double arrow

Демографическая и миграционная политика


Демографическая политика является не только одним из компонентов политики народонаселения направленной на регулирование процессов воспроизводства населения, но и во многом предопределяет перспективы социально-экономического и политического развития России. Так как всякая потеря людских ресурсов оказывается не только внутриполитической, но и геополитической проблемой, которая дестабилизирует и ослабляет государство, а в экстремальной ситуации может стать угрозой национальной безопасности России.[1]

В 1991 году Россия вступила в эпоху политических и социально-экономических реформ. Демографическое развитие страны осуществлялось уже в принципиально новых условиях осложненных серьезнейшим экономическим кризисом, который и определил минимальные финансовые возможности для решения демографических проблем. Что в свою очередь вызвало процесс депопуляции, то есть систематическое уменьшение абсолютной численности населения страны, которое происходит вследствие суженного его воспроизводства, когда последующее поколение меньше предыдущего.

Так с 1992 года наблюдался процесс ежегодной естественной убыли населения страны (таблица 1). Только за семь лет с 1992 по 1999 годы потери, связанные с депопуляцией, составили около 5 млн. чел. Миграционный прирост компенсировал лишь 40% естественных потерь населения.

Таблица 1

Естественное движение населения

(тыс. человек)

Годы Родившиеся Умершие Естественный прирост, убыль (-) Умершие в возрасте до одного года
1587,6 1807,4 -219,8 29,2
1363,8 2203,8 -840,0 24,8
1266,8 2225,3 -958,5 19,3
1311,6 2254,9 -943,3 19,1
1397,0 2332,3 -935,3 18,4
1477,3 2365,8 -888,5 18,1
1502,5 2295,4 -792,9 17,3
1457,4 2303,9 -846,5 16,1
1479,6 2166,7 -687,1 15,1
1602,4 2080,1 -477,7 14,8
1714,0 2076,0 -362,0 14,4
1761,7 2010,5 -248,9 14,3
1789,0 2028,5 -239,6 13,4

При этом коэффициент естественной убыли населения был равен в 1992 г.-1,5 на 1000 человек и к 2001 г. достиг своего минимального значения − - 6,6, затем он начал возрастать и к 2009 году составил – -1,8.

В постперестроечные годы эта негативная тенденция сохраняется. Если в 2001 г. численность населения составляла 146306 тыс. человек, в 2003 г. − 144168 тыс. человек, в 2006 г. – 142754 тыс. человек, то уже в 2007 г. − 142221 тыс. человек, а на 1 января 2010 г. составила 141905 тыс. человек (диаграмма 1).

Диаграмма 3

Численность населения России

(тыс. человек)

Феномен депопуляции связан с интенсивным ростом смертности и снижением рождаемости. Пересечение этих тенденций − так называемый "русский крест" − и привело к снижению численности населения.

Отчасти происходящие процессы предопределены предшествующим развитием страны, но в большей мере депопуляция связана с вновь возникшими социально-экономическими условиями негативного свойства, с особенностями системного кризиса, охватившего все стороны жизнедеятельности населения России. Шоковая стратегия трансформационных преобразований развивалась в разрез с возможностями медико-биологической адаптации человека к меняющимся условиям жизни. Гиперинфляция, либерализации цен; потеря населением сбережений, невозможность достойной жизни на заработанную пенсию, катастрофическое падение заработной платы, потеря работы, ведущая порой и к утрате семьи, жилья, смысла в жизни, бедность и нищета, страх за будущее детей, быстрые темпы коммерциализации бесплатного совсем недавно образования и здравоохранения, снижение возможностей полноценного отдыха; сильнейшая поляризация бывшего еще недавно достаточно однородным общества - все это происходило в очень короткие сроки. Именно чрезмерный стресс снизил сопротивляемость организма и вызвал характерные патологические изменения.[2] По мнению специалистов, такая шоковая модель реформ и была причиной чрезвычайного ухудшения здоровья, высокой смертности, особенно в трудоспособном возрасте.

В подобных условиях формирование и проведение государством активной демографической политики являлось жизненно необходимым. Распад СССР в 1991 году поставил вопрос о выработке в России концепции собственной демографической политики, учитывающей новые политические, экономические и социальные условия. Причем необходимо учитывать принципиальную особенность демографической политики, которая заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредованно, через демографическое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей. Меры демографической политики воздействуют на формирование не только демографических потребностей, но и на создание условий для их реализации.

В сентябре 2001 года была принята «Концепция демографического развития России на период до 2015 года», в которой сформулирована долгосрочная цель – стабилизация численности населения России, создание предпосылок для роста населения.

Новый период демографических преобразований в России начался в 2006 году. В Федеральном Послании Президента 10 мая 2006 г. демографическая проблема названа «самой острой проблемой современной России», демографическая ситуация – «критической». Обратив внимание Правительства на «медлительность и непростительный бюрократизм в решении задач подобного рода», Президент заявил, что нам нужна программа, рассчитанная на срок не менее 10 лет, нужна активная политика по всем трем направлениям: снижение смертности, эффективная миграционная политика, повышение рождаемости. Именно процессу рождаемости было уделено самое пристальное внимание. В Послании – 2006 года не только были названы причины, которые мешают молодым семьям, женщинам свободно и ответственно принимать решения, особенно если речь идет о втором и третьем ребенке: низкие доходы, отсутствие нормальных жилищных условий, сомнение в собственных возможностях обеспечить будущему ребенку достойный уровень жизни, но и предложена программа стимулирования рождаемости включающая меры поддержки молодых семей, поддержки женщин, принимающих решение родить и воспитать ребенка. «Стимулирование рождаемости, – отмечено в Послании – 2006 , – должно включить целый комплекс мер административной финансовой, социальной поддержки семьи».

К основным предложениям Послания – 2006 относились следующие меры поддержки молодых семей и женщин призванные обеспечить стимулирование рождений хотя бы второго ребенка:

§ кардинально увеличить размер пособий по уходу за ребенком до полутора лет;

§ ввести компенсацию затрат на детское дошкольное образование;

§ увеличить стоимость родовых сертификатов, введенных в 2005 году. Дополнительные средства должны использоваться на покупку необходимых препаратов для женщин и поощрения высокого качества медицинских услуг, определяемого обязательно с учетом мнения пациентки. Кроме того, предполагалось принять программу создания в стране сети современных перинатальных центров и обеспечить роддома необходимым оборудованием, специальным транспортом и другой техникой;

§ государство обязано поддержать женщину, принявшую решение родить второго ребенка и должно предоставить в её распоряжение первичный, базовый материнский капитал, который реально повысил бы её социальный статус. И которым она могла бы распорядиться следующим образом: либо для решения жилищного вопроса, вложив его в приобретение жилья с использованием ипотеки или других схем кредитования по достижению ребенком трехлетнего возраста, либо направить эти средства на образование детей или, положить деньги в накопительную часть своей собственной пенсии. Сумма материнского капитала должна ежегодно индексироваться в соответствии с инфляцией.

Таким образом, перед законодательными и исполнительными органами власти были поставлены конкретные задачи по развертыванию активной демографической политики. И к концу 2006 года была завершена работа по организационному и правовому обеспечению мер демографической политики, реализация которых была предусмотрена основными положениями Президентского послания – 2006.

Так Распоряжением Правительства от 7 июня 2006 года № 838-р утвержден «Сводный план мероприятий по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года».

Совет Безопасности рассмотрел вопросы улучшения демографической ситуации на совещании 20 июня 2006 года, посвященном мерам по реализации Послания Федеральному Собранию.

Совет при Президенте РФ по реализации приоритетных проектов был преобразован в Совет при Президенте по реализации приоритетных проектов и демографической политике (Указ Президента РФ от 21 октября 2005 года № 1226 с изменениями, внесенными Указом от 13 июля 2006 года № 698). Основными задачами Совета стали следующие направления деятельности: подготовка предложений Президенту РФ по разработке приоритетных национальных проектов, выработке основных направлений демографической политики, включая государственную поддержку семьи, материнства и детства, а также по определению мер, направленных на их реализацию; рассмотрение концептуальных основ, целей и задач приоритетных национальных проектов, вопросов, касающихся демографической политики, а также определение способов, форм и этапов их реализации; анализ практики реализации приоритетных национальных проектов, оценка эффективности мер, направленных на решение задач в области демографической политики, а также подготовка предложений по совершенствованию деятельности в этих областях.

Результатом явилось принятие в ноябре-декабре 2006 г. ряда федеральных законов, а также разработка "Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" (далее Концепция), утвержденной Указом Президента N 1351 от 9 октября 2007 г. Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. провозглашены стабилизация численности населения к 2015 г. на уровне 142-143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 г. до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 г. до 70 лет, к 2025 г. - до 75 лет. Основными задачами демографической политики определены следующие:

сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего, в трудоспособном возрасте от внешних причин;

сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков; сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;

повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;

укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;

привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.

Таким образом, приоритетные направления в современной российской демографической политике расставлены следующим образом:

§ снижение показателей смертности, сохранение здоровья населения и увеличение продолжительности его активной жизни;

§ повышение уровня рождаемости и укрепление семьи;

§ привлечение иммигрантов и интеграция их в российский социум.

Концепцией также определены комплексные меры, следствием которых должно стать улучшение демографической ситуации в стране.

Такими мерами, в частности, являются:

формирование у различных групп населения, особенно у подрастающею поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни;

проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья;

ранняя диагностика заболеваний с применением передовых технологий;

повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи;

улучшение материально-технического и кадрового обеспечения учреждений здравоохранения;

применение новых инновационных технологий лечения и развитие высокотехнологичной медицинской помощи;

внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ;

пропаганда ценностей семьи, усиление государственной поддержки семей, имеющих детей;

создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество.

Концепцией предусмотрена поэтапная реализация демографической политики. К настоящему времени реализован первый этап (2007 – 2010 гг.). Для него были характерны меры направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций демографического развития, в том числе осуществлена основная часть мероприятий по снижению уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечнососудистых заболеваний, по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, по развитию перинатальных технологий, уменьшающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, по оказанию государственной адресной материальной поддержки семьям, имеющим детей, включая проведение индексации пособий с учетом темпов роста потребительских цен, по подготовке к приему в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению и материальной поддержке замещающих семей.

Рассмотрение демографической ситуации в России после первого этапа реализации Концепции дает основание для надежды, что в будущем негативные тенденции в демографическом развитии России могут быть преодолены. Так, по предварительной оценке Федеральной службы государственной статистики, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2012г. составила 143,0 млн. человек и за прошедший год увеличилась на 188,9 тыс. человек, или на 0,1% (на соответствующую дату предыдущего года наблюдалось сокращение численности населения на 48,3 тыс.человек, или на 0,03%).

Естественная убыль населения в 2011г. уменьшилась по сравнению с 2010г. на 110,2 тыс. человек. Миграционный прирост полностью компенсировал численные потери населения и превысил их на 144%.

В 2011г. в России отмечалось увеличение числа родившихся (в 40 субъектах Российской Федерации) и снижение числа умерших (в 79 субъектах).

В целом по стране превышение числа умерших над числом родившихся осталось на том же уровне, что и в 2010г. - 1,1 раза, в 17 субъектах Российской Федерации оно составило 1,5-1,9 раза.

Естественный прирост населения в 2011г. зафиксирован в 28 субъектах Российской Федерации (в 2010г. - в 24 субъектах).

В 2011г. по сравнению с 2010г. число умерших детей в возрасте до 1 года уменьшилось на 305 человек, а показатель младенческой смертности на 1000 родившихся снизился на 0,2 процентного пункта, или на 2,7%.

Таким образом, на первом этапе реализации Концепции созданы условия для уменьшения остроты демографического кризиса.

Второй этап будет реализован в 2011 – 2015 годах, основной акцент планируется сделать на внедрении программ здорового образа жизни, реализации специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, проведении мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, осуществлении программы поэтапного сокращения рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда.

По итогам реализации второго этапа предполагается к 2016 году:

стабилизировать численность населения на уровне 142 — 143 млн. человек;

увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет;

увеличить в 1,3 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, на треть снизить уровень смертности населения;

уменьшить отток квалифицированных специалистов, увеличить объемы привлечения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов и молодежи, обеспечить на этой основе миграционный прирост на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно.

На третьем этапе (2016 — 2025 годы) предусматривается на основе оценки влияния реализуемых проектов и программ на демографическую ситуацию проводить мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в стране.

В связи со значительным уменьшением к началу третьего этапа численности женщин репродуктивного возраста потребуется принять дополнительные меры, стимулирующие рождение в семьях второго и третьего ребенка.

В целях замещения естественной убыли населения в результате возможного сокращения уровня рождаемости предстоит активизировать работу по привлечению на постоянное место жительства в Российскую Федерацию иммигрантов трудоспособного возраста.

К 2025 году предполагается:

обеспечить постепенное увеличение численности населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 145 млн. человек;

увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет;

увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза;

обеспечить миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно.

В настоящее время становится очевидным, что миграция населения способна стать самостоятельным фактором демографического развития и оказывать влияние на воспроизводство населения и сохранение человеческих популяций, их численность, половозрастную структуру.

Кроме того, миграция это и важнейший источник восполнения потерь населения России в трудоспособных возрастах, поддержания потенциала экономического развития. Так как потребности российской экономики, нуждающейся в рабочих руках, не имеют внутренних источников пополнения, по крайней мере, в среднесрочной перспективе.

Но, являясь важным фактором демографического и социально-экономического развития, миграция становится одной из причин социальных изменений в обществе. Данное обстоятельство обусловливает проблемную ситуацию, связанную с противоречивостью развития миграционных процессов и необходимость разработки рациональной миграционной политики, учитывающей внутренние трудовые ресурсы и позволяющей составить разумный план привлечения иностранной рабочей силы.

В начале 2007 г. Россия начался новый этап реализации миграционной политики характеризуемый либерализацией в области новых правил регистрации мигрантов и выдачи разрешений на работу иностранным работникам.

Хотя направление миграционной политики России и ее приоритеты не единожды менялись. В первые годы после распада СССР внимание акцентировалось на приеме вынужденных мигрантов из зон конфликтов, вспыхнувших на постсоветском пространстве, а также приеме репатриантов из бывших союзных республик. Свободная иммиграция привела к появлению и быстрому увеличению незаконной миграции и сопряженным с ней проблемам − разным формам трудовой эксплуатации, принудительного труда. Что и послужило основанием к введению мер жесткой ограничительной миграционной политики. Главной мерой стал миграционный контроль. Этому способствовало и настороженное отношение к иностранцам со стороны населения, привыкшего раньше жить в условиях закрытой страны.

В 2002 г. было введено в действие жесткое законодательство, которое возвело барьеры на пути законного пребывания и трудоустройства иностранных граждан. Имеется в виду Федеральный Закон Российской Федерации "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г. Легитимное пространство для мигрантов стало крайне узким. В результате жесткие меры дали обратный результат. Чрезмерное ограничение легитимного пространства, вытесняя мигрантов в неправовое поле, способствовало еще большему развитию незаконной миграции. Регистрируемая же миграция резко уменьшилась, что противоречило интересам России, переживающей демографический кризис.

Поэтому поворот миграционной политики в сторону иммиграции стал актуальной задачей государства. Главное направление происшедших изменений состоит в упрощении регистрации иностранных граждан по месту пребывания, а также правил трудоустройства.

Ранее, чтобы получить право на пребывание в России, иностранный гражданин обязан был в течение 3-х дней зарегистрироваться по месту жительства. Регистрация производилась в милиции, соответствующий штамп ставился в паспорт. Регистрация могла быть совершена только с согласия всех лиц, постоянно проживающих по тому адресу, по которому регистрируется мигрант. Для этого требовалось не просто соответствующее заявление, но личная явка в милицию как ответственного владельца или съемщика жилого помещения, так и всех в нем проживающих лиц. Именно регистрация (прописка) в том виде, как она осуществлялась, была главным камнем преткновения на пути законного пребывания в России и официального трудоустройства. Бюрократические барьеры, связанные с регистрацией, оказались практически непроходимыми для большинства мигрантов.

В 2006 г. были приняты новые законодательные документы, коренным образом изменившие миграционный режим в России. Во-первых, были внесены существенные изменения в закон "О правовом положении иностранных граждан" и принят новый закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" Оба закона вступили в силу с 15 января 2007 года.

Новый порядок значительно упростил процедуру регистрации для временно пребывающих на территории страны, каковыми и является основная часть мигрантов. Для этой категории мигрантов отменена разрешительная регистрация по месту жительства со штампом в паспорте. Она заменена уведомительной регистрацией по месту пребывания. Лицо или организация, принимающая мигранта, должны сдать заявление по установленной форме, где в качестве места пребывания мигранта может быть указан не обязательно адрес места жительства. Альтернативой может быть адрес места работы или посреднической фирмы. Заявление можно сдать не только в милицию, но и отправить по почте в местное управление миграционной службы. Корешок от заявления со штампом о его приеме является удостоверением легального пребывания мигранта. При этом до минимума сокращен перечень требуемых для постановки на учет документов. Нужны лишь паспорт и миграционная карта. В 2 раза - до 180 дней - удлинен срок временного пребывания, который может быть продлен до 1 года.

Не менее решительно изменен порядок трудоустройства мигрантов. Ранее разрешение на найм иностранной рабочей силы выдавалось работодателю. Это ставило мигрантов в зависимое положение от работодателя, провоцировало развитие неправовых практик трудового найма.

Теперь разрешение на работу в виде трудовой карты выдается лично мигранту, а не работодателю, как раньше. Мигрант получил право свободного поиска работы, а работодатель - свободного найма иностранного гражданина, имеющего разрешение на работу. Таким образом, ликвидирована "привязка" работника к работодателю и созданы условия для свободного перемещения на рынке труда иностранной рабочей силы.

Квотированный порядок выдачи разрешений на работу сохранен, но требования к квотированию расширены. Теперь квоты должны устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации мигрантов, страны их происхождения, а также по регионам России. При этом квоты не распространяются на квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по своей специальности, и это тоже новшество.

Пока что механизм квотирования в условиях России не является эффективным методом управления трудовым миграционным потоком. Возможность расчета квот в условиях современного российского рынка труда - быстро меняющегося, импульсивного, в значительной части находящегося в тени - проблематична.

Государственный подход либерализации миграционной политики в 2007 году вызвал не однозначную реакцию со стороны научного сообщества.

Так, сторонники политики привлечения иммигрантов исходят из долгосрочных экономических, демографических и политических интересов России, апеллируют к позитивным стратегическим целям. Их аргументация базируется, скорее, на перспективных вызовах и угрозах, нежели на современных. Российский демограф А.Г. Вишневский считает, что масштабная миграция является единственным способом противостоять снижению численности населения, но способом опасным, поскольку он чреват разного рода угрозами. Анализируя опыт зарубежных стран, он обращал внимание на повышение роли национальных общин в процессах интеграции мигрантов, и, в связи с этим, на возникновение дополнительных стимулов к консервации традиционных культурных моделей, обусловленных ими способов социализации, норм поведения, ценностных ориентаций. В результате чего возникает потенциальная угроза целостности и устойчивости западного культурного универсума. Также появляется и ответная реакция общества, выраженная в негативном восприятии мигрантов и их культуры, увеличивающаяся вместе с масштабами миграции. [3]

Представители другой точки зрения заостряют внимание на социальных и этноконфессиональных последствия миграции, являются сторонниками жесткой линии в области миграционной политики, рассматриваемой в контексте изоляционистской ориентации на русское/православное культурное ядро. Чувствительные к социально-культурным аспектам, они акцентируют внимание на сегодняшних вызовах и угрозах игнорируя проблемы завтрашнего дня. В России, по мнению В.А. Ионцева, надеяться на миграцию как средство выхода из демографического кризиса крайне ошибочно.[4] Конфликтогенность миграции отмечает и А.В. Дмитриев.[5]

Но как было отмечено В.И. Мукомель парадокс в том, что правы и те, и другие.[6] С одной стороны, долгосрочные цели и задачи развития России диктуют необходимость привлечения мигрантов. С другой стороны, возрастающее этнокультурное разнообразие общества сопровождается нарастающим напряжением между местным населением и мигрантами, этноконфессиональный, социальный состав которых может существенно отличаться от состава принимающего населения.

Масштабные перемещения мигрантов — в соответствии с потребностями быстро развивающихся экономик, нехваткой рабочих рук — становятся неотъемлемым атрибутом глобализирующегося мира. Иммиграция — объективный процесс, имеющий как позитивные, так и негативные последствия. Вопрос в том, как максимизировать выгоды от иммиграции и минимизировать риски, четко их различая.

В миграционных процессах ежегодно участвуют уже около 2-3 % жителей земного шара. В конце 1990-х годов численность иностранцев только в странах Европейского сообщества достигла 20 млн. человек, а доля Европы в общем объеме мировых международных миграций увеличилась до 20%.[7] Западные общества столкнулись с проблемой невозможности обеспечения всесторонней интеграции мигрантов, поскольку существует определенный критический порог, высокая концентрация доли некоренного населения, когда миграция начинает оказывать существенное воздействие на все социальные процессы, негативно сказываясь на социальных отношениях, культуре, национальной идентичности и политике стран. По мнению Т.Н. Юдиной количественное выражение данной величины равно 4,6% мигрантов от численности постоянного населения.[8] Причем речь идет о регистрируемой миграции. Нелегальные мигранты в расчет не принимаются, хотя их численность в несколько раз превышает число легальных.

В настоящее время исследователи выделяют такие виды реагирования на «иммиграционную экспансию» как ассимиляция, дифференциальное исключение (сегрегация), мультикультурализм.

Ассимиляция определяется как политика включения мигрантов в общество через односторонний процесс адаптации. При этом ожидается, что иммигранты поступятся своими отличительными лингвистическими, культурными и социальными характеристиками и станут неотличимыми от большинства населения. Роль государства в ассимиляции заключается в создании условий, благоприятных для индивидуальной адаптации и трансформации культуры и большинства ценностей через настойчивость в использовании доминирующего языка и обучения в школах детей мигрантов.

Дифференциальное исключение (сегрегация) характеризуется как ситуация, когда иммигранты объединены временно в социальные подсистемы и включены только в некоторые области жизнедеятельности общества (прежде всего в рынок труда), но лишены доступа к другим. Исключение может быть воспроизведено через юридические механизмы (отказ в гражданстве или различия между правами граждан и неграждан), а также через неофициальные методы (расизм и дискриминация).

Мультикультурализм подразумевает готовность большинства общества принять культурные различия и в соответствии с этим изменять социальное поведение в обществе.

На сегодняшний день европейская миграционная политика дает серьезные сбои. Идея «плавильного котла» - попытка привести этнокультурное многообразие иммигрантов к общему знаменателю или ассимиляции не дает ожидаемых результатов, все чаще происходят межрасовые и межэтнические конфликты. Государства продолжают сталкиваться с разнообразными угрозами со стороны иммиграции, поэтому, как отмечают российские эксперты, политике необходимо быть более равновесной, в полной мере использующей все возможности, предоставляемые как пограничным контролем, так и превентивной политикой сотрудничества в отношении стран исхода иммигрантов.[9] Кроме того, проблемы, возникающие в связи с миграцией, ее регулирование, квотирование, депортация нелегальных мигрантов подвергают серьезному испытанию демократические устои и представления о гражданских свободах и правах человека.

В настоящее время, Россия сталкивается со множеством проблем, связанных с миграцией населения, особенно с нелегальной миграцией. К таковым относятся рост теневой экономики, демпинг заработной платы, создание почвы для коррупции, нарушение прав и эксплуатация мигрантов, усиление межнациональной напряженности в обществе. По разным оценкам, в России на 1 легального мигранта приходится 9-10 нелегальных. Федеральная миграционная служба считает, что в стране 10 млн. неоформленных в установленном порядке трудовых мигрантов.[10]

Но, при разработке и реализации мер демографической и миграционной политики следует учитывать, что мигранты являются как объектом, так и субъектом демографической безопасности. Так мигранты могут восприниматься коренным населением как реальные или потенциальные конкуренты на рынке труда. Кроме того, в мигрантах видят источник повышенной социальной агрессивности, роста преступности, снижения культурных стандартов. Принимающее население осознает угрозу основным ценностям своего традиционного социального бытия: образу и укладу жизни, социокультурным традициям и нормам.[11] Данное обстоятельство вызывает ответную реакцию принимающего населения, которое вынуждено защищать собственную безопасность, что в свою очередь приводит к снижению уровня толерантности в обществе, росту ксено-, этно- и мигранофобий, возрастанию напряженности и конфликтности между мигрантами и принимающим населением.

Но даже если все эти опасения обоснованы, как было отмечено А.Г. Вишневским, до сих пор неясно обусловлены ли они действительной спецификой мигрантской среды, либо тем, что иммигранты обычно в социальной структуре общества оттесняются в нижние социальные страты с типичными для них маргинальными формами поведения. Ведь часто мигранты оказываются источником повышенной экономической и криминальной опасности для коренного населения как раз тогда, когда не обеспечена их собственная безопасность, на них не распространяются меры социальной защиты, права их не охраняются законом.

За 2011г. число мигрантов, сменивших место жительства в пределах России, увеличилось на 148,4 тыс.человек, или на 7,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Миграционный прирост населения России снизился на 51,4 тыс.человек, или на 32,5%, что произошло в результате уменьшившегося числа зарегистрированных по месту жительства прибывших в Российскую Федерацию на 52,3 тыс.человек, или на 27,3% (в том числе иммигрантов из государств-участников СНГ - на 46,7 тыс.человек, или на 27,2%). Наряду с этим отмечено уменьшение числа выбывших за пределы России на 1,0 тыс.человек, или на 3,0%.

В 2011г. в обмене населением с государствами-участниками СНГ в целом было отмечено уменьшение миграционного прироста. Увеличение прироста наблюдалось в миграционном обмене с Беларусью и Киргизией.

В 2011г. в территориальных органах ФМС России статус вынужденного переселенца или беженца получили 2096 человек (в 2010г. - 2135 человек). Удельный вес зарегистрированных вынужденных иммигрантов в общей численности прибывших из-за пределов Российской Федерации составил 0,10%.

По данным ФМС России, на 1 января 2012г. в стране насчитывалось 45,3 тыс. вынужденных переселенцев и беженцев. Из них 33% (15,2 тыс.) составляли бывшие жители Казахстана, 21% (9,4 тыс.) - Грузии, 12% (5,6 тыс.) - Узбекистана, 5% (2,3 тыс.) - Таджикистана. Почти 10,0 тыс. человек (21%) переселились внутри России из регионов с нестабильной общественно-политической обстановкой.

Процесс расселения вынужденных мигрантов идет по всем субъектам Российской Федерации. Наибольшее число вынужденных переселенцев и беженцев выбирали новым местом жительства Республику Северная Осетия - Алания (9,6 тыс.человек), 6,6 тыс. - Республику Ингушетия, 2,2 тыс. - Белгородскую область, от 1,6 тыс. до 1,0 тыс. - Самарскую и Оренбургскую области, Ставропольский, Краснодарский и Алтайский края.[12]

Таким образом, противоречивость миграционных процессов, связанная с одной стороны с их демографической и экономической полезностью, а с другой стороны социальной и социокультурной угрозой обществу, требуют разработки адекватных мер миграционной политики. Необходима научна проработка проблемы обеспечения миграционного баланса России и ее отдельных территорий.

Новый этап реализации миграционной политики в настоящее время начат с рассмотрения и обсуждения в высших политических кругах «Концепция государственной миграционной политики РФ до 2025 года». Данная Концепция предусматривает следующие нововведения.

Предусматривается введение балльной системы для отбора мигрантов, желающих въехать в Россию. Критериями могут стать возраст, образование, профессиональная подготовка, способность к адаптации и прочее, − об этом глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский сообщил 26 июля 2011 г. во время обсуждения документа в Общественной палате РФ. Причем предполагается, что данные критерии будут меняться с учетом изменений демографической ситуации и условий на рынке труда. Например, как отметил руководитель ФМС, путем изменения величины проходного балла можно будет ограничивать количество лиц, получающих вид на жительство, не влияя при этом на качественный состав претендентов.

Предлагается отменить институт выдачи разрешений на временное проживание для мигрантов, усовершенствовав при этом институт получения ими вида на жительство, а также ввести ускоренный (упрощенный) порядок получения гражданства РФ для лиц, имеющих вид на жительство и являющихся предпринимателями, инвесторами, квалифицированными специалистами (а также членами их семей) и выпускниками российских учреждений профессионального образования.

Наряду с программами привлечения в страну высококвалифицированных специалистов, предлагается разрабатывать программы по подготовке мигрантов по профессиям, востребованным в Российской Федерации.

Концепция предполагает упрощение въезда и снятие ограничения для работы и обучения для членов семей иностранных работников, заключивших долгосрочные трудовые контракты, а также упрощение порядка въезда, выезда и пребывания на территории РФ иностранных граждан, участвующих в инвестировании и предпринимательской деятельности и иностранных граждан в рамках внутрифирменных и внутрикорпоративных перемещений.

Рассматривается возможность отмены механизма выдачи квот на привлечение иностранной рабочей силы, который сегодня является основным инструментом регулирования трудовой иммиграции.

Отдельный блок Концепции посвящен созданию предпосылок для введения режима свободного перемещения на территории РФ для трудовых мигрантов.

В документе предлагается принять ряд мер в области противодействия незаконной миграции, в том числе: продолжить работу по созданию центров содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению и депортации, усовершенствовать меры административной ответственности за нарушение миграционного законодательства РФ и создать условия для получения, формирования и хранения дактилоскопической информации об иностранных работниках в электронном виде.

Очевидная либерализация миграционного законодательства, по словам Константина Ромодановского, имеет свои основания. Целью Концепции является стабилизация и увеличение численности населения страны, обеспечение потребности экономики в рабочей силе, обеспечение национальной безопасности и геополитических интересов РФ.


[1] Римашевская Н.М. Дети и молодежь − будущее России / Н.М. Римашевская // Народонаселение. − 2004.− № 4. − С. 4 − 14.

[2] Римашевская Н.М. Качество человеческого потенциала России как стратегическая цель/ Н.М. Римашевская // Народонаселение. − 2004. − № 3. − С.23.

[3] Вишневский А.Г. Русский или прусский? Размышления переходного времени/ А.Г. Вишневский. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005 – С. 234-235.

[4] Ионцев В.А. Международная миграция в России: 10 лет после Каира.// Народонаселение.- 2004 - № 3. – С. 101-102.

[5] Дмитриев А.В. Конфликтогенность миграции: глобальный аспект// Социс. – 2004. - № 3 – С. 4-3.

[6] Мукомель В. И. Миграционная политика России: Постсоветские контексты / Институт социологии РАН. – М.: Диполь&Т, 2005. С. 6.

[7] Юрин А.В. Особенности нелегальной миграции в ЕС в контексте европейской политики// Народонаселение. – 2010 – № 3 – С.75.

[8] Юдина Т.Н. О социологическом анализе миграционных порцессов // Социс. – 2002- № 4 – С.102.

[9] Юрин А.В. Особенности нелегальной миграции в ЕС в контексте европейской политики// Народонаселение. – 2010 – № 3 – С.81-82.

[10] Лукьянова А.Ю. Тенденции миграции и приоритеты миграционной политики в современной России // Народонаселение. – 2008 – № 2 – С.100.

[11] Мозговая А.В. Этносоциальная толерантность: взгляд с позиции социологии риска // Россия реформирующаяся: Ежегодник – 2003 / Отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: Институтсоциологии РАН, 2003. С.397-412.

[12] Информация о социально-экономическом положении России - 2012 год, http://www.gks.ru/bgd/free/b12_00/IssWWW.exe/Stg/dk01/7-0.htm


Сейчас читают про: