи на собственный капитал и заемных средств, где в качестве весов рассматриваются доли соответствующего капитала в структуре пассивов компании. При этом используется следующая формула расчета:
г = Кх х (1 - И) х гх + К2 х г2,
где Кх — стоимость заемного капитала, характеризующая стоимость привлечения заемных средств (кредитная ставка банка, ставка по облигациям), %; h — ставка налога на прибыль, %; К2 — стоимость собственного капитала (требуемая собственником норма отдачи на вложенный капитал), %\гх,г2 — доли соответственно заемного и собственного капитала в структуре капитала предприятия, %.
Данная модель рекомендуется для оценки как всей холдинговой структуры автодилера, так и ее отдельных бизнес-единиц. Если компания акционерная, то стоимость акционерного капитала обычно рассчитывают на ос-
нова мот-iiii опенки капитальных.и- гинои (рассмотрена далее) или как сред невзвешенную стоимость привилегированных и обыкновенных акций в СООТВвТСТВИИ с их долями и акционерном капитале.
Расчет ставки дисконтирования через определение средневзвешенной стоимости капитала рассмотрим на условном примере.
Стоимость заемного капитала (Кх) рассчитана исходя из средневзвешенной по объему привлечения стоимости такого капитала. В нашем примере Кх = 14% годовых. Доля заемного капитала (гх) по данным бухгалтерской от четности компании составляет 27%. Ставка налога на прибыль (И) равна 24%. Доля собственного капитала (г2) по данным бухгалтерской отчетности компании — 73%.
Стоимость собственного капитала (К2) можно принять равной рвнтабель ности собственного капитала компании (ROE), рассчитываемой как отношение чистой прибыли к величине уставного капитала компании. В нашем условном примере она равна 14,8%.
С учетом данных коэффициентов ставка дисконтирования (1^ЛСС) составляет 13,68% (14% х (1 - 0,24) х 0,27 + 14,8% х 0,73).
Чтобы максимально учесть риски, рекомендуется скорректировать полученную ставку в зависимости от специфики конкретного бизнеса (табл. 142).
Таблица 142 Корректировка ставки дисконтирования по факторам риска компании
Факторы риска | Шкала поправки, % | |
1. Налаживание связей с региональными дистрибьюторами и поставщиками запчастей Не требуется Требуется по наиболее востребованным маркам автомобилей Требуется по маркам автомобилей класса «премиум» | +1,1 +2,5 +2,9 | + |
2. Сезонный характер спроса на автомобили и услуги по автосервису | +2,4 | + |
3. Усиление конкурентов и появление новых | +5,0 | + |
Итоговая корректировка | +8,5 |
Таким образом, общая поправка составляет 8,5%, а итоговый коэффициент дисконтирования — 13,68% + 8,5% = 22,18%.
2. Модель кумулятивного построения. При использовании этого методе ставка дисконтирования определяется суммой безрисковой ставки доход ности (R) и совокупности премий за отдельные относящиеся именно к 000 бенности функционирования данной компании (бизнеса) риски. Это премии за низкую ликвидность (Кх) и премии за прочие риски (г):
i = R + r + Kx.
Применительно к автодилеру среди прочих рисков могут рассматри ва п.ей риски, связанные с недостаточной диверсифицированностью рынков сбыта. эффективностью управления и личными качествами ключевых фигур пред приятия, непопулярным портфелем продвигаемых автобрендов, утратой прав собственности, непредвиденного изменения законодательства и т.д.
Данную модель можно использовать в автобизнесе как для оценки пун личных компаний, так и закрытых. Она является универсальной для бот,
:!<)•)
............ > темности, кроме того, они проста и применении, хотя и тре
бует определенной обработки отатистической информации. Может использоваться ДЛЯ оценки СТОИМОСТИ отдельных обособленных подразделений автодилера (филиалов), например для принятия решения по их продаже.
При определении безрисковой ставки (Л) в российских условиях организации предпочтительно использовать ставку по вложениям, характеризующимся наименьшим уровнем риска. Для рассматриваемого примера в качестве показателя доходности безрисковых операций принята доходность государственных облигаций ОВВЗ 7-го транша Минфина со сроком погашения 14.05.2011 г. (6,014%), с приемлемым кредитным рейтингом на момент проведения оценки (табл. 143).
Таблица 143 Кредитный рейтинг финансового инструмента* на дату оценки
Рейтинговое агентство | Вид рейтинга | Дата присвоения | Значение | Изменение |
1 itch | Кредитный рейтинг финансового инструмента в иностранной валюте | 15.12.2003 | ВВ+ | Подтвержден |
Standard & Poor's | Кредитный рейтинг финансового инструмента по международной шкале | 27.01.2004 | ВВ+ | Повышен |
Moody's | Кредитный рейтинг финансового инструмента в иностранной валюте | 31.10.2003 | Ва1 | Подтвержден |
* ОВВЗ 7-го транша Минфина со сроком погашения 14.05.2011 г.
При расчете коэффициента компенсации за риск (г) учитываются риски вложения в автодилерскую компанию, связанные со снижением привлекательности экономической конъюнктуры региона, усилением конкуренции в ангобизнесе, ужесточением налоговых и таможенных правил, влиянием природных и техногенных катаклизмов, износом оборудования, потерей репутации, неэффективностью менеджмента, угрозами со стороны криминальных структур, непопулярностью автомобильной марки.
Итоговое значение коэффициента компенсации за риск определяется экспертно по 10-балльной шкале, в нашем случае оно составляет 2,78% (табл. 144).
Коэффициент компенсации за ликвидность (Кх) подразумевает риски, связанные с возможной потерей финансовой независимости компании и невозможностью осуществлять оплату по обязательствам. Проанализировав финансовые планы и отчетность компании, для условного примера премия за потерю ликвидности составила 3,5%.
Тогда ставка дисконтирования будет равна 12,29% (6,01 + 2,78 + 3,5).
3. Модель оценки капитальных активов (САРМ — Capital Asset Pricing Model). Данную модель рекомендуется использовать автодилеру в случае, если оцениваемая компания является публичной, т.е. ее акции обращаются на фондовом рынке.
Подход дает возможность определить ставку дисконтирования как сумму безрисковой ставки доходности, рыночной премии за риск недолгового инвестирования с учетом специфики и индивидуальности рассматриваемой компании и ряда дополнительных премий. В упрощенном виде расчет осуществляется по формуле
Таблица N4 Определение ставки дисконтирования методом кумулятивного построения
Вид риска | Оцвнкш риск» по шкале, баллы | |||||||||
1 I 2 | 3 | 4 | б | в | 7 | я | 9 | 10 | |||||||
Систематические риски | ||||||||||
Снижение привлекательности экономической конъюнктуры | X | |||||||||
Усиление конкуренции в автобизнесе | X | |||||||||
Ужесточение налоговых и таможенных правил | X | |||||||||
Несистематические риски | ||||||||||
Влияние природных и техногенных катаклизмов | X | |||||||||
Износ оборудования | X | |||||||||
Репутационные риски | X | |||||||||
Неэффективность менеджмента | X | |||||||||
Угрозы со стороны криминальных структур | X | |||||||||
Непопулярность автомобильной марки | X | |||||||||
Количество наблюдений | ||||||||||
Сумма баллов по шкале | ||||||||||
Сумма всех балльных оценок | ||||||||||
Количество факторов | ||||||||||
Средневзвешенное значение | 2,78 |
i = RF+$xRp + Rc,
где RF — ставка безрискового финансирования; Р — коэффициент бета, отражающий корреляцию между рыночным риском и собственным риском компании; R — премия за риск; Rc — собственный риск компании.
Как видно, метод дает наиболее корректную оценку только в случае, когда известен коэффициент р для объекта оценки, что предполагает котировку акций оцениваемой компании на фондовом рынке.
Однако поскольку Р является отраслевым коэффициентом, учитывающим специфику функционирования предприятий однотипной деятельности, то, если акции компаний-автодилеров не представлены на фондовых рынках, используют среднеотраслевой коэффициент. Например, в качестве аналогов для расчета Р на американском рынке можно выбрать автодилерские фирмы, представленные в табл. 145.
Таблица 145 Значения ^-коэффициентов автодилерских компаний*
Компания-ав то дилер | Значение p |
Sonic Automotive, Inc. | 1,10 |
AutoNation, Inc. | 1,17 |
CarMax, Inc. | 1,89 |
United Auto Group, Inc. | 2,16 |
Среднее значение р | 1,58 |
* Американские компании, акции которых котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE). Источник: www.hoovers.com
Собственный риск компании (Rc) может рассматриваться автодилером как совокупность рисков финансового состояния компании, инвестирования в быстрорастущую компанию, нарушения прав акционеров компании, дивер-
14 Автомобильный менеджмент.
сификации производств! и сбыта, качества управления, стабильности и Предсказуемости ДОЖДОВ компании. Показатели определяются экспертным путем или на основе существующей российской практики оценки собственного риска компании ведущих инвестиционных банков.
Так, если рассматривать безрисковую ставку финансирования в качестве доходности по государственным облигациям, например ОВВЗ 7-го транша Минфина со сроком погашения 14.05.2011 г. (6,014%), премию за риск оценить в пределах стандартной величины (8%), а собственный риск определить на основе экспертного заключения в 12%, то по модели САРМ ставка дисконтирования будет равна 30,654% (6,014 + 1,58 х 8 + 12).
Рассмотрев и определив необходимым способом ставку дисконтирования, для оценки рыночной стоимости компании доходным методом прогнозируется свободный денежный поток.
Расчет свободного денежного потока компании (СДП, FCF) на прогнозируем ый трехлетний период можно производить, опираясь как на данные отчета о прибылях и убытках и баланса компании — I способ (табл. 146), так и на основе отчета о движении денежных средств, подготовленного соответствующим образом, — II способ (табл. 147). Результаты деятельности компании-автодилера взяты из прогноза развития на три года и соответствующих финансовых планов предприятия.
Таблица 146 Расчет свободного денежного потока автодилера на прогнозируемый период, долл. США (I способ)
1-Й ГОД | 2-Й год | 3-Й год | 4-Й год | |
(+) Амортизация | 447 500 | 447 500 | 443 215 | 441 786 |
(+) Операционная прибыль (EBIT) | 975 679 | 862 692 | 1 264 230 | 2 186 987 |
(-) Налог на прибыль | 234 163 | 207 046 | 303 415 | 524 877 |
(-) Изменение оборотного капитала | 526 582 | 872 551 | 814 170 | 962 287 |
(-) Капитальные вложения | ||||
Свободный денежный поток прогнозного периода | 662 434 | 230 595 | 589 860 | 1141 609 |
В рассматриваемом примере для оценки по модели Гордона предполагается, что темпы роста денежного потока в постпрогнозный период будут равны 5%, а величина денежного потока в этот же период принимается равной величине денежного потока в последний прогнозный период.
Далее рассчитывается стоимость компании в соответствии с данными табл. 146, 147 и моделью Гордона (табл. 148).
Таким образом, продисконтировав денежный поток на прогнозном периоде и оценив приведенный денежный поток на продленном периоде, узнаем стоимость компании-автодилера в условном примере — 13 202 185 долл. США.
Следует отметить, что если из приведенной стоимости компании вычесть долговой капитал (долгосрочную финансовую задолженность), то получится стоимость собственного капитала компании.
И ной доходный способ оценки стоимости компании предполагает расчет жономической добавленной стоимости на основе данных затрат на привлечение капитала, инвестированною в компанию на последнюю отчетную дату,
Таблица 147
Расчет свободного денежного потока автодилера на прогнозируемый период, долл. США (II способ)
1-Й ГОД | 2-Й год | 3-й год | 4-Й ГОД | |
Поступления от продаж Затраты на материалы и комплектующие Затраты на сдельную заработную плату Суммарные прямые издержки Общие издержки Затраты на персонал Суммарные постоянные издержки Другие выплаты Налоги Сальдо денежного потока от операционной деятельности | 24 760 232 21 000 012 364 875 21 364 887 602 215 760 478 1 362 693 4750 1 091 908 935 993 | 29 773 044 25 616 682 426 480 26 043 163 630 497 805 900 1 436 397 4750 1 234 085 1 054 649 | 37 956 317 33131 935 491 760 33 623 695 692 576 865 928 1 558 504 4750 1 426 804 1 342 563 | 49 128 047 43 299 950 43 848 306 770 698 895 214 1 665 912 4750 1 786 119 1 822 960 |
Выплаты в погашение займов Выплаты процентов по займам Сальдо денежного потока от финансовой деятельности | 54 054 219 505 -273 559 | 648 649 175 405 -824 054 | 648 649 104 054 -752 703 | 648 649 32 703 -681 351 |
Сальдо денежного потока от инвестиционной деятельности | ||||
Баланс денежных средств на начало периода | 650 000 | 1 312 435 | 1 543 030 | 1 482 890 |
Баланс денежных средств на конец периода | 1 312 435 | 1 543 030 | 2 132 890 | 2 624 499 |
Свободный денежный поток прогнозного периода | 662 434 | 230 595 | 589 860 | 1 141 609 |
Таблица 148 Расчет стоимости компании-автодилера
1-Й ГОД | 2-й год | 3-Й год | 4-Й ГОД | Постпрогноз-ный период | |
Свободный денежный поток прогнозного периода (СДП), долл. США Ставка дисконтирования СДП, % Коэффициент дисконтирования СДП, % | 662 434 12,29 1,000 | 230 595 12,29 0,891 | 589 860 12,29 0,793 | 1 141 609 12,29 0,706 | |
Дисконтированный СДП прогнозного периода, долл. США | 662 434 | 205 357 | 467 807 | 806 295 | |
Сумма дисконтированного СДП, долл. США | 2 141 893 | ||||
СДП последнего прогнозного периода, долл. США | 1141 609 | ||||
Ставка дисконтирования для СДП постпрогнозного периода, % | 12,29 | ||||
Темпы роста СДП в постпрогнозном периоде, % | 5,00 | ||||
Продленная (конечная)стоимость компании, долл. США | 15 659 931 | ||||
Коэффициент дисконтирования конечной (продленной) стоимости компании | 0,706 | ||||
Приведенная конечная (продленная) стоимость компании, долл. США | 11 060 292 | ||||
СТОИМОСТЬ КОМПАНИИ, долл. США | ------------ | 13 202 185 |
-ни
и экономической добавлен.. i (гоимости компании (EVA), приведенной к
моменту оценки с ПОМОЩЬЮ ставки дисконтирования:
MV = БСК + У -^-, Г (1 + 0*
где БСК — балансовая стоимость собственного и заемного капитала на последнюю отчетную дату, свободного для расчетов с инвесторами и кредиторами; EVA — экономическая добавленная стоимость. По теории Стюарта рассчитывается как разница между чистой операционной прибылью после налогообложения (EBIT— Taxes) и суммой расходов на обслуживание капитала компании за тот же период времени (WACCx БСК).
Данная формула может быть использована для оценки стоимости компании с учетом данных прогнозируемого и постпрогнозного периодов.
Еще одним методом оценки, которым может воспользоваться автодилер, будет метод ликвидационной стоимости. Данный метод не связан с денежным ПОТОКОМ компании, а стоимость компании с учетом постпрогнозного периода деятельности (продленная стоимость) равна оценочной выручке от реализации активов бизнеса после оплаты всех обязательств в конце определенного периода [75].