Занятие 1

"Декамерон" Боккаччо

"Некоторые его рассказы... надо было бы поставить рядом с лучшими шекспировскими драмами по глубине и тонкости психологического анали­за".

Н. Г. Чернышевский

Книга Боккаччо интересна и значительна, по крайней мере, в двух отношениях. Во-первых, "Декамерон"—яркое проявление гуманизма Возрождения, связанное вместе с тем прочнейшими нитями преемственности со средневековой культурой. Во-вторых, на материале книги Боккаччо, признанного родоначаль­ника западноевропейской новеллы, удобно знакомиться с истори­ей и морфологией этого жанра. Проблема жанра ставится на за­нятии в историческом ракурсе и должна подвести студента к раз­мышлениям о новаторстве Боккаччо на фоне средневековой но­веллистической традиции. Для этого необходимо вспомнить жан­ровые признаки фаблио, провести сопоставление некоторых но­велл "Декамерона" с трактовкой соответствующих сюжетов в сборнике "Новеллино" (конец XIII в.) НовеЛлы из пёстрого и многоликого "Декамерона" группируются на занятии по про­блемному принципу. Им и должен руководствоваться студент при работе с текстом к вопросам 3, 4, 5. В конце занятия опреде­ляются основные структурные признаки классической новеллы Возрождения и иллюстрируются анализом какой-то из новелл "Декамерона" (на выбор).

План

1. Возникновение жанра новеллы:

а) внелитературные предпосылки возникновения жанра

б) фольклорные и литературные источники; Сопоставить трактовку одинаковых сюжетов у Боккаччо и в "Новеллино":

Декамерон 1,9—Новеллино, LI,

Декамерон IX, 2 и I, 4—Новеллино, LIV,

Декамерон IX, 9—Новеллино, IX,

Декамерон 1,3—Новеллино, XXIII

Вступление к 4-му дню — Новеллино, XIII (на выбор).

2. Композиционная структура сборника "Декамерон". Идейно-художественная функция обрамления.

3. Проблема веры в "Декамероне" (на материале первых трёх новелл первого дня).

4. Изображение духовенства. "Антиклерикальные" новеллы. Их связь со средневековыми фаблио. Новизна этических и эсте­тических установок автора. Утверждение права человека на земные радости.

5. Гуманистическая концепция любви в "Декамероне".

Список рекомендуемой литературы

1. Боккаччо Дж. Декамерон/ Пер. Н. М. Любимова.

2. Новеллино. М.,1984 (Литературные памятники).

3. Хлодовский P.M. Декамерон: поэтика и стиль. М.,1982. Гл.2—3.

4. Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. М.,1990. С. 3—8, 75—99, 245—259.

5. Бранка В. Боккаччо средневековый. М.,1983. Гл.1, 2, 4, 7, 10.

6. Шкловский В.Б. Художественная проза: размышления и разборы. М.,1961. (Раздел "На пути к созданию характера как нового единства". С.149—216).

7. Штейн А. "Декамерон" Боккаччо — книга о любви. М., 1993.

8.Ауэрбах Э. Брат Альберт// Ауэрбах Э. Мимесис: Изображение действительности в западноевропейской литерату-
ре. М., 1976. С. 211—237.
9. Веселовский А. Н. Художественные и этические задачи

"Декамерона"// Веселовский А. Н. Избранные статьи. Л 1939.

ЗАНЯТИЕ 2

"Дон Кихот" Сервантеса

"Дон Кихоты были возможны с тех пор, как явились человеческие об­щества, и будут возможны, пока люди не разбегутся по лесам".

В.Г.Белинский

К занятию студент должен прочитать оба тома романа Сер­вантеса. Чтение детского или сокращённого изданий недопусти­мо. Если "Дон Кихот" был прочитан в школьные годы, перед за­нятием необходимо перечитать его в свете проблем, поставлен­ных в лекции и в плане семинара. В ходе занятия проверяется ра­бота с текстом, а также проводится письменная работа по содер­жанию романа "Дон Кихот".

Анализ столь сложного и объёмного произведения сопря­жён с немалыми трудностями. Поэтому практическому занятию должна предшествовать лекция об Испании XVI-XVII вв., о её литературе, в частности, о жанровых разновидностях испанского романа (плутовской, пасторальный, рыцарский), а также о самом Сервантесе и его жизненном и творческом пути.

Как известно, в первоначальном замысле Сервантеса "Дон Кихот" возник как пародия на рыцарский роман. В ходе занятия важно вспомнить о том, что такое пародия, отыскать пародийные элементы в структуре романа (образы главных героев, приём "приземления" рыцарской романтики, имитация напыщенного стиля рыцарских романов), обратить в этой связи внимание на главы 6 и 47 первого тома.

Вместе с тем, пародийный пласт не исчерпывает идейно-художественного богатства романа. При подготовке к занятию важно проследить эволюцию образа Дон Кихота, его отличия от ходульных героев рыцарских романов, задуматься над тем, что даёт основания священнику называть ламанчского рыцаря "человеком большого ума" (I, 30). Следует обратить внимание на речь Дон Кихота о военном поприще (I, 37), на его вдохновенную тираду о золотом веке (I, 11), вдуматься в оценку поступков Дон Кихота как "разумных безумств" (II, Пролог). Особый интерес в этой связи представляют также следующие эпизоды: Дон Кихот у герцога и герцогини (II том), советы Дон Кихота Санчо Пансе, отправляющемуся в качестве губернатора на остров (II, 42). Сло­ва Дон Кихота о свободе, странствующих рыцарях и родослов­ных (II, 6). Данные эпизоды позволяют говорить о ренессансном, гуманистическом содержании образа Дон Кихота.

В связи с этим стоит задуматься над следующими вопроса­ми:

• Почему Сервантес вкладывает столь прекрасные и воз­вышенные истины в уста нелепого, во многом комично­го героя?

• Что это—дискредитация идеалов Возрождения? Или художник, осознавая оторванность этих идеалов от действительности, продолжает верить в них, настаивать на борьбе за справедливость и человечность?

• Какую роль в раскрытии сложного и противоречивого образа Дон Кихота играет реалистический фон, на ко­тором разворачиваются его приключения?

• Что разделяет и сближает двух главных героев рома­на—Дон Кихота и Санчо Пансу?

• Можно ли говорить о "дон-кихотстве" Санчо Пансы?

Размышляя о новаторстве романа "Дон Кихот", следует от­метить, что Сервантес, отталкиваясь от традиций рыцарского и пасторального романа, используя открытия плутовского романа, благодаря гениальной прозорливости художника-реалиста, "нанёс решительный удар идеальному направлению романа и обратил его к действительности"(В.Г. Белинский). Речь также должна идти о многообразии стилевых и фабульных ингредиентов романа, о широчайшей пано­раме испанской действительности, созданной пером Сервантеса.

Необходимо определить роль вставных новелл в общей ком­позиции романа и их связь с гуманистической темой "Дон Кихота", иметь представление о новом типе сюжета, открытом Сервантесом ("сюжет-ситуация").

Раскрывая вопрос о значении "Дон Кихота", необходимо иметь в виду, что "громадный пласт мировой литературы восходит к "Дон Кихоту" и основывается на нём так же, как на античных мифах и библейских сказаниях"10. Необходимо проследить литера­турную преемственность, а также представить спектр оценок рома­на в мировой критике.

План

1. Жанровый замысел романа.

2. Панорама социальной действительности Испании XVII века в романе.

3. Образ Дон Кихота.

4. Образ Санчо Пансы.

5. Новаторство Сервантеса.

6. Значение романа "Дон Кихот".

Список рекомендуемой литературы

1. Сервантес. Дон Кихот /Пер. Н.М. Любимова.

2. Державин К.Н. Сервантес. Жизнь и творчество. М., 1958.

3. Снеткова Н.П. "Дон Кихот" Сервантеса. Л., 1970.

4. Балашов Н.И. Сервантес //История всемирной литературы: В 9 т. М, 1985.

5. Пинский Л. Сюжет-фабула и сюжет-ситуация// Пинский Л. Магистральный сюжет. М., 1989. С. 322—338. Сервантес и всемирнаялитература: Сборник. М.,1969.

6. Степанов Г.Д. Дон Кихот: персонаж и личность// Серванте­совские чтения. Л., 1985. С.79—88.

7. Багно В.Е. Дон Кихот Ламанчский—Рыцарь Печального Об­раза—Алонсо Кихано Добрый: (К истории бытования серван­тесовского образа в мировой литературе)// Сервантесовские чтения. Л., 1985. С. 171—179.

8. Багно В. Е. Дорогами Дон Кихота. М., 1988.

9. Ортега-и-Гассет X. Размышления о "Дон Кихоте"// Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

И. Андреев М. Л. Рыцарский роман в эпоху Возрождения. М., 1993.

12. Пискунова С. И. "Дон Кихот" Сервантеса и жанры испанской прозы XVI—XVII веков. М., 1998.

ЗАНЯТИЕ 3

Театр Лопе де Вега

На занятии студенты знакомятся с жизненным и творче­ским путём великого испанского драматурга. Перед детальным разговором о двух его пьесах, наиболее популярных в нашей стране, целесообразно раскрыть эстетические взгляды Лопе, про­анализировать его трактат "Новое искусство сочинять комедии в наши дни"—одну из самых ранних реалистических поэтик, оста­новиться на своеобразии жанровой системы драматурга.

План

1. Жизненный и творческий путь Лопе.

2. Эстетическая система Лопе и испанский театр XVI—XVII вв.

3. "Фуэнте Овехуна" ("Овечий источник"):

а) Основные сюжетные линии и идейный смысл драмы.

б) Лагерь феодалов в драме

в) Испанское крестьянство в пьесе. Образы Лауренсии,
Фрондосо, Менго, Эстебана.

г) Противоречивое изображение королевской власти.

д) Особенности жанра народно-героической драмы Лопе
де Вега (место действия, сюжет, характер сценического
действия, система действующих лиц, основной герой пье-
сы, смешение трагического и комического).

4. "Собака на сене":

а) Мир чувств Дианы.

б) Теодоро- честолюбивый карьерист или пылкий влюб-
лённый?

в) Гуманистическая концепция любви и своеобразие кон-
фликта в комедии.

г) Роль интриги в "комедии плаща и шпаги". Особенности
интриги в "Собаке на сене".

д) Особенности жанра "комедии плаща и шпаги". "Собака
на сене"—"комедия интриги" или "комедия характера"?

Список рекомендуемой литературы

1. Лопе де Вега. Фуэнте Овехуна. Собака на сене.

2. Плавскин З.И. Лопе де Вега. 1562-1635. М, 1960.

3. Балашов Н.И. Лопе де Вега // История всемирной литерату­ры: В 9т. М, 1985. Т. 3. С.372—382.

4. Смирнов А., Плавскин 3. Драматургия Лопе де Вега // Лопе де Вега Собр. соч.: В 6 т. М., 1962. Т. 1.

5. Бояджиев Г. От Софокла до Брехта за сорок театральных ве­черов. М., 1988. С.54—75.

6. Бояджиев Г. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения: Италия. Испания. Англия. Л., 1973. С. 177—281.

7. Томашевский Н. Вступительная статья //Испанский театр. М., 1969.

8. Узин B.C. Общественная проблематика драматургии Серван­теса и Лопе де Вега. М., 1963. С. 48—71.

ЗАНЯТИЕ 4

"Гамлет" Шекспира

"Гамлет"... понимаете ли вы значение этого слова? Оно велико и глубоко: это жизнь человеческая, это человек, это вы, это я, это каждый из нас, более или менее, в высоком или смешном, но всегда в жалком и груст­ном смысле..."

В. Г. Белинский

План

1. Генезис трагедии и её место в творчестве Шекспира.

2. Образ Гамлета и идейный смысл трагедии:

а) корни конфликта Гамлета с окружающей действи-
тельностью;

б) философское осмысление мира в монологах Гамле-
та(1, 2; 1,5; II, 2; III, 1;IV,4);

в) тема безумия в трагедии и в литературе Возрождения;

г) кризис идеалов Возрождения.

3. Придворный мир в "Гамлете".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: