Типы неуспевающих

Дети с задержкой в развитии отличаются от умственно отсталых школьников более высокой продуктивностью про­извольного запоминания и мышления при самостоятельном выполнении экспериментальных заданий. Но главное их отличие — большие потенциальные возможности развития, ко­торые могут реализоваться при умело оказанной помощи.

Ученые считают, что темп развития таких детей может быть ускорен, но только в том случае, если при обучении будут учитываться специфические особенности их психики. Пер­вым шагом в этом направлении является четкая классификацня различных типов неуспевающих и определение на ее ос­нове мер действенной помощи.

В коллективе психологов, работающих под руководством Н. А. Менчинской, за основу классификации неуспевающих школьников, кроме главного показателя — обучаемости, при­нималась также направленность личности учащихся, их моти-вационная сфера.

Различались три основных типа неуспевающих:

· первый характеризуется низкой обучаемостью, сочетающейся с положительным отношением к учению и сохранением позиции школьника;

· для второго показательно высокое качество мыслительной4 деятельности, сочетающееся с отрицательным отношени­ем к учешф при частичной или даже полной утрате пози­ции школьника;

· третий проявляется в низкой обучаемости, сочетающейся с отрицательным отношением к учению при частичной или полной утрате позиции школьника.

Остановимся несколько подробнее на характеристике ка­ждого из названных типов и их подтипов в том виде, в каком это сделано Н. И. Мурачковским.

В основу деления на подтипы положены два показателя:

1)средства, при помощи которых школьники компенсируют неуспех в учении;

2)наличие или отсутствие направленности на определенный вид деятельности в будущем.

В зависимости от этого среди первого типа школьников различают два подтипа.

К одному из них отнесены учащиеся, стремящиеся ком­пенсировать неуспех в учебной работе с помощью какой-либо практической деятельности. Занятие ею накладывает опреде­ленный отпечаток на характер их мышления. Общая для этой группы неразвитость абстрактного мышления сочетается со стремлением конкретизировать условия и способы решения задачи. Эта тенденция позволяет достичь некоторых успехов в учебе. Учебный материал такие дети усваивают с трудом, главным образом из-за неразвитости аналитического мышле­ния. Анализ осуществляется «короткими звеньями» и, вследствие этого, направлен только на часть задачи, но не на все за­дание в целом.

Для учащихся этого подтипа характерно также наличие направленности на определенный вид деятельности в буду­щем, более или менее ясное представление о желаемой про­фессии. Обычно эта направленность зависит от содержания практической деятельности, которой они компенсируют свои неудачи в учении. В связи с этим такие учащиеся дают себе объективную самооценку.

Для школьников второго подтипа характерно стремление избегать всяких трудностей в учебной работе. Пытаясь до­биться успехов в учебе, они прибегают к недозволенным сред­ствам: списыванию, подсказкам и т. д. Эти дети относятся и ко всякой иной работе так же, как к учебной. У них весьма огра­ниченный запас представлений об окружающем мире. В отли­чие от школьников первого подтипа они даже не пытаются вникнуть в смысл учебного задания. Как правило, они не ду­мают о будущем.

Учащиеся второго типа обычно приходят в школу с хоро­шей подготовкой и желанием учиться. Однако дома их не при­учили к усидчивости, они привыкли заниматься лишь тем, что нравится. Поэтому необходимость сосредоточить внима­ние, напрячь память, активно мыслить вызывает у них неудо­вольствие. В то же время возникающий на этой основе неус­пех в учении влечет моральный конфликт. Он в свою очередь рождает отрицательное отношение к учению, а порой и отчуждение от коллектива класса. Планы этих детей на будущее не связаны с учением. Интересы разнообразны, порой среди них важное место занимают и познавательные интересы.

Среди школьников второго типа также можно выделить два подтипа.

К первому относятся учащиеся, которые свой неуспех в учении и неблагополучное положение в коллективе компен­сируют внеклассной интеллектуальной деятельностью. Их, на­пример, может интересовать чтение не связанных с програм­мой книг по зоологии, астрономии или космонавтике. Их мечты о будущем связаны именно с этими областями внеклассных увлечений. У таких ребят не сформированы широкие соци­альные мотивы учения. Неуспех в учении у школьников второго подтипа приво­дит их к поискам связей с другими, чаще всего внешкольными сообществами. У этих детей наблюдаются нередко интересы и склонности, имеющие отрицательную социальную направ­ленность. Такие школьники часто теряют позицию ученика. Они грубо нарушают дисциплину и имеют плохую репутацию у учителей.

Характеристику неуспевающих третьего типа нетрудно представить, суммируя особенности слабой обучаемости, соответственные первому типу, и черты антисоциальной направлен­ности, проявляющиеся у школьников, отнесенных ко второму подтипу второго типа.

Конечно, приведенная классификация может совершенст­воваться. В ней, в частности, не нашли места учащиеся, слабая успеваемость которых обусловлена задержками физического развития и связанной с этим быстрой утомляемостью и пони­женной работоспособностью. Не определено место и той груп­пы детей, первопричиной неуспеваемости которых были дли­тельные пропуски занятий по болезни и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: