double arrow

Но если единодушия нет то...


Достичь единодушия в том, что предложенный подход необходим и желателен, - это самое трудное в реализации данного плана. Вообще, его достижение может легко оказаться делом безнадежным. Деловые круги в странах - членах ОЭСР могут быть против, опасаясь, что повышение зарплаты в развивающихся странах повредит прибыльности их компаний. Их надо убедить в том, что оздоровительные меры необходимы - иначе впереди всех нас ждет затяжной и сильный экономический спад. Бездействие - вот что повредит и их компаниям, и их уровню жизни. Но этой обреченности можно избежать, если суметь договориться о выравнивании уровней зарплаты по более высокому (а значит, и покупательной способности) в странах, вступивших на путь индустриализации.

Опасения развивающихся стран сведутся к беспокойству по поводу процедуры проверки. Единственная мыслимая причина, по которой любое правительство могло бы отвергнуть план повысить зарплату своим гражданам в эпоху дефляции, - это страх быть обманутыми другими странами. Ведь там могут платить меньше ради получения незаслуженного торгового преимущества. Но эти опасения можно снять, назначив госпредставителей развивающихся стран на командные посты в надзоре за проведением процедуры проверки.




Единодушное мнение — это, бесспорно, залог наилучших условий для реализации столь честолюбивых замыслов. Но отсутствие полного единодушия еще не означает, что задача невыполнима. Ведь можно придумать иные варианты решения, не требующие участия сказавших плану "Нет!" (даже если они — важные соучастники).

Допустим, лидеры развивающихся стран поверили, что предложенная тактика поможет им. Однако индустриально развитые страны посчитали иначе. Но и тогда первым ничто не мешает сформировать трудовой картель - наподобие, скажем, нефтяного, который создали

нефтедобывающие страны (ОПЕК). Ведь дешевая рабочая сила (как и нефть) стала совершенно необходима для поддержания процветания развитых стран, особенно США. У передовых экономических держав нет внутреннего источника дешевой рабочей силы. Так что, если развивающиеся страны сумели бы выступить единым фронтом и в полном согласии, они выравнили бы уровень зарплаты по более высокому для рабочих экспортных отраслей — даже вопреки желанию остального мирового сообщества.

По той же логике, в случае достижения крупными странами согласия о необходимости повысить зарплату в развивающихся странах вопреки желанию самих этих стран, они могли бы в одностороннем порядке обязать импортеров проверять, соблюдается ли минимальный

установленный уровень зарплаты, и наказывать за нарушение импортными штрафами или прямым запретом. В данном варианте единодушного мнения передовых стран не требуется. В сущности, если США решат действовать совершенно независимо от других, то это может по-прежнему сильно влиять на уровень зарплаты во всем мире (при том громадном объеме товаров, которые остальное мировое сообщество поставляет в США).

Внимание!

Минимальный мировой уровень зарплаты — вещь нужная и реальная. Однако необходимо признать, что реализация политики повышения зарплаты в развивающихся странах вызовет резкое повышение мирового совокупного спроса, что дорого обойдется миру в целом. Поэтому, чтобы противостоять ущербу, требуется выработать и применить контрмеры. Предложения о способах их финансирования представлены далее, в главе 13.







Сейчас читают про: