Для педагога анализ причин неуспеваемости и ее типология представляют интерес постольку, поскольку они открывают возможности предупреждения и преодоления этого широко распространенного школьного недуга.
К сожалению, еще нельзя утверждать, что в настоящее время педагоги и психологи выработали достаточно дифференцированные рекомендации, учитывающие как типологические особенности неуспевающих, так и различные формы учебной работы школы. Но есть основания полагать, что такого рода задача будет решена в ближайшее время.
Уже сейчас на основе серии обучающих экспериментов психологи в состоянии предложить школе ряд конкретных рекомендаций в этой области.
Какие же формы работы рекомендуются для неуспевающих различных типов?
С неуспевающими, принадлежащими к первому типу (с низкой обучаемостью), необходимо в первую очередь проводить работу, направленную на перестройку тех особенностей мыслительной деятельности, которые тормозят успешное обучение.
Недостаточное развитие способности к обобщению, преобладание наглядно-действенного мышления над словесно-логическим заставляет обратить особое внимание на первых пах обучения на развертывание, по терминологии П. Я. Гальперина, материального или материализованного действие опору на наглядные образцы. При этом педагог должен создавать такие условия, чтобы использование наглядных пособий не вызывало, как предупреждает об этом В. В. Давыдов, сосредоточения внимания на второстепенных признаках, отвлекающих от решения главной мыслительной задачи.
|
|
Следует практиковать задачи и упражнения, требующие перехода мысли от отвлеченного плана к конкретному и оборот (привести примеры, иллюстрирующие правило, и сделать обобщение на основе ряда частных случаев и т.;
Рекомендуются упражнения по развитию логической структуры доказательств, по выработке умозаключений.
Полезно больше упражнять детей со слабой обучаемостью в операциях и примерах, требующих сопоставительного анализа.
Как показал опыт работы в условиях специально созданного экспериментального класса, на начальных стадиях обучения детей с низкой обучаемостью в целях выработки положительной мотивации к учебному труду целесообразно занимать более простыми видами деятельности. Это дает возможность четко организовать выполнение учебной работы, а главное вызвать ^.учеников удовлетворение от сознания того, что они справляются с ней успешно (вспомним о «стратегии формирования успеха»), И лишь затем, когда создано положительное отношение к учению, следует вовлекать детей в активную мыслительную работу, ставя перед ними проблемы и систематически обучая их приемам мышления. При этом, как подчеркивает Н. -А. Менчинская и ее сотрудники, очень важно, чтобы учителем была создана ситуация, в которой каждый ученик мог проявить себя, а преподаватель — поощрить его за любой, даже скромный успех.
|
|
В отличие от умственно отсталых детей учащиеся с пониженной обучаемостью охотно и успешно пользуются помощью взрослого. Эту особенность также следует умело использовать, последовательно уменьшая объем помощи с тем, чтобы зона самостоятельной деятельности детей непрерывно расширялась. Подсказывающие ответы желательно чередовать по характеру: это может быть и конкретизация задания, и совместное решение аналогичной задачи, и прямое указание приема, которым она решается, и предостережение от ошибки.
В системе заданий, предлагаемых детям, определенное место должны занимать и легкие, «очевидные» задачи, которые заведомо могут быть решены самостоятельно. Это поможет выработать положительное отношение к самостоятельной работе.'
Большую роль играет правильный выбор форм учебной работы. Для одних детей с пониженной обучаемостью достаточно обеспечить индивидуальный подход в условиях фронтальных занятий с целым классом, для других наряду с этим желательно использовать такие виды группового обучения, при которых разные группы детей получают задания разной степени трудности (задания при этом различаются и по содержанию, и по объему, и по методике их предъявления).
Для детей с наиболее низкой обучаемостью, как показала практика, эффективным является обучение в специальных классах с однородным составом. Эти классы иногда называют классами выравнивания. Они созданы в Москве, Горьком, в республиках советской Прибалтики. В условиях организованного таким образом обучения за 2—3 года продуктивность мышления школьников многократно возрастает. Многие из них начинают учиться не хуже своих сверстников.
Мы затронули главным образом методические проблемы, на которые обращают внимание психологи, анализируя причины, порождающие неуспеваемость школьников. Но не надо забывать, какую роль играют тут воспитательная работа, привитие интереса к учению, выработка необходимых для интеллектуального труда волевых качеств, установление правильных отношений между учащимися и педагогом, создание благоприятного психологического климата в детском коллективе.
Теоретическое и практическое решение этих проблем -задача ближайшего будущего.
(Волков К. Н. Возможности преодоления и предупреждения неуспеваемости школьников //Педагогическая психология: Хрестоматия /сост. В. Н. Карандашев и др. СПб., 2006. с80-85)
Тема 5. Организация здоровьесберегающей среды в условиях продленного дня
Вопросы для коллективного обсуждения
1. Роль и место активного отдыха детей в организации продленного дня.
2. Виды прогулок в режиме продленного дня и методика их проведения.
3. Игровая деятельность младших школьников в режиме продленного дня.
4. Организация спортивного часа в режиме продленного дня.
5. Общественно полезный труд младших школьников в режиме продленного дня.
Рекомендуемая литература
1. Абрамова Т.Н. Школа с продленным днем. — М., 1986.
2. Анцибор М.М., Голованова Н.Ф. Особенности организации педагогического процесса в начальных классах с продленным днем. - М., 1990. Гл. 6, 7.
3. Богданов Т.П. Игры и развлечения в группах продленного дня. - М., 1985.
4. Воспитательная работа в группах продленного дня: 1 кл. / Под ред. С.М.Чемортан и др. — Кишинев, 1989.
5. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу — с игрой. — М., 1991.
6. Голованова Н. Ф. Воспитательное пространство продленного дня. - СПб., 2002.
7. Гордин А.А. Короткие будни продленного дня. — М., 1991.
|
|
8. Ершова Л.П. Спортивные занятия в группе продленного дня // Начальная школа. - 1990. № 12. С. 68.
9. Ивочкина Н. Все игры в гости к нам // Воспитание школьников. - 1997. №5, № 6, 1998. № 1, № 2, № 3.
10. Минский К.М. Игры и развлечения в группах продленного дня"- М., 1985.
11. Продленный день в школе: режим и организация досуга / Под ред. О. А. Лосевой. — М., 1991.
12. Татарникова Л. Г и др. Валеология и основы безопасности жизни ребенка. - СПб., 1994.
13. Хрипкова А. Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена. - М., 1990.
14. Шмаков С. А. Его величество – игра. - М., 1992.