Кроме того, на каждой карточке массивов 1 и 2 выше общего кода помещены соответственно: коды, описывающие конструктивные особенности экспонатов, и коды, описывающие композиционное решение.
В основу построения общего кода русского сарафана взят принцип построения кода, разработанный автором для исследования русского народного костюма.
На основе изученных и исследованных подлинных образцов сарафанов (67 экспонатов) и литературных источников выделено пять основных типов русских сарафанов (см. с. 82).
Кодирование конструктивных особенностей сарафана произведено в порядке встречаемости типов в коллекции экспонатов (табл. 30 — 8-я позиция общего кода русского народного костюма).
Выше приведена таблица встречаемости типов русских сарафанов по регионам (табл. 31).
Рис. 68. Разнообразие типов и подтипов конструкций русских сарафанов
Разнообразие типов и подтипов конструкций русских сарафанов представлено на рис. 68.
Рассмотрим пример расшифровки общего кода образца. Запись 8581001001 означает, что данный образец относится к классу швейных изделий — 85 (см. табл. 2), к русскому народному костюму — 8 и 1 (см. табл. 2) северных великорусов — 0 (см. табл. 3),. регион распространения — Архангельская губерния —0 (см. табл. 4), элемент костюма — сарафан — 1 (см. табл. 5) косоклинный — 0 (см. табл. 30) из холста —0 (см. табл. 6); карточка относится к массиву конструкций 1.
2.7.3. КОДИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САРАФАНОВ
Рассмотрим массив 1, который дает представление о конструкции русского сарафана (принимаем во внимание картотеку конструкций).
В сарафанах выделены следующие детали: переднее и заднее полотнища, полочка, спинка, лямки, клинья, подклинки, кокетка, карман, планка застежки, отрезная часть спинки, отрезная часть полочки, обтачка верхней части сарафана, переднее полотнище с цельнокроеными лямками, стан, оборка низа, отрезной бочок полочки, отрезной бочок спинки, лиф.
Закодируем наборы этих деталей (3-я позиция кода конструктивных особенностей сарафана):
0 — прямые переднее и заднее полотнища, боковые клинья, подклинки, лямки;
1 — прямые переднее и заднее полотнища, обтачка, лямки;
2 — прямые переднее и заднее полотнища, лямки, отрезная часть спинки;
3 — стан, боковые клинья;
4 — переднее и заднее прямые полотнища с цельнокроеными лямками, боковые клинья, подклинки, карман;
5 — полотнище юбки цельное, лиф, лямки;
6 — полочка, спинка, прямые полотнища юбки;
7 — переднее и заднее прямые полотнища с цельнокроеными лямками, боковые прямые полотнища;
8 — спинка, кокетка полочки, прямые переднее и заднее полотнища, детали пояса;
9 — прочие.
Встречаемость вариантов набора деталей сарафанов по регионам приведена в табл. 32.
Таблица 32
| Регион | Код набора деталей | |||||||||
| Архангельский | - | - | - | - | - | |||||
| Вологодский | - | - | - | - | - | |||||
| Смоленский | - | - | - | - | ||||||
| Московский | - | - | - | - | - | - | ||||
| Нижегородский | - | - | - | - | - | - | ||||
| Воронежский | - | - | - | - | - | - | - | - | ||
| Курский | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
| тульский | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
| Калужский | - | - | - | - | - | - | - | - | ||
| Итого |
Таблица 33
| Графическое изображение детали | Наименование геометрической фигуры | Наименование детали |
| Продольный прямоугольник | Переднее и заднее полотнища, лямки, планка, боковое полотнище |
| Поперечный прямоугольник | Полотнище юбки, отрезная часть спинки, обтачка |
| Прямоугольный треугольник | Боковой клин |
| Равнобедренная трапеция | Отрезная часть лифа |
| Трапеция | Боковое полотнище |
| Треугольник | Подклинок |
| Прямоугольная трапеция | Переднее полотнище, боковой клин |
| Пятиугольник | Боковой клин |
| Ромб | Деталь оборки |
| Квадрат | Отрезная часть спинки |
| Кривые второго порядка | Горловина, пройма спинки и полочки |
Таблица 34
| Регион | Код конфигурации деталей | |||||||||
| Архангельский | - | - | - | - | - | - | ||||
| Вологодский | - | - | - | - | - | |||||
| Смоленский | - | - | - | - | ||||||
| Московский | - | - | - | - | - | - | - | |||
| Нижегородский | - | - | - | - | - | - | - | |||
| Воронежский | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
| Курский | - | - | - | - | - | - | - | - | ||
| тульский | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
| Калужский | - | - | - | - | - | - | - | - | ||
| Итого | - |
Изучение разверток сарафанов по картотеке конструкций позволило выявить разновидности конфигурации деталей (табл. 33).
Все типы сарафанов разбиваем на группы по характеру конфигурации деталей, используемых в них, и присваиваем им цифровое обозначение (4-я позиция кода конструктивных особенностей сарафана):
0 — сарафаны, состоящие из деталей в виде продольного прямоугольника;
1 — сарафаны, состоящие из деталей в виде продольного прямоугольника, трапеции, пятиугольника;
2 — сарафаны, состоящие из деталей в виде про-88 дольного и поперечного прямоугольников;
3 — сарафаны, состоящие из деталей в виде продольного прямоугольника, трапеции, треугольника;
4 — сарафаны, состоящие из деталей в виде продольного прямоугольника, прямоугольной трапеции;
5 — сарафаны, состоящие из деталей в виде продольного прямоугольника и деталей с использованием кривых второго порядка;
6 — сарафаны, состоящие из деталей в виде продольного и поперечного прямоугольников, равнобедренной трапеции;
7 — сарафаны, состоящие из деталей в виде продольного прямоугольника, треугольника, пятиугольника;
8 — сарафаны, состоящие из деталей в виде продольного прямоугольника, прямоугольного треугольника;
9 — прочие.
Встречаемость вариантов сочетания деталей кроя по их геометрической форме по регионам приведена в табл. 34.
В конструкции русского сарафана использовались вертикальные, горизонтальные и наклонные членения. Наиболее характерными для сарафанов были вертикальные членения, которые подчеркивали стройность фигуры, зрительно удлиняя ее.
К вертикальным членениям сарафана относят линии соединения полотнищ клиньев, линию разреза на переднем полотнище, линию переднего среза (распашную или декоративную).
К горизонтальным членениям сарафана относят линию соединения лифа с юбкой, линию присоединения отрезной части лифа, линию присоединения спинки к заднему полотнищу, линию присоединения кокетки к переднему полотнищу, которые в основном появляются в более поздних сарафанах.
Таблица 35
| Цифра кода | Вариант членения |
| Только вертикальные членения | |
| Вертикальные и горизонтальные | |
| Вертикальные и наклонные | |
| Вертикальные, горизонтальные, наклонные |
Таблица 36
| Регион | Код варианта членения | |||
| Архангельский | - | - | ||
| Вологодский | - | |||
| Смоленский | - | |||
| Московский | - | - | ||
| Нижегородский | - | - | ||
| Воронежский | - | - | - | |
| Курский | - | - | ||
| Тульский | - | - | - | |
| Калужский | - | - | ||
| Итого |
Реже встречаются наклонные членения, к ним относят линию соединения подклинка с полотнищем и линию рельефа на спинке.
Кодируем сарафаны по вариантам используемых в них членений (табл. 35 — 5-я позиция кода конструктивных особенностей сарафана).
Распространение характерных членений по регионам приведено в табл. 36.
Кодируем способы соединения деталей сарафана (табл. 37 — 6-я позиция кода конструктивных особенностей сарафана).
Встречаемость способов соединения деталей сарафанов по регионам дана в табл. 38.
На основе проведенного исследования установлено, что в русском сарафане детали в основном были плоские (без вытачек); швы соединения деталей выполнялись без посадки и присборенными с одной стороны для получения необходимой формы. Присборивались верхние края полотнищ сарафана при соединении их с обтачкой или деталями лифа, также присборивалась оборка при соединении ее с низом сарафана.
Все сарафаны относятся к изделиям большой формы, кодовое обозначение которой — 0 (см. табл. 23); ориентир длины — щиколотка; длина сарафана по спинке колеблется от 85 до 128 см (табл. 39).
Таблица 37
| Цифра кода | Способы соединения деталей |
| Все швы сарафана плоские | |
| Все швы сарафана плоские, верх присборен в мелкие сборки | |
| Все швы сарафана плоские, по верхнему срезу спинки — защипы | |
| Все швы сарафана плоские, по верхнему срезу спинки и переда — защипы | |
| Все швы сарафана плоские, присборены только боковые полотнища | |
| Швы лифа плоские, форма лифа создается рельефами, боковыми и плечевыми швами, присборенная юбка соединяется с лифом | |
| Швы лифа плоские, присборенная юбка соединяется с лифом | |
| Швы лифа плоские, форма лифа создается рельефами на полочках, спинке; присборенная юбка соединяется с лифом, по низу к юбке пришита присборенная оборка | |
| Швы лифа плоские, форма лифа создана рельефами, боковыми и плечевыми швами. Присборенная юбка соединяется с лифом | |
| Прочие |
Таблица 38
| Регион | Код способа соединения деталей | |||||||||
| Архангельский | - | - | - | - | - | - | - | |||
| Вологодский | - | - | - | - | ||||||
| Смоленский | - | - | - | - | - | - | ||||
| Московский | - | - | - | - | - | - | - | |||
| Нижегородский | - | - | - | - | - | - | - | |||
| Воронежский | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
| Курский | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
| тульский | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
| Калужский | - | - | - | - | - | - | - | - | ||
| Итого | - |
Таблица 39
| Длина сарафана, см. | Количество сарафанов с соответствующей длиной |
| 85-90 | |
| 91-95 | |
| 96-100 | |
| 101-105 | |
| 106-110 | |
| 111-115 | |
| 116-120 | |
| 121-128 | |
| Итого |
Таблица 40
| Цифра кода | Геометрический вид формы | Наименование геометрической фигуры |
| Трапеция | |
| Трапеция с криволинейными боковыми контурами | |
| Прямоугольник и трапеция | |
| Прямоугольник и трапеции |
Таблица 41
| Регион | Код геометрического вида формы | |||
| Архангельский | - | |||
| Вологодский | ||||
| Смоленский | - | |||
| Московский | - | - | ||
| Нижегородский | - | - | ||
| Воронежский | - | - | - | |
| Курский | - | - | - | |
| Тульский | - | - | - | |
| Калужский | - | |||
| Итого |
Геометрический вид формы зависит от числа полотнищ стана и частоты сборок.
Основными элементами геометрического вида формы (8-я позиция кода конструктивных особенностей сарафана) сарафанов являются прямоугольник и трапеция, комбинация которых позволяет получать разнообразные производные формы (табл. 40 —8-я позиция кода конструктивных особенностей сарафана).
Геометрический вид формы рассматривается вне связи с фигурой человека.
Ниже приводится таблица встречаемости геометрического вида формы сарафанов по регионам страны (табл. 41).
В итоге получаем восьмиразрядный код конструкции сарафанов (табл. 42).
Рассмотрим пример расшифровки кода конструктивных особенностей русского народного сарафана. Запись 11100100 означает, что данный образец представляет собой прямой сарафан — 1; состоит из полотнищ равной длины — 1; детали — переднее и заднее прямые полотнища, обтачка верхней части сарафана — 1; все детали сарафана в виде продольного прямоугольника — 0; членения — вертикальные — 0 (см. табл. 35); все швы сарафана плоские, верх присборен в мелкие сборки — 1 (см. табл. 37); форма большая — 0 (см. табл. 23); геометрический вид формы — трапеция — 0 (см. табл. 40).
Таблица 42
| Позиция кода | Позиция структуры кода конструктивных особенностей сарафана |
| 1-я | Тип сарафана (табл. 30) |
| 2-я | Подтип сарафана (см. рис. 68) |
| 3-я | Вариант набора деталей экспоната |
| 4-я | Вариант сочетания деталей кроя по их геометрической форме |
| 5-я | Членения (табл. 35) |
| 6-я | Способ соединения деталей (табл. 37) |
| 7-я | Величина формы (см. табл. 23) |
| 8-я | Геометрический вид формы экспоната (табл. 40) |
2.7.4. ПОСТРОЕНИЕ КОНТУРОВ ДЕТАЛЕЙ РУССКОГО САРАФАНА С ПОМОЩЬЮ ЭВМ
При необходимости графическую информацию об изделии можно вывести на любое внешнее устройство ЭВМ типа дисплея или графопостроителя. Для этого предлагается использовать стандартную программу APRAS.
Для построения на графопостроителе в масштабе 1:4 был взят образец ГИМ № 98598, вызывающий интерес в конструктивном решении.
Детали сарафана расположены в соответствии с осями координат.
За ось OY принята линия середины переда, а за ось ОХ — линия плечевого пояса.
Контур каждой из деталей развертки разбивается точками на участки и определяются координаты этих точек (рис. 69).
Рис. 69. Задание контуров деталей сарафанов для ЭВМ
Таблица 43
| Номер узловой точки | Координаты узловой точки, см. | Номер узловой точки | Координаты узловой точки, см. | ||
| х | у | х | у | ||
| Левый клин переда | 1,8 | -3,5 | |||
| 1(6) | -18,6 | -25,5 | 1,8 | ||
| -9,5 | -10,9 | 2,8 | |||
| -9,5 | -29,1 | 3,1 | -2 | ||
| -12,5 | -28,1 | 3,6 | -4,5 | ||
| -15,3 | -27 | 5,6 | -7 | ||
| Левое переднее полотнище | 7,5 | -7,8 | |||
| 1(14) | -9,5 | 9,5 | -10,9 | ||
| -9.5 | 9,5 | -29,1 | |||
| -7,5 | 6,5 | -29,8 | |||
| -5,5 | -30,2 | ||||
| -3,6 | Правый клин спинки | ||||
| -3,1 | 1(8) | 4,7 | |||
| -2,8 | 4,7 | ||||
| -1,8 | 7,7 | 29,2 | |||
| -1,8 | 28,1 | ||||
| 14,3 | 26,7 | ||||
| 14,3 | 22,2 | ||||
| -4 | 5,5 | ||||
| -6,5 | Правый подклинок спинки | ||||
| Левый подклинок спинки | 1(5) | 14,3 | 22,2 | ||
| 1(5) | -14,3 | 14,3 | 26,7 | ||
| -16,3 | 15,2 | 26,3 | |||
| -15,2 | 16,3 | 25,8 | |||
| -14,4 | Правый клин переда | ||||
| Левый клин спинки | 1(6) | 9,5 | -29,1 | ||
| 1(8) | -5,5 | 9,5 | -10,9 | ||
| -14,3 | 18,6 | -25,5 | |||
| -14,3 | 15,3 | -27 | |||
| -11 | 12,5 | -28,1 | |||
| -7,7 | 29,3 | Линия декора переда | |||
| -4,7 | 1(17) | -16,7 | -22,5 | ||
| Спинка | -13 | -24,2 | |||
| 1(25) | -4,7 | -9,5 | -25,6 | ||
| -4,7 | -5 | -26.6 | |||
| -2,5 | 30,4 | -27 | |||
| 30,5 | -26,6 | ||||
| 2.5 | 30,4 | 9,5 | -25,6 | ||
| 4,7 | -24,2 | ||||
| 4,7 | 16,7 | -22,5 | |||
| -24,2 | |||||
| 2,1 | 6,5 | 9,5 | -25,6 | ||
| -26,6 | |||||
| 2,5 | -27 | ||||
| 2,8 | -5 | -26,6 | |||
| 1,8 | -9,5 | -25,6 | |||
| 1,6 | -13 | -24,2 | |||
| 0,8 | 1,9 | Линия декора спинки | |||
| 1(13) | -14,5 | 22,7 | |||
| -0,8 | 1,9 | -9,5 | 24,8 | ||
| -1,6 | -4,7 | 26,5 | |||
| -1,8 | |||||
| -2,8 | 4,7 | 26,5 | |||
| -2,5 | 9,5 | 24,9 | |||
| -2 | 14,5 | 22,7 | |||
| 2,1 | 6,5 | 9,5 | 24,9 | ||
| -3 | 4,7 | 26,5 | |||
| Правое переднее полотнище | |||||
| 1(14) | -30,5 | -4,7 | 26,5 | ||
| -3,5 | -9,5 | 24,9 |
Координаты точек контура, а также количество и координаты узловых точек являются исходной информацией для ЭВМ. Исходная информация автоматизированного построения развертки поверхности сарафана представлена в табл. 43.
2.7.5. КОДИРОВАНИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САРАФАНОВ
Рассмотрим массив 2, который характеризует композицию сарафанов, используя картотеку композиционных особенностей; в ней представлено разнообразие подлинников русского сарафана (рис. 70).
Учитывая особенности исследуемого элемента костюма, красный и синий цвета требуют здесь дальнейшей конкретизации. В коде эти цвета будут даны в круглых скобках.
В табл.'44 дано цифровое обозначение (код) красного и синего цветов (фона) и рисунка материала.
Таблица 44
| Код цвета | Цвет рисунка материала |
| Синий (ультрамарин) | |
| Синий разбеленный (ультрамарин с добавлением белил цинковых) | |
| Синий с добавлением черного (ультрамарин + сажа газовая) | |
| Красновато-синий (3/4 ультрамарин + 1/4 пигмент алый) | |
| Красный | |
| Красный разбеленный (пигмент алый + белила цинковые) | |
| Красно-желтый (1/2 пигмент алый + 1/2кадмий желтый средний) | |
| Желтовато-красный (3/4 пигмент алый + 1/4 кадмий желтый средний) | |
| Красно-синий ( 1/2ультрамарин + 1/2 пигмент алый) | |
| Красно-коричневый (1/2пигмент алый + 1/2марс коричневый темный) |






