Аскизское наследие

На памятнике было собрано около 200 предметов, так или иначе связанных с аскизскими древностями (Кызласов, 1983). Основная масса этих предметов сделана из железа и относится к снаряжению коня и всадника.

В целом набор предметов для коня и всадника на Золотаревском поселении, конечно же, значительно больше. Это удила, стремена, чесноки, сабли, стрелы и другие вещи, имеющие широкий ареал распространения, которые использовались вместе с предметами «аскизского» круга. Среди них выделяются такие группы предметов, как накладки, султанчики, украшения седла и сбруи, пальмы, крюки для шнуровки, панцирные пластины.

Снаряжение коня представлено железными и бронзовыми деталями уздечки, седла и подпруги. По функциональному назначению уздечный набор можно разделить на группы: наносные султанчики, накладки или наконечники нащечных ремней, распределители ремней, крючки на пластинах, пряжки, детали седла. Внутри этих групп, в зависимости от формы и деталей, выделяются отделы и типы предметов.

I. Наносные султанчики (15 экз.) (рис. 98, 99, 1-3) представлены двумя элементами – трубочками для волосяного султанчика и пластинами-накладками.

Трубочки (4 экз.) (рис. 98, 1-4) сделаны в основном из железа и делятся по форме конуса на 3 типа: коническая сужающаяся, коническая расширяющаяся, цилиндрическая. Четвертая трубочка отличается тем, что она сделана из бронзы в виде цилиндрической трубки с расправленной плоской пластиной сверху и завальцованным краем снизу. Кроме того, поверхность этой трубки позолочена. Подобные трубочки, впрочем, как и железные, характерны и для аскизской культуры, правда, там они покрыты серебром, а не золотом (Кызласов, 1983).

Пластины (11 экз.) также сделаны из железа и делятся по форме на 2 отдела: А – вытянутые (10 экз.), Б – фигурные(2 экз.).

Отдел А. Вытянутые пластины делятся на 2 типа: 1 – в виде дуги, 2 – плоские.

Тип 1 (6 экз.) (рис. 98, 5-9). Три пластины с килевидными и округлыми концами и расширением в центре там, где расположено отверстие. С каждой стороны от отверстия по 2 клепки вдоль центральной оси. Орнамента нет. Две пластины представлены половинками с заостренным концом и бортиками по краям. На поверхности, покрытой золотой амальгамой, есть орнамент: на одной пластине в виде переплетенных полос, на другой – ромбы с полуовалами. На пластинах имеются по два отверстия для клепок вдоль центральной оси, а на одной еще два отверстия по краям. Еще одна половинка пластины сделана в виде прямоугольника с бортиками и позолотой. В центре имеется орнамент из ромбиков.

Тип 2 (3 экз.) (рис. 99, 1-3). Одна пластина прямоугольной формы с V-образным завершением и бортиками по краям. На концах по 2 отверстия для клепок. Поверхность покрыта золотом и украшена орнаментом из переплетающихся полос. Еще одна пластина представляет собой обломок с округлым концом и расширение в центре там, где расположено отверстие. Орнамента нет. В этом плане она очень близка одной из пластин 1 типа. Третья пластина крупного размера имеет глубоко врезанные концы типа «ласточкина хвоста» и бортики по краю. С каждого края по 4 клепки. В центре вместо одного, как у всех пластин, сделано 4 отверстия для трубочек с султанчиком. Более того, пластина покрыта золотой фольгой, а не амальгамой, как другие. Все это свидетельствует, очевидно, о принадлежности ее к богатому уздечному набору.

Отдел Б. (2 экз.) (рис. 98, 10, 11) Фигурные пластины сделаны в виде дуги из подтреугольного в сечении стержня с отверстием в центре. Орнамента практически нет.

Сопоставление золотаревских пластин от наносных султанчиков с аскизскими древностями показывает их близость между собой (Кызласов, 1983). В то же время имеются и некоторые отличительные детали в виде форм и отверстий.

II. Накладки или наконечники нащечных ремней (рис. 99) составляют самую большую группу предметов конского снаряжения. Все они сделаны из железа и подразделяются по форме на отделы. Внутри отделов, с учетом особенностей оформления и деталей, выделяются типы и виды. На всех накладках имеются отверстия для клепок. Клепки, где они сохранились, имеют снаружи округлую шляпку, а с другой стороны расплющены. На некоторых клепках встречаются шайбочки.

Отдел А. Прямоугольные вытянутые накладки делятся на 2 типа: 1 – сплошные, 2 – прорезные.

Тип 1. Сплошные накладки(27 экз.) (рис.) имеют различную форму и размеры, а также завершения концов. Большинство имеет завершение в виде «ласточкина хвоста», либо прямой срез. Передний конец сделан заостренным или волнистым. На поверхности, как правило, орнамент из ромбиков, полосок, веревочек, полукругов, точек, зигзагов. В большинстве своем накладки имеют бортики по бокам и покрыты золотом. На одних это золочение всей поверхности, на других – орнамента. Лишь одна накладка имеет электровое покрытие.

Подобные орнаментальные мотивы и завершения накладок весьма характерны для аскизской культуры, в основном каменского этапа, хотя отдельные предметы ближе к малиновскому этапу аскизской культуры (Кызласов, 1983). Однако практически во всех орнаментах присутствует местная специфическая трактовка. В результате возникают такие сочетания элементов орнамента, которых нет на накладках аскизской культуры. Прежде всего наблюдается активное использование такого орнамента, как веревочка, и сочетание сплошного орнамента с орнаментом по краям. В то же время завершения накладок и передние концы гораздо однообразнее, чем у накладок аскизской культуры.

Накладки этого типа встречены и на других поселениях с коричнево-красной гончарной посудой Верхнего Посурья (Чемодановское селище) и Примокшанья (Вадинское 2 селище, Серго-Поливановское селище, селище «Попова поляна»). Однако на них нет позолоты, зато разнообразнее завершения. Наряду с «ласточкиным хвостом» встречаются скобчатые, а передний конец кроме заостренных имеет килевидное и шлемовидное окончания (Белорыбкин, 2000а). Накладка с позолотой и ромбическим орнаментом найдена на древнерусском Лавском селище (левый берег р. Быстрая Сосна) в заполнении жилища второй половины XII века (Тропин, 1998. Рис. 3, 13). Накладка со сплошным покрытием золотом найдена на домонгольском Семилукском городище на Дону (Пряхин, 1991. Рис. 8, 12), а также в Серенске (Кызласов, 2000. Рис. 1) и в Звенигороде в сооружении XII-XIII веков (Русанова, Тимощук, 1993. Рис. 60). В то же время И.Л. Кызласов считает, что накладки с позолотой с территории Руси относятся к XIII–XIV векам, что противоречит нашим данным о гибели Золотаревского поселения в первой трети XIII века.

Тип 2. Прорезная накладка(1 экз.) (рис.) имеет 11 ромбических отверстий, по краям бортики, по углам и в центре отверстия для клепок. Поверхность покрыта позолотой. Прорезной орнамент в виде ромбиков характерен для каменского этапа аскизской культуры (Кызласов, 1983).

Необходимо отметить и тот факт, что накладки этого отдела довольно редки для Восточной Европы, хотя накладки других отделов представлены довольно широко.

Отдел Б. Шарнирные накладки (2 экз.) (рис.) представлены большой пластиной с завершением в виде «ласточкина хвоста» и ушком на передним конце с двумя прорезями и небольшой пластиной с шатровым концом и ушком с одной прорезью на завершении. Большая пластина имеет бортики и покрыта не просто позолотой, а золотой фольгой. Вся поверхность украшена прорезным орнаментом в виде полукружий. Подобного типа накладки широко представлены в материалах аскизской культуры, но в основном на псалиях (Кызласов, 1983). У нас же это шарнирные составные накладки с подвесками. Есть они и на других поселениях вдоль р. Суры (Белорыбкин, 2000а). Подобные накладки известны в поломско-чепецких древностях XI-XIII веков (Иванов, 1997. Рис. 57), на памятниках древних удмуртов X-XIII веков (Иванова, 1998. Рис. 27), древних марийцев (Архипов, 1986. Рис. 34), но широко они были распространены на территории Волжской Булгарии (Руденко, 2000. Рис. 7).

Отдел В. Объемные накладки (рис.) делятся на 2 типа: 1 – вытянутые, 2 –короткие с колечком.

Тип 1. Вытянутые накладки (рис.) делятся на 2 вида: а – сплошные, б – прорезные.

Вид а. Сплошные накладки (6 экз.) представлены утолщенными пластинами различного сечения: треугольного, полуовального, П-образного, рифленого. На одной накладке для придания объема к железной пластине приварена медная. Завершения накладок сделаны в виде «ласточкина хвоста», а передний конец имеет килевидную форму. У накладки с П-образным сечением завершение в виде трезубца, а передний конец в виде шлема. В этом плане она близка к накладкам геральдической формы. Практически все накладки без орнамента. Орнамент в виде линейной насечки встречается лишь на накладке с полуовальным сечением и циркульный – на П-образной накладке. Накладки треугольного и рифленого сечения можно смело отождествлять с аскизскими древностями. Что же касается других, то, несмотря на схожесть в оформлении концов, мы можем отметить лишь подражания аскизским изделиям.

Вид б. Прорезная накладка (1 экз.) (рис.) сделана в виде прямоугольной пластины с тремя отверстиями и боковыми углублениями. Завершение прямосрезанное, а передний конец шлемовидный. Эта накладка является явным подражанием аскизским образцам.

Тип 2. Короткие накладки с колечком (рис.) делятся на 2 вида: а – горизонтальные, б – вертикальные.

Вид а.Горизонтальные накладки (21 экз.) (рис.) представлены подпрямоугольными пластинами с двумя клепками и ушком с вставленным в него колечком диаметром от 1 до 1,5 см различного сечения. Половина накладок имеет рифленые края. Одна накладка имеет в центре круглое отверстие, еще одна соединена кольцом с крючком на пластине. Горизонтальные накладки широко представлены в материалах аскизской культуры и относятся к бляшкам с кольцами (Кызласов, 1983). Одна из таких бляшек встречена на поселении у р. Вад (Белорыбкин, 2000а). Подобные формы накладок были распространены прежде всего в Волжской Булгарии (Руденко, 2000. Рис. 8). Они также встречались в Прикамье в XII-XIII веках (Иванова, 1982. Рис. 5) и у марийцев (Архипов, 1986. Рис. 34).

Вид б. Вертикальные накладки (9 экз.) (рис.) тоже сделаны из прямоугольных пластин, только в вертикальном положении, с одной клепкой и ушком с вставленным в него колечком. На двух имеются рифленые края, что сближает их с аскизскими традициями, где подобные формы встречаются в сочетании с крючками, либо в составных накладках малиновского этапа. К вертикальным можно отнести и накладку в виде пирамидки треугольного сечения с осью в основании. На ось надето кольцо. Подобная форма близка по типу к аскизским крючкам малиновского этапа (Кызласов, 1983), однако налицо и конструктивные отличия.

Отдел Г. Геральдические накладки (7 экз.) (рис.) характеризуются щитовидной формой с завершением в виде зубцов и шатровым передним концом. Они имеют по 2 клепки и оформлены перетяжками как поперек, так и вдоль. На одной накладке прорезь в виде двух соединенных круглых отверстий. Стилистически они близки аскизским накладкам, но вполне очевидно, что накладки являются предметом местного изготовления. На одной из накладок есть позолота.

Отдел Д. Т-образные накладки (5 экз.) (рис.) представляют собой овальный или ромбический щиток с двумя отверстиями для клепок и перекладиной наверху. Они являются типично аскизскими украшениями. Из них лишь одна покрыта позолотой. Такие накладки и в аскизских материалах практически не покрывались серебром (Кызласов, 1983).

Отдел Е. Фигурные накладки (3 экз.) имеют самые разнообразные формы и детали. Две сделаны в виде ромба, одна в виде треугольника, а по углам отверстия для клепок. Снизу расположено ушко, в которое вставлено кольцо большого диаметра. Поверхность позолочена. Накладки с такими выемками больше характерны для каменского этапа аскизской культуры (Кызласов, 1983).

Отдел Ж. Треугольные накладки (2 экз.) (рис.) представлены пластинами в виде малого равностороннего треугольника и вытянутого. На концах сделаны клепки. У вытянутой накладки поверхность покрыта золотом, а по центральной оси нанесен орнамент из двух перевитых линий. Завершения сделаны в виде «ласточкина хвоста». Если малый треугольник встречается в аскизских материалах, то большой лишь стилистически можно соотнести с аскизскими древностями (Кызласов, 1983).

III. Распределители ремней составляют еще одну многочисленную группу предметов конской сбруи. Они представляют собой железные пластины с ушком на конце, куда вставлялось соединительное кольцо. Пластина соединялась с ремнем при помощи одной или двух клепок. Там, где на кольце сохранилось по 2 накладки, они были однотипны. Практически все они не орнаментированы.

Накладки распределителей относятся к отделу прямоугольных. В зависимости от формы и оформления они делятся на 2 типа: 1 – длинные, 2 – короткие.

Тип 1. Длинные накладки(13 экз.) (рис.) сделаны из пластин, украшенных перетяжками и боковыми углублениями. Среди завершений преобладают вильчатое и «ласточкин хвост». Все накладки с вильчатым завершением имеют по одной клепке у завершения и длинный загнутый язычок. 6 накладок, включая сдвоенный распределитель, имеют П-образное сечение. На одном комплекте из двух накладок и кольца имеется орнамент в виде двух пересекающихся позолоченных полосок. Между собой накладки соединены нестандартным кольцом шестигранного сечения.

Тип 2. Короткие накладки (11 экз.) делятся на 2 вида: а – сплошные, б – прорезные.

Вид а. Сплошные накладки (9 экз.) (рис.) имеют шатровые завершения передних краев и по 2 клепки. Половина из них украшена перетяжками. Все это в целом сближает данные накладки с геральдическими.

Вид б. Прорезные накладки (2 экз.) (рис.) тоже имеют шатровое завершение и украшены перетяжками. Помимо этого в центре пластины сделаны 2 соединенных круглых отверстия. Они также близки с геральдическими накладками.

В целом прямоугольные накладки распределителей ремней, с одной стороны, имеют восточноевропейские корни, а с другой – стилистически близки аскизским древностям (Кызласов, 1983).

IV. Крючки на пластинах (6 экз.) делятся на 2 типа: 1 – с ушками, 2 – без ушек.

Тип 1. Крючки на пластинах с ушками (5 экз.) (рис.) сделаны из узких объемных пластин с двумя клепками. В ушко вставлено кольцо диаметром около 1 см. На одном из колец прикреплена еще и бляшка-накладка типа IIВ2а. Пластины орнаментированы перетяжками, а крюк – насечками. На двух крючках шаровидные навершия. У двух крючков концы загнуты вовнутрь, типа карабинов, у двух других отогнуты наружу. В целом подобные крючки характерны для малиновского этапа аскизской культуры (Кызласов, 1983).

Тип 2. Крючки на пластинах без ушек (3 экз.) (рис.) сделаны на широких пластинах с отверстиями для клепок. На удлиненном крючке их 3, на коротком 4. Пластина удлиненного крючка украшена по краю полоской позолоты и имеет прямое завершение. На короткой орнамента нет и завершение V-образное. Крюк на этой пластине имеет шаровидное окончание. Такие крючки более характерны для каменского этапа аскизской культуры (Кызласов, 1983).

V. Пряжки от конского снаряжения сделаны из железа и бронзы и по способу соединения с ремнем делятся на 3 отдела. По форме рамки и щитка выделяются типы.

Отдел А. Пряжки без специального приспособления для соединения с ремнемделятся на 4 типа: 1 – прямоугольный, 2 – полуовальный, 3 – круглый, 4 – луковицевидный.

Тип 1. Прямоугольные пряжки (2 экз.) (рис. 104) абсолютно схожие – с насечкой по углам и на язычке. На внешних углах нанесен циркульный орнамент. Подобные пряжки встречаются на соседних памятниках с коричнево-красной гончарной посудой (Белорыбкин, 2000а).

Тип 2. Полуовальные пряжки (4 экз.) (рис.) имеют насечку по углам. У двух насечки на язычке, одной на внешнем краю, еще у одной по всей рамке.

Тип 3. Круглые пряжки (3 экз.) (рис.). Одна имеет насечку по рамке, другая – на язычке.?????

Тип 4. Луковицевидные пряжки (5 экз.) (рис.) также имеют насечки на рамке и рифленые углы.

По своим орнаментальным мотивам пряжки этого отдела близки пряжкам аскизской культуры, хотя чувствуется симбиоз местных и сибирских традиций.

Отдел Б. Пряжки щитковые делятся на 2 типа: 1 – неподвижно соединенные с рамкой, 2 – подвижно соединенные с рамкой.

Тип 1. Пряжки, неподвижно соединенные с рамкой (5 экз.) (рис.), делятся на 2 вида: а – круглые, б – луковицевидные.

Вид а. Круглые пряжки (5 экз.). Две пряжки длиннощитковые со шлемовидным окончанием с 2 клепками вдоль центральной оси, одна – с широким щитком. На одной пряжке щиток без орнамента, на другой – насечки по бокам. Две пряжки со средним щитком с V-образным и прямосрезанным окончанием. По бокам по 2 выемки. На конце щитка одна клепка.

Вид б. Луковицевидная пряжка (1 экз.) (рис.) украшена насечками по рамке и рифлеными полосками на щитке. Щиток длинный с V-образным окончанием и двумя клепками вдоль оси. С внутренней стороны щитка выемка. Подобная пряжка встречена на Старорязанском городище (Даркевич, Борисевич, 1995. Табл. 57, 11).

Тип 2. Пряжки подвижно соединенные с рамкой (4 экз.) (рис.), делятся на 2 вида: а – полуовальные, б – луковицевидные.

Вид а. Полуовальная пряжка (1 экз.) (рис.) со сплошной рамкой, украшенной насечками. Щиток орнаментирован слабо – лишь двумя поперечными линиями и двумя боковыми выемками. Щиток длинный с овальным завершением и двумя шариками по его бокам. Вдоль оси 2 клепки.

Вид б. Луковицевидные пряжки (5 экз.) (рис.) представлены двумя фрагментами в виде рамок без щитков, двумя щитками и одной целой пряжкой. У нее рамка украшена насечками, а длинный щиток – перетяжками. Завершение щитка сделано в виде шлема, а на самом щитке П-образного сечения имеется два отверстия для клепок вдоль центральной оси. Один щиток медный.

Пряжки этого отдела находят полные аналогии в материалах аскизской культуры (Кызласов, 1983).

VI. Детали седла представлены седельными бляхами, пробоями и накладками.

Седельные пробои (14 экз.) (рис. 103) сделаны из железных пластин в виде скобы, согнутой в середине вокруг кольца, с разведенными в разные стороны острыми концами. На некоторых скобах сохранились плоские круглые шайбы диаметром до 3 см. Встречались шайбы и ромбовидные с фигурными краями. Судя по пробоям, толщина луки, на которой они крепились, достигала 1,5-2 см.

Седельные накладки (5 экз.) (рис. 103) представляют две позолоченные крестовидные накладки из железа с четырьмя отверстиями по краям для гвоздиков, одна треугольная с отверстиями по углам и одна ромбическая с отверстием в центре. Еще одна – сердцевидной формы с двумя отверстиями – отлита из бронзы и имеет растительный орнамент. С учетом особенностей украшения их также можно отнести к древностям аскизского типа.

Подводя итоги, можно отметить, что на Золотаревском поселении представлен практически весь набор аскизского снаряжения коня, за редким исключением. Нет лишь вертикальных псалиев да боковых крюков на пластинах. В то же время золотаревские материалы менее разнообразны, чем аскизские древности, что вполне объяснимо локальностью их расположения и значительной удаленностью от основной территории аскизской культуры. При этом очень ярко прослеживается линия местного производства снаряжения, похожего на аскизское, но имеющего творческие добавления. Учитывая стилистически грамотное и сообразное по форме производство, можно отметить, что местные ремесленники и заказчики были хорошо знакомы с культурой аскизов в Хакасско-Минусинской котловине.

Обращает на себя внимание и тот факт, что на Золотаревском поселении сосредоточено довольно большое по сравнению с любым памятником Восточной Европы количество предметов аскизского типа. Все это свидетельствует, с одной стороны, о длительности пребывания представителей аскизской культуры, а с другой стороны, если учесть тот факт, что на поверхности поселения обнаружено множество разрозненных останков людей, можно предположить, что во время монгольского нашествия в начале XIII века здесь произошло сражение, в результате которого погиб конный военный отряд, использовавший аскизоидные украшения и вещи. Вместе с ним погибло и само поселение, о чем свидетельствуют результаты археологических исследований Золотаревского городища (Полесских, 1977). Судя по тому, что часть предметов относится к домонгольскому времени и была произведена на поселении, можно предположить, что этот военный отряд защищал поселение от монголов, а не находился в составе монгольского войска.

Вполне возможно, что стоявший здесь военный отряд осуществлял охрану торгового пути из Булгара в Киев и других торговых магистралей этого региона, а также торговой фактории у Золотаревского городища. Одним из подтверждений этого могут служить находки железных накладок с позолотой на поселениях как Древней Руси (Пряхин, Цыбин, 1991), так и Волжской Булгарии (Казаков, 1991; Руденко, 2000), правда, в единичных экземплярах, но зато типологически близких к золотаревским изделиям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: