Типология организаций по взаимодействию с человеком

В основе данной методологии лежит выделение корпоративного и индивидуалистического типов организаций.

Корпоративная организация (следует отличать от понятия «корпорация» как субъекта права, юридического лица) – это особая система связи между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности. Она отличается максимальной централизацией и авторитетностью руководства.

Для корпоративной организации характерны:

- доминирование иерархических властных структур;

- стандартизация в деятельности организации и тенденции к уравниловке;

- согласование интересов организации только между ее лидерами без участия коллектива;

- централизованное распределение ресурсов;

- в качестве единицы управления – рабочая группа, коллектив, организация;

- суверенитет организации, ее свобода, коллективная ответственность;

- принцип большинства или старшинства при принятии решений;

- доминирование интересов производства над интересами человека;

- двойная мораль – личности и организации;

- одобрение послушания и исполнительности;

- принцип – человек для работы.

Индивидуалистическая организация – это открытая организация на основе свободного и добровольного объединения индивидов, осуществляющих совместную деятельность.

Для такого типа организации характерны:

- свободное, открытое и добровольное объединение людей;

- сочетание конкуренции и кооперации в деятельности членов и групп организации;

- согласование интересов членов организации с интересами самой организации;

- дополнительный поиск ресурсов и резервов членами организации;

- в качестве единицы управления – личность;

- суверенитет личности, ее свобода, индивидуальная ответственность;

- принцип меньшинства или право вето в принятии решений;

- интересы производства согласовываются с интересами человека;

- общечеловеческая мораль и здравый смысл в поведении;

- лояльность к различным убеждениям членов организации;

- принцип – работа для человека.

В конце XX в. появился ряд новых типов организаций:

- эдхократические; многомерные;

- партисипативные; предпринимательские;

- ориентированные на рынок.

Эдхократические организации – это организации, использующие высокую степень свободы в действиях работников, их компетентность и умение самостоятельно решать возникающие проблемы. Эдхократия – это и управленческий стиль руководства, при котором средства достижения сложных целей выбираются самими исполнителями. К особенностям эдхократических организаций относятся следующие:

- работа в высокотехнологичных областях, требующая высокой квалификации, творчества, инновационного задела и эффективной совместной деятельности;

- наличие органической структуры, в которой преобладают неформальные горизонтальные связи;

- изменчивое иерархическое построение, когда отношения по вертикали и горизонтали носят преимущественно неформальный характер;

- отсутствие жесткой привязки человека к выполнению какой-либо одной функции;

- право принятия решений, основанное на экспертных знаниях;

- разделение риска и вознаграждения между участниками трудового процесса;

- отсутствие контроля за непосредственной работой специалиста, осуществление только финансового контроля.

Эдхократические организации эффективны при реализации творческих проектов (кино, рекламы, телевизионных проектов, шоу, театральных постановок), внедрении новых технологий, в антикризисном управлении.

К многомерным организациям относятся организации, в которых рабочие группы (подразделения) самостоятельно и одновременно выполняют три функции:

- обеспечивают свою производственную деятельность необходимыми ресурсами;

- производят продукт (услуги) для конкретного потребительского сегмента или территориального рынка;

- обеспечивают сбыт (распределение) своей продукции.

К числу особенностей многомерных организаций относятся следующие:

- подразделения сами разрабатывают свои бюджеты, руководство инвестирует в них средства;

- в многомерных организациях нет двойного подчинения, руководство группы едино;

- во взаимосвязях автономных групп отсутствует необходимость проведения каких-либо реорганизаций, подразделения можно просто создавать, ликвидировать или модифицировать;

- каждая часть организации может быть полностью автономной и заниматься выполнением всех функций, связанных с производственно-рыночной деятельностью;

- основной показатель эффективности работы автономных групп – получаемая прибыль, что облегчает анализ и контроль за их деятельностью и ведет к упрощению управленческой деятельности.

Партисипативные организации – это организации, ориентированные на участие работников в процессе управления. При этом обеспечивается более полная мотивированность их труда, формируется чувство собственника. В таких организациях работники могут участвовать в:

- принятии решений;

- процессе постановки целей;

- решении тактических и оперативных задач.

Работники обладают правом выдвигать предложения, вырабатывать пути решения проблем, выбирать окончательное решение. Партисипативные структуры распространяются на некоторые подразделения или отдельные уровни управления организацией.

К предпринимательским организациям относятся такие, которые базируются на использовании принципов и методов предпринимательства. В число таких принципов входят следующие:

- саморегулирование производственно-рыночной деятельности;

- приоритетность потребителя – носителя спроса;

- контрактность в хозяйственных отношениях;

- обязательное внутрифирменное планирование;

- прогнозирование;

- конкурентность;

- инновация;

- учет фактора организационной культуры.

В предпринимательских организациях наблюдаются следующие особенности:

- принципиально изменяются функции руководства, оно поддерживает усилия предпринимательских ячеек, осуществляющих бизнес-деятельность;

- предпринимательские звенья (ячейки) сами выбирают вид деятельности, определяют цели, способы, средства деятельности; изучают потребности рынка и конкурентной среды, анализируют внешние факторы;

- консультанты (бизнес-тренеры) оказывают помощь в организации бизнес-процессов;

- ресурсы организации находятся в распоряжении предпринимательских ячеек;

- подразделения, ответственные за распределение ресурсов, координируют деятельность отдельных звеньев;

- одним из ведущих факторов успеха в таких организациях является персонал, его квалификация, инициативность и способность к творческому поиску.

Предпринимательские организации всегда придерживаются идеологии маркетинг-менеджмента. Они рассматривают свою деятельность как агрегирующую задачи управления организацией и рынком.

Организации предпринимательского типа, построенные на принципах рыночной ориентации, являются наиболее перспективными формами организаций, которые находят применение во всех областях и сферах общественного воспроизводства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: