Как воспитывает самоподготовка

В режиме продленного дня определяется специальное время для самостоятельной учебной деятельности детей, которая ор­ганизуется под руководством педагога. Появляется возмож­ность постепенно уменьшать его внешние организационные и контролирующие воздействия и наращивать собственные уси­лия младших школьников в самостоятельной познавательной деятельности.

Самоподготовка органически связана с уроками по соответ­ствующим предметам: основными образовательными, развива­ющими и воспитательными целями, с содержанием, элемента­ми методики умственного труда. Но, к сожалению, и внешне, организационно, самоподготовка бывает очень похожа на си­туацию урока. Порой приходится наблюдать, что воспитатель даже опасается вводить что-либо отличающее самоподготовку от урока. Это происходит чаще всего в тех случаях, когда воспи­татель чувствует себя человеком «второго сорта» по сравнению с учителем, полностью зависит от его требований и установок. Особенно опасно, когда такое профессиональное неравенство учителя и воспитателя замечают дети.

Большие трудности вызывает самоподготовка и у молодого воспитателя. Он обычно исходит из сложившегося в практике продленного дня понимания самоподготовки как выполнения домашних заданий под руководством воспитателя и основную цель видит именно в том, чтобы дети во что бы то ни стало приготовили домашнее задание.

Здесь кроется первая серьезная ошибка воспитателя: он точ­но не осознает и потому не определяет заранее конкретные ди­дактические, развивающие и воспитательные цели самоподго­товки. В процессе работы, в силу свойственной человеческому сознанию способности к целеполаганию, у детей обязательно возникают свои цели. При всем их разнообразии такие стихийные цели чаще всего сводятся к общей — побыстрее сделать задан­ные уроки. А отсюда — и мотивы деятельности детей, и отноше­ние их к самому материалу заданий, своему учебному труду, вос­питателю, товарищам — все то, что в основном определяет про­цесс воспитания.

Вторая типичная ошибка в педагогической организации са­моподготовки младших школьников — перенос методических элементов урока, а часто почти полное копирование методики познавательной деятельности детей на уроке с привычным фронтальным опросом, с решением задач у доски, с ответами от­дельных учеников с места. При такой работе на некоторое время может возникнуть впечатление хороших результатов: большин­ство учащихся выполняют домашние задания в школе, повыша­ется средняя успеваемость. Но от внимательного педагога не мо­жет ускользнуть то, что дети больше обычного устают, что мно­гие из них, особенно сильные ученики, теряют интерес к учебе, на уроках в классе заметно уменьшается количество ярких отве­тов по материалам домашних заданий, что, наконец, дети посте­пенно разучиваются самостоятельно работать.

Третья типичная ошибка касается организации порядка, дис­циплины младших школьников в процессе самоподготовки. Часто воспитатель тратит немало сил, чтобы добиться тишины в классной комнате, и не меньшей, чем на уроке у учителя, ви­дит в этом какой-то своеобразный профессиональный престиж. Такая иступленная забота воспитателя о тишине и порядке не случайна, ведь он ставит перед собой довольно ограниченную цель: все дети должны сделать домашнее задание. И добивается этой цели прямыми методами воздействия: строгими замеча­ниями, жесткими требованиями и установками, запретами вся­ких движений и разговоров. Такому воспитателю невдомек, что дети испытывают потребность в общении. За целый день в рам­ках строгих дисциплинарных требований у них уже образовался дефицит общения, который тормозит познавательную деятельность, лишает ее эмоционального заряда, сильных и ярких мо­тивов.

Эти типичные ошибки можно устранить, но не какими-то специальными мерами, а только в результате глубокого осмысления педагогической сущности самоподготовки.

Как и всякая форма образовательного процесса, самоподго­товка призвана выполнять несколько функций:

• образовательную (систематизация и закрепление знаний учащихся);

• развивающую (развитие познавательных сил учащихся: их внимания, памяти, мышления, речи);

• воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда значимых качеств личности: честности, трудолюбия, ответственности, самостоятельности и др.)-

Ведущей, доминирующей функцией самоподготовки (при единстве и взаимосвязи всех трех) является воспитательная. Имен­но воспитание определяет позицию педагога в этой форме рабо­ты с детьми, все содержание их совместной деятельности и об­щения, всю технологию педагогического взаимодействия. В этом легко убедиться, наблюдая самоподготовку, где на первый план выдвинуты дидактические функции. Она непременно становит­ся копией урока. А между тем самоподготовка в самой своей пе­дагогической сущности несет активное воспитательное начало. Мотивы учения детей, их воля, терпение, аккуратность, умения самостоятельного умственного труда и самоконтроля именно вос­питываются — их нельзя выучить, как правила, и запомнить со слов учителя. А для того чтобы такое воспитание происходило, нужны специальные ситуации деятельности младших школьников

(Голованова Н. Ф. Воспитательное пространство продленного дня. СПб., 2002. с.51-53)

Приложение №19


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: