Философии

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ВОПРОСЫ

ФИЛОСОФИИ

№10 2012

Идея общества, основанного на знаниях
Автор Агацци Э.

МОСКВА

От редакции. Российская Академия Наук избрала профессора Эвандро Агацци своим иностранным членом по Отделению Общественных наук (секция философии, права, социологии и психологии).

Эвандро Агацци – известный философ, профессор Университета Генуи (Италия). Его работы в области эпистемологии, философии и этики науки, философской антропологии пользуются мировой известностью. Его книга «Наука и техника в моральном измерении» была переведена на русский язык и получила у нас заслуженное признание. На страницах «Вопросов философии», а также других отечественных изданий опубликованы многие его статьи.

Профессор Э. Агацци играет исключительную роль в международном философском сообществе. Он почётный президент Международной Федерации философских обществ, почётный президент Международного Института философии, президент Международной Академии философии науки. Он сделал многое для развития сотрудничества российских философов с зарубежными коллегами, всегда поддерживал и поддерживает позиции нашей философии на международных форумах.

Нам особенно приятно, что в течение многих лет профессор Э. Агацци является членом Международного редакционного Совета нашего журнала.

Коллектив и редакционная коллегия «Вопросов философии» поздравляют нашего друга профессора Эвандро Агацци с избрание иностранным членом Российской Академии наук и желают ему доброго здоровья и новых творческих свершений.

Article “The idea of a knowledge-based society” by E. Agazzi translated by D. Lakhuti.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: общество, основанное на знаниях, инженерия знаний,информационная и коммуникационная технология, гуманитарные науки.

KEY WORDS: knowledge-based society, knowledge engineering, Information and Communication Technology, humanities

В последние годы выражение «основанный на знаниях» стало все чаще использоваться в различных контекстах как некоторого рода новая категория для интерпретации специфических черт многих реальностей современного мира, а также как парадигма того, что может предложить решение для нескольких открытых проблем нашего мира. Надо заметить, однако, что это выражение имеет далеко не ясный смысл, часто зависящий от конкретной области, к которой оно применяется, и к тому же надо учитывать различные предназначения и оправдания, которые это выражение может иметь в зависимости от того, рассматривается ли оно в «дескриптивном» или в «прескриптивном» смысле.

Действительно, если взять «основанный на знаниях» в его самом очевидном и общем смысле и применить его к действиям людей или к социальным реальностям, то это выражение может означать факт опоры на точную информацию о пертинентных данных, на здравые знания о структуре и функционировании реальностей, о которых идет речь, на адекватное владение «ноу-хау» касательно процедур достижения поставленных целей, а не просто следование предвзятым идеям, преследование односторонних целей и опора на неадекватные средства. Короче говоря, это понятие соответствовало бы представлению о «рациональном» образе действий в противоположность стилю поведения, основанному на принятии желаемого за действительность, который можно было бы назвать «импульсивным», «произвольным», «обманчивым». Этот общий смысл, однако, слишком туманен и тривиально приемлем в качестве некоего регулятивного идеала для человеческих действий и социальной практики, и, конечно, не заслуживает создания новой терминологии, такой как «основанный на знаниях». Поэтому нам нужно более внимательно проанализировать, в каких контекстах было выработано это понятие, чтобы увидеть, в какой степени его можно обобщить до идеи общества, основанного на знаниях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: