Обзор литературы по русскому народному костюму 6 страница

Кроме того, на каждой карточке массивов 1 и 2 выше общего кода помещены соответственно: коды, описывающие конструктивные особенности экспонатов, и коды, описывающие композиционное решение.

В основу построения общего кода русского сарафана взят принцип построения кода, разработанный автором для исследования русского народного костюма.

На основе изученных и исследованных подлинных образцов сарафанов (67 экспонатов) и литературных источников выделено пять основных типов русских сарафанов (см. с. 82).

Кодирование конструктивных особенностей сарафана произведено в порядке встречаемости типов в коллекции экспонатов (табл. 30 — 8-я позиция общего кода русского народного костюма).

Выше приведена таблица встречаемости типов русских сарафанов по регионам (табл. 31).

Рис. 68. Разнообразие типов и подтипов конструкций русских сарафанов

Разнообразие типов и подтипов конструкций русских сарафанов представлено на рис. 68.

Рассмотрим пример расшифровки общего кода образца. Запись 8581001001 означает, что данный образец относится к классу швейных изделий — 85 (см. табл. 2), к русскому народному костюму — 8 и 1 (см. табл. 2) северных великорусов — 0 (см. табл. 3),. регион распространения — Архангельская губерния —0 (см. табл. 4), элемент костюма — сарафан — 1 (см. табл. 5) косоклинный — 0 (см. табл. 30) из холста —0 (см. табл. 6); карточка относится к массиву конструкций 1.

2.7.3. КОДИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САРАФАНОВ

Рассмотрим массив 1, который дает представление о конструкции русского сарафана (принимаем во внимание картотеку конструкций).

В сарафанах выделены следующие детали: переднее и заднее полотнища, полочка, спинка, лямки, клинья, подклинки, кокетка, карман, планка застежки, отрезная часть спинки, отрезная часть полочки, обтачка верхней части сарафана, переднее полотнище с цельнокроеными лямками, стан, оборка низа, отрезной бочок полочки, отрезной бочок спинки, лиф.

Закодируем наборы этих деталей (3-я позиция кода конструктивных особенностей сарафана):

0 — прямые переднее и заднее полотнища, боковые клинья, подклинки, лямки;

1 — прямые переднее и заднее полотнища, обтачка, лямки;

2 — прямые переднее и заднее полотнища, лямки, отрезная часть спинки;

3 — стан, боковые клинья;

4 — переднее и заднее прямые полотнища с цельнокроеными лямками, боковые клинья, подклинки, карман;

5 — полотнище юбки цельное, лиф, лямки;

6 — полочка, спинка, прямые полотнища юбки;

7 — переднее и заднее прямые полотнища с цельнокроеными лямками, боковые прямые полотнища;

8 — спинка, кокетка полочки, прямые переднее и заднее полотнища, детали пояса;

9 — прочие.

Встречаемость вариантов набора деталей сарафанов по регионам приведена в табл. 32.

Таблица 32

Регион Код набора деталей
                   
Архангельский     - - -     - -  
Вологодский     - - -     - -  
Смоленский         - - - -    
Московский   -   -   - - - -  
Нижегородский       -   - - - - -
Воронежский   - - - - - -   - -
Курский   - - - - - - - - -
тульский -   - - - - - - - -
Калужский   -   - - - - - - -
Итого                    

Таблица 33

Графическое изображение детали Наименование геометрической фигуры Наименование детали
Продольный прямоугольник Переднее и заднее полотнища, лямки, планка, боковое полотнище
Поперечный прямоугольник Полотнище юбки, отрезная часть спинки, обтачка
Прямоугольный треугольник Боковой клин
Равнобедренная трапеция Отрезная часть лифа
Трапеция Боковое полотнище
Треугольник Подклинок
Прямоугольная трапеция Переднее полотнище, боковой клин
Пятиугольник Боковой клин
Ромб Деталь оборки
Квадрат Отрезная часть спинки
Кривые второго порядка Горловина, пройма спинки и полочки

Таблица 34

Регион Код конфигурации деталей
                   
Архангельский   - - - -       - -
Вологодский       - -     - - -
Смоленский       -     - -   -
Московский     -   - - - - - -
Нижегородский   -     - - - - - -
Воронежский - - - -   - - - - -
Курский - - -   - - -   - -
тульский - -   - - - - - - -
Калужский - -     - - - - - -
Итого                   -

Изучение разверток сарафанов по картотеке конструкций позволило выявить разновидности конфигурации деталей (табл. 33).

Все типы сарафанов разбиваем на группы по характеру конфигурации деталей, используемых в них, и присваиваем им цифровое обозначение (4-я позиция кода конструктивных особенностей сарафана):

0 — сарафаны, состоящие из деталей в виде продольного прямоугольника;

1 — сарафаны, состоящие из деталей в виде продольного прямоугольника, трапеции, пятиугольника;

2 — сарафаны, состоящие из деталей в виде про-88 дольного и поперечного прямоугольников;

3 — сарафаны, состоящие из деталей в виде продольного прямоугольника, трапеции, треугольника;

4 — сарафаны, состоящие из деталей в виде продольного прямоугольника, прямоугольной трапеции;

5 — сарафаны, состоящие из деталей в виде продольного прямоугольника и деталей с использованием кривых второго порядка;

6 — сарафаны, состоящие из деталей в виде продольного и поперечного прямоугольников, равнобедренной трапеции;

7 — сарафаны, состоящие из деталей в виде продольного прямоугольника, треугольника, пятиугольника;

8 — сарафаны, состоящие из деталей в виде продольного прямоугольника, прямоугольного треугольника;

9 — прочие.

Встречаемость вариантов сочетания деталей кроя по их геометрической форме по регионам приведена в табл. 34.

В конструкции русского сарафана использовались вертикальные, горизонтальные и наклонные членения. Наиболее характерными для сарафанов были вертикальные членения, которые подчеркивали стройность фигуры, зрительно удлиняя ее.

К вертикальным членениям сарафана относят линии соединения полотнищ клиньев, линию разреза на переднем полотнище, линию переднего среза (распашную или декоративную).

К горизонтальным членениям сарафана относят линию соединения лифа с юбкой, линию присоединения отрезной части лифа, линию присоединения спинки к заднему полотнищу, линию присоединения кокетки к переднему полотнищу, которые в основном появляются в более поздних сарафанах.

Таблица 35

Цифра кода Вариант членения
  Только вертикальные членения
  Вертикальные и горизонтальные
  Вертикальные и наклонные
  Вертикальные, горизонтальные, наклонные

Таблица 36

Регион Код варианта членения
       
Архангельский     - -
Вологодский     -  
Смоленский       -
Московский     - -
Нижегородский     - -
Воронежский   - - -
Курский   -   -
Тульский -   - -
Калужский     - -
Итого        

Реже встречаются наклонные членения, к ним относят линию соединения подклинка с полотнищем и линию рельефа на спинке.

Кодируем сарафаны по вариантам используемых в них членений (табл. 35 — 5-я позиция кода конструктивных особенностей сарафана).

Распространение характерных членений по регионам приведено в табл. 36.

Кодируем способы соединения деталей сарафана (табл. 37 — 6-я позиция кода конструктивных особенностей сарафана).

Встречаемость способов соединения деталей сарафанов по регионам дана в табл. 38.

На основе проведенного исследования установлено, что в русском сарафане детали в основном были плоские (без вытачек); швы соединения деталей выполнялись без посадки и присборенными с одной стороны для получения необходимой формы. Присборивались верхние края полотнищ сарафана при соединении их с обтачкой или деталями лифа, также присборивалась оборка при соединении ее с низом сарафана.

Все сарафаны относятся к изделиям большой формы, кодовое обозначение которой — 0 (см. табл. 23); ориентир длины — щиколотка; длина сарафана по спинке колеблется от 85 до 128 см (табл. 39).

Таблица 37

Цифра кода Способы соединения деталей
  Все швы сарафана плоские
  Все швы сарафана плоские, верх присборен в мелкие сборки
  Все швы сарафана плоские, по верхнему срезу спинки — защипы
  Все швы сарафана плоские, по верхнему срезу спинки и переда — защипы
  Все швы сарафана плоские, присборены только боковые полотнища
  Швы лифа плоские, форма лифа создается рельефами, боковыми и плечевыми швами, присборенная юбка соединяется с лифом
  Швы лифа плоские, присборенная юбка соединяется с лифом
  Швы лифа плоские, форма лифа создается рельефами на полочках, спинке; присборенная юбка соединяется с лифом, по низу к юбке пришита присборенная оборка
  Швы лифа плоские, форма лифа создана рельефами, боковыми и плечевыми швами. Присборенная юбка соединяется с лифом
  Прочие

Таблица 38

Регион Код способа соединения деталей
                   
Архангельский       - - - - - - -
Вологодский     -   -   -     -
Смоленский       - - -   - - -
Московский   -     - - - - - -
Нижегородский       - - - - - - -
Воронежский - - - -   - - - - -
Курский - -   - - - - - - -
тульский - - -   - - - - - -
Калужский   -   - - - - - - -
Итого                   -

Таблица 39

Длина сарафана, см. Количество сарафанов с соответствующей длиной
85-90  
91-95  
96-100  
101-105  
106-110  
111-115  
116-120  
121-128  
Итого  

Таблица 40

Цифра кода Геометрический вид формы Наименование геометрической фигуры
    Трапеция
    Трапеция с криволинейными боковыми контурами
    Прямоугольник и трапеция
    Прямоугольник и трапеции

Таблица 41

Регион Код геометрического вида формы
       
Архангельский       -
Вологодский        
Смоленский       -
Московский     - -
Нижегородский     - -
Воронежский   - - -
Курский   - - -
Тульский -   - -
Калужский       -
Итого        

Геометрический вид формы зависит от числа полотнищ стана и частоты сборок.

Основными элементами геометрического вида формы (8-я позиция кода конструктивных особенностей сарафана) сарафанов являются прямоугольник и трапеция, комбинация которых позволяет получать разнообразные производные формы (табл. 40 —8-я позиция кода конструктивных особенностей сарафана).

Геометрический вид формы рассматривается вне связи с фигурой человека.

Ниже приводится таблица встречаемости геометрического вида формы сарафанов по регионам страны (табл. 41).

В итоге получаем восьмиразрядный код конструкции сарафанов (табл. 42).

Рассмотрим пример расшифровки кода конструктивных особенностей русского народного сарафана. Запись 11100100 означает, что данный образец представляет собой прямой сарафан — 1; состоит из полотнищ равной длины — 1; детали — переднее и заднее прямые полотнища, обтачка верхней части сарафана — 1; все детали сарафана в виде продольного прямоугольника — 0; членения — вертикальные — 0 (см. табл. 35); все швы сарафана плоские, верх присборен в мелкие сборки — 1 (см. табл. 37); форма большая — 0 (см. табл. 23); геометрический вид формы — трапеция — 0 (см. табл. 40).

Таблица 42

Позиция кода Позиция структуры кода конструктивных особенностей сарафана
1-я Тип сарафана (табл. 30)
2-я Подтип сарафана (см. рис. 68)
3-я Вариант набора деталей экспоната
4-я Вариант сочетания деталей кроя по их геометрической форме
5-я Членения (табл. 35)
6-я Способ соединения деталей (табл. 37)
7-я Величина формы (см. табл. 23)
8-я Геометрический вид формы экспоната (табл. 40)

2.7.4. ПОСТРОЕНИЕ КОНТУРОВ ДЕТАЛЕЙ РУССКОГО САРАФАНА С ПОМОЩЬЮ ЭВМ

При необходимости графическую информацию об изделии можно вывести на любое внешнее устройство ЭВМ типа дисплея или графопостроителя. Для этого предлагается использовать стандартную программу APRAS.

Для построения на графопостроителе в масштабе 1:4 был взят образец ГИМ № 98598, вызывающий интерес в конструктивном решении.

Детали сарафана расположены в соответствии с осями координат.

За ось OY принята линия середины переда, а за ось ОХ — линия плечевого пояса.

Контур каждой из деталей развертки разбивается точками на участки и определяются координаты этих точек (рис. 69).

Рис. 69. Задание контуров деталей сарафанов для ЭВМ

Таблица 43

Номер узловой точки Координаты узловой точки, см. Номер узловой точки Координаты узловой точки, см.
х у х у
Левый клин переда   1,8 -3,5
1(6) -18,6 -25,5   1,8  
  -9,5 -10,9   2,8  
  -9,5 -29,1   3,1 -2
  -12,5 -28,1   3,6 -4,5
  -15,3 -27   5,6 -7
Левое переднее полотнище   7,5 -7,8
1(14) -9,5     9,5 -10,9
  -9.5     9,5 -29,1
  -7,5     6,5 -29,8
  -5,5       -30,2
  -3,6   Правый клин спинки
  -3,1   1(8) 4,7  
  -2,8     4,7  
  -1,8     7,7 29,2
  -1,8       28,1
        14,3 26,7
        14,3 22,2
  -4     5,5  
  -6,5   Правый подклинок спинки
Левый подклинок спинки 1(5) 14,3 22,2
1(5) -14,3     14,3 26,7
  -16,3     15,2 26,3
  -15,2     16,3 25,8
  -14,4   Правый клин переда
Левый клин спинки 1(6) 9,5 -29,1
1(8) -5,5     9,5 -10,9
  -14,3     18,6 -25,5
  -14,3     15,3 -27
  -11     12,5 -28,1
  -7,7 29,3 Линия декора переда
  -4,7   1(17) -16,7 -22,5
Спинка   -13 -24,2
1(25) -4,7     -9,5 -25,6
  -4,7     -5 -26.6
  -2,5 30,4     -27
    30,5     -26,6
  2.5 30,4   9,5 -25,6
  4,7       -24,2
  4,7     16,7 -22,5
          -24,2
  2,1 6,5   9,5 -25,6
          -26,6
  2,5       -27
  2,8     -5 -26,6
  1,8     -9,5 -25,6
  1,6     -13 -24,2
  0,8 1,9 Линия декора спинки
      1(13) -14,5 22,7
  -0,8 1,9   -9,5 24,8
  -1,6     -4,7 26,5
  -1,8        
  -2,8     4,7 26,5
  -2,5     9,5 24,9
  -2     14,5 22,7
  2,1 6,5   9,5 24,9
  -3     4,7 26,5
Правое переднее полотнище      
1(14)   -30,5   -4,7 26,5
    -3,5   -9,5 24,9

Координаты точек контура, а также количество и координаты узловых точек являются исходной информацией для ЭВМ. Исходная информация автоматизированного построения развертки поверхности сарафана представлена в табл. 43.

2.7.5. КОДИРОВАНИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САРАФАНОВ

Рассмотрим массив 2, который характеризует композицию сарафанов, используя картотеку композиционных особенностей; в ней представлено разнообразие подлинников русского сарафана (рис. 70).

Учитывая особенности исследуемого элемента костюма, красный и синий цвета требуют здесь дальнейшей конкретизации. В коде эти цвета будут даны в круглых скобках.

В табл.'44 дано цифровое обозначение (код) красного и синего цветов (фона) и рисунка материала.

Таблица 44

Код цвета Цвет рисунка материала
  Синий (ультрамарин)
  Синий разбеленный (ультрамарин с добавлением белил цинковых)
  Синий с добавлением черного (ультрамарин + сажа газовая)
  Красновато-синий (3/4 ультрамарин + 1/4 пигмент алый)
  Красный
  Красный разбеленный (пигмент алый + белила цинковые)
  Красно-желтый (1/2 пигмент алый + 1/2кадмий желтый средний)
  Желтовато-красный (3/4 пигмент алый + 1/4 кадмий желтый средний)
  Красно-синий ( 1/2ультрамарин + 1/2 пигмент алый)
  Красно-коричневый (1/2пигмент алый + 1/2марс коричневый темный)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: