Педагогический характер и специфическая направленность процесса физического воспитания

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

(ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ)

Исходные понятия теории и методики физической культуры: «физическая культура», «физическое воспитание», «спорт», «физическое развитие», «физическое совершенство», «физическая подготовленность», «физическая подготовка», их функционирование и использование в практике.

Теория и методика физической культуры (ТиМФК) — основная профилирующая интегральная дисциплина в системе профессиональной подготовки специалистов по физическому воспитанию и спорту. Этот предмет объединяет циклы педагогических предметов (педагогика, психология, частные спортивные дисциплины – легкая атлетика, гимнастика и пр.) с и естественно-научными дисциплинами (анатомии, физиологии, биомеханики и пр.), при взаимосвязи с блоком общественных наук (история, философия, обществоведение, культурология и др.) – комплексно изучает общие и частные вопросы, связанные с физической культурой и спортом.

Изучение любой учебной дисциплины начинается с уяснения, освоения ее понятийного аппарата, т.е. со специфических терминов и понятий. К основным понятиям ТиМФК относятся следующие:

Физическая культура – часть общечеловеческой культуры, содержанием которой является специфическая личностно-общественная деятельность, направленная на достижение физического совершенства. Ее специфика заключается в том, что она направлена на оптимизацию физического состояния и физическое развитие индивида - его биоструктурных и биофункциональных единиц (пример – совершенствование двигательных единиц, изменение скорости ответной реакции, силы и пр.).

Физическая культура понимается как деятельная сущность, т. е. связана с целенаправленной деятельностью основанной, прежде всего, на выполнении физических упражнений - такой деятельностю, которая обеспечивает выполнение основных задач физической культуры.

Данное определение очерчивает область изучения как «физическая культура»

Физическое развитие – закономерный процесс формирования, становления и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств человеческого организма (имеющих генетическую основу) и обусловленных ими так называемых физических качеств и способностей индивида. Характеризуется тремя видами показателей: показатели телосложения, критерии здоровья, показатели развития физических качеств и отражает морфофункциональное содержание тела.

Физическое воспитание – педагогически упорядоченный, программированный процесс направленного использования факторов физической культуры для решения педагогических задач. Составными элементами являются: обучение двигательным действиям (в результате которого формируются двигательные умения, навыки и связанные с ними знания), воспитание индивидуальных физических качеств и сопряженных с ними двигательных способностей, содействие на этой основе становлению и развитию свойств личности. Физическое воспитание преимущественно организуется в различных учебных заведений — от дошкольных до высших и строится на основе разносторонней или профессиональной физической подготовки.

Физическая подготовка – процесс ФВ, направленный на повышение уровня физического развития, двигательной подготовленности и имеющий выраженную прикладную ориентацию по отношению к тем или иным видам деятельности. (ОФП на повышение уровня физической подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности; СФП – специализирована к определенному виду деятельности).

Содержанием физической подготовки является физическая подготовленность – уровень развития физических качеств, двигательных способностей, достигнутой работоспособности, способствующих эффективности целевой деятельности.

Физическое совершенство – гиппотический, исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни (крепкое здоровье, высокая общая физическая работоспособность, пропорционально развитое телосложение, гармонически развитые физические качества, владение рациональной техникой основных жизненно важных движений, физкультурная образованность). Идеалами физически совершенного человека современности — сложившиеся ещё в античности представления о красоте тела и оттраженные ещё в памятниках-статуях Аполлона Бельведерского и Венеры Мелосской. Физическое совершенство определяет цель физической культуры.

Спорт – собственно соревновательная деятельность, процесс подготовки к участию в ней, а также специфические межчеловеческие отношения, возникающие на основе этой деятельности. Если физическое воспитание можно отнести к обязательным формам занятий физической культурой, то спорт — это занятия по желанию занимающихся, по выбору. В настоящее время в мире культивируется более 150 видов спорта.

Педагогический характер и специфическая направленность процесса физического воспитания.

Физическое воспитание – один из основных специфических видов воспитания. Специфика этого вида воспитания заключается главным образом в том, что его определяющее содержание обеспечивает направленное формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, а также развитие индивидуальных физических качеств и базирующихся на них двигательных способностей. На этой основе обеспечивается развитие личности. В физическом воспитании различают три стороны: обучение двигательным действиям (физкультурное образование), совершенствование физических качеств индивидов, воспитание морально-волевых качеств занимающихся.

Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту. Программно-нормативные основы системы физического воспитания кокретизируются применительно к особенностям контингента и условиям основной деятельности участников физкультурного движения в двух направлениях: общеподготовительном (физическое воспитание в системе общего обязательного образования, обеспечивает базовый минимум всесторонней физической подготовленности, необходимый фонд двигательных умений и навыков, доступный каждому уровень разностороннего развития физических способностей) и специализированном (углубленное совершенствование в избранном виде двигательной деятельности на базе широкой общей подготовки с возможно высоким уровнем достижений). Эти два основных направления обеспечивают возможность последовательного овладения жизненно важными движениями, воспитания физических, моральных и волевых качеств и спортивного совершенствования.

Таким образом, основными чертами физической культуры как педагогической деятельности являются:

1) Направленность на решение основных целей и задач физической культуры;

2) Данный процесс физической культуры строго регламентируется программой;

3) Деятельность занимающихся регламентируется учителем, педагогом, инструктором и пр.;

4) Она обязательна для всех занимающихся данной категории (детей, посещающих дошкольные учебные заведения, учащихся, военнослужащих и пр.);

5) Требования к занимающимся дифференцируются в зависимости от их индивидуальных возможностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: