В зависимости от типа используемых для перевозки транспортных средств различают следующие виды транспорта: автомобильный; железнодорожный; воздушный; внутренний водный; морской;
К особенностям железнодорожного транспорта относятся универсальность, высокая провозная способность и регулярность перевозок. Экономическая эффективность железных дорог во многом зависит от объема перевозок, и поэтому железные дороги строятся при больших потоках массовых грузов, измеряемых миллионами тонн в год.
Преимуществами морского транспорта являются: наличие естественного глубоководного пути, отсутствие ограничений в грузоподъемности транспортного флота, малая энергоемкость. Средняя себестоимость перевозок грузов морским транспортом ниже на 20% по сравнению с железнодорожным.
Речной транспорт обладает теми же достоинствами, что и морской, но с существенными ограничениями: сезонность работы, необходимость держания гарантированных глубин, продолжительность навигации на реках — около 200 суток.
|
|
Автомобильный транспорт характеризуется высокой маневренностью, возможностью прямой доставки грузов «от двери до двери» и сравнительно высокой скоростью доставки грузов. Средняя себестоимость перевозок грузов на автомобильном транспорте в 20-25 раз выше, чем на железнодорожном.
К преимуществам воздушного транспорта относится наличие естественной среды, играющей роль «транспортного коридора», высокая скорость доставки грузов и пассажиров в любые, самые отдаленные точки суши. Себестоимость перевозок весьма высокая и в 60-70 раз выше железнодорожной. К недостаткам следует отнести высокую энергоемкость, зависимость от погодных условий, ограниченность габаритов и веса перевозимого груза.
На различных видах транспорта неодинаково определяются и именуются виды сообщений. Так, на железнодорожном транспорте различают:
O местные перевозки, которые осуществляются в пределах одной транспортной организации (железной дороги);
O перевозки в прямом сообщении — перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа между железнодорожными станциями в Российской Федерации с участием одной и более транспортных организаций по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования;
O перевозки в прямом смешанном сообщении — перевозки, осуществляемые в пределах территории Российской Федерации несколькими видами транспорта по единому транспортному документу (транспортной накладной), оформленному на весь маршрут следования;
O перевозки в непрямом смешанном сообщении — перевозки, осуществляемые в пределах территории Российской Федерации несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида;
|
|
O перевозки в международном сообщении — перевозки в прямом и непрямом международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа между Российской Федерацией и иностранными государствами, в том числе транзит по территории Российской Федерации, в результате которых пассажиры, грузы, багаж, грузобагаж пересекают Государственную границу РФ, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
На морском транспорте в зависимости от вида сообщений различают:
O малый каботаж — перевозки или буксировка между портами на территории РФ, которые находятся в пределах одного морского бассейна;
O большой каботаж — перевозки или буксировка между портами на территории РФ, находящимися в разных морских бассейнах, в том числе при транзите через воды иностранного государства;
O перевозки в заграничном сообщении — морские перевозки, при которых порт отправления находится на территории РФ, а порт назначения — на территории иностранного государства, и наоборот.
На морском и речном транспорте также различают следующие формы судоходства:
O линейное — по заранее установленным направлениям;
O трамповое — судно направляется в те пункты, куда его зафрахтовали.
На автомобильном транспорте перевозки по видам сообщения:
O городские перевозки — перевозки в черте города;
O пригородные перевозки — перевозки, осуществляемые за черту города, удаленные от него не более чем на 50 км;
O междугородные перевозки —перевозки, осуществляемые за черту города на расстояние более 50 км;
O международные перевозки — перевозки, осуществляемые в заграничном сообщении.
На воздушном транспорте к числу таких субъектов относятся:
O эксплуатант — гражданин или юридическое лицо, имеющее воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или ином законном основании, использующее указанное воздушное судно для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта (п. 3 ст. 61 ВК РФ);
O авиационное предприятие — юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты или выполнение авиационных работ.
На морском транспорте участниками транспортного процесса являются:
O судовладелец — лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании (ст. 8 КТМ РФ). На морском транспорте судовладелец играет роль перевозчика;
O морской торговый (специализированный) порт — комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в морском торговом порту.
На речном транспорте в обеспечении транспортного процесса задействованы:
O судовладелец - юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании;
O перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, взявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить груз, пассажира или его багаж из пункта отправления в пункт назначения;
O речной порт - комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта. Порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом общего пользования.
|
|
На автомобильном транспорте в роли перевозчика выступают автотранспортные предприятия и организации — предприятия, организации и учреждения, имеющие автомобили для осуществления перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты по автомобильным дорогам.
На железнодорожном транспорте в качестве возможных участников правоотношений следует назвать следующих лиц:
O перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю). В качестве перевозчика в настоящее время выступают ОАО «РЖД» и транспортные компании;
O владелец инфраструктуры — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или на ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующих лицензии и договора.
В соответствии с Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» в составе Правительства РФ учрежден Минтранс России, состоящее из следующих служб и агентств:
O Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
O Федеральное агентство воздушного транспорта;
O Федеральное дорожное агентство;
O Федеральное агентство железнодорожного транспорта;
O Федеральное агентство морского и речного транспорта;
O Федеральное агентство геодезии и картографии.