Развитие научной организации труда и управления в 30-50-е годы XX в. Организация производства

Взлёт отечественной науки управления в 1920-е гг. сменился падением в 1930–1950 гг. Рассмотренные выше течения и научные школы были разгромлены, а лучшие отечественные учёные обвинены во «вредительстве» и репрессированы. Научная организация труда и управления трактовались не иначе, как «буржуазная выдумка», была утверждена административно-командная система и авторитарный централизм. Были ликвидированны и упразнены все организации, институты, лаболатории НОТ, производственные кружки, прекращены все возможные дискуссии о НОТ.

Дело в том, что во всём этом административная система усматривает опасность для своего существования, т.к. она по своей сути противоположна научности, предполагая неукоснительное, слепое подчинение сильному руководителю, выполнение всех директив центра. Тем не менее, индустриализация страны, повлекшая за собой радикальную структурную перестройку народного хозяйства и выдвинувшая на передний план тяжелую промышленность, потребовала от нового поколения ученых сконцентрировать свои изыскания в области организации производства в этой отрасли.

В последующие десятилетия усилился прикладной характер исследований и практически исчез общетеоретический. Исключением из этого правила стали первые учебники этого времени по организации производства:

¾ 1937 г. – «Организация производства в машиностроении»,

¾ 1950 г.– «Организация и планирование социалистического промышленного предприятия» Е.С. Каменицера.

Кроме того, общетеоретические исследования были продолжены в Центральном научно-исследовательском институте организации производства и управления промышленностью Наркомтяжпрома. ЦИО в 1931 г. инициировал исследования проблем массового и поточного производства, диспетчирования оперативного управления, внутризаводского планирования и др. Однако при этом вместо терминов «НОТ», «управление», «рационализация» стало применяться понятие «организация производства».

Содержание теории организации охватывало 3 спектра вопросов:

¾ проблемы организации труда;

¾ проблемы организации кооперации средств производства;

¾ проблемы организации управления производством.

Подобное определение исследовательской области предлагали и многие представители научного менеджмента 20-х годов, в частности, П.М. Керженцев. Но, в отличие от предшественников, со­трудники ЦИО полагали, что организация производства не имеет собственных закономерностей, она основывается на научном по­знании законов экономики и тех законов естествознания, которые технология прилагает к произ­водству.

Также в 30-е годы в продолжение совершенствования организации труда, рационализации производств возникает стахановское движение. Получает распространение теория экономии времени на труд, шире используются технические средства: осциллография, фото- и киносъемка и др., при изучении, проектировании и внедрении передовых методов труда, обеспечивающих рост производительности.

В годы Великой Отечественной войны основная работа управленческой мысли концентрировалась в области оперативного управления, планирования и учета производства.

В ходе войны возросло воздействие государства на экономику:

¾ мобилизация материальных, финансовых, трудовых ресурсов;

¾ перемещение производительных сил из западных районов страны на восток, быстрый ввод их в действие;

¾ перестройка жизни страны на военный лад, ориентация всех отраслей производства – промышленного, сельскохозяйственного и др. на нужды фронта;

¾ реорганизация управления экономикой (принципы: коллективная выработка решений, жесткий контроль и т. п.).

После войны решение задач восстановления народного хозяйства осуществлялось в условиях сложившейся в предвоенные годы командно-административной системы управления, мобилизации всех сил и звеньев на достижение быстрого восстановления.

К концу 1950-х – в начале 1960-х гг. ситуация в области управленческой мысли и деятельности постепенно стала меняться. Начавшаяся научно-техническая революция способствовала тому, что государство приступило к кардинальным преобразованиям как в реальной экономике, так и в сфере науки, роль которой многократно возрастает.

Резкое повышение внимания к вопросам управления было обусловлено новыми задачами в сфере материального производства, усложнения народного хозяйства, становления многоотраслевой индустрии. Этот период условно называют хрущёвская «оттепель». Возрождались условия для научных поисков и дискуссий, в том числе и в области организационно-управленческой мысли.

Проблемы, поднимаемые в эти годы учеными и практиками:

¾ формирование государственных органов управления;

¾ разработка новой системы планового управления;

¾ создание отраслевых министерств и ведомств.

В этот период начинается новый «управленческий бум». Возрождается нотовское движение, были переизданы учебники классиков, оживляются и быстро совершенствуются подходы 1920-х – кибернетический, технический, праксеологический и пр. Формируются науки: кибернетика, определяющая общие законы управления на различных уровнях в разных сферах; праксеология и т.д. В то же время учёные поставили вопрос и о необходимости формирования самостоятельной науки управления экономикой, отличной не только от кибернетики, и др., но и от наук типа НОТ и научной организации производства».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: