double arrow

Киборгтехнологический проект создания постчеловека


Отталкиваясь от истории, можно сказать, что идеи киборгизации соотносимы с определением человека как творца и пользователя искусственно созданных средств/орудий жизни, труда, войны. Любая деятельность знает феномен близости человека к комфортно используемой им технике, романтизировано представленное в отношениях рыцаря с его мечом, прагматично – в понятии «мое» У. Джеймса. Отметим также трагичность потери подобных орудий, сравнительно с всегда присущими медведю силе, орлу крыльев и т.д.

Сегодня данное положение качественно обогащается. Современные люди постоянно имеют дело с техникой, которая создана на основе тщательных эргономических расчетов, делающих технику предельно удобной, комфортной для человека. Для многих современных людей жизнь практически останавливается или лишается смысла, если они остаются без своего автомобиля, мобильного телефона или ноутбука. Окружающий окультуренный мир делает для современного человека непонятной и чуждой природу как таковую. Это настроение хорошо накладывается на уровень современных достижений протезирования. Разработаны технологии для слепых, обеспечивающие возможности видеть с помощью встроенной в очки кинокамеры, изображение которой, обработанное с помощью ЭВМ, передается прямо в мозг. Показателем качества современных протезов может служить Оскар Писториус. В возрасте одиннадцати лет он потерял обе ноги ниже колена. Недавно он был одним из лучших бегунов в мире, благодаря совершеннейшим протезам. Оскар был заявлен на пекинскую олимпиаду 2008 г., но не смог выступить там. Со злых языков: обычные люди испугались «киборгетической конкуренции и прецедента». В подобном контексте не особо удивляют сообщения о некоторых наших современниках, которые уже вживляют себе искусственное, чтобы более адекватно и глубоко, с их точки зрения, существовать в этом мире. К примеру, с помощью новейших «вмонтированных в себя» технологий они становятся обладателями полного кругового зрения. Отмечается, что когда такие люди не подключены к подобным устройствам, они чувствуют огромный дискомфорт. Наверное, самый известный пример начальной киборгизации связан с англичанином К. Уориком, который вставил себе в плечо микрочип, сообщавший ему, например, данные о состоянии его организма и новых поступлениях по электронной почте.




Постчеловеческая потребность в киборгтехнологиях закономерно выводится из точного определения биотехнологий. Биотехнологии легко идентифицируются таковыми в случаях, когда с помощью горячего чая с малиновым вареньем лечат простуду. Но современные биотехнологии уже настолько далеко ушли от этого очевидного естественного уровня, что даже работа только с биологическим материалом еще не повод отнести эту деятельность к биотехнологиям. К примеру, с помощью генной инженерии создаются невозможные в природе существа – тигрольвы. Можно ли считать, что здесь все еще идет речь о биотехнологиях или в той или иной степени уже нужно говорить о чем-то внебиологическом, и можно ли этот случай идентифицировать как киборгтехнологический? Если человеку внедрили стальной механизм в его руку, который позволяет ему комфортно жить и побеждать любого соперника «одним ударом», то кажется очевидным, что речь идет о механическом, абиологическом, киборгтехнологическом протезе. Но так или от этого случая отличается аналогичная по функциональным качествам «вставка» в другую руку человека на основе биоматериала сине-зеленой водоросли, выращенная в рамках создания новой формы жизни, которая никогда не смогла бы появиться на Земле, а в свободном состоянии вредна любому биологическому виду земной жизни?



Скорее всего, указанные проблемы и противоречия будут разрешаться в ходе дискуссионного определения границы перехода количества в качество по двум направлениям. В одном случае, «сильные», необычные манипуляции на биологическом, клеточном уровне, объективно, ведут к выходу за пределы идентификации происходящего как биотрансформации. В другом случае, на определенном этапе качественного изменения человека с помощью самых настоящих киборгтехнологий полученный результат можно будет соотносить с киборгтехнологической спецификой (человека с искусственным сердцем не относят сегодня к киборгам). Не исключены специальные барьеры развития для киборгтехнологий, к примеру, на базе уверенности в том, что на киборгетическом пути не «будет сохранен человек как человек» [28, с. 199].



Если никаких запретов на кибогргтехнологии не будет существовать, то киборгтехнологическое формирование постчеловека вполне логичное постчеловеческое предприятие. «В нашем мозге нет порта для быстрой загрузки информации. Но как только мы создадим небиологические аналоги наших нейронов, межнейронных соединений и нейротрансмиттерных уровней, где хранятся наши навыки и воспоминания, мы не упустим возможности создать и эквивалент загрузочного порта. … Вместо того чтобы ограничиться всего лишь сотней триллионов соединений в нашем мозгу, как это имеет место сейчас, мы сможем значительно превзойти этот уровень» [77, с. 232]. В дальнейшем: «возможно, человек придаст своему мозгу такие свойства, которые принципиально не может придать биоэволюция» [89, с. 136]. Возникнет обычная конкурентная борьба биотехнологов и киборгтехнолов. В околонаучной литературе много рассуждений о большей экономической перспективности киборгтехнологий.

Киборгетическое направление – призывая и развивая различные улучшающие модификации тела и сознания человека – в своем максимуме актуализирует тему желательности отдельного бытия сознания, психики или абсолютного избавления от ограничений любого определенного тела. Эти взгляды соотносятся с известным с начала времен фактом различия души и тела, феноменом «эмерджентного эффекта», «идеального». Но суть киборгтехнологий ведет к тому, что эти технологии будут подтверждать известные идеи вульгарного материализма о том, что сознание есть нечто материальное.

Существует целый спектр киборгтехнологических представлений о специфике и формах возможного бытия психики, отдельной от своего исходного тела. Примером начала этого процесса можно взять разрабатываемый в рамках общественного движения «Россия 2045» проект «Аватар», первый этап которого предполагает создание автономного тела, управляемого мозгом человека как свое тело. Общие перспективы подобного могут быть такими: «Электронное или, как я его называю, Е-существо не нуждается в пище, жилище, воздухе, быстро обучается всем наукам, может работать круглые сутки, путешествовать по дну океана и в космосе, мгновенно размножаться и быть практически неуничтожаемым, поскольку его копия всегда хранится в отдельном чипе» [74, с. 55]. С появлением кибернетики основные усилия решения данной проблемы связаны с возможностями/подходами этой науки: «чем иным является человек или любой материальный предмет, как не запасом информации определенного рода, информации, которую можно передать на любое расстояние, закодировав ее в виде радио- или телеграфных сигналов? … Информацией является книга и глиняный кувшин, картина и психические явления, ибо память – эта основа непрерывности субъективного существования – представляет собой запись информации в мозгу, а стирание этой информации в результате повреждения мозга или болезни может уничтожить всю сумму воспоминаний человека. Имитология означает воссоздание явлений на основе необходимого запаса информации. … Если нам удастся синтезировать из атомов Наполеона (при условии, что в нашем распоряжении имеется его «поатомная опись»), то Наполеон будет живым человеком. Если снять подобную опись с любого человека и передать ее «по телеграфу» на приемное устройство, аппаратура которого на основе принятой информации воссоздаст тело и мозг этого человека, то он выйдет из приемного устройства живым и здоровым» [83, с. 308-309].

Родственный указанным представлениям феномен «загрузки» в трансгуманизме. «Загрузка (иногда называемая «загрузка сознания» или «реконструкция мозга») – это гипотетический процесс переноса сознания из биологического мозга в компьютер.» «Загруженные смогут жить в искусственной реальности (то есть симулированном на компьютере окружении). Другой возможностью будет получение искусственных тел и сенсоров, с помощью которых они смогут вернуться к жизни в физической реальности. Субъективное время загруженных будет зависеть от скорости компьютеров, в которых они находятся. Сознания загруженных могут быть распределены по многим компьютерам в огромных сетях, и они смогут регулярно делать свои резервные копии. Это должно позволить загруженным жить неограниченно долго. Для своего существования загруженные будут нуждаться в очень небольшом количестве ресурсов по сравнению с биологическими людьми, поскольку они не будут нуждаться ни в физической еде, ни в крыше над головой, ни в транспорте. Загруженные смогут размножаться необычайно быстро (просто копируя сами себя). Это означает, что мы можем очень быстро столкнуться с дефицитом ресурсов, если не ограничим размножение» [22].

Считается, что большую роль в киборгтехнологиях будут играть нанотехнологии. Суть проекта «Roboblood» (роботехническая кровь) в том, чтобы заменить кровь человека нанороботами (из подобного алмазу материала). Это приведет к исключению из крови бактерий, вирусов и других паразитов; тотальному уничтожению болезни сосудов; укреплению вен и артерий и др.

Киборгтехнологии, в целом, снимают привычную грань между живым, биологическим и неживым. Из жизни объективно уходит «благоговение перед биологической жизнью». Отсутствие на сегодняшний день однозначного определения жизни или живой материи в ее отличие от косной – физической, химической – не имеет к нашему случаю прямого отношения. Также следует относиться ко всяким сложным случаям, например, к недавно открытым прионам (сложные органические молекулы оказались способными к размножению, что за подобного класса молекулами не наблюдалось и не предполагалось). Развитые киборгтехнологии снимали бы особую специфику биологического живого, даже если бы наука имела однозначное понимание специфики жизни. Добавим только, что общее снижение или значительное смягчение различия между живым и неживым характерно для всех постчеловеческих технологий. «Построение целого спектра функциональных систем непрерывно усложняющейся конструкции – от простых механических наноустройств до живых разумных существ – означает, что принципиальной разницы между живым и неживым нет, есть лишь системы, в разной степени обладающие характеристиками, традиционно ассоциирующимися с жизнью» [112, с. 100]. Своеобразно и очень красноречиво подобные идеи подтверждает крионика – теория и практика «оживления мертвецов».

В общем, современный уровень киборгтехнологий демонстрирует постоянное создание и совершенствование всевозможных протезов и заместителей тех или иных «элементов/частей» человека. Нельзя сказать, что этот процесс равномерно охватывает все стороны, аспекты человеческого тела. До сих пор, например, искусственные легкие это достаточно большое устройство, которое находится рядом с пользователем, фактически, приковывая его к себе. Главная нерешенная проблема – киборгетическое создание аналога мозга. В достаточном объеме эта тема, в виду ее сложности, будет затронута при рассмотрении проблемы искусственного интеллекта. Пока же только укажем на некоторые основы постчеловеческого оптимизма. «Капилляры нашего мозга устроены так, что они проходят через каждое межнейронное соединение, каждый нейрон и каждый элемент нейрона. Мы можем направить туда миллиарды сканирующих роботов, объединенных в одну беспроводную локальную сеть, чтобы они могли отсканировать мозг изнутри и начертить карту с высоким разрешением, отражающим все, что происходит внутри». На базе этого, «мы обязательно проведем реинжиниринг мозга, чтобы понять основные принципы его функционирования» [77, с. 228].

В постчеловеческой, трансгуманистической литературе присутствуют представления о том, что значительные элементы киборгизации человека возможны в ближайшие 50 лет. Многим это кажется нереальным, особенно, учитывая отсутствие массовых положительных результатов на этом направлении постчеловеческих трансформаций. Но, с учетом всей совокупности данных, разумно оставить общую возможность качественных киборгнетических скачков в поле реальной практической возможности и теоретического интереса.








Сейчас читают про: