double arrow

Методы работы с неуспевающими

Для педагога анализ причин неуспеваемости и ее типоло­гия представляют интерес постольку, поскольку они открыва­ют возможности предупреждения и преодоления этого широ­ко распространенного школьного недуга.

К сожалению, еще нельзя утверждать, что в настоящее вре­мя педагоги и психологи выработали достаточно дифферен­цированные рекомендации, учитывающие как типологические особенности неуспевающих, так и различные формы учебной работы школы. Но есть основания полагать, что такого рода задача будет решена в ближайшее время.

Уже сейчас на основе серии обучающих экспериментов пси­хологи в состоянии предложить школе ряд конкретных реко­мендаций в этой области.

Какие же формы работы рекомендуются для неуспевающих различных типов?

С неуспевающими, принадлежащими к первому типу (с низ­кой обучаемостью), необходимо в первую очередь проводить работу, направленную на перестройку тех особенностей мыслительной деятельности, которые тормозят успешное обучение.

Недостаточное развитие способности к обобщению, преобладание наглядно-действенного мышления над словесно-логическим заставляет обратить особое внимание на первых пах обучения на развертывание, по терминологии П. Я. Гальперина, материального или материализованного действие опору на наглядные образцы. При этом педагог должен создавать такие условия, чтобы использование наглядных пособий не вызывало, как предупреждает об этом В. В. Давыдов, сосредоточения внимания на второстепенных признаках, отвлекающих от решения главной мыслительной задачи.

Следует практиковать задачи и упражнения, требующие перехода мысли от отвлеченного плана к конкретному и оборот (привести примеры, иллюстрирующие правило, и сделать обобщение на основе ряда частных случаев и т.;

Рекомендуются упражнения по развитию логической структуры доказательств, по выработке умозаключений.

Полезно больше упражнять детей со слабой обучаемостью в операциях и примерах, требующих сопоставительного анализа.

Как показал опыт работы в условиях специально созданного экспериментального класса, на начальных стадиях обучения детей с низкой обучаемостью в целях выработки положительной мотивации к учебному труду целесообразно занимать более простыми видами деятельности. Это дает возможность четко организовать выполнение учебной работы, а главное вызвать ^.учеников удовлетворение от сознания того, что они справляются с ней успешно (вспомним о «стратегии форми­рования успеха»), И лишь затем, когда создано положитель­ное отношение к учению, следует вовлекать детей в активную мыслительную работу, ставя перед ними проблемы и система­тически обучая их приемам мышления. При этом, как подчер­кивает Н. -А. Менчинская и ее сотрудники, очень важно, чтобы учителем была создана ситуация, в которой каждый ученик мог проявить себя, а преподаватель — поощрить его за лю­бой, даже скромный успех.

В отличие от умственно отсталых детей учащиеся с пони­женной обучаемостью охотно и успешно пользуются помощью взрослого. Эту особенность также следует умело использо­вать, последовательно уменьшая объем помощи с тем, чтобы зона самостоятельной деятельности детей непрерывно расши­рялась. Подсказывающие ответы желательно чередовать по ха­рактеру: это может быть и конкретизация задания, и совмест­ное решение аналогичной задачи, и прямое указание приема, которым она решается, и предостережение от ошибки.

В системе заданий, предлагаемых детям, определенное ме­сто должны занимать и легкие, «очевидные» задачи, которые заведомо могут быть решены самостоятельно. Это поможет выработать положительное отношение к самостоятельной ра­боте.'

Большую роль играет правильный выбор форм учебной ра­боты. Для одних детей с пониженной обучаемостью достаточ­но обеспечить индивидуальный подход в условиях фронталь­ных занятий с целым классом, для других наряду с этим же­лательно использовать такие виды группового обучения, при которых разные группы детей получают задания разной сте­пени трудности (задания при этом различаются и по содержа­нию, и по объему, и по методике их предъявления).

Для детей с наиболее низкой обучаемостью, как показа­ла практика, эффективным является обучение в специальных классах с однородным составом. Эти классы иногда называ­ют классами выравнивания. Они созданы в Москве, Горьком, в республиках советской Прибалтики. В условиях организо­ванного таким образом обучения за 2—3 года продуктивность мышления школьников многократно возрастает. Многие из них начинают учиться не хуже своих сверстников.

Мы затронули главным образом методические проблемы, на которые обращают внимание психологи, анализируя при­чины, порождающие неуспеваемость школьников. Но не на­до забывать, какую роль играют тут воспитательная работа, привитие интереса к учению, выработка необходимых для ин­теллектуального труда волевых качеств, установление пра­вильных отношений между учащимися и педагогом, создание благоприятного психологического климата в детском коллек­тиве.

Теоретическое и практическое решение этих проблем -задача ближайшего будущего.

(Волков К. Н. Возможности преодоления и предупреждения неуспеваемости школьников //Педагогическая психология: Хрестоматия /сост. В. Н. Карандашев и др. СПб., 2006. с80-85)

Тема 5. Организация здоровьесберегающей среды в условиях продленного дня

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Роль и место активного отдыха детей в организации продленного дня.

2. Виды прогулок в режиме продленного дня и методика их проведения.

3. Игровая деятельность младших школьников в режиме продленного дня.

4. Организация спортивного часа в режиме продленного дня.

5. Общественно полезный труд младших школьников в режиме продленного дня.

Рекомендуемая литература

1. Абрамова Т.Н. Школа с продленным днем. — М., 1986.

2. Анцибор М.М., Голованова Н.Ф. Особенности организации педагогического процесса в начальных классах с продленным днем. - М., 1990. Гл. 6, 7.

3. Богданов Т.П. Игры и развлечения в группах продленного дня. - М., 1985.

4. Воспитательная работа в группах продленного дня: 1 кл. / Под ред. С.М.Чемортан и др. — Кишинев, 1989.

5. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу — с игрой. — М., 1991.

6. Голованова Н. Ф. Воспитательное пространство продленного дня. - СПб., 2002.

7. Гордин А.А. Короткие будни продленного дня. — М., 1991.

8. Ершова Л.П. Спортивные занятия в группе продленного дня // Начальная школа. - 1990. № 12. С. 68.

9. Ивочкина Н. Все игры в гости к нам // Воспитание школьников. - 1997. №5, № 6, 1998. № 1, № 2, № 3.

10. Минский К.М. Игры и развлечения в группах продленного дня"- М., 1985.

11. Продленный день в школе: режим и организация досуга / Под ред. О. А. Лосевой. — М., 1991.

12. Татарникова Л. Г и др. Валеология и основы безопасности жизни ребенка. - СПб., 1994.

13. Хрипкова А. Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена. - М., 1990.

14. Шмаков С. А. Его величество – игра. - М., 1992.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: