Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно богатый словарь, который продолжает расширяться, в том числе, и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста (используют в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением).
Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию фонематического слуха и правильного звукопроизношения, мелкой моторики руки.
Задачи работы по развитию речи с детьми 5–6,5 лет:
1) обогащение активного, пассивного, потенциального словаря;
2) развитие грамматического строя речи;
3) развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;
4) развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей;
5) обучение звуко-слоговому анализу слов;
6) развитие мелкой моторики руки.
|
|
1.Лексическая и грамматическая работа:
– обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;
– употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
2. Развитие связной речи:
– ответы на вопросы, участие в диалоге;
– подробный пересказ текста по зрительной опоре;
– составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;
3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
– знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;
– знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
– выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
– выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
– «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
4.Обучение звуко-слоговому анализу:
– звуковой анализ состава слогов и слов;
– дифференциация понятий «звук» и «буква»;
– соотнесение букв и звуков.
5. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
Материально – технические средства:
· учебно-тематическое планирование;
· рабочие тетради;
· прописи;
· наглядные пособия;
· счетный материал.
Список используемой литературы:
- Т.Р. Кислова А.А. Иванова «По дороге к Азбуке», Пособие для старших дошкольников логопедических групп. Часть 5. М.: Баллас, 2011
- Е.В. Колесникова «Математика для детей 6-7 лет: Методическое пособие к рабочей тетради (изд. 2-е, и перераб.). – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Математика для дошкольников 6-7 лет (сценарий 32 учебно-игровых занятий).
- Я считаю до 20 (тетрадь для выполнения заданий ребенком)
- Форма и цвет (моделирование из геометрических фигур с линейками-трафаретками). Альбом с игровыми заданиями для деетй 5-7 лет.
- Геометрические фигуры. Альбом с заданиями для детей 5-7 лет.
- Петерсон Л. Г., Холина Н. П. Раз - ступенька, два – ступенька… Методическое пособие по развитию математических представлений детей. – М.: Ювента, 2009
- Петерсон Л. Г., Холина Н. П. Раз - ступенька, два - ступенька... (комплект из 2 тетрадей). – М.: Ювента, 2009
|
|