Наши учителя, воспитатели

Что значит хороший учитель? Это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком.

Хороший учитель - это, во-вторых, человек, хорошо знаю­щий науку, на основе которой построен преподаваемый им предмет, влюбленный в нее, знающий ее горизонты - новейшие открытия, исследования, достижения. Гордостью школы ста­новится учитель, который, в дополнение к сказанному, сам не­равнодушен к проблемам, над которыми бьется его наука, об­ладает способностью к самостоятельному исследованию. Хоро­ший учитель знает во много раз больше, чем предусматривает программа средней школы. Учебный предмет для него - лишь азбука науки. Глубокие знания, Широкий кругозор, интерес к проблемам науки - все это необходимо учителю для того, что­бы раскрывать перед воспитанниками притягательную силу знаний, предмета, науки, процесса учения. Ученик должен ви­деть в учителе умного, знающего, думающего, влюбленного в знания человека. Чем глубже знания, чем шире кругозор, все­сторонняя научная образованность учителя, тем в большей ме­ре он не только преподаватель, но и воспитатель. Для учителя начальных классов важно не только всестороннее образова­ние, но и особенный интерес к какой-нибудь определенной на­уке, отрасли знаний.

Хороший учитель - это, в-третьих, человек, знающий пси­хологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно.

Хороший учитель - это, в-четвертых, человек, в совершенстве владеющий умениями в тои или иной трудовой деятельности, мастер своего дела. Очень важно, чтобы в школе был и пре­красный садовод, и человек, влюбленный в машины, и мастер электротехники, и столяр, и растениевод, любящий копаться на учебно-опытном участке. В хорошей школе у каждого учи­теля есть какая-нибудь трудовая страсть.

Где же найти людей с таким всесторонним развитием? Хорошие люди вокруг нас, их надо умело искать. Я всегда добивался права совершенно самостоятельно подбирать учителей и считаю, что без этого школа немыслима.

Без морального одобрения всеми педагогами моей дирек­торской работы я бы не оставался в школе ни одного дня. Еже­годно перед началом учебного года мы всем коллективом распределяем обязанности, недельную нагрузку между учите­лями, и коллектив приходит здесь к решению, кто будет ди­ректором, заведующим учебной частью, старшим пионервожатым, классными руководителями. Если коллектив приходит к выводу, что тот или иной учитель не справляется со своими обязанностями, этот учитель уходит из школы. В решении этих вопросов участвуют родители - члены педагогического совета. Их мнение особенно важно.

Хороший учитель не всегда приходит в школу с уже гото­выми качествами. Часто приходится подбирать человека, име­ющего лишь соответствующие данные для той всесторонней подготовленности, о которой говорилось выше. Затем начинает­ся кропотливая работа с этим человеком, и он становится хорошим учителем прежде всего благодаря обстановке творческого труда педагогического коллектива и учащихся.

Прежде чем оформить назначение нового учителя через от­дел народного образования, я стремился как можно лучше узнать его как человека, получить представление о его интере­сах, кругозоре, духовной жизни. Самое лучшее средство для этого - непринужденные дружеские беседы. Мы находим те­мы, которые нас волнуют, высказываем взгляды, убеждения. При этом всегда выясняется, чем живет человек, что привело его к мысли посвятить жизнь педагогической деятельности. Наиболее высокая оценка дается учителям, у которых любовь к детям сочетается с творческим интересом к проблемам науки.

Нередко поиски будущего учителя начинаются с того, что в человеке, еще не имеющем педагогического образования, обнаруживаешь задатки таланта педагога. На одно из предприя­тий нашего района поступил демобилизовавшийся из армии Александр Александрович Филиппов, по специальности электромонтер, с общим средним образованием. Меня очень заинте­ресовало то, что дома у этого молодого рабочего была целая мастерская, что в вечерние часы и в выходные дни к нему при­ходили ребята - ученики нашей и соседней школы, - и он вместе с ними конструировал действующие модели и приборы.

Я познакомился с Александром Александровичем и убедился, что он может стать хорошим учителем. Посоветовал ему поступить на заочное отделение пединститута. В течение года Александр Александрович знакомился со школой, посещал уроки опытных учителей. Мы помогали ему в заочном обуче­нии, а он помогал школе во внеклассной работе. К нему потянулись дети, подростки, юноши и девушки, у которых пробудился интерес к техническому творчеству. Нашли комнату для внеклассной работы по технике, дети с гордостью назвали ее кабинетом автоматики и телемеханики.

Это было за два года до официального назначения А. А. Фи­липпова учителем физики. Получая назначение, молодой учи­тель (заочник третьего курса) поставил передо мной требова­ние: кроме физического кабинета (такой кабинет, хотя и недо­статочно обеспеченный приборами, уже был в школе), надо создать кабинет электротехники, а в будущем - небольшую мастерскую по техническому творчеству. Я с радостью согла­сился, зная, что создавать все это мы будем вместе с молодым учителем.

В комнате для внеклассной работы по технике закипел ин­тересный, захватывающий детей творческий труд. Воспитанники принялись конструировать действующие модели механиз­мов и установок. С каждым годом это конструирование становилось тоньше и сложнее: от действующей модели тепловой электростанции ученики сделали шаг к моделям с программным управлением, - сконструировали действующую модель токарного станка-автомата. Каждый год у руководителя техни­ческих кружков появлялись новые помощники, рождались но­вые кружки и новые замыслы. Спустя некоторое время учитель «заболел» проблемой непосредственного превращения химиче­ской энергии в электрическую, проблемой создания без генера­торной установки. Его мечта овладела мыслями юных техни­ков, они ставят опыты, экспериментируют. Потом физик предъ­явил мне новое требование: в школе надо открыть кабинет занимательной науки и техники. Осуществление этой мечты увлекло и меня, и многих других преподавателей. Вскоре каби­нет был создан, в нем появилось все необходимое для труда юных талантов, для конструирования и моделирования, для теоретического изучения достижений науки и техники.

В редакции районной газеты работал Андрей Андреевич Самков, страстно увлекавшийся садоводством и цветоводством. Слухи об этом увлечении А. А. Самкова дошли до нашей шко­лы. Я поехал к Андрею Андреевичу домой. Меня поразила влюбленность этого человека в землю, в растительный мир, глу­бокая вера в науку, в знания. У него на крохотном участке бы­ло выращено двадцать сортов винограда. Этому человеку, по­думал я, самой природой предназначено воспитывать детей.

Андрей Андреевич учился в заочном сельскохозяйственном институте. По моему совету Андрей Андреевич стал посещать уроки опытных педагогов, чтобы приобрести практические уме­ния по методике преподавания. 3атем ему были поручены уро­ки биологии. Учебно-опытный участок и плодовый сад школы стали настоящим исследовательским центром.

Ныне под руководством А. А. Самкова в школе работают научно-биологический, научно-биохимический кружки, а так­же несколько кружков юных испытателей природы. Молодой агроном стал талантливым учителем. Он завоевывает сердца детей любовью к делу и глубоким знанием предмета. Под са­мую, казалось бы, простую сельскохозяйственную работу он стремится подвести научный фундамент, в любое дело умеет вдохнуть мысль, замысел, резко повышающий интерес к этому делу. Андрей Андреевич учит ежегодно 150-170 старшеклас­сников, а воспитывает, кроме них, еще примерно 50 учеников младших классов - юных натуралистов.

Среди кружковцев у него есть несколько человек, как он их называет, одержимых - это дети, подростки, юноши и девуш­ки, у которых уже в школьные годы ярко раскрылся талант растениеводов, садоводов, плодоовощеводов, животноводов. С ними ведется отдельная воспитательная работа.

За три года Андрей Андреевич изучил курс педагогики и методики;преподавания естествознания. Под руководством Ан­дрея Андреевича ученики выращивают зерновые и технические культуры на участке колхозной земли, закрепленном за шко­лой. Они ставят опыты, испытывают новые сорта, изучают свойства почв и местных удобрений. Теперь на базе учебно-опытного участка школы создан научно-методический центр институ­та усовершенствования учителей.

Учитель - это первый, а затем и главный светоч в интел­лектуальной жизни школьника; он пробуждает у ребенка жажду знаний, уважение к науке, культуре, образованию.

Многолетний опыт убеждает, что важнейшее условие ус­пешной работы по всестороннему развитию детей - это богатая,разносторонняя интеллектуальная жизнь педагогического коллектива, разнообразие интересов, широта кругозора, пыт­ливость, чуткость к новому в науке.

Коллективное богатство слагается из богатства индивиду­ального, личного. Фундамент, на котором стоит школа и строит­ся все, что делается в школе, - это разносторонние знания, богатая умственная жизнь, широта кругозора, постоянный и интеллектуальный рост каждого учителя. Через три - пять лет после окончания вуза учитель должен знать в три, в пять и десять раз больше, чем знал он в первый год своей работы. Если этого нет, ученики будут обречены на скучную зубрежку и отупение, так как преподавание, не согретое и не озаренное стремлением учителя к знанию, превращается для него в тя­желую повинность, В бремя, а у ребенка отбивает всякую охо­ту к знаниям и губит его интеллектуальные задатки и способ­ности. Интеллектуальный рост, постоянное обогащение, обнов­ление, пополнение, углубление, совершенствование знаний­ - это вопрос жизни учителей, особенно тех, кто работает в шко­ле 10, 20, 30 лет. Опасность духовного «окостенения» угрожает такому учителю не меньше, а иногда даже больше, чем молодому педагогу; предотвратить такую опасность - дело коллектива.

Каждый наш учитель руководит одним, двумя или несколькими коллективами, в которых бьют ключом богатая, многогранная духовная жизнь воспитанников; он, учитель, является для этого коллектива источником знаний и примером увлеченности наукой. Каждый учитель своим обликом, трудом, интересами, жаждой новых знаний вносит личный вклад в многогранную духовную жизнь коллектива. Я не представ­ляю себе учителя, у которого не было бы самых тесных связей е духовной жизнью школьников - не только его учеников, но и вообще членов общешкольного коллектива. У нас в педагогическом коллективе 35 учителей, старший пионервожатый, библиотекарь. Каждого из них отличает что-то его личное, не­повторимое.

Охарактеризуем наш педагогический коллектив, покажем, чем он живет, как учитель становится наставником, воспита­телем, вдохновителем духовной жизни учащихся.

Из 35 наших учителей высшее педагогическое образование имеют 25, незаконченное высшее - 1, среднее педагогическое - 7, общее среднее образование - 2. У четверых педагогический стаж от 25 до 35 лет, у девяти - от 20 до 25 лет, у се­мерых- от 15 до 20 лет, у троих - от 10 до 15 лет, еще у шес­терых - от 5 до 10 лет и у четверых - до 5 лет. В нашей шко­ле работают: двое - от 25 до 30 лет, 6 человек - от 20 до 25 лет, 12 человек - от 15 до 20 лет, 5 человек - от 10 до 15 лет. Таким образом, 25 наших учителей работают в этой школе не меньше 10 лет. Постоянство коллектива - одно из важных условий того, что богатства педагогической культуры, накопленные в течение многих лет, бережно хранятся и пере­даются молодежи.

Несмотря на то, что в нашей школе много учителей с боль­шим педагогическим стажем, у нас только двое преподавателей старше 50 лет, а средний возраст наших учителей - 39 лет.

В подавляющем большинстве наши учителя, имеющие стаж 20-30 лет, начали свою педагогическую работу в воз­расте 17-20 лет, а кое-кто - 16-летними юношами и девушка­ми. Все учителя навсегда связали свою судьбу с селом и со шко­лой, ни у кого не было, и нет желания куда-нибудь выехать или оставить педагогическую работу. Все учителя, за исклю­чением двух человек, семейные, у всех есть дети. Всего в 30 учительских семьях насчитывается 69 детей: из них 28 уже окончили школу, 18 - дошкольники и 23 учатся в настоящее время в нашей же школе. В коллективе - 15 мужчин и 20 женщин.

Эти цифры имеют существенное значение для характерис­тики коллектива, его качеств. В настоящее время мы воспи­тываем 276 детей, родители которых тоже были нашими учени­ками. Смотришь, бывало, на малыша или подростка, наблю­даешь его работу на уроке, как он думает, решает задачи, чем интересуется, и невольно сравниваешь его с отцом или С матерью, которые когда-то тоже сидели в этом же классе, иногда даже за той же партой. К нам в школу начинают при­ходить уже внуки тех учеников, которых когда-то воспитыва­ли учителя, работающие в нашей школе больше 25 лет. Мы прекрасно знаем родословную всех семей, на наших глазах происходит становление духовного мира ребенка, - все это по­могает нам в воспитании.

Имеет большое значение и то, сколько в коллективе муж­чин и женщин. Чисто женский учительский коллектив быть не должен. Мы стремимся здесь к равновесию, считая это важ­ным условием правильного воспитания подростков - мальчи­ков и юношей, которым нужны не только добрые советы и на­ставления, но и твердая мужская, отцовская рука.

Наш коллектив складывается постепенно. В течение последних 20 лет из школы ушло 5 учителей, которые не соответствовали требованиям, предъявляемым коллективом.

Вопрос о том, соответствует или не соответствует человек званию педагога, оставаться ему в нашей школе или уйти, ре­шается у нас строго коллегиально - решением педагогическо­го совета с обязательным соблюдением правила: решение счи­тается действительным, если оно принято единогласно, т. е. когда и сам товарищ, судьба которого решается, приходит к заключению, что педагогический труд не его призвание. Важ­но, чтобы этот человек выбрал себе другую работу - по призв­анию. Этого как раз и удалось добиться во всех пяти случаях. Не страшна дидактическая, методическая неопытность учи­теля; пробелы в знаниях тоже на первых порах не страшны, если человек трудолюбив, одержим жаждой знаний. Из 25 на­ших учителей с высшим образованием 12 человек окончили педагогический институт или университет заочно, уже, будучи учителями нашей школы. Из 10 учителей, не имеющих высшего образования, 6 учатся заочно в педагогических вузах. Если же у человека нет веры в ребенка, если он ноет, разочаровыва­ется при малейшей неудаче, если он убежден, что из ребенка ничего не получится, ему нечего делать в школе: он и детей будет мучить, и сам всю жизнь будет только мучиться.

Источником интеллектуального богатства коллектива является, прежде всего, индивидуальное чтение учителя. Настоящий педагог- книголюб: таково золотое правило жизни нашего коллектива, ставшее традицией. Атмосфера любви к книге, ува­жения к книге, благоговения перед книгой - в этом заклю­чается сущность школы и педагогического труда. В школе может быть все, но, если нет книг, нужных для всестороннего развития человека, для его богатой духовной жизни, или если книгу не любят и равнодушны к ней, это еще не школа; в шко­ле может многого не хватать, во многом мы можем быть бедны и скромны, но, если у нас есть книги, нужные для того, что­бы перед нами всегда было широко открыто окно в мир, это уже школа.

В нашей школьной библиотеке 18 тысяч книг, в личных библиотеках учителей их более 49 тысяч. Так, в личной библио­теке учительницы литературы В. Т. Дараган больше тысячи книг, у учителя физики А. А. Филиппова - 1200, у завуча Л. И. Лысака - более 1500, у словесников В. А. Скочко и Л. И. Резник - по 1400-1500, у учителя труда А. А. Ворошило - более 1800, в нашей с А. И. Сухомлинской библиоте­ке - более 19 тысяч: художественная, историческая, педаго­гическая литература, книги по теории и истории искусства. Наша школьная библиотека - один из источников самообразования всего:коллектива. В ней подобрано все самое ценное, то есть в русской, украинской, белорусской, болгарской, поль­ской, чешской, немецкой литературе, много произведений восточных писателей, а также книг для дошкольного и младшего школьного возраста, в частности есть все произведения, вошедшие в золотой фонд мировой литературы, тот минимум, кото­рый должен быть прочитан в годы детства, отрочества, ран­ней юности.

Каждый наш учитель выписывает по нескольку журналов, среди которых один-два литературно-художественных, по не­скольку газет. Выписывающие разные журналы и газеты об­мениваются ими. В учительской есть стенд, на котором выстав­ляются новые книги из области научной, художественной ли­тературы. Заинтересовавшийся той или иной книгой учитель приобретает ее для личной библиотеки.

Отдельные книги обсуждаются в коллективе, по ним не­редко разгораются споры, затрагивающие важные вопросы коммунистического воспитания. В течение последних трех лет коллектив обсуждал книги: «Основы коммунистической мора­ли» А. Шишкина, «Очерки по марксистско-ленинской этике», «Политехническое обучение в советской школе» С. М. Шаба­лова, «Бытие и сознание» С. Л. Рубинштейна, «Психология подростка» В. А. Крутецкого и Н. С. Лукина, «Педагогика и современность» А. Левшина, «Дневник Нины Костериной», «Повесть о Борисе Беклемишеве» Л. Кабо, «Чрезвычайное» В. Тендрякова, «Туманность Андромеды» И. Ефремова, «При­ключения Вернера Хольта» Дитриха Нолля, «Завещание» Хо­срова Рузбеха. Мы добиваемся того, чтобы ни одно событие в общественно-политической, идейной, научной жизни челове­чества, и особенно нашей страны, не оставалось вне сознания и интересов учителей.

Особенно большое значение для всестороннего развития и постоянного углубления знаний учителей имеет ознакомление с проблемами науки, техники, искусства, духовной жизни об­щества. Примерно два раза в месяц учителя читают для своих товарищей лекции по научным проблемам. В 1961-1965 гг. были прочитаны лекции на следующие темы: «Мозг и созна­ние»; «Биохимические процессы и мышление»; «Физиологи­ческие основы памяти»; «Общественная жизнь и нравственное воспитание»; «Знания и нравственность»; «Нравственный идеал молодого человека нашего времени»; «Соединение ум­ственного и физического труда и задачи школы»; «Научно-­технический прогресс, труд и задачи школы»; «Классическая генетика и школьная биология»; «Патологические отклонения в психике человека»; «Социальные и бытовые причины пре­ступности среди подростков в нашей стране»; «теории про­исхождения жизни на Земле»; «Космогонические теории»; «Энергетика будущего»; «Теория относительности», «Кибер­нетика и программированное обучение»; «Электрическое образование масс (слова В. И. Ленина) и задачи средней шко­лы»; «Ленинская теория отражения и процесс познания»; «Здоровье и всестороннее развитие личности».

По каждой лекции подбирается и выставляется на стенде в учительской или в школьной библиотеке литература. Конеч­ную цель каждой лекции мы считаем достигнутой, если после ознакомления с той или иной проблемой начинается углубленное чтение соответствующей научной литературы, журналов.

В распоряжении учителей научные журналы: «Вопросы философии», «Природа», «3нание - сила», «Техника - моло­дежи», энциклопедические пособия по отдельным отраслям знаний («Философская энциклопедия», «Физическая энциклопедия», «Историческая энциклопедия», «Географическая эн­циклопедия», «Искусство стран и народов мира», «Театраль­ная энциклопедия», «Всеобщая история искусств», «Всемир­ная история», «Краткая литературная энциклопедия»), книги из серии «Народы мира», «Детская энциклопедия», научные:журналы по математике, биологии, химии, автоматике и те­лемеханике.

Чем больше знает учитель, тем легче усваивать его учени­кам элементарные знания, тем большим авторитетом и довери­ем пользуется он; среди учащихся и родителей, тем больше к нему как к источнику знаний тянутся дети.

Учитель физики А. А. Филиппов влюблен в науку об эле­ментарных частицах, он глубоко знает научные теории и ги­потезы о природе и свойствах материи, о магнитном поле и тяготении. Его рассказы ученики слушают, затаив дыхание. Знания, эрудиция, кругозор - основа того большого автори­тета, каким пользуется учитель. На каждом шагу ученики убеждаются, что их преподаватель физики знает много тако­1'0, что не входит в обязательную программу, много читает. Его рассказ о магнитных явлениях в растительных организ­мах - своеобразный экскурс к переднему краю науки - пробудил у нескольких учеников интерес к новым опытам. Уме­ние педагога раскрыть перед детьми увлекательные перспек­тивы проникновения в тайны природы, умение возбудить чувство изумления перед наукой, знаниями - это и есть та искра, зажигающая детские сердца, без которой нельзя представить полноценной интеллектуальной жизни.

Мы вызвали бы у детей только отвращение к повседневно­му усвоению определенных «порций» знаний, если бы учитель ограничивался учебником и не раздвигал бы перед ними го­ризонтов науки; не показывал бы того, что еще не изучено, что ож ид ает - вмешательства их пытливого ума и трудолюбивых рук. А чтобы все это открыть и показать, учителю надо знать значительно больше, чем требует программа.

Преподавательница биологии О. И. Степанова рассказала о догадке ученых: возможно, на стенках капилляров раститель­ного организма есть какие-то мускулы, сжимающие и разжи­мающие тончайшие отверстия, благодаря чему питательные вещества движутся к верхушке растения. Мальчики и девочки, проявляющие наклонность к исследованию жизни растений, загорелись желанием исследовать эту догадку. На учебно­-опытном участке, в плодовом саду началась интересная опыт­ническая работа. Искра, попавшая в пытливый детский ум, разожгла жажду знаний, стремление проникнуть в тайны природы.

Крупинки индивидуальных задатков, способностей, на­клонностей, дарований, образно выражаясь, начинают свер­кать лишь тогда, когда их озаришь светом знаний, науки, культуры, пытливого и упорного труда.

Казалось бы, какое отношение к учителю 1-4 классов имеет лекция на тему «Что такое генетика» - может быть, лишь только для повышения общего кругозора? Это тоже очень важно, но дело не только в этом. Нет ни одной проблемы нау­ки, техники, искусства, которая не преломлялась бы в прак­тике воспитательной работы с учениками, не освещала бы светом знаний ум ребенка. Когда была прочитана лекция на эту тему, несколько учителей начальных классов, преподава­телей литературы, влюбленных в садоводство и растениевод­ство, поставили несложные, но очень интересные опыты, сущ­ность которых заключается в воздействии различных химиче­ских веществ на зародыш, на хромосомы зерновых, технических культур и плодовых деревьев. Это было глубоко личное увлечение учителей, но какое большое значение сыграло оно в воспитании учащихся! (Наверное, самой горячей искрой, за­жигающей ум и сердце ребенка, и является как раз личное увлечение, страсть, одержимость учителя.) В школе возникло несколько очагов детской увлеченности - несколько кружков, в которых юные исследователи природы испытывали влияние химических веществ на хромосомы. Этот огонек исследования, пытливой мысли озарил, пробудил спящие задатки и способ­ности.

Чем больше знает учитель, чем чаще и удачнее приоткры­вает он перед учениками горизонты науки, тем больше пытли­вости и любознательности проявляют ученики, тем больше у них вопросов, неясностей, тем умнее, интереснее и труднее ста­вят они вопросы. Эти вопросы в свою очередь побуждают нас, учителей, думать, читать. «Если в камере космического кораб­ля, на котором облетели земной шар наши космонавты, в пе­риод свободного полета по инерции все предметы находятся в состоянии невесомости, то, как же дышали космонавты, как поступал воздух в их легкие - ведь частицы воздуха тоже должны быть в состоянии невесом ости?» - чтобы ответить на этот вопрос, учителю физики пришлось прочитать не одну статью.

Свой долг наш коллектив видит в том, чтобы все, что ка­сается каждого ребенка, - его мышление, эмоции, задатки, способности, интересы, наклонности, увлечения знали все педагоги. Педагогический коллектив становится воспитательной силой только при условии, когда каждый ребенок испытывает на себе воздействие многих учителей, причем каждый из них вкладывает в него как бы частицу своих духовных сил. Любой наш учитель знает любого из 570 учеников, без этого мы не представляем полноценной духовной жизни коллектива: знает среду, в которой формировалась личность ребенка до поступления в школу и формируется в настоящее время; знает особенности его мышления, познания окружающей действительности, умственного труда; знает индивидуальные черты его характера; знает силы, способности, интересы, увлечения, трудности, радости и горести. Изучение ребенка в семье и в школе мы стремимся поставить на научную основу. Два раза в месяц по понедельникам у нас проводится заседание научно-педагогического совета или психологического семинара, посвященное исключительно ребенку. Нет ничего нужнее, полезнее и интереснее разговора о ребенке.

Первую часть педагогического понедельника составляет рассказ кого-нибудь из воспитателей (классного руководите­ля, руководителя кружка, пионервожатого, организатора се­мейного очага культуры, знаний, трудолюбия, творческого труда)о духовной жизни своего коллектива, о взаимном обмене ценностями и богатствами, о коллективных стремлениях, ра­достями, огорчениях, переживаниях. Дальше воспитатель останавливается на одном или двух воспитанниках, характеризует их личность, поступки, поведение, причем все это строится на ярких фактах. О ребенке высказывают мнение другие учи­теля, хорошо знающие его или встречавшие затруднения в подходе к нему, во взаимоотношениях с ним. Становится ясным, что мы еще не знаем о ребенке, что упустили или чего не за­метили. В итоге коллектив указывает, что необходимо сделать тому учителю, который уже является в той или иной мере воспитателем этого ребенка, а также кто из учителей может и должен стать еще одним его воспитателем и как это должно быть сделано. Смысл всего этого в том, чтобы обогатить духовную жизнь ребенка, воспитать у него нравственно ценные по­трер него нравственно ценные по­'фбности, запросы и интересы, раскрыть в нем все хорошее, увидеть ту золотую жилку; которая со временем - при надлежащей шлифовке, обработке - определит достоинство и богатство его личности.

Чаще всего мы говорим о детях, незаметных в коллективе, ничем себя не проявивших. Ребенок, который ничем не заяв­ляет о своей индивидуальности, ничем не интересуется, никого не беспокоит, никому не доставляет никаких забот и огорчений, - это самый трудный ребенок. На одном педагогическом понедельнике мы советовались о Коле Н. - ученике 5 класса. Все хорошо знали мальчика, его семью, но все говорили о ре­бенке с тревогой, потому что никто не мог сказать, чем интересуется Коля, какие у него увлечения, к чему у него проявля­ется наклонность. Тихий, незаметный, старающийся всегда держаться в стороне... Никто не мог припомнить ни одного слу­чая, чтобы мальчик проявил настойчивость, отстаивал что-то свое. За ним не было замечено ни одной шалости, и это тре­вожило нас в такой же мере, как и то, что ни к одному пред­мету мальчик не проявлял интереса, был совершенно равно­душен к учению. Мы пришли к выводу: надо ввести мальчи­ка в такую обстановку, где бы он проявил настойчивость, по­чувствовал ответственность за какое-нибудь дело, пережил чувство личного долга. Надо найти для ребенка деятельность, которая была бы для него не только обязанностью, но, прежде всего увлечением, чтобы он считал это дело глубоко личным, своим и затем пережил чувство гордости. Мы договорились, кто из учителей и наших первых помощников - родителей должен будет повседневно общаться с мальчиком, в какие кол­лективы надо будет его вовлечь. Длительным, кропотливым трудом, наконец, удалось привести Колю к личному успеху, пробудить в нем определенные наклонности и вызвать чувство гордости за свои творческие силы и успехи.

Второй частью педагогического понедельника бывает обыч­но теоретический доклад по одной из проблем, связанных с обучением и всесторонним развитием личности. Доклады гото­вятся директором, завучем, наиболее опытными учителями. Каждый доклад строится на ярких фактах педагогической ра­боты коллектива и направлен на улучшение работы. После до­клада обычно разгорается дискуссия, в ходе которой учителя высказывают свои взгляды на важные вопросы воспитания. И в докладе и в спорах в центре внимания стоит живой ребе­нок, его духовный мир. В течение 1960-1966 гг. у нас были обсуждены доклады на следующие темы: «Сущность общест­венного воспитания в коммунистическом обществе»; «Единство нравственного сознания и нравственного поведения»; «Воспи­тание любви к Родине»; «Воспитание в духе дружбы наро­дов»; «Как воспитать непримиримость к злу и неправде»; «Сочетание высокой умственной культуры и трудолюбия»; «Воспитание мальчиков и юношей в духе уважения к девочке, девушке, женщине»; «Как наши воспитанники представляют счастье»; «Воспитание чувств и формирование нравственных убеждений»; «Воспитание бережливого отношения к общест­венной и личной собственности»; «Самовоспитание и самодея­тельность коллектива»; «Роль семьи в формировании духов­ного мира воспитанника до семилетнего возраста»; «Юноши и девушки - будущие отцы и матери»; «Воспитание мораль­ных, интеллектуальных и эстетических чувств»; «Роль друж­бы и товарищества в формировании высокого жизненного иде­ала»; «Природа и моральные чувства»; «Взаимоотношения старших и младших воспитанников»; «Формирование полезных и предотвращение вредных привычек»; «Воспитание и перевоспитание»; «Трудные дети в школе»; «Лень и неради­вость и их предотвращение»; «Искоренение эгоизма, себялюбия»; «Упорство как черта детского характера»; «Кра­жи в детском коллективе»; «Детское самолюбие»; «Какие детские поступки можно и какие нельзя обсуждать в коллек­тиве»; «Подготовка ребенка к обучению в школе (от пяти до семи лет)»; «Сознание и дисциплина»; «Активность и дисцип­лина»; «Поощрение и наказание ребенка»; «Требовательность и уважение к ребенку»; «Учитель - друг ребенка»; «3доровье и духовная жизнь ребенка»; «Режим труда и отдыха»; «Бытовой труд, самообслуживание и нравственные привычки»; «Питание и здоровье ребенка»; «Предотвращение болезней сердца и системы кровообращения»; «Слух и зрение ребенка»; «Свободное время - важный фактор полноценной духовной жизни ребенка»; «Роль игры в воспитании и в духовной жиз­ни ребенка»; «Умственный труд учащихся»; «Роль внеклас­сной работы в облегчении умственного труда»; «Кругозор и эрудиция учителя - условие полноценного интеллектуального воспитания и прочных знаний»; «Воспитание интереса и любви к знаниям»; «Первичное восприятие, закрепление, раз­витие и применение знаний»; «Слово учителя и наглядность в преподавании»; «Развитие индивидуальных задатков и наклон­ностей»; «Воспитательная работа с талантливыми и одаренны­ми детьми»; «Предупреждение неуспеваемости, индивидуаль­ная работа с отстающими»; «Воспитание чувства красоты, воспитание любви к поэзии»; «Роль художественной литературы в духовной жизни молодого поколения»; «Живопись, скульптура и музыка в воспитании детей»; «Связь мышления е практикой в процессе трудового обучения»; «Научные проб­лемы биологии, физики, химии, их связь с учебно-воспитатель­ной работой в школе»; «Роль опытничества в воспитании люб­ви к труду»; «Формирование нравственных понятий о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии у детей младшего возраста»; «Изучение ребенка»; «Сущность педагогического такта»; «Духовная жизнь коллектива, спо­собствующая созданию атмосферы взаимного доверия, друж­бы и товарищества учителя и учеников»; «Умственные способ­ности ребенка и его интеллектуальные интересы»; «Содержа­ние духовной жизни коллектива, способствующей развитию умственных способностей ребенка»; «Умственные интересы взрослых, окружающих ребенка, и его интеллектуальное раз­витие»; «Чтение и умственное развитие ребенка»; «Дети с за­медленными мыслительными процессами»; «Режим умствен­ного труда в зависимости от состояния здоровья ребенка и об­становки, в которой он живет»; «В чем сущность творческого характера умственного труда ребенка»; «Наша помощь семье го создании атмосферы богатой, полноценной духовной жизни»; «Формирование ·нравственного идеала школьника.; «B чем наш школьник видит цель жизни»; «Духовная жизнь кол­лектива и нравственный идеал»; «Воспитание в духе коллек­тивизма, товарищеской взаимопомощи»; «Особенности духов­ной жизни в годы детства, отрочества и ранней юности»; «Формирование нравственно ценных потребностей у детей, под­ростков, юношей и девушек»; «Формирование личной заинтересованности ребенка в судьбах мира»; «Единство сознания и убеждений»; «Наследственность и умственное развитие ребен­ка»; «Мир глазами детей» (анализ ученических сочинений); «Круг знаний по основам наук и развитие умственных способностей и интеллектуальных интересов»; «Эмоциональ­ные отношения в детском коллективе»; «Жизнь выдаю­щихся людей и формирование общественного идеала личнос­ти»; «Индивидуальные задатки и способности»; «Как формируется призвание»; «Многогранность детских интересов и их удовлетворение в духовной жизни коллектива»; «Многогран­ность способностей и духовная жизнь коллектива»; «Стрем­ление детей к подражанию и формирование общественного идеала личности»; «Мотивы деятельности и поступков в млад­шем и старшем возрасте»; «Формирование нравственных стимулов к труду»; «Что такое трудолюбие?»; «Что такое твор­чество?»; «Творческий характер труда и творческое отноше­ние к труду»; «Личное достоинство, гордость, честь, радость личного успеха в труде и формирование жизненного идеала»; «Соревнование творческих способностей в процессе труда»; «Культурные ценности и духовная жизнь личности»; «Фор­мирование эстетических запросов»; «Красота и нравствен­ность»; «Красота и труд»; «Воспитание эстетических чувств»; «Акселерация и воспитательные задачи школы».

Все эти вопросы намечаются самим коллективом. О теме предстоящего доклада педагоги оповещаются заблаговременно.

В докладе анализируются данные науки и опыта по излагаемой проблеме, освещаются успехи и недостатки в работе на­шей школы, высказываются мысли, предложения о том, каки­ми путями надо совершенствовать воспитание и обучение.

В докладе используются также факты из учебно-воспита­тельной практики, описанные в педагогической литературе. В жизни школы стало правилом, что такие факты и выводы из них систематизируются в педагогической библиотеке, принад­лежащей коллективу. В этой библиотеке хранятся книги, бро­шюры, аннотации к отдельным книгам, написанные учителя­ми, папки с газетными вырезками, журнальные статьи. Все наши педагоги заинтересованы в получении информации о том, что делается в школах страны и всего мира. Основывающийся на этой информации доклад побуждает педагогов к раздумьям о том, что уже практически сделано, что нужно сделать, чтобы внедрить предлагаемые усовершенствования, все ли условия есть у нас для того, чтобы заимствовать пере­довой опыт.

Развертывающийся после доклада обмен мнениями, приоб­ретающий нередко, как указывалось, характер жаркого спора, никем не регламентируется; каждый может брать слово не­сколько раз, выступление может быть не только обобщением опыта или отражением нашего отношения к данной научной проблеме, но и постановкой нового вопроса. Мы коллективно анализируем вопросы, которые только еще выдвигаются жиз­нью (например, акселерация - убыстрение физического раз­вития детей). Поскольку в центре дискуссии всегда стоит судь­ба ребенка, его интеллектуальное и нравственное развитие, то в процессе этого анализа уточняются педагогические убежде­ния коллектива.

На одном из педагогических понедельников мной был сде­лан доклад «Формирование способностей и потребностей уча­щихся». В докладе анализировались педагогические и психо­логические аспекты проблемы способностей и потребностей. Приводились примеры, показывающие, как передовые учите­ля нашей страны стремятся раскрыть многогранные способ­ности на основе творческого труда, сформировать богатые ду­ховные потребности. Большой интерес вызвали исследования выдающегося советского психолога А. Н. Леонтьева по разви­тию музыкальных способностей у детей, не одаренных соот­ветствующими природными задатками.

Анализ опыта передовых учителей нашей и других школ позволил нашему коллективу прийти к выводу, что способнос­ти развиваются в процессе деятельности, что в слово «труд» надо вкладывать более глубокий смысл, чем мы обычно вкла­дываем: труд - это не только взаимодействие человека с при­родой и познание на этой основе окружающего мира, но и по­знание человеком самого себя. Любой труд воспитанника дол­жен быть не только созданием материальных ценностей, но и созиданием ценностей в самом себе на основе глубокого мо­рального удовлетворения от сознания своего духовного роста, своего творчества, мастерства. Органическая потребность в труде, о которой мы так часто говорим, должна проистекать прежде всего из духовной потребности в самоусовершенствова­нии, в самовоспитании. Задача воспитателя заключается в том, чтобы в труде, создающем блага для общества, человек нахо­дил духовный интерес, чтобы труд приносил ему подлинное личное счастье. Пусть в основе труда, которым заняты наши воспитанники, будет исследовательский, опытнический, науч­ный, теоретический замысел. Какую бы простую работу ни выполнял ребенок, этим трудом он вносит крупицу своего личного творчества в процесс взаимодействия с природой. Поэто­му пусть все преподаватели естественных предметов, руково­дители технических и сельскохозяйственных кружков, все пе­дагоги, у кого есть какое-нибудь трудовое увлечение, пусть все они всегда думают о духовном росте своих воспитанников в труде.

Я рассказал о судьбе Пети 3., ученика 6 класса, над ду­ховным развитием которого вел наблюдения, пять лет. У мальчика не только не было математических способностей, но и элементарные знания по арифметике давались ему с большим трудом. В 1 и 2 классах он не мог решить самой легкой зада­чи, так как не мог понять ее условия. Учителю казалось, что этот ребенок никогда не одолеет таблицы умножения. Но вот мальчика заинтересовала работа в кружке юных математиков. Он увлекся созданием математической шкатулки - прибора по арифметике, в котором в наглядной форме обобщались многие числовые зависимости. Этот интересный труд пробудил умст­венные силы ребенка. У Пети появилось горячее желание знать, пробудилась пытливость, любознательность. Умственный труд, которым он раньше тяготился, стал для него потребностью. Я высказал свое твердое убеждение, что, если у человека по­явилась потребность думать, если в умственном труде он уви­дел цель, которой ему хочется достигнуть, инертность, ско­ванность его мысли обязательно исчезнут. Так было и с Петей. В дальнейшем Петя стал лучшим математиком в классе.

В заключение я напомнил о том, что многие вопросы гармо­нии способностей и потребностей далеки от решения, над ними надо думать. Вот эти вопросы: как сочетать процесс познания, учение с созиданием, творчеством? Каковы закономерности развития многогранных творческих способностей - способ­ностей к нескольким видам трудовой деятельности, к эстетиче­скому творчеству? Поскольку счастье в творческом труде, а творчество невозможно без постоянного интеллектуального роста, - как вложить в ребенка «духовный заряд» - жажду знаний на всю жизнь? Как в общеобразовательной школе построить воспитательную работу, чтобы творческий труд при­ближался к научно-технической самодеятельности (ведь это условие расцвета науки в нашей стране)? Как добиться того, чтобы ребенок чувствовал себя творческой личностью в· тех случаях, когда приемы умственного труда однообразны?

Доклад вызвал оживленный спор. Сердцевиной раздумий и предметом спора было представление о сущности творчества, о многогранности способностей, о сфере их приложения. В про­цессе спора критиковались давно установившиеся, «окостенев­шие» взгляды, будто одни люди способны к творческой дея­тельности, а другие этих способностей не имеют. Указывалось, что коммунизм - это счастье творчества, и право на это счастье имеет каждый человек. Как же поднять всех без исключения воспитанников на ступень творчества в труде? Одни учителя говорили, что на первый план надо выдвинуть раскрытие индивидуальных задатков, уже с раннего детства лелеять ту творческую жилку, которая проявляется в ребенке. Другие, не отрицая роли индивидуальных задатков к опреде­ленному виду творческого труда, утверждали, что задаток, индивидуальная наклонность может раскрыться лишь в разнообразном труде. Коллектив пришел к выводу: настоящее учение - это индивидуальное творческое созидание ребенка. Ребенок будет чувствовать себя творческой личностью только при том условии, когда умственный труд в процессе учения захватит его эмоциональную сферу, когда постижение истины будет представляться ему результатом его личных усилий. У опытного педагога ученик - активный участник процесса учения, причем активный участник не только с точки зрения педагога. В процессе познания окружающего мира он познает себя. Умственный труд - это многогранная сфера самовоспи­тания, и только тогда, когда человек, познавая мир, познает и самого себя, он переживает радость открытия, развиваются его умственные способности.

* * *

Наш педагогический коллектив - творческое содружество единомышленников, в котором каждый вносит свой индивидуальный вклад в коллективное творчество, каждый, обога­щаясь духовно благодаря творчеству коллектива, в то же время духовно обогащает своих товарищей.

Двадцать восемь лет работает в нашей школе Мария Андреевна Лысак, учительница начальных классов и преподавательница математики в 5-8 классах. Человек высокой культуры, она глубоко знает и любит детей, верит в них. Для того чтобы не расставаться со своими питомцами, которых она учит в начальных классах, Мария Андреевна «переходит» вместе с ними в средний концентр, преподает здесь математику. Она влюблена в свой предмет, в сложные интересные зада­чи, требующие смекалки, наблюдательности. И это ее увлече­ния пробуждает математические задатки и способности у детей.

Мария Андреевна руководит двумя математическими кружками - младших и средних классов. Математические игры, вечера, олимпиады, утренники, конкурсы, выпуск стен­ных газет и математического журнала школьников младшего и среднего возраста влекут к ней всех, у кого есть математиче­ская жилка. Мария Андреевна любит также природу. Вместе с детьми она часто отправляется в лес, на берег реки, в туристи­ческие походы. Здесь, среди природы, она показывает детям, как измерить расстояние до недоступного предмета, как высчитать объем и вес скирды сена или соломы и т. д. Знание ду­ховного мира ребенка позволяет ей сделать трудное доступным и понятным.

Помимо этого, Мария Андреевна - художник, она любит рисовать пейзажи, и это тоже влечет к ней детей. Собираясь в поход вместе с ней, дети берут альбомы и карандаши. Свое чуткое понимание красоты Мария Андреевна стремится пере­дать детям и другим путем - она руководит кружком худо­жественной вышивки и драматическим кружком.

Учительница литературы Виктория Трофимовна Дараган - ­один из талантливых воспитателей добрых чувств и богатых, разносторонних духовных запросов. Она преподает в 8-10 классах, но воспитанники у нее есть во всех классах, начи­ная с 1.

Виктория Трофимовна обладает тонким пониманием прекрасного в природе, во взаимоотношениях между членами кол­лектива, в литературе, в изобразительном искусстве.

В педагогическом и ученическом коллективе она вместе с учителями Р. К. 3азой, А. И. Сухомлинской, М. А. Лысак, М. Н. Верховининой - непререкаемый авторитет в вопросах эстетики школьной обстановки, быта. Виктория Трофимов­на - один из наших воспитателей любви к чтению, воспита­тель молодых книголюбов. На уроке она никогда не читает ху­дожественных произведений по книге - все, что надо прочитать, она знает наизусть. Когда она читает стихотворение или рассказ на вечере или утреннике, ее яркое, эмоционально-на­сыщенное чтение слушают, затаив дыхание, и ученики, и учи­теля, и родители.

Виктория Трофимовна - руководитель нескольких круж­ков художественного чтения (учащихся младшего, среднего и старшего возраста). Под ее руководством и под руководством других учителей литературы и учителей начальных классов дети проходят школу воспитания любви к слову. Виктория Трофимовна руководит также драматическим кружком уча­щихся средних классов и одним из литературно-творческих кружков. Под влиянием ее драматического и литературно-твор­ческого кружка возник у нас театр сказки - творческий кол­лектив самых маленьких школьников и дошкольников.

В наших литературно-творческих кружках дети учатся передавать словами красоту того, что их восхищает, приносит им радость и наслаждение. Этими кружками руководят 5 учи­телей литературы (в том числе автор этих строк) и 7 учителей начальной школы.

В литературно-творческие кружки идут те, у кого пробуж­дается желание испытать свои творческие способности. При этом у нас никто не распределяет детей между литературно­-творческими кружками, как и вообще между всякими круж­ками, - ребенок идет в тот кружок, у руководителя которого он рассчитывает найти более полное удовлетворение своих запросов.

Девятнадцать лет работает в школе Александр Александро­вич Филиппов - преподаватель физики, вожак тех подростков, юношей и девушек, у которых заметна техническая жилка, в частности наклонность к теоретическому мышлению. Он руководит научно-техническим кружком старшеклассников; подростки, юноши и девушки изучают здесь проблемы физи­ки, телемеханики, радиоэлектроники, обсуждают статьи из научных журналов, мечтают.

Но Александр Александрович также и прекрасный слесарь, токарь, умеет управлять двигателем внутреннего сгорания, автомобилем, трактором. Он любит конструировать и монтиро­вать действующие модели механизмов, устройств, приборов, основанных на принципах автоматики. В одной из рабочих комнат у него есть свой уголок, где он всегда что-нибудь мас­терит. Лет пятнадцать назад Александр Александрович создал первый в нашей школе кружок юных слесарей-моделистов, и с тех пор этот кружок является у нас самым ярким очагом мас­терства, трудолюбия. Кружок привлекает многих малышей, у которых с раннего возраста пробуждается любовь к технике. А если малыш поработает два-три года под руководством Александра Александровича, то он на всю жизнь «заболевает» тех­никой. В старших классах у этих воспитанников возникает увлечение автоматикой, радиоэлектроникой. Учитель физики по праву гордится тем, что за 19 лет работы в школе 85 его вос­питанников стали инженерами. Он непримирим к всезнайст­ву, неаккуратности, разгильдяйству, лени, нерадивости.

Александр Александрович также и музыкант. Его инструмент - баян. В дни школьных праздников, во время коллек­тивного труда со старшеклассниками в колхозе, в туристиче­ском походе и на экскурсии он руководит хором, играет на баяне.

Двадцать один год работает в нашей школе Ольга Иосифовна Степанова - учительница биологии. Она наш добрый хра­нитель чувства любви ковсему живому, борец за умножение природных богатств, за красоту нашей земли. В нашей школе много кружков юных исследователей природы, юных натуралистов, юных селекционеров, и все эти кружки, все дети, которые в них чем-нибудь увлечены, «проходят через руки» Оль­ги Иосифовны. От каждого из них учительница добивается, чтобы он что-нибудь создал, чем-то украсил землю, что-то хорошее оставил после себя уже в годы детства. Ее принцип вос­питания: от чувства красоты природы к чувству красоты тру­да, от гордости за выращенное в детстве деревце, за полученную с крохотной делянки первую горсть зерна к беззаветному трудолюбию.

Ольга Иосифовна - наставник педагогов начальных клас­сов в воспитании любви к природе и к труду. Ее увлеченность, ее умение найти дело, посильное для самых маленьких, - один из источников твердого убеждения нашего коллектива, что каждый малыш, переступивший порог нашей школы, с перво­го же дня своей школьной жизни должен стать тружеником, причем этот труд должен быть не отвлечением от безделья, а серьезным и не всегда легким для ребенка делом.

Андрей Андреевич Самков, преподаватель биологии и агро­техники, влюбленный в природу, труд хлебороба и садовода, как бы закрепляет, углубляет то, что заложила в сознании ма­лышей О. И. Степанова и учителя начальных классов. В на­учно-биологическом, научно-агротехническом кружках его воспитанники ставят опыты, в которых труд сочетается с науч­ным замыслом, со стремлением проникнуть в тайны природы. Он находит уже в младших классах ребят, влюбленных в зем­леделие, вовлекает их в секцию юных почвоведов научно-агро­технического кружка и начинает здесь, образно говоря, фор­мирование пытливых хлеборобов.

Андрей Андреевич убежден, что, для того чтобы полюбить труд земледельца, надо знать и понимать законы жизнедея­тельности почвы. Реализуя замыслы своего руководителя, его воспитанники опытным путем выясняют, как воздействовать на жизненные процессы в почве.

Благодаря труду О. И. Степановой и А. А. Самкова в кол­лективе сложилось еще одно педагогическое убеждение: неза­висимо от того, какую специальность изберет молодой человек после окончания школы, он обязательно будет любить садо­водство и виноградарство, уход за плодовыми деревьями бу­дет для него эстетической потребностью.

Садоводство и виноградарство у нас любят все учителя.

Ежегодно школа выращивает сотни саженцев яблонь, груш, персиков, винограда. Все это мы раздаем колхозникам и ра­бочим. Гордостью школы является виноградный питомник.

В полном смысле слова воспитанниками А. А. Самкова яв­ляются все те, кто интересуется выращиванием зерновых и технических культур, - юные селекционеры, будущие мастера высоких урожаев. На школьном учебно-опытном участке вы­ращиваются гибриды зерновых культур, причем опыты здесь ставят не только ученики, но и молодые колхозники, сочетая работу лопатой и сапкой с тонкими кропотливыми наблюде­ниями под микроскопом и операциями с помощью пинцета.

Вместе с А. А. Самковым и О. И. Степановой трудится еще один поборник единства труда и знаний - преподавательница химии и биологии Евдокия Евдокимовна Коломийченко. Уче­ники младших и средних классов, проявляющие интерес к тай­нам строения вещества, к занимательным опытам, объединяют­ся под ее руководством в кружок юных химиков - разведчиков природных богатств, исследователей органических веществ. Весной и летом юные химики совершают геологические походы, - исследуют природные богатства родного края.

С помощью Евдокии Евдокимовны юные химики создали походную химическую лабораторию. В научно-химическом кружке юные исследователи ставят опыты по созданию новых органических удобрений, химических стимуляторов роста и развития растений, антибиотиков.

Год назад в школе начала работать молодая преподаватель­ница химии Екатерина Степановна Волик, окончившая Полтавский пединститут. За этот короткий срок Евдокия Евдок:и­мовна уже сумела передать молодому педагогу любовь к книге, умение наблюдать и исследовать явления природы. Более того, она воодушевила молодую учительницу создать кабинет химического эксперимента. Екатерина Степановна с любовью взялась за это интересное дело.

Андрей Федорович Барвинский 20 лет преподает математику в старших классах. Его педагогическое убеждение: изу­чение математики и развитие математических способностей требует постоянной гимнастики ума, неустанного движения вперед. Если ученик уже полностью овладел материалом, который изучается в данное время, он дает ему возможность индивидуально двигаться вперед. Школьники с математической жилкой изучают под его руководством в научно-математиче­ском кружке высшую математику, выпускают математический журнал.

Андрей Федорович также и преподаватель машиноведения. Свою трудовую жизнь он начал 15-летним подростком и в дальнейшем овладел специальностями тракториста, механика по двигателям, слесаря, электромонтера, токаря. Он считает, что каждый оканчивающий среднюю школу должен уметь управлять трактором, автомашиной, комбайном - это не про­фессия, а азбука труда. С помощью педагогического коллектива он доказывает это на практике. Андрей Федорович руково­дил одним из кружков юных механизаторов, - он учит ма­лышей, проявляющих особую любовь к технике, управлять двигателем внутреннего сгорания. «Если в 10-летнем возрасте малыш научился управлять маленьким двигателем, - говорит учитель, - значит, в годы юности он может стать прекрасным механизатором». Так опытный учитель развивает в детях цен­нейшую черту труженика - любовь к технике, бережливое, за­ботливое отношение к машинам.

Четыре года после окончания Полтавского пединститута работает у нас молодая учительница математики Анна Григорьевна Арищенко.

Прекрасно знающая свой предмет и психологию подрост­ков, Анна Григорьевна считается у нас мастером индивиду­ального подхода к ученикам. Для каждого ученика она умеет подобрать задачи и примеры, с каждым готова провести ин­дивидуальную работу по развитию способностей. Ее уроки ­вдумчивый, самостоятельный, сосредоточенный труд каждого ученика.

Молодая учительница убеждена, что изучение математи­ки требует, прежде всего индивидуальных волевых усилий. На ее уроках каждый ученик выполняет работу той степени труд­ности, которая необходима для развития его способностей.

Анна Григорьевна руководит научно-математическим круж­ком, в котором ученики создают средства программированно­го обучения. Она прекрасный воспитатель. Ее беседы об уче­ных, экскурсии, туристические походы обогащают духовный мир учащихся.

Аким Иванович Лысак, завуч, работает в нашей школе 29 лет. За эти годы он воспитал добрую половину отцов и мате­рей нынешних школьников. Он окончил филологический фа­культет Полтавского пединститута, но в дальнейшем путем самообразования овладел также высшим математическим обра­зованием. Преподает он язык и литературу.

Сочетание большого жизненного опыта с высокой культу­рой делает Акима Ивановича большим авторитетом в вопро­сах педагогического мастерства, высокой морали. Его беседы на моральные темы всегда затрагивают самые сокровенные уголки сердец юношей и девушек.

Аким Иванович считает, что моральные нормы должны раскрываться в ярких, убедительных наставлениях, правилах, призванных учить молодежь, как поступать в том или ином трудном случае. Этот вопрос является в настоящее время пред­метом дискуссий, горячих споров, обсуждений нашего кол­лектива. «Как учить жить?» - на такую тему у нас недавно состоялся педагогический диспут. Предшествовавшие раздумья и споры во время диспута привели коллектив к выводу: важ­нейшая воспитательная задача каждого учителя заключается в том, чтобы навсегда закрепить в сознании и в сердце воспи­тываемых им представителей молодого поколения нравствен­ный опыт, духовное богатство всех лучших людей прошлых и старших поколений.

В нашем педагогическом коллективе люди старшего поко­ления занимают особое место. Почти все они начали свою тру­довую жизнь 12-13-летними подростками, положив много сил на то, чтобы получить образование. В них - живое олицетворение, идейная сердцевина взглядов и убеждений педагоги­ческого коллектива. Не все в коллективе идет гладко и легко. Нам приходится преодолевать большие трудности. Каждый раз, когда коллективу трудно, организаторами работы по преодолению трудностей становятся педагоги старшего поколения. «Поговорим о том, что трудно» - на такую тему по инициа­тиве учителей - коммунистов А. Ф. Барвинского, А. И. Сухомлинской время от времени проводится у нас живая, не­принужденная беседа, в которой участвуют все учителя. Наибольшая наша трудность - это суметь найти подход к воспитаннику тогда, когда, казалось бы, все средства исчерпаны. Старшие педагоги учат своих младших товарищей: никогда нельзя отчаиваться, воспитание - это прежде всего труд, труд неимоверно тяжелый, но благодарный.

От своих товарищей, прошедших большую жизненную школу социалистического строительства, наши молодые педагоги перенимают уважение к старшим поколениям, завоевавшим для нас свободу, возможность учиться, жить богатой духов­ной жизнью. Хорошо зная семьи школьников, старшие това­рищи помогают молодым учителям вникать в духовный мир ребят, правильно понимать их чувства, переживания. Я не случайно указывал, скольких своих детей воспитали и воспи­тывают учителя. Воспитывающий чужих детей обязан, прежде всего, воспитать настоящим человеком своего сына, свою дочь. И учителям старшего возраста в нашем коллективе в этом отношении есть чем гордиться: их дети стали хорошими, честными тружениками.

Жизненная мудрость, углубленная знанием педагогической теории, помогает старшим учителям передавать своим млад­шим товарищам не только педагогическое мастерство, но и ду­шевность, человечность. Женщины-учительницы старшего по­коления проводят беседы с девушками о браке и семейной жизни, о воспитании детей, о чести и достоинстве девушки.

Учителя-мужчины старшего поколения проводят с юношами беседы о мужском достоинстве и чести, об ответственности мужчины в его нравственно-эстетических отношениях с девушкой и женщиной, об отцовском долге и воспитании детей.

Анна Ивановна Сухомлинская работает в школе 30 лет. Она имеет высшее филологическое образование и высшее об­разование по педагогике. Преподает русский язык и литературу в 5-10 классах.

Анна Ивановна - один из наставников учителей по вне­классному чтению. Она изучает чтение в семье, помогает учителям начальной школы добиваться, чтобы дети читали то, что представляет идейную и эстетическую ценность. Она руко­водит двумя литературно-творческими кружками, проводит литературно-творческие вечера, выпускает рукописный литературный ежегодник «Наше творчество».

Вера Алексеевна Скочко, преподавательница литературы и истории, работает в нашей школе 22 года. Ее вкладом в духовную жизнь педагогического коллектива является любовь к ли­рической поэзии и к музыке, она знает наизусть сотни лири­ческих стихотворений. Она убеждена, что задача каждого пе­дагога - с детства пробуждать и развивать у детей любовь к чтению, чувство красоты поэтического слова.

В. А. Скочко и А. И. Сухомлинская научили читать стихи учителей начальных классов; ими же в течение первых двух лет обучения воспитываются в этом отношении все школьни­ки и младшего возраста: в лесу, в саду, в поле они читают де­тям стихи, описывающие красоту природы и человеческих чувств. В школе создана фонотека музыкальных произведе­ний, написанных на тексты Пушкина, Лермонтова, Некрасо­ва, Шевченко, Франко и других поэтов. Эти произведения уче­ники младших, средних классов слушают и на уроке, и на ло­не природы. Одновременное воздействие красоты музыки и красоты окружающей природы способствует развитию у де­тей чувства красоты слова.

В. А. Скочко И А. И. Сухомлинская - организаторы вечеров и утренников лирической поэзии: «Красота родной приро­ды в лирической поэзии», «Любовь к отчизне в лирической поэзии», «Русские поэты о матери» и др.

Вкладом В. А. Скочко, А. И. Сухомлинской, В. Т. Дараган, О. И. Степановой в духовную жизнь коллектива школы явля­ется также любовь к цветам. В их домашних цветниках - ро­зы, хризантемы, астры, гвоздики, «питомники» ландышей. По их примеру и многие ученики тоже стали создавать дома цвет­ники.

Развивая в детях любовь к цветам, мы добиваемся, чтобы красота сопутствовала жизни и труду ребенка. Через красоту мы раскрываем перед детьми величие человека, героизм, му­жество, стойкость, человечность. Пионерские сборы и комсо­мольские собрания, посвященные жизни, труду и подвигам выдающихся людей, проводятся в уголках красоты - утопаю­щих в зелени и в цветах уголках школьной усадьбы. Праздни­ки труда, праздники урожая, древонасаждения - все это про­ходит в обстановке, пробуждающей и углубляющей чувство прекрасного.

Антонина Ивановна Резник, молодая преподавательница литературы, работает в нашей школе 10 лет. Душевность, взаимное доверие, доброжелательность - эти черты лучше всего характеризуют эмоциональные отношения между учительни­цей и ее учениками. У нее ребенок не может не выучить урока, не выполнить домашнего задания, прежде всего потому, что это будет больно Антонине Ивановне. Если ученик не в состоя­нии справиться с заданием, он откровенно говорит об этом учительнице. Доверием ребенка Антонина Ивановна дорожит как бесценным даром. «До тех пор, - говорит она, - пока ре­бенок обращается ко мне как к матери, как к другу, я увере­на, что в его душе горит огонек любви к учению».

Ее общение с детьми охватывает самые разнообразные сферы духовной жизни, и в этом как раз и заключается секрет ее умения найти путь к сердцу ребенка. Будет ли то солнечный весенний день, ясное летнее утро или ненастный осенний день, когда степь скрывается в белых клубах тумана, Антонина Ивановна идет с детьми на литературную экскурсию, как на­зывают дети эти походы. Вместе с ней не только воспитанники ее класса, но и те малыши, и подростки, в чьем сердце Антонина Ивановна пробудила любовь к литературе.

Группа располагается где-нибудь в тени столетнего дуба или на зеленой лужайке у реки, и Антонина Ивановна расска­зывает детям о героях, о людях сильных, мужественных, пре­данных высоким идеям добра, справедливости, человечности, гражданственности.

У нас стало традицией, что каждый учитель летом несколько дней проводит с детьми в поле. Особенно нравятся детям дни на сенокосе. Они с нетерпением ожидают вечера, когда под мерцающими звездами, на ароматном сене они будут слушать рассказы о дальних странах, о далеких звездных мирах, вслу­шиваться в ночные шорохи. Мерцание звезд, вкусная каша, тлеющие угольки костра, предрассветный холодок, когда хочется зарыться в сено, купание в реке - все это оставляет неизгладимый, незабываемый след в душе ребенка.

Общение с детьми во всех сферах духовной жизни стало принципом воспитательной работы в нашей школе. «Я не был бы педагогом, и тропинки к детскому сердцу были бы для меня наглухо закрыты, если бы я был только преподавателем»,­ - так думает и чувствует каждый из наших учителей.

Учительница математики Анна Яковлевна Вовченко рабо­тает в школе 12 лет. В кружках юных математиков, которыми она руководит, и на ее уроках ученики создают интересные пособия, помогающие учиться, думать, развивающие сообрази­тельность и наблюдательность. Анна Яковлевна убеждена, что выполнение заданий творческого характера развивает математические способности у самых, казалось бы, безнадежных учеников. Девиз этой учительницы: «Сегодня ученик должен быть умнее, чем вчера». Классный коллектив, руководимый ею, живет богатой духовной жизнью. Анна Яковлевна любит искусство, проводит интересные беседы о живописи и музыке, учит девочек вышивать.

Наши учителя, если они даже и не классные руководители, всегда поддерживают тесное духовное общение с детьми. Пре­подавательница языка и литературы Мария Васильевна Ли­маpeнко руководит кружком юных краеведов. Она влюблена в родной край, знает десятки мест, где происходили выдающие­ся исторические события. Летом учительница совершает с детьми краеведческие походы. Совершая один из таких походов, юные краеведы нашли руины порохового завода 3апорож­ской Сечи.

Влюблены в родной край учителя географии и истории Мат­рена Тихоновна Сыроватка и Екатерина Степановна Резник. Они тоже руководят кружками юных краеведов. Один из этих кружков ведет «Летопись родного края». В нее записано все, что известно об истории родного села и района из истори­ческих документов, из рассказов и преданий; запечатлены образы людей, принимавших участие в революции, в гражданской и Великой Отечественной войнах.

Молодой преподаватель физики Иван Васильевич Компа­неец работает в нашей школе 8 лет. Как и многие из старших учителей, он начал свою трудовую жизнь 14-летним подрост­ком, знает, что такое труд, и умеет трудиться. Иван Василье­вич влюблен в машины. Он умеет управлять автомобилем, трактором, любым комбайном. Сфера его воспитательного влияния - главным образом подростки. Старую, отслужившую срок машину он возродил к жизни, приспособил для управ­ления подростками. Уход за этой машиной, ремонт ее - под­линная школа трудолюбия, настойчивости и терпеливости.

В кружке у Ивана Васильевича буквально из лома монти­руются узлы механизмов и целые механизмы. Его опыт лиш­ний раз подтверждает, что учащимся не следует давать все в готовом виде, сделанное кем-то. Преодоление трудностей­ это столбовая дорога трудового воспитания.

Преподавательница французского языка Ольга Аммосов­на Письменная работает в нашей школе 20 лет. Она свободно владеет французским языком, читает по-немецки и по-англий­ски. Следуя принципу, что дети могут лишь тогда почувство­вать дух живой речи, когда слова и фразы будут связываться в их сознании с яркими образами, представлен


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: