double arrow

Набережные Челны 1994г. 1 страница

НАУЧНО ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР АО КАМАЗ

Р.А АЗАМАТОВ, В.Г ДАЖИН, А.Т.КУЛАКОВ, А.И МОДИН.

Набережные Челны 1994г.

Азаматов Р.А., Дажин В.Г., Кулаков А.Т., Модин А.И. Восстановление деталей автомобилей КамАЗ Под ред. В.Г. Дажин. - Набережные Челны: КамАЗ, 199 4 - 215 с.: ил.

Книга состоит из пяти глав.

В первой главе прогнозируется дефицит запасных частей к автомобилям КамАЗ на 1995-98 годы, рассматриваются методы прогнозирования дефицита.

Во второй главе приводятся результаты анализа дефектов деталей автомобилей КамАЗ.

В третьей главе излагаются принципы разработки технологических процессов восстановления деталей и приводятся описания способов восстановления 60 деталей, сборочных единиц и однородных групп деталей автомобилей КамАЗ.

В четвертой главе рассматриваются методы обоснования надежности восстанавливаемых деталей, позволяющие гарантировать их высокое качество.

В пятой главе рассматриваются принципы и предпосылки организации системы централизованного восстановления деталей и прилагаются соответствующие документы.

Книга рассчитана на технологов авторемонтных предприятий, работников авто­центров, автохозяйств, производственных кооперативов, желающих наладить вос­становление автомобильных деталей, а также на студентов специальности 15.05 -автомобили и автомобильное хозяйство.

В книге использованы материалы, подготовленные Латыповым Р.Р., Мистриковым М.И., Гафеевой И.Г., Ситниковым С.И., Борщевой М.М., Григорьевым В.И., Кошкиной Н.Н., Новицкой, Л.Я., Баженовым С.Н., Кудлай В.А., Сафиным Р.К., Донским Д.М., Подолякиной Е.В., Стрельцовым А.С., Павлишиным С.Г., Берестянским С.В., Беловым С.М., Тузовым Г.А.

Заявки на технологическую документацию, на чертежи деталей и приспособлений можно направлять по адресу: 423800, Набережные Челны, пр. М.Джалиля, 29, НТЦ КамАЗа, УЭИР РЭН, А.Т.Кулакову.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Автомобили КамАЗ стали главным автотранспортным средством страны: их доля в парке автомобилей составляет 29 процентов, они обеспечивают 65 процентов грузооборота. По разным оценкам, парк КамАЗов должен стабилизироваться при численности 1,2 - 1,6 млн. машин. Поддержание работоспособности столь большого количества автомобилей неминуемо приведет к прогрессирующему расходу запасных частей. Так, в 1991 г. впервые потребность в запасных частях превысила 1 млрд. рублей, и тенденция к дальнейшему росту сохраняется.

К сожалению, имеет место увеличение расхода запасных частей не только за счет роста автомобильного парка, но и в расчете на один автомобиль. Так, если в 1982 г. на автомобиль потреблялось 164 кг заготовок, то в 1990 г. - 230 кг. Этот рост вызван главным образом старением парка автомобилей. Еще более быстро возросла стоимость запчастей, расходуемых на один автомобиль, поскольку на увеличение потребления запчастей накладывался рост цен.

Значительные расходы на запчасти, их вечный дефицит, постоянная зависимость от производителя запасных частей требовали разработки технологий восстановления изношенных деталей, методов их обоснования и организации внедрения их в производство. Эта работа, реализуемая совместно НТЦ АО "КамАЗ", фирмой "КамАЗ автоцентр" и Камским политехническим институтом, используется десятками авторемонтных предприятий.

Однако масштабы восстановления деталей сегодня недостаточны.

В 1986-90 годах НТЦ АО "КамАЗ", ПФ "КамАЗ автоцентр" и Камский политехнический институт выполнили обширную программу работ по разработке технологий восстановления деталей, по обоснованию качества восстановленных деталей, по технологической подготовке и организации их восстановления.

Широкое распространение разработанных технологий и принципов, на которых базируется работа по восстановлению деталей, способствовало бы экономии материальных и трудовых ресурсов, позволило бы резко сократить дефицит запасных частей. Инициативным порядком к этой работе могут подключиться заводы, мастерские, малые предприятия, автоцентры и производственные кооперативы, для которых предлагаемая книга может быть хорошим практическим пособием.

Книга рассчитана на технологов авторемонтных предприятий, работников автоцентров, автохозяйств, производственных кооперативов, желающих наладить восстановление автомобильных деталей, а также для студентов специальности 15.05 - "Автомобили и автомобильное хозяйство".

В книге использованы материалы, подготовленные Латыповым Р.Р., Мистриковым М.И., Гафеевой И.Г., Ситниковым С.И., Борщевой М.М., Григорье­вым В.И., Кошкиной Н.Н., Новицкой Л.Я., Баженовым С.Н., Кудлай В.А., Сафиным Р.К., Подолякиной Е.В., Стрельцовым А.С., Павлишиным С.Г., Бере-стянским С.В., Беловым С.М., Тузовым Г.А.

Заявки на технологическую документацию, на чертежи деталей и приспособлений можно направлять по адресу: 423800, Набережные Челны, пр. М. Джалиля, 29, НТЦ КамАЗа, УЭИР РЭН, А.Т.Кулакову.


Глава I

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ДЕФИЦИТ

ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ К АВТОМОБИЛЯМ КАМАЗ

1.1. ПРОГНОЗ ДО 1998 ГО ДА.

Потребность в запасных частях определяется успехом конструкторской проработки узла и детали, условиями эксплуатации автомобиля, возрастным составом автомобильного парка, уровнем автосервиса, наличием восстановительных технологий и сети предприятий по восстановлению деталей и т.д. К сожалению, при проектировании машиностроительных производств спрос на запчасти до сих пор рассматривается как детерминированная величина, которую можно определить заранее, еще до запуска автомобиля в серию, до получения объективной информации от автохозяйств. Под эту величину закладываются мощности на производство запасных частей. Вариация потребления запасных частей, вызываемая случайными факторами, приводит к острому дефициту одних деталей и перепроизводству других.

Возникает знакомая каждому эксплуатационнику картина, когда поставка остродефицитных деталей оговаривается принудительны получением других, в которых автохозяйства потребности не испытывают. Однако проблемы дефицита подобная система распределения не решает, она лишь несколько облегчает существование производителя за счет потребителя и интересов народного хозяйства в целом.

Мировая практика выработала достаточно эффективный способ борьбы с дефицитом: резервирование гибких переналаживаемых мощностей. Крупные автомобилестроительные фирмы имеют до 60 процентов резервных мощностей, позволяющих производить необходимые запчасти на основе оперативных заявок. Другой муть решения проблемы — развитая сеть предприятий по восстановлению деталей, ни ремонту отдельных узлов, мелких агрегатов. Например, в США насчитывается около 50 тыс. таких предприятий с числом работающих от 3 до 7 человек.

Именно по этому пути в настоящее время идет фирма "КамАЗ автоцентр", привлекая к производству и восстановлению деталей свободные мощности предприятий, в том числе и не входящих в АО "КамАЗ". Естественно, что привлекаемые предприятия должны располагать информацией, насколько перспективно базировавшихся на номенклатуре деталей АО "КамАЗ". Для таких предприятий в табл.1 приведен перечень предполагаемого дефицита до 1998 года.


Таблица 1

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ДЕФИЦИТ

запасных частей по номенклатуре заводов АО "КамАЗ" до 1998г.(тыс.шт.)

НОМЕР ДЕТАЛИ НАИМЕНОВАНИЕ        
  740.1002011 Блок цилиндров в сборе        
  740.1003014 Головка цилиндра со втулками в сборе        
  740.1003016-01 Болт головки цилиндра        
  740.1003466 Кольцо уплотнитель газового стыка        
  740.1004015-10 Поршень со вставкой в сборе        
  740.1004020 Палец поршневой        
  740.1004045 Шатун в сборе       ПО
  740.1005020 Вал коленчатый        
  740.1005534 Полумуфта отбора мощности        
  740.1006015 Вал распределительный        
  740.1007015 Клапан выпускной        
  740.1007148 Винт регулировочный коромысла        
  740.1007176-02 Штанга толкателя в сборе        
  740.1008020 Коллектор выпускной в сборе        
  740.1008038 Втулка соединительная        
  740.1011014 Насос масляный в сборе        
  740.1011018 Корпус на/ нетающей секции со втулкой в сборе        
  740.1011019 Корпус (нагнетательной секции со втулкой в сборе     )9 21)
  740.1011030 Шестерня ведомая нагнетающей секции в сборе Ц      
  740.1011045 Шестерня ведущая нагнетающей секции        
  740.1011100 Шестерня ведущая радиаторной секции        
  740.1011110 Шестерня ведомая радиаторной секции в сборе        
  740.1011230 Шестерня ведомая привода масляного насоса        
  740.1011240 Шестерня ведущая привода масляного насоса        
  740.1022826 Трубка топливная от ТНВД к электромагнитному клапану в сборе        
  740.1022840 Трубка топливная от электромагнитного клапана к штифтовым свечам в сборе        
  740.1104346 Трубка топливная дренажная форсунок левых головок в сборе        

НОМЕР ДЕТАЛИ НАИМЕНОВАНИЕ        
  740.1104370 Трубка топливная дренажная форсунок правых головок в сборе        
  740.1104384 Трубка топливная отводящая насоса высокого давления в сборе        
  740.1104422 Трубка топливная отводящая топливного насоса        
  740.1104426 Трубка топливная подводящая насоса высокого давления в сборе        
  4310-1201010 Глушитель выхлопа в сборе     П
  5320-1201010 Глушитель выхлопа в сборе        
  5320-1203012 Рукав с тройником в сборе       % 65
  740.1305010 Краник сливной системы охлаждения в сборе        
  14.1601090-10 Диск нажимной сцепления в сборе        
  14.1601093 Диск нажимной сцепления        
  14.1601095 Рычаг оттяжной нажимного диска        
  14.1601108 Вилка рычага нажимного диска        
  14.1601130 Диск ведомый сцепления в сборе        
  14.1601142 Ступица ведомого диска        
  14.1601180 Муфта включения в сборе II      
  14.1601230 Шланг смазки муфты в сборе        
  15.1701025 Вал первичный коробки передач в сборе        
  14.1701048 Вал промежуточный коробки передач        
  14.1701105 Вал вторичный коробки передач        
  14.1701127 Шестерня 2-й передачи вторичного вала        
4$ 14.1701130 Шестерня 3-й передачи вторичного вала        
  14.1701150 Синхронизатор 2-й и 3-й передач в сборе        
  14.1701151 Синхронизатор 4-й и 5-й передач в сборе        
  14.1701172 Палец блокирующий синхронизатора 2-й и 3-й передач        
  14.1701173 Палец блокирующий синхронизатора 4-й и 5-й передач        
  14.1701174 Палец фиксатора синхронизатора 2-й и 3-й передач        
  14.1770160 Синхронизатор делителя передач в сборе        

НОМЕР ДЕТАЛИ НАИМЕНОВАНИЕ          
  15.1770178 Палец блокирующий синхронизатора          
  15.1770182 Палец фиксирующий синхронизатора          
  15.1771010 Механизм переключения передач в сборе   6,3 6,6    
  15.1772010 Воздухораспределитель управления механизмом переключения делителя в сборе        
  15.1772132 Кран управления делителя передач с тросом в сборе        
  5320-1602513 Главный цилиндр управления сцепления        
  5320-1609510 Пневмогидравлический усилитель        
  5320-2402015 Картер главной передачи заднего моста с крышками подшипников в сборе        
  5320-2402020 Шестерни ведомая и ведущая конические (комплект)        
  5320-2402024 Вал ведущий       41)
  5320-2402110 Шестерня ведущая цилиндрическая     ЬЗ  
  5320-2402120 Шестерня ведомая цилиндрическая        
  5320-2402229 Шайба опорная 7,9 8,3 8,7  
  5320-2402269 Гайка подшипника        
  5320-2403040 Гайка подшипника дифференциала        
  53212-2403054 Сателлит дифференциала в сборе        
  5320-2403070 Полуось короткая правая        
  5320-2403071 Полуось длинная левая        
  5320-2502020 Шестерни ведущая и ведомая конические (комплект)        
  5320-2506016 Чашки дифференциала в сборе (комплект)        
  53212-2506054 Сателлит меж осевых о дифференциала в сборе        
  5320-2506060 Крестовин межосевого дифференциала        
  5320-2506111 Картер меж осевое дифференциала        
  53212-2506126 Шестерня коническая привода моста заднего 10,5   11,5  
  5320-2506130 Шестерня коническая привода моста среднего 10,5   11,5  
  5320-2902068 Втулка распорная        
  5320-2918070-10 Башмак рессоры        
  5320-2918074 Втулка башмака        
  5511-2919034 Вкладыш наконечника внутренний        
  5320-3001012 Кулак поворотный правый        
  5320-3001013 Кулак поворотный левый        
  5511-3103010-02 Ступица с тормозным барабаном        

НОМЕР ДЕТАЛИ НАИМЕНОВАНИЕ        
  5320-3104010-20 Ступица с тормозным барабаном        
  5320-3408020 Шланг высокого давления        
  5320-3414010 Тяга сошки        
  5320-3414060 Наконечник правый       З0
  5320-3414061 Наконечник левый        
  5320-3414066 Вкладыш наконечника тяги рулевой трапеции верхний        
  5320-3414067 Вкладыш наконечника тяги рулевой трапеции нижний        
  5320-3501136 Рычаг регулировочный в сборе        
  5320-3502136 Рычаг регулировочный правый в сборе        
  5511-3502136 Рычаг регулировочный правый в сборе        
  5320-3502237 Рычаг регулировочный левый в сборе        
  5511-3502237 Рычаг регулировочной левый и сборе        
  5320-3724010 Пучок правый 1ов передний в сборе        
  5320-3724044 Пучок проводов задний правый в сборе   «8    
  5320-3724045 Пучок проводов задний левый в сборе        
  5320-3724078 Пучок проводов задних фонарей в сборе       2-1
  5320-5301046 Панель боковая съемная правая в сборе        
  5320-5301047 Панель боковая съемная левая в сборе        
  5320-6100136 Дверь правая в сборе     11,5  
  5320-6100137 Дверь левая в сборе     11,5  
  5320-6103050 Стекло форточки двери правое в сборе        
  5320-6103051 Стекло форточки двери левое в сборе        
  5320-8403020 Панель задней части крыла правая в сборе        
ПО 5320-8403021 Панель задней части крыла левая в сборе        
  5320-8415010 Обтекатель левый в сборе        
  5320-8415011 Обтекатель правый в сборе        
  5320-8499003 Панель правая в сборе        
  5320-8499004 Панель левая в сборе        
  5511-8603010 Гидроцилиндр силовой 3,4 3,6 3,8 4,0
  5320-3724010 Пучок провой 1ов передний в сборе        

1.2. МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ

Для определения предполагаемого дефицита необходимо рассчитать потребность в запасных частях и оценить, какаядоля этой потребности может быть закрыта предприятиями по изготовлению и восстановлению деталей.

В задачу прогнозирования входит анализ расхода запасных частей за несколько лет, установление корреляционной связи между периодом времени и расходом запасных частей, что позволяет методом автокорреляции получать прогнозные величины расхода запасных частей 1-й номенклатуры. Удобнее считать не общую потребность в запасных частях N3, а определять коэффициент сменности . В этом случае потребность в запасных частях в году равна

(1)

где количество автомобилей (двигателей, агрегатов), находящихся в эксплуатации, число одинаковых деталей в автомобиле (агрегате, двигателе), коэффициент сменности в году I.

Графическая зависимость между коэффициентом сменности и временем представлена на рис.1.

Рис.1. Прогнозирование коэффициента сменности детали. Штриховая линия прогноз.

Зная положение точек на плоскости, нужно так провести линию регрессии, чтобы сумма отклонений точек от линии вдоль оси ординат была минимальной.

Зависимость от должна быть линейной или допускать возможность линеаризации, например, путем логарифмирования.

Уравнение прямой:

где , постоянные коэффициенты, которые методом наименьших квадратов могут быть найдены по формулам:

Здесь число временных интервалов, по которым имеются наблюдения,

значения ординаты и абсциссы в 1-й точке наблюдения (ординат ).

Для того, чтобы избежать громоздких цифр, следует первый год наблюдения принять , второй - и т.д.

ПРИМЕР 1. Определить прогнозную величину расхода запасных частей на 1992 год детали 740.1007015 — клапан выпускной. Фактический коэффициент сменности детали приведен в табл.2.

Таблица 2

Фактические коэффициенты сменности детали 740.1007015

Годы        
Временный интервал        
0,15 0,2 0,2 0,2

Так как , по формулам (2, 3):


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: