Кроме того, на каждой карточке массивов 1 и 2 выше общего кода помещены соответственно: коды, описывающие конструктивные особенности экспонатов, и коды, описывающие композиционное решение.
В основу построения общего кода русского сарафана взят принцип построения кода, разработанный автором для исследования русского народного костюма.
На основе изученных и исследованных подлинных образцов сарафанов (67 экспонатов) и литературных источников выделено пять основных типов русских сарафанов (см. с. 82).
Кодирование конструктивных особенностей сарафана произведено в порядке встречаемости типов в коллекции экспонатов (табл. 30 — 8-я позиция общего кода русского народного костюма).
Выше приведена таблица встречаемости типов русских сарафанов по регионам (табл. 31).
Рис. 68. Разнообразие типов и подтипов конструкций русских сарафанов
Разнообразие типов и подтипов конструкций русских сарафанов представлено на рис. 68.
Рассмотрим пример расшифровки общего кода образца. Запись 8581001001 означает, что данный образец относится к классу швейных изделий — 85 (см. табл. 2), к русскому народному костюму — 8 и 1 (см. табл. 2) северных великорусов — 0 (см. табл. 3),. регион распространения — Архангельская губерния —0 (см. табл. 4), элемент костюма — сарафан — 1 (см. табл. 5) косоклинный — 0 (см. табл. 30) из холста —0 (см. табл. 6); карточка относится к массиву конструкций 1.
2.7.3. КОДИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САРАФАНОВ
Рассмотрим массив 1, который дает представление о конструкции русского сарафана (принимаем во внимание картотеку конструкций).
В сарафанах выделены следующие детали: переднее и заднее полотнища, полочка, спинка, лямки, клинья, подклинки, кокетка, карман, планка застежки, отрезная часть спинки, отрезная часть полочки, обтачка верхней части сарафана, переднее полотнище с цельнокроеными лямками, стан, оборка низа, отрезной бочок полочки, отрезной бочок спинки, лиф.
Закодируем наборы этих деталей (3-я позиция кода конструктивных особенностей сарафана):
0 — прямые переднее и заднее полотнища, боковые клинья, подклинки, лямки;
1 — прямые переднее и заднее полотнища, обтачка, лямки;
2 — прямые переднее и заднее полотнища, лямки, отрезная часть спинки;
3 — стан, боковые клинья;
4 — переднее и заднее прямые полотнища с цельнокроеными лямками, боковые клинья, подклинки, карман;
5 — полотнище юбки цельное, лиф, лямки;
6 — полочка, спинка, прямые полотнища юбки;
7 — переднее и заднее прямые полотнища с цельнокроеными лямками, боковые прямые полотнища;
8 — спинка, кокетка полочки, прямые переднее и заднее полотнища, детали пояса;
9 — прочие.
Встречаемость вариантов набора деталей сарафанов по регионам приведена в табл. 32.
Таблица 32
Регион | Код набора деталей | |||||||||
Архангельский | - | - | - | - | - | |||||
Вологодский | - | - | - | - | - | |||||
Смоленский | - | - | - | - | ||||||
Московский | - | - | - | - | - | - | ||||
Нижегородский | - | - | - | - | - | - | ||||
Воронежский | - | - | - | - | - | - | - | - | ||
Курский | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
тульский | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
Калужский | - | - | - | - | - | - | - | - | ||
Итого |
Таблица 33
Графическое изображение детали | Наименование геометрической фигуры | Наименование детали |
Продольный прямоугольник | Переднее и заднее полотнища, лямки, планка, боковое полотнище | |
Поперечный прямоугольник | Полотнище юбки, отрезная часть спинки, обтачка | |
Прямоугольный треугольник | Боковой клин | |
Равнобедренная трапеция | Отрезная часть лифа | |
Трапеция | Боковое полотнище | |
Треугольник | Подклинок | |
Прямоугольная трапеция | Переднее полотнище, боковой клин | |
Пятиугольник | Боковой клин | |
Ромб | Деталь оборки | |
Квадрат | Отрезная часть спинки | |
Кривые второго порядка | Горловина, пройма спинки и полочки |
Таблица 34
Регион | Код конфигурации деталей | |||||||||
Архангельский | - | - | - | - | - | - | ||||
Вологодский | - | - | - | - | - | |||||
Смоленский | - | - | - | - | ||||||
Московский | - | - | - | - | - | - | - | |||
Нижегородский | - | - | - | - | - | - | - | |||
Воронежский | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
Курский | - | - | - | - | - | - | - | - | ||
тульский | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
Калужский | - | - | - | - | - | - | - | - | ||
Итого | - |
Изучение разверток сарафанов по картотеке конструкций позволило выявить разновидности конфигурации деталей (табл. 33).
Все типы сарафанов разбиваем на группы по характеру конфигурации деталей, используемых в них, и присваиваем им цифровое обозначение (4-я позиция кода конструктивных особенностей сарафана):
0 — сарафаны, состоящие из деталей в виде продольного прямоугольника;
1 — сарафаны, состоящие из деталей в виде продольного прямоугольника, трапеции, пятиугольника;
2 — сарафаны, состоящие из деталей в виде про-88 дольного и поперечного прямоугольников;
3 — сарафаны, состоящие из деталей в виде продольного прямоугольника, трапеции, треугольника;
4 — сарафаны, состоящие из деталей в виде продольного прямоугольника, прямоугольной трапеции;
5 — сарафаны, состоящие из деталей в виде продольного прямоугольника и деталей с использованием кривых второго порядка;
6 — сарафаны, состоящие из деталей в виде продольного и поперечного прямоугольников, равнобедренной трапеции;
7 — сарафаны, состоящие из деталей в виде продольного прямоугольника, треугольника, пятиугольника;
8 — сарафаны, состоящие из деталей в виде продольного прямоугольника, прямоугольного треугольника;
9 — прочие.
Встречаемость вариантов сочетания деталей кроя по их геометрической форме по регионам приведена в табл. 34.
В конструкции русского сарафана использовались вертикальные, горизонтальные и наклонные членения. Наиболее характерными для сарафанов были вертикальные членения, которые подчеркивали стройность фигуры, зрительно удлиняя ее.
К вертикальным членениям сарафана относят линии соединения полотнищ клиньев, линию разреза на переднем полотнище, линию переднего среза (распашную или декоративную).
К горизонтальным членениям сарафана относят линию соединения лифа с юбкой, линию присоединения отрезной части лифа, линию присоединения спинки к заднему полотнищу, линию присоединения кокетки к переднему полотнищу, которые в основном появляются в более поздних сарафанах.
Таблица 35
Цифра кода | Вариант членения |
Только вертикальные членения | |
Вертикальные и горизонтальные | |
Вертикальные и наклонные | |
Вертикальные, горизонтальные, наклонные |
Таблица 36
Регион | Код варианта членения | |||
Архангельский | - | - | ||
Вологодский | - | |||
Смоленский | - | |||
Московский | - | - | ||
Нижегородский | - | - | ||
Воронежский | - | - | - | |
Курский | - | - | ||
Тульский | - | - | - | |
Калужский | - | - | ||
Итого |
Реже встречаются наклонные членения, к ним относят линию соединения подклинка с полотнищем и линию рельефа на спинке.
Кодируем сарафаны по вариантам используемых в них членений (табл. 35 — 5-я позиция кода конструктивных особенностей сарафана).
Распространение характерных членений по регионам приведено в табл. 36.
Кодируем способы соединения деталей сарафана (табл. 37 — 6-я позиция кода конструктивных особенностей сарафана).
Встречаемость способов соединения деталей сарафанов по регионам дана в табл. 38.
На основе проведенного исследования установлено, что в русском сарафане детали в основном были плоские (без вытачек); швы соединения деталей выполнялись без посадки и присборенными с одной стороны для получения необходимой формы. Присборивались верхние края полотнищ сарафана при соединении их с обтачкой или деталями лифа, также присборивалась оборка при соединении ее с низом сарафана.
Все сарафаны относятся к изделиям большой формы, кодовое обозначение которой — 0 (см. табл. 23); ориентир длины — щиколотка; длина сарафана по спинке колеблется от 85 до 128 см (табл. 39).
Таблица 37
Цифра кода | Способы соединения деталей |
Все швы сарафана плоские | |
Все швы сарафана плоские, верх присборен в мелкие сборки | |
Все швы сарафана плоские, по верхнему срезу спинки — защипы | |
Все швы сарафана плоские, по верхнему срезу спинки и переда — защипы | |
Все швы сарафана плоские, присборены только боковые полотнища | |
Швы лифа плоские, форма лифа создается рельефами, боковыми и плечевыми швами, присборенная юбка соединяется с лифом | |
Швы лифа плоские, присборенная юбка соединяется с лифом | |
Швы лифа плоские, форма лифа создается рельефами на полочках, спинке; присборенная юбка соединяется с лифом, по низу к юбке пришита присборенная оборка | |
Швы лифа плоские, форма лифа создана рельефами, боковыми и плечевыми швами. Присборенная юбка соединяется с лифом | |
Прочие |
Таблица 38
Регион | Код способа соединения деталей | |||||||||
Архангельский | - | - | - | - | - | - | - | |||
Вологодский | - | - | - | - | ||||||
Смоленский | - | - | - | - | - | - | ||||
Московский | - | - | - | - | - | - | - | |||
Нижегородский | - | - | - | - | - | - | - | |||
Воронежский | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
Курский | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
тульский | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
Калужский | - | - | - | - | - | - | - | - | ||
Итого | - |
Таблица 39
Длина сарафана, см. | Количество сарафанов с соответствующей длиной |
85-90 | |
91-95 | |
96-100 | |
101-105 | |
106-110 | |
111-115 | |
116-120 | |
121-128 | |
Итого |
Таблица 40
Цифра кода | Геометрический вид формы | Наименование геометрической фигуры |
Трапеция | ||
Трапеция с криволинейными боковыми контурами | ||
Прямоугольник и трапеция | ||
Прямоугольник и трапеции |
Таблица 41
Регион | Код геометрического вида формы | |||
Архангельский | - | |||
Вологодский | ||||
Смоленский | - | |||
Московский | - | - | ||
Нижегородский | - | - | ||
Воронежский | - | - | - | |
Курский | - | - | - | |
Тульский | - | - | - | |
Калужский | - | |||
Итого |
Геометрический вид формы зависит от числа полотнищ стана и частоты сборок.
Основными элементами геометрического вида формы (8-я позиция кода конструктивных особенностей сарафана) сарафанов являются прямоугольник и трапеция, комбинация которых позволяет получать разнообразные производные формы (табл. 40 —8-я позиция кода конструктивных особенностей сарафана).
Геометрический вид формы рассматривается вне связи с фигурой человека.
Ниже приводится таблица встречаемости геометрического вида формы сарафанов по регионам страны (табл. 41).
В итоге получаем восьмиразрядный код конструкции сарафанов (табл. 42).
Рассмотрим пример расшифровки кода конструктивных особенностей русского народного сарафана. Запись 11100100 означает, что данный образец представляет собой прямой сарафан — 1; состоит из полотнищ равной длины — 1; детали — переднее и заднее прямые полотнища, обтачка верхней части сарафана — 1; все детали сарафана в виде продольного прямоугольника — 0; членения — вертикальные — 0 (см. табл. 35); все швы сарафана плоские, верх присборен в мелкие сборки — 1 (см. табл. 37); форма большая — 0 (см. табл. 23); геометрический вид формы — трапеция — 0 (см. табл. 40).
Таблица 42
Позиция кода | Позиция структуры кода конструктивных особенностей сарафана |
1-я | Тип сарафана (табл. 30) |
2-я | Подтип сарафана (см. рис. 68) |
3-я | Вариант набора деталей экспоната |
4-я | Вариант сочетания деталей кроя по их геометрической форме |
5-я | Членения (табл. 35) |
6-я | Способ соединения деталей (табл. 37) |
7-я | Величина формы (см. табл. 23) |
8-я | Геометрический вид формы экспоната (табл. 40) |
2.7.4. ПОСТРОЕНИЕ КОНТУРОВ ДЕТАЛЕЙ РУССКОГО САРАФАНА С ПОМОЩЬЮ ЭВМ
При необходимости графическую информацию об изделии можно вывести на любое внешнее устройство ЭВМ типа дисплея или графопостроителя. Для этого предлагается использовать стандартную программу APRAS.
Для построения на графопостроителе в масштабе 1:4 был взят образец ГИМ № 98598, вызывающий интерес в конструктивном решении.
Детали сарафана расположены в соответствии с осями координат.
За ось OY принята линия середины переда, а за ось ОХ — линия плечевого пояса.
Контур каждой из деталей развертки разбивается точками на участки и определяются координаты этих точек (рис. 69).
Рис. 69. Задание контуров деталей сарафанов для ЭВМ
Таблица 43
Номер узловой точки | Координаты узловой точки, см. | Номер узловой точки | Координаты узловой точки, см. | ||
х | у | х | у | ||
Левый клин переда | 1,8 | -3,5 | |||
1(6) | -18,6 | -25,5 | 1,8 | ||
-9,5 | -10,9 | 2,8 | |||
-9,5 | -29,1 | 3,1 | -2 | ||
-12,5 | -28,1 | 3,6 | -4,5 | ||
-15,3 | -27 | 5,6 | -7 | ||
Левое переднее полотнище | 7,5 | -7,8 | |||
1(14) | -9,5 | 9,5 | -10,9 | ||
-9.5 | 9,5 | -29,1 | |||
-7,5 | 6,5 | -29,8 | |||
-5,5 | -30,2 | ||||
-3,6 | Правый клин спинки | ||||
-3,1 | 1(8) | 4,7 | |||
-2,8 | 4,7 | ||||
-1,8 | 7,7 | 29,2 | |||
-1,8 | 28,1 | ||||
14,3 | 26,7 | ||||
14,3 | 22,2 | ||||
-4 | 5,5 | ||||
-6,5 | Правый подклинок спинки | ||||
Левый подклинок спинки | 1(5) | 14,3 | 22,2 | ||
1(5) | -14,3 | 14,3 | 26,7 | ||
-16,3 | 15,2 | 26,3 | |||
-15,2 | 16,3 | 25,8 | |||
-14,4 | Правый клин переда | ||||
Левый клин спинки | 1(6) | 9,5 | -29,1 | ||
1(8) | -5,5 | 9,5 | -10,9 | ||
-14,3 | 18,6 | -25,5 | |||
-14,3 | 15,3 | -27 | |||
-11 | 12,5 | -28,1 | |||
-7,7 | 29,3 | Линия декора переда | |||
-4,7 | 1(17) | -16,7 | -22,5 | ||
Спинка | -13 | -24,2 | |||
1(25) | -4,7 | -9,5 | -25,6 | ||
-4,7 | -5 | -26.6 | |||
-2,5 | 30,4 | -27 | |||
30,5 | -26,6 | ||||
2.5 | 30,4 | 9,5 | -25,6 | ||
4,7 | -24,2 | ||||
4,7 | 16,7 | -22,5 | |||
-24,2 | |||||
2,1 | 6,5 | 9,5 | -25,6 | ||
-26,6 | |||||
2,5 | -27 | ||||
2,8 | -5 | -26,6 | |||
1,8 | -9,5 | -25,6 | |||
1,6 | -13 | -24,2 | |||
0,8 | 1,9 | Линия декора спинки | |||
1(13) | -14,5 | 22,7 | |||
-0,8 | 1,9 | -9,5 | 24,8 | ||
-1,6 | -4,7 | 26,5 | |||
-1,8 | |||||
-2,8 | 4,7 | 26,5 | |||
-2,5 | 9,5 | 24,9 | |||
-2 | 14,5 | 22,7 | |||
2,1 | 6,5 | 9,5 | 24,9 | ||
-3 | 4,7 | 26,5 | |||
Правое переднее полотнище | |||||
1(14) | -30,5 | -4,7 | 26,5 | ||
-3,5 | -9,5 | 24,9 |
Координаты точек контура, а также количество и координаты узловых точек являются исходной информацией для ЭВМ. Исходная информация автоматизированного построения развертки поверхности сарафана представлена в табл. 43.
2.7.5. КОДИРОВАНИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САРАФАНОВ
Рассмотрим массив 2, который характеризует композицию сарафанов, используя картотеку композиционных особенностей; в ней представлено разнообразие подлинников русского сарафана (рис. 70).
Учитывая особенности исследуемого элемента костюма, красный и синий цвета требуют здесь дальнейшей конкретизации. В коде эти цвета будут даны в круглых скобках.
В табл.'44 дано цифровое обозначение (код) красного и синего цветов (фона) и рисунка материала.
Таблица 44
Код цвета | Цвет рисунка материала |
Синий (ультрамарин) | |
Синий разбеленный (ультрамарин с добавлением белил цинковых) | |
Синий с добавлением черного (ультрамарин + сажа газовая) | |
Красновато-синий (3/4 ультрамарин + 1/4 пигмент алый) | |
Красный | |
Красный разбеленный (пигмент алый + белила цинковые) | |
Красно-желтый (1/2 пигмент алый + 1/2кадмий желтый средний) | |
Желтовато-красный (3/4 пигмент алый + 1/4 кадмий желтый средний) | |
Красно-синий ( 1/2ультрамарин + 1/2 пигмент алый) | |
Красно-коричневый (1/2пигмент алый + 1/2марс коричневый темный) |