Справочник директора сельской школы

Директор школы Жук Н.Н.

Благовещенский район

с. Яготино

Небольшое, необходимое предисловие…

Вы директор школы, сельской, их обычно на село по одной малокомплектной с сотней, другой учеников.

Если Ваш директорский стаж небольшой, то Вы еще слабо ориентируетесь в бескрайнем море обязанностей, нормативов, документов и т.д., а если Вы директор со стажем, то уже слабо ориентируетесь в бескрайнем море обязанностей, нормативов, документов и т.д., хотя и пришла некая уверенность во всезнании.

Данный справочник, не претендуя на полноту охвата, окажет Вам помощь в управлении школой, если этого захотите Вы.

Он составлен мною, директором Яготинской средней школы, Благовещенского района Алтайского края, Жуком Николаем Николаевичем, на основе личного опыта руководства школой (педагогический стаж 33 года, в том числе директорский 18 лет) при методическом содействии заместителя директора Петренко Владимира Григорьевича (педагогический стаж 33 года, в должности заместителя 16 лет) и при консультационном участии отдела образования Благовещенского района, директоров других школ.

Для компактности и оперативного доступа, справочник составлен в формате Web-страниц. Для перехода от одной страницы к другой щелкайте мышью интересующие Вас гиперссылки (синие или фиолетовые подчеркнутые слова). Если Вы имеете компьютер и владеете Wordom, Excel, Explorerom и т.д., то можете уточнять и дополнять справочник, для творчества нет границ.

Чем приходиться заниматься на практике!

(порядок перечисления не отражает истинной значимости работы, она меняется в зависимости от целей деятельности в данное время)

1. Основы законодательства об образовании

2. Делопроизводство

3. Планирование работы школы

4. НОТ директора школы.

5. Финансово-хозяйственная деятельность.

6. Охрана труда, техника безопасности.

7. Охрана прав детства. Опека. Здоровье.

8. Внутришкольный контроль.

9. Аттестация педагогических кадров.

10. Аттестация учащихся.

11. Общественная работа. Советы.

Статья 4. Задачи законодательства Российской Федерации в области образования

Задачами законодательства Российской Федерации в области образования являются;

1) разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней;

2) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование вас отношений в данной области.

Закон Российской Федерации «Об образовании»




Основы законодательства и нормативно-правовые документы об образовании

Юридическая консультация (вопросы и ответы)

Законы Российской Федерации (федеральные законы)

Приказы и нормативы Министерства образования Российской Федерации

Приказы и нормативы других министерств Российской Федерации

Постановления правительства Российской Федерации

Законы Алтайского края (региональные законы)

Приказы комитета по образованию Алтайского края

Распоряжения администрации Алтайского края

Распоряжения администрации Благовещенского района

Приказы отдела по образованию Благовещенского района


Чуть - чуть вступления!

Директор школы, кроме всего прочего, обязан уметь заниматься бумаготворчеством. Если Вы считаете, что бумаги играют второстепенную роль в управлении школой, то глубоко ошибаетесь. Правильно, аккуратно и в срок оформленные школьные документы будут только способствовать Вашему успешному руководству школой.

УЧИТЕЛЕМ УЧИТЕЛЕЙ - А ТОЛЬКО УЧИТЕЛЬ УЧИТЕЛЕЙ И ЯВЛЯЕТСЯ НАСТОЯЩИМ РУКОВОДИТЕЛЕМ, КОТОРОМУ ВЕРЯТ И КОТОРОГО УВАЖАЮТ, - МОЖНО СТАТЬ ЛИШЬ ТОГДА, КОГДА С КАЖДЫМ ДНЕМ ВСЕ БОЛЬШЕ УГЛУБЛЯЕШЬСЯ В ДЕТАЛИ, В ТОНКОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, КОГДА ПЕРЕД ТОБОЙ ОТКРЫВАЮТСЯ ВСЕ НОВЫЕ И НОВЫЕ ГРАНИ ТОГО, ЧТО МОЖНО НАЗВАТЬ ИСКУССТВОМ ВЛИЯНИЯ НАДУШУ ЧЕЛОВЕКА.

В.А. Сухомлинский. Разговор с молодым директором школы

Перспективный план развития школы на пять лет




План учебно-воспитательной работы школы


План (приложение) военно-патриотической работы




Планирование работы школы

План (приложение) Гражданской обороны и ЧС

План (приложение) спортивной работы

План (приложение) работы библиотеки



План (приложение) работы пришкольного интерната



План (приложение) методической работы

План (приложение) воспитательной работы

План (приложение) работы по охране прав детства


Научная организация труда — это комплекс рассчитанных действий, способствующих совершенствованию трудового процесса и обеспечивающих высокие результаты труда при наименьшей затрате средств, времени и сил.

Научная организация педагогического труда предполагает высокий уровень педагогической культуры, в первую очередь наличие порядка в школе и четкую регламентацию труда всех работников.



Рекомендации руководителю

Несколько сентенций

труда директора школы

Месячный план работы


Недельный план работы   Ежедневный план работы

2. Финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждым типу, виду и категории образовательного учреждения.

Для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами управления образованием образовательных учреждений норматив их финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся.

Из статьи 41 Закона Российской Федерации «Об образовании»




Нормативно-правовые документы

Финансово-хозяйственная деятельность

Учет и инвентаризация

Объемные показатели

Штатное расписание

Единая тарифная сетка по оплате труда

Тарификация

Заработная плата

Финансовая документация


Обеспечение здоровых и безопасных условий труда

На всех предприятиях, в учреждениях, организациях создаются здоровые и безопасные условия труда.

Обеспечение здоровых и безопасных условий труда возлагается на администрацию предприятий, учреждений, организаций.

Администрация обязана внедрять современные средства техники безопасности, предупреждающие производственный травматизм, и обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболеваний работников.

Статья 139 КЗоТ Российской Федерации



' Техника безопасности

Электрическая безопасность

Охрана труда, техника безопасности

Пожарная безопасность

Нормативно-правовые документы

Общешкольные правовые документы

Должностные обязанности работников школы

Должностные инструкции по охране труда работников

Инструкции по ТБ для работников при выполнении работ

Инструкции по правилам безопа­сности для учащихся в кабинетах

Инструкции по ТБ для учащихся при выполнении работ

Санитарно-гигиенические требования

Документация по учету инструкций и инструктажей по ТБ


ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ БЫТЬ ХОРОШИМ ДИРЕКТОРОМ, СТРЕМИТЕСЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО БЫТЬ ХОРОШИМ ПЕДАГОГОМ - ХОРОШИМ УЧИТЕЛЕМ-ДИДАКТОМ И ХОРОШИМ ВОСПИТАТЕЛЕМ НЕ ТОЛЬКО ПО ОТНОШЕНИЮ К ТЕМ ДЕТЯМ, КОТОРЫХ ВЫ УЧИТЕ НА СВОИХ УРОКАХ, НО И КО ВСЕМ ВОСПИТАННИКАМ ШКОЛЫ, ДОВЕРЕННОЙ ВАМ ОБЩЕСТВОМ, НАРОДОМ, РОДИТЕЛЯМИ. ЕСЛИ ЖЕ ВЫ, ЗАНЯВ ПОСТ ДИРЕКТОРА, СЧИТАЕТЕ, ЧТО УСПЕХ ЗАВИСИТ ОТ КАКИХ-ТО ОСОБЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ТАЛАНТОВ, ПРОЩАЙТЕСЬ С МЫСЛЬЮ СТАТЬ ХОРОШИМ ДИРЕКТОРОМ.

В. А. Сухомлинский. Разговор с молодым директором школы



Нормативно-правовые документы

Охрана прав детства Опека. Здоровье.

Состояние здоровья учащихся

Состояние здоровья работников

Организация питания в школе

Охрана прав детства

Опека и попечительство

Летний отдых детей


Анализ внеклассного занятия
Анал. урока

Внутришкольный контроль является самым мощным источником разнообразной информации, отражающей состояние всех сторон учебно-воспитательной и организационно-педагогической деятельности; эта информация отличается повышенной емкостью, так как она содержит не только количественные, но и качественные характеристики. Отсюда вывод: каждый директор должен в совершенстве овладеть «технологией» применения внутришкольного контроля в своей управленческой деятельности.

Нормативно-правовые документы


Контроль посещаемости учебных, внеклассных занятий учащимися

Внутри-школьный контроль

Годовой план-график посещения уроков

Годовой план-график посещения воспитательных мероприятий

Контроль работы пришкольного интерната

Контроль за работой с родителями

Классно-обобщающий контроль

Контроль работы школьной библиотеки



Анализ внешкольного мероприятия

I Анализ внеклассного мероприятия

Контроль за внеклассной работой По предметам учебного плана

Документация по контролю


Целью аттестации является стимулирование роста квалификации, профессионализма, продуктивности педагогического и управленческого труда, развитие творческой инициативы, обеспечение социальной защищенности работников отрасли путем дифференциации оплаты их труда.



Апрель. Подача заявлений в аттестационную комиссию


Май. Подача заявлений в аттестационную комиссию




педагогических кадров

Июнь. Подача заявлений в аттестационную комиссию

Июль. Творческая работа по планам самообразования

Август. Творческая работа планам самообразования

Сентябрь. Приказ по школе о проведении аттестации

Октябрь. Открытые уроки, посеще­ние уроков у аттестуемых

Ноябрь. Открытые уроки, заключе­ние экспертной группы

Декабрь. Открытые уроки, подгото­вка представлений на аттестуемых

Январь. Заседание школьной аттес­тационной комиссии (П категория)



Март. Заседание краевой аттестаци­онной комиссии (высшая категория)


Февраль. Заседание районной аттестационной комиссии

(I категория)


Итоговая аттестация выпускников 9 и 11 классов школы проводится в строгом соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Российской Федерации

Пункт 2.13. Устава Яготинской средней школы



Сентябрь. Выбор предметов для сдачи экзаменов


Октябрь. Нормативные документы по итоговой аттестации




Итоговая аттестация учащихся

Ноябрь. Нормативные документы по аттестации для родителей

Декабрь. Классные родительские собрания в выпускных классах

Январь. Выбор предметов учащимися для сдачи экзаменов

Февраль. Провести работу по профориентации выпускников

Март. Повторение пройденного материала в выпускных классах

Апрель. Семинары с учителями об итоговой аттестации учащихся

Май. Приказы и заседание педаго­гического совета по аттестации

Июнь. Итоговая аттестация уч-ся 9кл. и выпускников 11 классов



Август. Поступление выпускников в сузы и вузы, трудоустройство


Июль. Поступление выпускников в сузы и вузы, трудоустройство


Результативность воспитательных воздействий семьи, школы и общественности во многом зависит от соблюдения определенных условий и выделения основных направлений их деятельности.

Семейное и общественное воспитание не противостоят друг другу, а, напротив, взаимно обогащают и усиливают процесс формирования социально ценных качеств молодежи. Возникло новое, уникальное явление — союз воспитательных сил. Однако такой союз может быть прочным, а сотрудничество школьных и семейных коллективов плодотворным лишь в том случае, если сама семья прочная, если в ней созданы необходимые социально-педагогические предпосылки для успешного воспитания детей, что не всегда имеет место в нашей реальной действительности.

И.К.Шалаев, П.К.Одинцов, В.Н.Тырышкин и другие

«Школа: пути обновления»




Яготинский сельский совет

Методический совет

Совет школы

Педагогический совет

Попечительский совет

Родительский комитет

Общественные организации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: