Четыре крупных шага

Шаг 1: Достижение согласия

Было время (и не так уж давно), когда попытку управлять объемом производства, повышая или понижая либо госрасходы, либо объемы кредитования сочли бы безумием. А потому можно почти не сомневаться, что подобной оценки удостоится всякое предложение, требующее госвмешательства в мировую экономику, - даже при всей очевидности, что оно (в том или ином виде) просто необходимо. Самое трудное в

стимулировании мировой экономики путем повышения уровня зарплаты в развивающихся странах - это прийти, для начала, к общему мнению о том, что подобное теоретически возможно.

Удивительно - но факт: еще совсем недавно высокообразованные люди были готовы всерьез поверить, что новая экономическая модель положила конец деловому циклу и тем самым оправдала 10 0-кратный (и выше) показатель соотношения "цена/доход" бесчисленных акций Nasdaq. Тем не менее теперь эти же люди, безусловно, открыто посмеялись бы над теми, кто считает, что учредить минимальный уровень зарплаты на мировом уровне - дело вполне возможное. И это - несмотря на факт, что подобное законодательство уже действует на национальном уровне почти повсеместно.

Этот, первый, шаг, связанный с достижением консенсуса, будет самым трудным. Прежде всего, потребуется убедить всего нескольких, но высокопоставленных руководителей, что

предлагаемый план и необходим, и эффективен. Достижение консенсуса далее, по нисходящей служебной лестнице, пойдет гораздо быстрее и получит больше шансов на успех по сравнению с попыткой достичь согласия, начиная с нижних слоев и далее по восходящей.

Чтобы рассеять все сомнения, которые неизбежно возникнут при взятии на вооружение столь небывалого принципа экономического руководства, его нужно рассмотреть очень скрупулезно. Все, что следует за Шагом 1, - это уже, можно сказать, десерт.

Шаг 2: Международное соглашение

Наивно ожидать, что заключить

международное соглашение между таким большим числом стран — дело простое. И тем не менее, Шаг 2 намного легче Шага 1. Переговоры, необходимые в подобном случае, можно было провести на специальной сессии Организации по международной торговле либо вне всяких официальных рамок (для большей живости и конкретности). Помощь в распространении предлагаемой идеи и сборе отзывов через развертывание диалога с правительствами всех стран мог бы оказать МБРР. Если же Шаг 1 уже привел к истинному консенсусу, то созыв международной встречи или даже заключение соглашения (в принципе) по выполнению предложенного плана будет делом не столь сложным. Труднее другое: разработка механизма реализации плана (Шаг 3) и процедуры проверки (Шаг 4).

Шаг 3: Механизм реализации плана

Шаг 3 предполагает заключение соглашения по двум пунктам: а) исходный минимальный уровень зарплаты; б) темпы его повышения в последующие годы. В настоящее время преобладающие уровни зарплаты меняются от страны к стране. Поэтому важно как можно скорее привести их к общему знаменателю, чтобы ни у одной страны не было конкурентного преимущества в оплате труда перед остальными. Сейчас один из факторов, сдерживающих рост зарплаты в развивающихся странах, - это страх, что компании перенесут свою деловую деятельность в страны с более низким уровнем зарплаты. Так, если оплата труда в Таиланде возрастет до 6 амер. долл./день, то предприятия могут переместиться во Вьетнам, где она намного ниже.

Выравнивать уровни зарплаты в

развивающихся странах придется, по-видимому, поэтапно в течение, скажем, 10-летнего периода. При этом в первые годы быстрее нужно повышать зарплату в странах с самым низким ее уровнем, добиваясь подтягивания до уровня в странах, где оплата выше. Допустим, можно договориться о том, чтобы к концу первых десяти лет зарплата промышленных рабочих была доведена до, как минимум, 14 амер. долл./день (путем ежегодного увеличения на постоянную величину). При этом неважно, что в один и тот же год уровень зарплаты в разных странах окажется разным: например, в стране А он будет 3 амер. долл./день, в стране Б — 6, и т.д.

Вопрос о намечаемых уровнях выравнивания зарплаты, а также темпах ее роста в период после выравнивания следует рассматривать очень тщательно. Нужно достичь такого уровня зарплаты промышленных рабочих в развивающихся странах, чтобы он повысил мировой совокупный спрос, но не породил новую проблему в виде инфляции. Подходящий исходный уровень выравнивания - 14 амер. долл./день на 10-й год с последующим ежегодным ростом на 5-10%. Во всяком случае, эти показатели могут служить отправными для развертывания серьезного обсуждения. Если же повышение зарплаты в указанных размерах окажется недостаточным для достижения намеченной цели (т.е. повышения мирового совокупного спроса), то их можно увеличить. И наоборот: в случае завышения заданных параметров (а это проявится в экономическом сверхросте и инфляции), их можно уменьшить либо распределить на более длительный период.

Шаг 4: Проверка

Успех в реализации данного плана будет во многом зависеть от возможности проверить, действительно ли труд промышленных рабочих оплачен по договорному (хотя бы) минимальному тарифу. Ведь искушение обмануть ради получения конкурентного преимущества будет очень велико. Поэтому требуется разработать безотказную систему проверки, благодаря которой все участники будут знать: путей в обход правил нет.

Учредить надежную систему проверки — дело не столь сложное, каким может показаться. Ведь в большинстве стран уже действуют минимальные тарифы на национальном уровне. Значит, остается придумать способ их внедрения на международном уровне.

Кстати, компании по проверке, тестированию и аттестации уже существуют (например, SGS Group). Они оказывают важные услуги, проверяя соответствие количества и качества международных поставок товаров действующим спецификациям. Так, эти фирмы проверяют, соответствует ли каждая партия риса, отправленная из Таиланда в Европу, оговоренному объему. Кроме того, они проверяют данную партию на количество поврежденных зерен риса (т.е. не превышает ли брак оговоренный ранее процент). К услугам этих фирм и можно прибегнуть для проверки, надлежащим ли образом был оплачен труд производителей товаров, ввозимых в ту или иную страну.

Необходимы также плановые проверки. К инспекционному процессу можно привлечь структуры, обеспечивающие сбор налогов на добавленную стоимость. Кроме того, можно воспользоваться методами, которые применяются для введения существующих импортных квот. При этом у конкурирующих фирм появится мощный стимул сообщать о нарушениях, допущенных их деловыми конкурентами. Впрочем, в век Интернета самое действенное средство борьбы с махинациями - это поощрять самих промышленных рабочих сообщать о нарушениях в оплате их труда. Найти для этого интернет-кафе несложно, ибо они есть повсюду даже в развивающихся странах. Руководство фабрик, работающих на экспорт, можно обязать заниматься правовым воспитанием рабочих, которые должны усвоить, что имеют право на минимальную зарплату. Кроме того, руководство можно обязать предоставлять сотрудникам их организации адреса электронной почты, по которым те могли бы сообщать о случаях занижения оплаты - например: iambeingunderpaid@wto.org (т.е.

"мненедоплатили@wto.org"). Ведь трудно сохранить что-то в тайне, даже если об этом знают только двое. А уж если знают человек сто, работающих на фабрике, то сохранить и вовсе невозможно, - особенно, когда речь идет о том, что всем им слишком мало платят.

Понятно, что нарушения все равно будут. Ведь шельмуют же простые смертные с подоходным налогом — вот и многие фабриканты попытаются увильнуть от обязанности платить больше. Однако их попытки можно охладить суровыми наказаниями, включая крупные штрафы и лишение экспортных лицензий. Так что со временем предлагаемые методы внедрения дадут нужный результат.

Конечно, процесс проверки сложный, трудоемкий. Но ведь таково обычно осуществление всякого закона. Однако это не умаляет его целесообразности. А уж мировой экономике и законы требуются мировые. И минимальная мировая зарплата - это совсем не плохо для начала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: