Немецкий романтизм показывал цикличность бытия и цикличность природы соотнесенного с жизнью человека. Через темы странствий и одинос=чества человек мог подняться в духе своем. Тема: Голгофы, Тема максимального растворения чела в природе, тема различных возрастов и контраст планов, тема гавани и странствий. Тема единства чела с природой, гармоничное отношение в природе. Попытка удержать этот миг на фоне великой исторической трагедии. Противоречие с окружающим, обращение к внутреннему миру человека. Индивидуальный мистический путь, а не гражданский. Поэтому развиваются наиболее интимные виды искусства, в которых зритель остаётся наедине с произведением, а искусство, адресованное многим переживает кризис. Неясный фон, зачастую тёмный, смазанный, размытый, стираются границы персонажа и окружающего пространства.
Герм.: Фридрих (со средневековья мистическое предстояние)
Романтизм: активность стремления представлять ограниченные формы в тяге к бесконечному.
органичное и целостное восприятие мира в самых разнообразных его аспектах, в его сложности, противоречиях и конфликтах, в его прекрасных и безобразных, возвышенных и низменных проявлениях. Динамическая концепция мира, его восприятие в потоке постоянного движения, изменения. Идея эволюции, развития. Отсюда – особое значение времен в романтическом искусстве и литературе и присущий романтическому миросознанию историзм.
яркая, неординарная личность фокусирует все авторское внимание. Ее право на вольное проявление чувств, на свободу дёйствий, особенно в ранний, «героический» период его развития, взращенный идеями переустройства мира и надеждами на него.
новая концепция творчества: утверждение права на свободное и даже субъективное видение и выражение мира, отрицание всяких канонов, норм и доктрин. Отсюда – отсутствие в романтизме единой стилистической структуры. В его основе – «общность мироощущения, а не стиля».
значение фантазии, воображения. противопоставлении мира фантазии миру обыденной реальности, - двоемирие романтического сознания, противопоставление «духовного царства» и «эмпирической действительности». влечет все необычное, яркое, неординарное, обращаются в область иррационального, в других – в самой реальной действительности находят импульс для творческой фантазии.
· Разоч в идеях Просвещения, силе разумного начала. разлад идеала и действительности.
· Неудовлетворение реальным миром, сл-но, уход в далёкое прошлое, мифологию, Восток, фольклор, средневековье.
· Динамическая концепция мира, его восприятие в потоке постоянного движения, изменения. Идея эволюции, развития.Позволяет челу подняться в духе своем.
· Сильные переживания, высота духа, напряжённость и страсти. Образ, наполненный внутренними порывами, энергией, динамикой.
· Новая концепция личности – личность – это всё. В личности привлекало всё неповторимое, уникальное, индивидуальное, характерное, не нивелированное героическим и, в значительной мере, отвлечённым идеалом классицизма.
· Особенный, обостренный интерес к внутреннему миру души человека, миру его чувств. Подлинным содержанием романтизма, по мнению Гегеля, является «абсолютная внутренняя жизнь».
· Небывалый прорыв и эмоциональный мир человека. Самые разнообразные его проявления и оттенки.
· Проникновение в сокровенное, личностное, глубинное.
· Фокусирование авторского внимания вокруг яркой, неординарной личности.
· Использование метафор и символов.
· Новая концепция творчества: утверждение права на свободное и даже субъективное видение и выражение мира, отрицание всяких канонов, норм и доктрин.
· Благородно-возвышенное свойство человеческой души глубоко-личностной, субъективно интимно переживающей жажду стремления ограниченного и бренного к неведомым идеалам беспредельного.
· Мистическая окраска
Живописность, глубинность, открытость, единство, неясность.