double arrow

Основные направления государственной политики в сфере занятости

С точки зрения трудового права, занятость может рассматриваться с двух позиций. В широком плане под категорию занятости подходят все виды общественно-полезной деятельности. В данном случае к занятому населению, помимо работников, состоящих в трудовых отношениях, относятся: учащиеся; военнослужащие; лица, занятые индивидуальным трудом и др. В узком плане занятость рассматривается как трудовая деятельность по найму или, в другом качестве, приносящая доход. Специфическим признаком такой трудовой занятости является обычно включение времени трудовой деятельности в трудовой стаж, дающий право на определенные социальные блага и льготы (пенсии, пособия и др. ).

Статья 2 Федерального закона от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"» дает перечень граждан, которые считаются занятыми:

- работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу);

- занимающиеся предпринимательской деятельностью;

- занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

- выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);




- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

- проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

- проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения (далее – органы службы занятости);

- временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;



- являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

За пределами занятости находятся граждане, выполняющие полезные для общества функции, но не приносящие дохода.

К ним относятся:

- женщины, занимающиеся домашним хозяйством;

- матери, воспитывающие детей;

- лица, осуществляющие уход за больными членами семьи и некоторые другие.

Определенные категории граждан относятся к числу незанятого населения:

- неработающие пенсионеры; несовершеннолетние; инвалиды войны и труда;

- трудоспособные граждане, не занятые никакой общественно-полезной деятельностью.

К последней категории относятся лица, способные к труду, но не желающие трудиться (лица БОМЖ, алкоголики, наркоманы и др. ), и граждане, высвободившиеся из производства и ищущие работу.

Отход от плановых методов управления экономикой, формирование рыночного механизма в России в переходный период, сопровождался возникновением ряда отрицательных тенденций и неразрешимых проблем в сфере занятости, которые существуют по сей день. Отрицательную роль в этом сыграли как «всеобщая занятость» в прошлом и зарегулированность рынка труда, так и возникшие в ходе реформ отказ от реального управления стихией рынка, от регулирования заработной платы и доходов, происходивший на фоне экономического кризиса и финансовых потрясений.

Политика государства в области занятости может быть активной и пассивной. Выбор того или иного вида деятельности осуществляется в зависимости от состояния экономики и состояния рынка труда. В период экономического спада приоритет может быть отдан не высокозатратной и малоэффективной активной политике, а пассивной политике на рынке труда, которая проводится в аналогичных условиях во всех странах с рыночной экономикой. Это не означает, что следует отказаться от всех форм активной политики. Но источники финансирования активной и пассивной политики на рынке труда должны быть разделены во времени и пространстве.

Проведение активной политики, создание новых рабочих мест, финансирование общего и специального образования – это прерогатива государства, поскольку она требует больших вложений в создание рабочих мест, организацию систем и институтов подготовки и переподготовки не только безработных, но всего экономически активного населения. Пассивная работа включает учет безработных, изучение состояния рынка, наличия рабочих мест, налаживание информации, выплату пособий по безработице. Эта работа осуществляется службами занятости и фондом занятости в тех направлениях, которые вытекают из Федерального закона от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „О занятости населения в Российской Федерации“».

В основе пассивной политики лежит система социального страхования от безработицы, отражающая иные принципы аккумулирования требуемых средств, а также критерии и условия выплаты пособий по безработице.

В Законе от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ предусмотрены следующиего сударственные гарантии при реализации гражданами права на труд:

- свобода выбора вида занятости, включая работу с различными режимами труда;

- правовая защита от незаконного отказа в приеме на работу и от необоснованного увольнения;

- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве органами службы занятости;

- бесплатное обучение новой профессии (специальности) и повышение квалификации по направлению службы занятости;

- особый порядок проведения массовых увольнений по причинам производственного характера;

- выплата выходного пособия при увольнении с работы;

- выплата стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации;

- выплата пособия по безработице гражданам, признанным безработными;

- возможность участия в оплачиваемых общественных работах и др.

Сдерживающим фактором от незаконных увольнений с работы является возможность восстановления на работе через суд с оплатой времени вынужденного прогула.

Закон 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ впервые определил правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

В соответствии с рассматриваемым законом, занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребителей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход). Занятость означает фактическую реализацию предусмотренного законом права на труд, ибо гражданину принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производственному и творческому труду.

Закон:

- определяет понятие занятости граждан, порядок и условия признания их безработными, подходящей и неподходящей работы, а также определяют государственную политику в области содействия занятости населения (глава I, ст. 2–7);

- закрепляет право граждан на выбор места работы, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, повышение квалификации, получение информации в органах службы занятости, профессиональную деятельность заграницей, обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц (глава II ст. 8–11);

- предусматривает общие гарантии реализации прав граждан на труд, а также дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения, включая квоты для приема на работу инвалидов, предоставление услуг по профессиональной ориентации (глава III, ст. 12–13);

- решает вопросы о регулировании занятости населения, федеральной службе занятости населения, систематической отчетности и информации о занятости населения, привлечении на территорию России иностранной рабочей силы, лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за пределами ее территории, организации общественных работ и др. (глава IV ст. 14–24);

- регламентирует вопросы, касающиеся содействия работодателей в обеспечении занятости населения и их правового статуса (глава V ст. 25–26);

- устанавливает льготы и компенсации работникам, высвобождающимся из организаций; гарантии социальной поддержки безработных; размеры стипендий, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости; порядок определения размеров пособия по безработице и др. (глава VI ст. 27–37);

- определяет порядок контроля за исполнением рассматриваемого Закона и ответственности за его нарушение (глава VII ст. 38–39).

Сформированные, в соответствии с законом, службы занятости осуществляют меры для создания новых рабочих мест, влияют на осуществление инвестиций в человеческий капитал, организацию профессиональной переориентации, переподготовки.

Главные задачи службы занятости:

1) предоставление лицам, обращающимся в поисках работы, информации и консультаций;

2) содействие трудоустройству безработных, особенно тех, кто не может найти работу в течение длительного времени, через их участие в программах обучения методам поиска работы;

3) предоставление возможности для временной занятости на период поиска постоянной работы;

4) повышение конкурентоспособности безработных посредством их профессионального обучения.

За годы реформ обозначились тенденции в развитии рынка труда:

1) абсолютное сокращение численности занятых;

2) ускоренный рост занятости в частном секторе;

3) рост удельного веса занятых: в торговле, в сферах обслуживания, маркетинга, здравоохранения, социального обеспечения, кредитования, финансов, страхования;

4) возникновение рынков детского труда, рабочих мест для людей пожилого и послепенсионного возраста;

5) расширение занятости в сфере самозанятости: извоз, обслуживание на дому;

6) распространение скрытой (латентной) безработицы;

7) дифференциация регионов по занятости;

8) активное развитие неформального рынка и рост занятости в теневой экономике.

Государство влияет на занятость активными методами: расширением информационных услуг в поисках работы через службы занятости, налаживанием профессионального обучения и через создание рабочих мест с помощью общественных работ или субсидий предпринимателям за открытие новых рабочих мест. Государство должно расходовать до половины бюджета, выделяемого на политику занятости, на активные методы ограничения роста безработицы, через установление квоты для приема на работу инвалидов, предоставление услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

Защите трудовых прав работников служит и Раздел XIII ТК РФ.

Основные направления государственной политики в области занятости, определены в ст. 5 Закона от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ и направлены на:

- развитие трудовых ресурсов;

- обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

- поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производственному, творческому труду;

- обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, осужденные к лишению свободы и не обеспеченные работой по независящим от них причинам; лица, освобожденные из мест лишения свободы; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости (по возрасту); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф);

- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

- поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

- сочетание самостоятельности органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения с согласованностью их действий при реализации федеральной программы содействия занятости населения;

- координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

- координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;

- обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости;

- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.






Сейчас читают про: