Состав и роль педагогического совета

Государственное руководство школой со стороны директора мы стремимся сочетать с коллегиальностью обсуждения и ре­шения важных вопросов учебно-воспитательной работы.

Эффективность коллегиальности зависит от общности взгля­дов на принципиальные вопросы, определяющие направление, сущность воспитания. Эта общность педагогических взглядов и убеждений позволяет нашим учителям решать коллектив­но - на заседании педагогического совета - практические вопросы жизни и труда школы (педагогический совет собирает­ся семь-восемь раз в год). Коллективные решения и рекоменда­ции по конкретным вопросам обязательны для всех работни­ков школы.

Наш педагогический совет состоит из учителей, старшего пионервожатого, библиотекаря, воспитателей групп продлен­ного дня, врача, руководителей кружков, директора школы, завуча, заместителя директора по хозяйству, пяти-семи чле­нов родительского комитета, избираемых ежегодно на обще­школьном родительском собрании, представителя комсомоль­ской организации. Ежегодно избирается председатель, заме­ститель председателя и секретарь педагогического совета. Председателем, как правило, избирается директор школы, его заместителем - один из учителей.

Педагогический совет избирает ежегодно директора, заве­дующего учебной частью, распределяет предметы и классы между учителями, утверждает классных руководителей, руко­водителей кружков. Из преподавателей каждого предмета утверждается старший учитель - руководитель методического объединения. Утверждаются также пионервожатые - ученики старших классов, рекомендованные комитетом комсомола.

Педагогический совет утверждает отчет школы, представ­ляемый в конце года в отдел народного образования. Ежегодно коллектив принимает решение о представлении лучших учи­телей к награде - денежной премии Министерства просвеще­ния, почетной грамоте, значку «Отличник народного просве­щения», а также к почетному званию - заслуженный учитель. Соответствующие характеристики составляются членами педа­гогического совета по его поручению.

Распределяя уроки и внеклассную работу, педагогический совет руководствуется, прежде всего, интересами дела: каждый учитель должен обеспечить высокий уровень преподавания предмета и воспитания детей. Здесь принимается во внимание не только мнение коллектива учителей, но и мнение родитель­ской общественности. У нас был один случай, когда представи­тели родителей - члены педагогического совета потребовали не допускать к работе преподавателя истории: он недобросо­вестно относился к делу, плохо готовился к урокам, не повы­шал своих знаний.

При распределении уроков и внеклассной работы учитыва­ются и интересы учителя, в частности его заработная плата. Если нет возможности дать учителю достаточное число уроков (что обеспечивало бы необходимую оплату труда), ему дается оплачиваемая внеклассная работа. Мы стремимся к тому, чтобы общий заработок учителя был не меньше полторы ставки; он приближается, таким образом, к заработку директора и за­вуча. И это правило соблюдается очень строго: педагогический совет не утвердит распределения уроков и классов, если нару­шены интересы хотя бы одного учителя.

Педагогический совет заботится о подготовке детей к обучению в школе. Мы берем на учет всех детей, в поселке начиная с 4-летнего возраста. В семьи этих детей идут педагоги, кото­рым их придется учить, и врач. Они знакомятся с родителями, помогают определить правильный режим, обеспечивающий здоровье и нормальное духовное развитие ребенка. Время от времени педагогический совет заслушивает доклад врача о состоянии здоровья этих детей.

Мы заботимся о лечении больных и об укреплении здоровья слабых. По представлению педагогического совета в течение 12 лет (1955-1967) колхоз и профсоюзные организации пред­приятий (вагонный завод, гидроэлектростанция, автомобиль­ный завод, маслозавод - на этих предприятиях работают ро­дители наших детей) выделили средства для дополнительного питания 45 детей, направили на лечение 63 ребенка. Благода­ря этому удалось предотвратить длительные пропуски детей по болезни.

Педагогический совет принимает также решения о том, ко­му из учеников надо выдавать в школьной столовой дополни­тельное бесплатное питание, молоко (за счет государственных, колхозных и профсоюзных средств).

Педагогический совет заботится о режиме труда и отдыха детей и учителей: утверждает режим дня, рекомендуемый для учащихся младшего, среднего и старшего возраста. Памятки об этом режиме разъясняются на занятиях родительской шко­лы. Для отдельных детей (перенесших болезнь, слабых, подвер­женных простудным заболеваниям) устанавливается специаль­ный режим труда и отдыха. Учителя, врач, члены родительско­го комитета изучают утомляемость детей в школе, загружен­ность домашними заданиями, врач делает выводы о состоянии здоровья отдельных детей в начале и в конце каждой четверти. Периодически врач сообщает о состоянии сердечно-сосудистой системы, дыхательных путей, зрения и слуха учащихся. Благодаря этому в течение последних 19 лет (1948-1965) мы смогли в 28 случаях предотвратить развитие серьезных заболе­ваний сердца, легких, глаз школьников. Раз в год врач и учи­тель, которому поручено это важное дело, докладывают пед­совету о состоянии школьной мебели, о соответствии размеров парт росту учеников.

Педагогический совет рассматривает и утверждает правила безопасности работы в школьных мастерских, в рабочих ком­натах и лабораториях, на детской электростанции, на учебно-­опытном участке. Рассматривается вопрос о посильности и про­должительности общественно полезного труда для каждого возраста. Если кто-нибудь из местных руководителей требует непосильного труда (это, к сожалению, бывает), он имеет дело не с директором школы, а с коллективом учителей: решение педагогического совета разрешить или запретить выполнение той или иной работы· учащимися окончательно, его не имеет права отменить никто.

Педагогический совет утверждает расписание уроков и пла­ны внеклассных занятий. Особенно внимательно рассматри­ваются планы воспитательной работы на каникулярное время: сочетание труда с отдыхом должно быть таким, чтобы работа летом не шла в ущерб отдыху. Планы воспитательной работы на осенние, зимние, весенние и летние каникулы составляются с таким расчетом, чтобы каждый педагог, кроме двухмесячного отпуска, отдыхал ежегодно в каникулярное время не меньше двадцати дней. Труд учителя требует огромной затраты сил, и без периодического отдыха его духовный рост невозможен.

Педсовет заботится о создании, пополнении, совершенство­вании материальной базы учебно-воспитательного процесса, а также об облегчении физического труда, о внедрении машин. Учителя вносят на обсуждение коллектива предложения о том, какие необходимо изготовить наглядные пособия для учащихся, инструменты, оборудование. При этом главное внимание уделяется педагогической, методической стороне дела. Соот­ветствующие решения педагогического совета выполняются всем коллективам (например, детские инструменты для млад­ших школьников и механизмы для поливки деревьев изготовлены учителями и учениками старших классов).

В конце года педагогический совет обсуждает качества книжного фонда шкалы. Принимается решение, какие книги необходимо приобрести для библиотеки и комнат для чтения.

Перед началом занятий педагогический совет ежегодно об­суждает содержание программ, составляет перечень практиче­ских умений и, навыков, которые невозможно в деталях пре­дусмотреть программой. Так, стала традицией утверждать пе­речень орфограмм, которыми учащиеся должны, твердо овла­деть в начальных классах. На основе своих наблюдений над учениками учителя пополняют, уточняют перечень орфограмм, сложившийся в течение нескольких лет. Рассматриваются так­же рекомендации учителям математики, физики, химии, биологии о том, какие и сколько задач надо решить в течение года; какие действующие модели машин, механизмов, установок ученики должны будут изготовить в качестве зачетных практи­ческих рабат; какие гербарии и коллекции они должны будут собрать в дни летних каникул и т. д. Ежегодно обсуждаются и уточняются темы творческих письменных рабат - сочинений для каждого класса, а также темы рефератов, которые состав­ляются учащимися старших классов.

Педагогический совет обсуждает доклады директора и за­вуча, посвященные обзору посещенных ими уроков за опреде­ленный период. В этих докладах анализируются узловые воп­росы учебно-воспитательного процесса: активность умствен­ного труда учащихся, развитие и углубление знаний в процес­се обучения, применение знаний на практике, предупреждение неуспеваемости, формирование нравственных убеждений и др. Одной из форм участия учителей в коллективном руководстве школой являются короткие сообщения - доклады об опыте работы. Учителя выдвигают предложения, оказывающие нередко очень большое влияние на практическую работу всего коллек­тива. Так, в 1959/60 учебном году учительница М. Н. Верхо­винина выступила с докладом на тему «Роль чувств в нравственном воспитании учащихся младшего возраста». В этом докладе содержались яркие, убедительные факты, свидетельствую­щие об огромной важности эмоциональной культуры поведения детей. Опыт М. Н. Верхавининой был воспринят всем коллективом. Эмоциональная сфера духовной жизни детей стала спе­циальной областью практической рабаты коллектива.

Педагогический совет обсуждает также вопросы об эстетической обстановке в шкале, ее создании и сохранении, орече­вой культуре, о соблюдении норм и правил школьной гигиены.

Являющиеся продуктом коллективной мысли, решения пе­дагогического совета выполняются каждым учителем как воляколлектива.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: