double arrow

семестр. 1. Дайте определение дефектологии как науки


1. Дайте определение дефектологии как науки. Определите её место среди других наук.

2. Раскройте основные задачи дефектологии.

3. Охарактеризуйте основные понятия дефектологии: коррекция, компенсация, социальная реабилитация и адаптация.

4. Раскройте суть теории о первичном дефекте и вторичных отклонениях.

5. Охарактеризуйте основные принципы и методы дефектологической науки.

6. Раскройте содержание основных направлений коррекционного обучения.

7. Раскройте понятия «аномальный ребенок» и «особенности аномального развития».

8. Дайте общую характеристику детей с особыми образовательными потребностями.

9. Дайте характеристику особых образовательных потребностей для разных категорий детей с нарушением психофизического развития.

10. Раскройте основные причины нарушений развития

11. Охарактеризуйте основные категории детей с особыми образовательными потребностями.

12. Перечислите основные мероприятия, предпринимаемые государством в области аномального детства.

13. Раскройте значение слуха в развитии ребенка.

14. Расскажите о классификации и причинах слуховых нарушений.

15. Дайте характеристику категориям детей с нарушениями слуха.

16. Раскройте роль зрительного анализатора в психофизическом развитии ребенка.

17. Перечислите причины, степень и виды нарушения зрения.

18. Раскройте пути социальной адаптации детей с нарушениями зрения.

19. Расскажите о профилактике нарушения зрения у детей.

20. Раскройте причины возникновения ДЦП у детей.

21. Охарактеризуйте психофизиологические особенности детей с ДЦП.

22. Дайте характеристику видов двигательных нарушений при ДЦП.

23. Охарактеризуйте особенности эмоционально-личностного развития детей с ДЦП.

24. Охарактеризуйте особенности познавательной деятельности у детей с ДЦП.

25. Раскройте роль ранней стимуляции психического и речевого развития при ДЦП.

26. Определите основные направления коррекционной работы по формированию двигательных функций у детей с ДЦП.

27. Расскажите о симптоматике проявлений РДА у детей.

28. Охарактеризуйте особенности общения и речи у детей с РДА.

29. Охарактеризуйте особенности познавательной и игровой деятельности при РДА.

30. Охарактеризуйте особенности эмоционального развития ребенка с РДА.

31. Охарактеризуйте особенности восприятия ребенка с РДА.

32. Раскройте основные направления коррекционной работы при РДА.

33. Дайте характеристику понятиям «умственная отсталость» и «степени умственной отсталости».

34. Раскройте причины и диагностические критерии умственной отсталости.

35. Дайте психолого-педагогическую характеристику умственно отсталых детей дошкольного возраста.

36. Раскройте основные направления коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми.

37. Расскажите о клинической систематике ЗПР.

38. Охарактеризуйте основные психологические особенности детей с ЗПР.

39. Выделите и приведите примеры основных отличий детей с ЗПР от умственно отсталых и нормально развивающихся сверстников.

40. Охарактеризуйте основные направления коррекционно-педагогической работы при ЗПР.

41. Раскройте понятие «речевое нарушение».

42. Раскройте суть принципа системного подхода к речевым нарушениям.

43. Дайте характеристику клинико-педагогической классификации нарушений речи.

44. Раскройте содержание психолого-педагогической классификации речевых нарушений.

45. Охарактеризуйте уровни речевого недоразвития.

46. Раскройте основные направления логопедической помощи при речевых нарушениях.

47. Расскажите о категории детей, нуждающихся в индивидуальном обучении.

48. Расскажите о типах специальных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями.

49. Раскройте основные направления работы специальных учреждений (групп) для детей с особыми образовательными потребностями.

50. Охарактеризуйте деятельность ПМПК, ее состав, цели, задачи.

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. Задачи и проблемы дефектологии на современном этапе развития.

2. Основные дефекты развития ребенка.

3. Дети с нарушением слуха и основные направления коррекционной работы.

4. Дети с нарушением зрения и основные направления коррекционной работы с ними.

5. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата и основные направления коррекционной работы с ними.

6. Дети с задержкой психического развития и основные направления коррекционной работы с ними.

7. Умственно отсталые дети и основные направления коррекционной работы с ними.

8. Дети с аутизмом и основные направления коррекционной работы с ними.

9. Дети с нарушениями речи и основные направления коррекционной работы с ними.

10. Организация специальной помощи детям с особыми образовательными потребностями.

11. Организация специальной помощи детям с особыми образовательными потребностями за рубежом.

12. Проблемы интеграции детей с особыми образовательными потребностями в современном обществе.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Лапшин В.А, Пузанов Б.П. Основы дефектологии - М., 1990

2. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М., 1988

3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973

4. Каган В.К. Аутизм у детей. – Л., 1981

5. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. – М., 1973

6. Морозова Н.Г. Формирование познавательных процессов у аномальных детей с нарушениями зрения в дошкольных учреждениях. – М., 1978

7. Дети с проблемами в развитии : комплексная диагностика и коррекция / ред. Л. П. Григорьева. - М., 2002

8. Коробейников И.А.Нарушения развития и социальная адаптация - М., 2002

9. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития : методический материал / сост. и общ. ред. Астапова В.М., Микадзе Ю.В. - СПб., 2001


Сейчас читают про: