Ориентация труда учащихся на научно-технический прогресс

Мы - стремимся к тому, чтобы труд наших школьников был проникнут творчеством, представляющим собой внедрение достижений науки и техники в производство. Воспитание твор­ческих способностей молодых изобретателей, рационализа­торов производства зависит от развития их технической культуры, умения проникнуть в сущность любой работы. Ес­ли школьник уже в младшем возрасте управляет двигателем внутреннего сгорания, обрабатывает на станке металлические детали, то развитие его ускоряется на несколько лет: в 17-18 лет он достигает такого уровня технической культуры, который типичен для опытного рабочего.

Мы добиваемся того, чтобы у ребенка мысль всегда была не только в голове, но и, образно говоря, на кончиках паль­цев. Наиболее эффективным путем воспитания технической культуры является изобретательство - высшая ступень дет­ского творчества. Изготовить действующую модель, представ­ляющую собой копию настоящей машины, - это лишь первая ступень творчества. Очень важно, чтобы ребенок придумывал, изобретал новые комбинации из действующих моделей, составлял новые агрегаты, находил новое применение механизмам. Наши школьники, например, сделали модель паровой турбины. Она приводит в движение генератор небольшой мощности, а этот генератор дает энергию для действующих моделей. Дети с интересом присоединяют к генератору модель веялки, меха­нической пилы, сепаратора и др. Это уже творчество. Но ре­бенку хочется еще большего. Его уже не удовлетворяет просто движение; он мечтает, чтобы машина что-то обрабатывала. И вот рождается замысел: изменить конструкцию механиче­ской пилы, приспособить ее для шлифования. В ходе пере­стройки модели возникает еще один замысел: соединить в од­ном механизме пилу и токарный станок по дереву. Начинается творческое соревнование нескольких маленьких коллективов, каждый из которых стремится сделать свою модель как можно лучше.

По мере приобретения умений, связанных с управлением машинами, с обработкой металлов, с конструированием и мон­тированием, расширяется сфера физического труда, в котором эти умения не только применяются, но и развиваются, углуб­ляются. 14-15-летние школьники приобретают определенный комплекс умений, связанных с управлением машины, с кон­струированием и моделированием. И коллектив подростков увлекается трудом, насыщенным изобретательством, творче­ским применением знаний. Так, ученики, окончившие 7-8 классы, построили маленький домик зеленой лаборатории - центр опытнической работы. Их производительный труд был одновременно и творческой задачей: механизировать ряд трудоемких процессов, заменить дерево железобетонными бло­ками. Под руководством учителя физики ученики смонтирова­ли механизм для приготовления цементного раствора, сооруди­ли подъемный кран, который подавал раствор, кирпич, блоки, сделали транспортер, смонтировали пилораму. Все эти меха­низмы были значительно меньше обычных строительных меха­низмов, но действовали они по тем же принципам, что и обыч­ная техника.

В этом труде мы видим производительную цель и творче­ство, совершенствование самого процесса труда. Ученики не только строили здание, но и создавали новый для них труд. На опыте они убедились, что из нескольких десятков килограм­мов железа и нескольких метров троса, используя электро­мотор и блок, можно построить подъемный кран. С помощью этого крана можно не только поднимать тяжести на стройке, но и нагружать автомашину, передвигать камни, бревна. Из нескольких металлических пластинок можно создать бетоно­мешалку. На каждом шагу они убеждались, что монтирование, подгонка, умение использовать электроэнергию - в этом сущ­ность технической культуры труда.

Мы добиваемся того, чтобы ученики находили все новые возможности применения машинной техники, электроэнергии, химии в простом сельскохозяйственном труде. Опыт убедил, что воспитать любовь к сельскохозяйственному труду можно лишь при том условии, когда в годы отрочества и ранней юно­сти человек собственными усилиями заменял ручной трудовой процесс машиной или механизмом, получил от земли допол­нительные центнеры хлеба не ценой физического напряжения, а благодаря применению научных знаний. Это и есть психоло­гическая подготовка к трудовой жизни. Очень важно, чтобы учебно-опытный участок, теплица, плодовый сад, кабинет жи­вой природы, пасека, зеленая лаборатория - все это было школой технической культуры.

Растения в теплице и на участке поливались вручную. На­учившись рассматривать каждый трудовой процесс с точки зрения применения машин, механизмов, ученики задумались: нельзя ли механизировать подачу воды и поливку? От колод­ца к участку и теплице проложили трубы, установили насос. Работа эта была довольно тяжелой, но она облегчала труд в будущем и поэтому была интересной и воодушевляющей: Те­перь в уходе за растениями главное не приложение физических сил, а думанье. Освобождая наших учеников от нелегкого и од­нообразного физического труда, мы стремимся к тому, чтобы их внимание и; руки были заняты более тонкой работой. Так, в выращивании рассады овощей и цветов, саженцев винограда при ручной поливке главное место в уходе за растениями занимал физический труд. Когда поливка отошла на второй план, дети стали думать над тем, как улучшить состав почвы, чтобы ускорить развитие отдельных органов и всего растения, как обеспечить постоянную влажность воздуха, какими спо­собами проводить внекорневую подкормку и т. д. У них ро­дился новый замысел: поливку каждого отдельного растения можно заменить искусственным дождем. В теплице вверху протянули ряды трубочек с многими отверстиями; регулируя движение воды в трубочках, дети создали дождь. Старшие школьники стали ионизировать воду. Ионизированная вода приближала условия теплицы к естественным условиям лет­него грозового дня (в теплице даже чувствуется запах озона). Благодаря этому усиливалось развитие растений, ускорялся обмен веществ, бурно развивались полезные микроорганизмы в почве.

Учителя и ученики создали механическое устройство для рыхления поверхностного слоя почвы. В этом устройстве сое­динены маленький двигатель внутреннего сгорания и фреза, которая срезает поверхностный слой почвы, перемещает его, а при необходимости рыхлит почву на необходимую глубину. В зависимости от того, куда и как направить этот механизм (ученики назвали его механической сапкой), он может прокла­дывать канавки или окучивать. Это маленькое изобретение пробудило творческую мысль, научило находить новые воз­можности для той малой механизации, которая должна созда­ваться не только инженерами, конструкторами, но и каждым рабочим. Учеников увлекла новая идея - применить электро­энергию для обрезки сучьев на плодовых деревьях, для при­готовления раствора, которым их товарищи подкармливают растения. Осуществление всех этих творческих замыслов на­чалось в технических кружках, когда ученики задумались над тем, как преобразовать ручные орудия труда в механические.

Опыт убеждает, что для воспитания высокой технической культуры, технического мышления надо сочетать производи­тельную цель, материальный результат труда с экспериментом (в условиях школы это, прежде всего конструирование новых механизмов и агрегатов). Особенно важно это в воспитатель­ной работе со старшеклассниками.

Девятиклассники очищали зерно на колхозном току. Ток считался механизированным: две зерноочистительные машины приводились в движение электричеством. Но для того чтобы обслужить эти механизмы, 20 юношам и девушкам надо было носить зерно ведрами. Ученики зад умались над тем, как меха­низировать этот ручной труд. Они установили два транспорте­ра, которые стали подавать неочищенное зерно и транспорти­ровать очищенное в зернохранилище. Характер труда резко изменился. Если до механизации надо было напрягать физиче­ские усилия, чтобы обеспечить бесперебойную работу машины, то теперь надо было лишь следить за работой агрегатов и отдельных узлов. Наиболее успешно с этой по существу новой ра­ботой справлялись те, кто хорошо знал электротехнику и механику, умел конструировать, соединять универсальный источник энергии - электромотор с разнообразными агрегата­ми и механизмами. Юноши и девушки еще раз убедились, что в сельскохозяйственном производстве есть десятки трудовых процессов, в которых можно своими усилиями создать малую механизацию, присоединяя машину к электромотору или к дви­гателю внутреннего сгорания.

Работавшие на животноводческой ферме юноши и девушки обратили внимание на то, как много сил требуется для вывозки навоза. Присматриваясь к окружающей обстановке, давно став­шей привычной для колхозников, они задумались: обязатель­но ли убираемая с экскрементами животных соломенная под­стилка должна представлять собой вот такие нетранспорта­бельные мокрые хлопья? Нельзя ли придать подстилке такой вид, чтобы к ее уборке - работе, весьма непривлекательной и трудоемкой,- приспособить машину? Возникла догадка: для подстилки надо брать не обычную солому, а размельченную, тогда она будет поддаваться уборке транспортером. Так и сде­лали. И при этом оказалось, что в таком виде солома гораздо равномернее впитывает влагу, а вывезенная в поле быстрее превращается в перегной.

Мы добиваемся, чтобы молодежь была способна внедрять машинную технику в различные области работы все глубже и глубже, т. е. не только расширять сферу применения уже имею­щихся механизмов, но и создавать на их основе новые агрегаты, приспособления. Готовность молодого поколения к творческому применению техники, к массовому изобретательству - одна из самых важных предпосылок технического прогресса. По мере развития, совершенствования техники движение производства вперед все больше зависит не только от создателей машин, но и от тех, кто на них работает.

В современном селе нет того пахаря и сеятеля, представ­ление о котором складывал ось столетиями. Мастер растение­водства, мастер животноводства - это, прежде всего хороший механизатор. И если во многих местах, в силу традиции и кос­ности, на фермах еще никак не могут расстаться с лопатой и вилами, то готовить молодое поколение к труду в сельском хо­зяйстве - это отнюдь не значит прививать ему любовь к лопате и вилам. Любовь к труду в сельском хозяйстве невозможна без желания и умения заменить лопату и вилы техникой. Все кол­хозники должны стать механизаторами. Это главный путь сти­рания различии: между городом и деревней. На 1000 гектаров пахотной земли в колхозе должно быть не больше десяти работ­ников-механизаторов. Лишь при этом условии можно достиг­нуть высокой производительности труда. В селе еще топчется ногами золото, - многие богатства природы не используются. Из почвы стремятся взять как можно больше, а почве дают еще мало. В каждом колхозе можно производить тысячи тонн высококачественных, быстро усваиваемых растениями органи­ческих удобрений, что повысит урожайность, по крайней мере вдвое. Каждый гектар пахотной земли вполне может прокор­мить одну корову. А ведь если мы этого добьемся, страна полу­чит реки молока. Но всего этого можно достигнуть лишь тогда, когда каждый человек с 7-8-летнего возраста будет жить в мире техники, когда внедрение достижений науки в практику станет важнейшей чертой интеллектуального развития.

Эффективное использование машин зависит в решающей мере от технической грамотности механизаторов. Особенно важ­но это для высокой производительности таких машин, как свеклоуборочный и картофелеуборочный комбайны. Разнооб­разная форма корней, разная плотность почвы, рельеф поля ­в процессе наладки комбайна все это надо тщательно учиты­вать. Управление такими машинами требует от механизатора конструкторского мышления. Вот мы и стремимся развить это мышление уже у школьников: учим наших воспитанников, не только брать от машины все, что вложил в нее конструктор, но и вносить дополнительные, на первый взгляд как будто и неза­метные усовершенствования, изменения и приспособления, которые помогают обеспечить постоянную успешную работу машины. Поясним это примерами.

Когда нашим учащимся пришлось обслуживать свеклович­ную сеялку, - а успешная работа этой машины в большой мере зависит и отрельефа, и от особенностей почвы, и от качества семян, они, присмотревшись к тому, как действует механизм, заметили, что точный высев определенного количества семян в каждое гнездо очень сильно зависит от влажности почвы. Стоит только не учесть сегодняшнюю влажность почвы на за­севаемом участке и не отрегулировать в соответствии с этим высевающий механизм, как он уже через час начинает работать неточно. И это не дефект производства. Регулировать взаи­модействие высевающего механизма с другими узлами сеялки надо каждый раз в зависимости, как от влажности семян, так и отсостава и влажности почвы. Наши ученики учатся управ­лять сеялкой на разных почвах и в разных условиях. И они всегда добиваются того, что высевающий механизм работает с идеальной точностью - так, как предусмотрел конструк­тор.

Творческий подход необходим в использовании даже такогонесложного механизма, как культиватор. Наблюдения при­вели наших учеников к выводу, что подбирать режущие ору­дия (лапы культиватора) надо не только в зависимости отпоч­вы и характера ее обработки, но и от скорости движения трак­тора. И они научились так подбирать режущие орудия, что даже при работе на повышенных скоростях не только уничто­жались сорняки, но и окучивались культурные растения, и об­разовавшаяся на поверхности земли корка разрушалась не только в междурядьях, но и вокруг растения.

Уже пять лет наш агротехнический кружок имеет свои опытные делянки размером 0,1-0,5 гектара непосредственно в полях севооборота колхоза. Здесь проверяются отдельные приемы обработки почвы и ухода за растениями, зарекомендо­вавшие себя с выгодной стороны на школьном учебно-опытном участке. Сюда же переносятся начатые в теплице и зеленой ла­боратории и тоже проверенные на школьном учебно-опытном участке опыты по применению химических ускорителей роста и созревания растений, химических стимуляторов развития отдельных органов растений, стимуляторов обмена веществ. Основная цель всех этих опытов и разработок - получить уро­жай с единицы площади в несколько раз выше, чем обычно. Благодаря внесению химических и микробиологических удоб­рений, правильной обработке почвы, отберу высококачествен­ных семян, опытные делянки дают в переводе на гектар: пше­ницы по 60-70 центнеров, подсолнечника по 30-35 центне­ров, сахарной свеклы по 650-700 центнеров.

Интересные опыты ставятся нашими школьниками с целью глубокого изучения природы зерновых культур и влияния на нее достижений химической науки. Так, например, в научно­агротехническом кружке в течение нескольких лет яровая пше­ница выращивается пропашным методом. Семена высаживают в канавки, обеспечивая каждому рядку большую площадь питания, междурядья рыхлят, почву подкармливают химиче­скими удобрениями и стимуляторами роста. Вырастают круп­ные, невиданные колосья - каждое зерно в полтора-два разi1. крупнее, чем при обычном севе. Мы глубоко убеждены, что крупное зерно - природное свойство пшеницы, но это ее свой­ство полностью еще не раскрыто. Пропашной метод дает уро­жай примерно в пять-шесть раз выше обычного. Эти опыты в ближайшее время, будут перенесены непосредственно в произ­водство. Для междурядной обработки нетрудно приспособить механизмы, уже имеющиеся в колхозном производстве.

В нашем научно-агротехническом кружке - подчеркиваю это еще раз,- работают вместе ученики и молодые колхозни­ки-механизаторы, агрономы. Опыт убеждает, что в сочетании с прохождением нашими учащимися сельскохозяйственного практикума в колхозных бригадах такое общение учащихся и производственных работников - самая лучшая организацион­ная форма связи школы с производством. Ученики должны ра­ботать там, где работает производственный коллектив.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: