Источники права

Основными источниками права в современной Британии являются статуты (парламентское законодательство) и судебные прецеденты. Хотя некоторые важные правовые вопросы к настоящему моменту получили свое законодательное решение, все же значительная их часть существует до сих пор в том виде, в котором они были сформулированы в судебных прецедентах. Судебная практика является наиболее древним источником английского права. Еще задолго до издания законодательных актов, начиная с XII в. королевские судьи, заседавшие в судах в Вестминстере и разъездных судах графств, а позднее Суд Звездной палаты, создавали правила, которые впоследствии легли в основу английского права. К концу XIII в. записи, содержавшие описание споров сторон в суде и вынесенных по ним решений разъездных и Вестминстерских судов, получили распространение среди судей и членов возникшей в то время корпорации правозаступников. Первые записи такого рода ("Ежегодники") были рукописными, а затем, с изобретением книгопечатания, выходили в печатном виде под именами составителей. Ежегодники содержали краткие сообщения об обстоятельствах дела, имена тяжущихся, судей, барристеров, краткое изложение их доводов и решений судей. Начиная с 1362 г. судебное разбирательство ведется на английском языке, хотя судебные решения и другие процессуальные документы до 1731 г. по-прежнему составлялись на латыни. Примерно с середины XIX в. Сборники судебных отчетов издавались под именами составителей - известных английских юристов (Кок, Крок, Плоуден и др.). С 1864 г. начинает выходить ежемесячная серия отчетов под названием "Law Reports".

В настоящее время наиболее известными и авторитетными являются Всеанглийские судебные отчеты, публикуемые еженедельно, а также Судебные отчеты по апелляциям, в которых публикуются решения по уголовным делам.

В системе судебных прецедентов, в свою очередь, различаются нормы общего права, которое начало формироваться еще в XI в. и ныне играет основную роль либо дополняет законодательство в самых различных отраслях правового регулирования, и нормы так называемого права справедливости, складывавшегося из решений Суда канцлера, который существовал с XV в. до судебной реформы 1873-1875 гг.

В результате этой реформы произошло формальное слияние права справедливости с общим правом, однако и поныне оно в существенной мере продолжает регулировать институты доверительной собственности, возмещения ущерба, причиненного нарушением обязательств, и другие институты гражданского права. Нормами общего права также регулируются основные институты Общей части уголовного права.

В ходе своего развития система прецедентов приняла следующий вид: каждый суд обязан следовать решению более высокого в иерархии суда, а апелляционные суда связаны своими предыдущими решениями (исключение составляет Палата лордов, которая в случае необходимости вправе была изменять практику, отступив от прежнего решения). Действие доктрины прецедента зависит от иерархии судов: вышестоящий суд может отменить решение нижестоящего суда и в некоторых случаях свои предыдущие решения. Кроме того, любая правовая норма, в том числе и прецедент, может быть изменена парламентским актом.

Английская буржуазная революция XVII в. не изменила взаимоотношений между прецедентами и законодательными актами, сохраняющими свое значение и по настоящее время. В Хабеас корпус акт 1679 г. и Билле о правах 1689 г. были сформулированы отдельные принципиальные положения, относящиеся к конституционному праву, судопроизводству, правам обвиняемого в уголовном процессе и др. В последовавшую за английской революцией эпоху значительное развитие получило также правовое регулирование новых видов договоров, деятельности компаний, банков и т.п.

С течением времени, особенно с 30-х гг. XIX в., роль статутов по сравнению с общим правом в системе источников английского права заметно возрастает и усиливается: многие важнейшие отрасли английского законодательства подверглись последовательным преобразованиям, в результате чего были изданы законы, консолидировавшие правовые нормы по наиболее значительным институтам гражданского и уголовного права. При издании такого рода актов задача кодификации целых отраслей права не ставилась: они вбирали в себя (в упорядоченном виде) нормы отдельных правовых институтов, прежде рассыпанные в многочисленных законодательных актах, а нередко и сформулированные в нормах прецедентного права. В результате к концу XIX - началу XX в. законодательным регулированием, главным образом с помощью консолидированных актов, было охвачено большинство отраслей английского права. Среди такого рода актов - законы о семейных отношениях 1857 г., о партнерстве 1890 г., о продаже товаров 1893 г.

В результате законодательство стало во многих отношениях более важным источником права, нежели нормы, сформулированные в прецедентах, тем более что законодательство при необходимости может быть подвергнуто гораздо более решительным и быстрым преобразованиям. Однако возрастание роли законодательства привело отнюдь не к утрате судебным прецедентом своего значения, а к созданию особого достаточно гибкого свода правил, в котором эти два источника права существуют на равноправных условиях и тесно взаимодействуют. В силу же исторически сложившихся и неизменных особенностей английской правовой системы все вновь принятые законодательные акты неизбежно обрастают огромным количеством судебных прецедентов, без которых они попросту не могут функционировать, поскольку те истолковывают, уточняют и развивают лаконичные законодательные формулировки.

Следует отметить, что сегодня британский парламент ежегодно принимает сравнительно небольшое количество законодательных актов, однако эти законы большей частью имеют комплексный характер даже в тех случаях, когда они регулируют конкретную область права, и, как правило, включают в себя материальные и процессуальные нормы. При этом наряду с современными законами - особенно в сфере уголовного права - продолжают действовать и весьма древние законы, например такие, как Закон об измене 1351 г.

Проводившаяся в последние десятилетия реформа уголовного права в наши дни перешла в новую фазу, в которой его кодификация была снята с программы Комиссии по реформе права. И, хотя законодатель полностью от кодификации не отказывается, работа над ней фактически приостановлена. Сегодня главная цель реформирования английского уголовного права состоит в том, чтобы сделать его более доступным, устранить имеющуюся неопределенность и сделать его современным с тем, чтобы в будущем вернуться к кодификации: на первый план выступает программа упрощения уголовного права, поскольку, как известно, его отличительной чертой является использование древних институтов и чрезвычайная сложность.

Проведение реформ характерно и для других отраслей, в частности конституционного права.

Действие закона. Если речь идет о территориальном действии закона, то действует презумпция, согласно которой парламентский акт действует на всей территории Соединенного Королевства, если иное не оговорено в самом акте. Часто в законе содержится норма, распространяющая его действие или исключающая из него Шотландию или Северную Ирландию. Иногда действие закона может специально выходить за пределы Соединенного Королевства, хотя в принципе это противоречит вышеназванной презумпции (такого рода нормы содержатся в законодательстве последних лет о борьбе с коррупцией). Что же касается действия закона во времени, то обычно он вступает в силу с того дня, когда было получено королевское одобрение, если в нем самом не указана иная дата. Чаще всего это связано с тем, чтобы дать возможность заинтересованным лицам подготовиться к вступлению закона в силу. Иногда в законе предусмотрено, что он вступит "в день, который будет указан". Этот день может быть назначен "приказом в Совете" или приказом соответствующего министра. Очень часто различные статьи закона вступают в силу в различное время, хотя иногда отдельные статьи закона вообще не вступают в силу. Делегированное же законодательство вступает в силу в момент принятия.

Толкование статута. Следует отметить, что толкованию статутов английское право придает особое значение. Если статут составлен четко и в нем была использована недвусмысленная терминология, то необходимости в судебном толковании, как правило, не требуется. Наличие двусмысленности, возникшей в результате ошибки при подготовке законодательства, либо использование неопределенных формулировок обязательно потребует дальнейшего толкования статута при его применении.

Английские судьи выработали три подхода к толкованию законов: "буквальное" правило, "золотое" правило и правило "исправления зла". "Буквальное" правило применяется в тех случаях, когда слова, употребленные в законе, не имеют альтернативного значения, т.е. толкуются буквально. Если применение буквального толкования приводит к абсурдному выводу, оно не применяется. В том случае, когда закон составлен таким образом, что могут существовать два или более буквальных толкований, суд применяет то из них, которое будет более последовательным и приведет к логическому результату. Такой подход к толкованию называют "золотым" правилом.

Кроме того, существует еще один способ толкования закона, который обычно называют правилом "исправления зла". Суть его состоит в том, что когда цель статута - исправление ошибки ("исправление зла"), суд должен применять такое толкование, которое в наибольшей степени отвечает указанной цели. Для толкования закон читается полностью, так как отдельные слова часто имеют иное значение, чем слова, использованные в контексте. Суд должен тщательно изучить как подробное, так и краткое название закона. Заголовки разделов и пояснения на полях не являются частью закона и не влияют на его толкование.

Не менее важным источником английского права является делегированное законодательство, преимущество которого английские юристы видят в первую очередь в его мобильности. Делегированное законодательство является действительным лишь тогда, когда оно не выходит за рамки полномочий, предоставленных парламентом, - в ином случае делегированный акт признается ultra vires (т.е. выходящим за рамки полномочий) и является недействительным. Высшей формой делегированного законодательства является "приказ в Совете", которым вводятся в действие многие законы. Фактически "приказ в Совете" издается правительством и просто санкционируется Тайным Советом. "Приказы в Совете" и другие делегированные акты публикуются Издательством Ее Величества в сборнике Statutory Instruments.

Законодательство Европейского Сообщества. На территории Великобритании законодательство Европейского Сообщества признается в качестве права в силу Закона о Европейских Сообществах 1972 г. Оно не может быть признано разновидностью подзаконных нормативных актов, так как институты сообществ ни в коей мере не подчиняются парламенту Великобритании, и только его отдельные виды могут быть названы делегированными. Большей частью это законодательство касается экономических вопросов, таких как добросовестная конкуренция, таможня, автотранспортное регулирование; к нему относятся и вопросы, связанные с иммиграцией. Такого рода правовые нормы содержатся в договорах, инструкциях, директивах и решениях органов Сообщества. Следует отметить, что влияние права Европейского Сообщества на английское уголовное право минимально и говорить о нем можно, главным образом, когда возникают вопросы, связанные с иностранцами, морским рыболовством и перевозками.

К нормативным актам Европейского Сообщества относятся в первую очередь постановления, издаваемые Советом Министров Европейского Союза или Европейской комиссией, которые применяются повсеместно и имеют "прямое действие". Эти постановления, устанавливающие права и обязанности физических и юридических лиц, подлежат обязательному применению судами государств - членов Сообщества без законодательного закрепления, хотя обычно директивы и решения (Совета или Комиссии) должны быть предварительно одобрены английским парламентом.

Конвенция по правам человека и решения Европейского суда по правам человека. Следует отметить, что Конвенция о защите прав человека и основных свобод (и Первый протокол к ней) не являются частью английского права и, следовательно, непосредственно не применяется в случае противоречия английских законов ее положениям. Вместе с тем предусмотренные Конвенцией права и свободы были подтверждены Законом о правах человека 1998 г., в связи с чем государственные органы и суды обязаны, насколько это возможно, толковать действующее английское законодательство в духе Конвенции; если же это невозможно, применяются нормы английского права.

На вопрос, являются ли решения Европейского Суда по правам человека источником уголовного права Великобритании, однозначно ответить сложно. В отличие от законодательства Европейского Союза, входящего составной частью в английское законодательство, решения Европейского Суда по правам человека не являются прямым источником английского уголовного права и автоматически как прецеденты применяться не могут в том случае, если английский закон противоречит Конвенции, но должны при вынесении решения учитываться судом. По мнению английских юристов, последнее обстоятельство способно вызвать определенные трудности и подорвать доктрину прецедента, поскольку позволяет нижестоящему суду не следовать решению вышестоящего суда, противоречащему решению Европейского Суда по правам человека.

Вместе с тем говорить о том, что решения Европейского Суда оказывают какое-либо существенное влияние на английскую судебную практику, видимо еще рано. Учитывая издание специального Закона о правах человека 1989 г., можно сделать вывод о том, что законодатель предпочитает внесение изменений в соответствующий закон, применение которого, по мнению Европейского Суда, привело к нарушению прав человека и основных свобод. Подобным образом, например, были внесены изменения в Закон о народном представительстве 1983 г.

В отличие от многих стран, где международные договоры становятся частью внутреннего права стран, подписавших их, подписание их Великобританией не делает их законом, и граждане не вправе на них ссылаться в обоснование своих требований в судебном процессе, если только парламент не принимает закон на основе данного договора. Однако это требование относится не ко всем договорам, поскольку договоры Европейского Сообщества прямо применяются британскими судами и могут создавать права и обязанности аналогично английским статутам.

Источники права Шотландии. Право Шотландии, насильственно присоединенной к Англии в середине XVII в., официально объединенной с нею в соответствии с Законом об Унии 1707 г., в силу исторического развития существенным образом отличается от английского. Право Шотландии развивалось как самостоятельная система принципов и судебных прецедентов на базе практики шотландских судов, использовавших применительно к местным условиям многие положения и институты римского права. Некоторые исследователи (но не Р. Давид) придерживаются мнения о том, что значительное влияние континентального права на формирование шотландского права в определенной степени вызвано тем, что шотландцы, не разделявшие догматов Англиканской Церкви, не могли поступать до середины XIX в. в английские университеты Оксфорд и Кембридж и получали юридическое образования в Италии, во Франции, в Германии и Голландии, т.е. странах, принадлежащих к семье континентального права. Шотландское право, не будучи кодифицированным, с самого начала складывалось из решений шерифов и юстициариев. И хотя шотландские юристы полностью приняли английскую систему прецедента, их метод толкования норм оказался ближе к континентальному, чем к англосаксонскому, поскольку в Шотландии (как в системах, основанных на римском праве) конкретные правовые вопросы выводятся из общего принципа, в отличие от англосаксонской правовой системы, где судьи формулируют общий принцип на основе конкретных ситуаций. Тем не менее, испытывая влияние, как английского общего права, так и континентального права, Шотландия сохранила свою правовую самобытность, что выражается в содержании правовых институтов, судебной системе и в терминологии. Важной особенностью шотландского общего права является использование в качестве источников не только судебных прецедентов, но и авторитетных трудов шотландских юристов XVII-XIX вв.

Как и в английском праве, в современный период развития Шотландии все возрастающую роль играет законодательство и подзаконные акты. Парламент Великобритании обладает полномочием издавать законодательство по любым вопросам, касающимся Шотландии. При этом британские законы либо включают специальные разделы, посвященные Шотландии; либо содержат указания о том, что их действие распространяется на территорию Шотландии; либо что они изданы специально для Шотландии, что отражается в названии (например, Закон о банкротстве и достоверной информации (Шотландия) 2007 г.). В соответствии с Законом о Шотландии 1998 г., регулирующим основные вопросы организации и деятельности вновь созданного парламента, а также порядок его избрания и его полномочия, парламент Шотландии наделен остаточной компетенцией. Он может принимать собственное первичное законодательство, в том числе в сфере налогов (изменение ставок налогообложения), здравоохранения, образования, исполнения наказания. В соответствии с Законом о правах человека 1998 г. акты шотландского парламента не могут противоречить Конвенции о защите прав и основных свобод. Кроме того, в настоящее время в Шотландии продолжают сохранять свое действие некоторые законы, изданные до 1707 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: