Словарь театральных терминов

(Курсив – моя трактовка – О.А. Лысак)

Абстракция (лат. - отвлечение) - способ художественного мышления и построения образа. Данный способ предполагает отвлечение от второстепенного, несущественного в информации об объекте, акцентирование существенных значимых моментов.

Абсурд (лат. - бессмыслица, нелепость) Направление в искусстве, противоречие сюжетности произведения. Если произведение развивается в определенной последовательности и логике событий: экспозиция, завязка, конфликт, его развитие, кульминация, развязка и финал, то абсурд - это отсутствие логики конфликта. Это направление получило отражение в произведениях Ж. Ануя, Ж. П. Сартра, Э. Ионеско и т.д. Абсурд - род творчества, определяющий парадоксальность этого явления; он мало изучен, но представляет особый интерес со стороны режиссуры театра.

Авангард (фр. – передовой отряд) - направление искусства, противоречащее установившимся в искусстве нормам. Поиск новых решений, отвечающих эстетике и запросам нового поколения.

Авансцена (фр. - перед сценой) - передняя часть театральной сцены (перед занавесом). Авансцена в современном театральном искусстве представляется дополнительной игровой площадкой. Возможность непосредственного общения с залом.

Автор (фр. - создатель) – творец, создатель научного, литературного или художественного произведения. Автор инсценировки, спектакля.

Авторская речь - слова, которыми автор от своего имени характеризует своих героев, оценивает их поступки, события, обстановку, пейзаж.

Администратор (лат. - управляю, заведую) - человек, профессиональная деятельность которого, направлена на прокат спектаклей, концертов в театре и на эстраде.

Ажиотаж (фр. - волнение) - сильное возбуждение, волнение, борьба интересов.

Азарт (фр. – случайность) – запальчивость, задор. Сильное увлечение, рвение. Крайнее увлечение игрой.

Акт (лат. - поступок, действие) - Отдельная, крупная, составная часть драматического действия или театрального представления.

Актер (лат. - действующий, исполнитель, декламатор) - тот, кто действует, исполняет роль, становится действующим лицом драматического произведения на сцене театра и в кино. Актер - живая связь между текстом автора, замыслом режиссера и восприятием публики.

Актерский штамп - приемы сценической игры раз и навсегда зафиксированные актером в своем творчестве. Готовые механические приемы актера, которые входят в привычку и становятся его второй натурой, которая заменяет на подмостках человеческую природу.

Актерское искусство - искусство создания сценических образов; вид исполнительского искусства. Материалом для работы актера над ролью служат собственные природные данные: речь, тело, движения, мимика, наблюдательность, воображение, память т.е. его психофизика. Особенностью актерского искусства является то, что процесс творчества в конечной стадии совершается на глазах у зрителя, в процессе спектакля. Актерское искусство находится в тесной связи с искусством режиссера.

Актуальный (лат. - существующий, современный) - важность, значительность для текущего момента, злободневность, современность.

Аллегория (гр. - иносказание) - принцип художественного осмысления действительности, при котором отвлеченные понятия, идеи, мысли выражаются в конкретных наглядных образах. Например, образ женщины с завязанными глазами и весами в руках - а. правосудия. Словесная аллегория в баснях, сказках.

Аллюзия (лат. - намекать) - прием художественной выразительности, обогащающий художественный образ дополнительными ассоциативными смыслами по сходству или различию путем намека на известное уже произведение искусства. Например, в фильме Ф.Феллини “И корабль плывет” прочитывается аллюзия библейской легенды о Ноевом ковчеге.

Амбивалентность (лат. - оба - сила) - психологическое понятие, обозначающее двойственность чувственного восприятия. Одновременное присутствие в душе человека противоположных, несовместимых друг с другом стремлений, чувств по отношению к одному и тому же объекту. Например: любви и ненависти, удовлетворения и неудовлетворения. Одно из чувств иногда подвергается вытеснению и маскируется другим.

Амбиция (лат. – честолюбие, хвастовство) – самолюбие, чувство чести, чванство, спесь.

Амплуа (фр. - применение) – характер ролей исполняемых актером. Тип театральных ролей соответствующие возрасту, внешности и стилю игры актера. Виды сценического амплуа: комик, трагик, герой-любовник, героиня, комическая старуха, субретка, инженю, травести, простак и резонер.

Амфитеатр (гр. - кругом, с обеих сторон) - сооружение для зрелищ. В современных театрах - ряды кресел, расположенных за портером и выше его.

Анализ (гр. - разложение, расчленение) - метод научного исследования, состоящий в расчленении целого явления на составные элементы. В театре анализ представляет собой (действенный анализ) вид экспликации, т.е. характеризуется место и время происходящего события, мотивация физического и словесного действия персонажей. Элементы композиции пьесы (экспозиция, завязка, развитие конфликта, кульминация, развязка, финал). Атмосфера происходящего действия, музыкальная, шумовая и световая партитуры. Анализ включает в себя обоснование выбора темы, проблемы, конфликта, жанра, сверхзадачи и сквозного действия будущего спектакля, а также его актуальность. Анализ - действенный метод, процесс подготовки осуществления постановки на практике.

Аналогия (гр. - соответственный) - сходство между объектами в некотором отношении. Провести аналогию - это сравнить объекты друг с другом, установить между ними общие черты.

Ангажемент (фр. - договор) - приглашение артиста по договору для выступлений на определенный срок.

Анекдот (гр. – неизданный) – вымышленный, короткий рассказ о смешном, забавном происшествии.

Анонс (фр. - объявление) - объявление о предстоящих гастролях, концертах, спектаклях. Предварительная, без подробных указаний афиша.

Ансамбль (фр. - вместе, целое, связность) - стройное единство частей образующих целое. Художественная согласованность совместного исполнения драматического или другого произведения. Целостность всего спектакля на основе его идеи, режиссерского решения и т.п. Благодаря сохранению ансамбля исполнителей создается единство действия.

Антракт (фр. - между - акт) - краткий перерыв между актами, действиями спектакля или отделениями концерта.

Антрепренер (фр. - предприниматель) – частный, театральный предприниматель. Владелец, арендатор, содержатель частного зрелищного предприятия (театра, цирка, киностудии, телевидения и т.д.).

Антреприза (фр. - предприятие) – зрелищное предприятие, созданное и возглавляемое частным предпринимателем. Держать антрепризу.

Антураж (фр. - окружение, окружающие) - среда, обстановка. Антуражем являются не только декорации и выгородки, но и пространство,

Аншлаг (нем. - удар) - объявление в театре, в кино о том, что все билеты проданы. Успешное представление при полном зале. Отсюда речевой оборот -“спектакль прошел при полном аншлаге”.

Апарте (лат. - в сторону.) - сценические монологи или реплики, произносимые в сторону, для публики, и якобы не слышные партнерам на сцене.

Апломб (фр. - отвес) – самоуверенность, смелость в манерах, разговоре и действиях.

Апофеоз (гр. - обожествление) - заключительная, торжественная массовая сцена театрального представления или праздничной концертной программы. Пышное завершение какого-либо зрелища.

Арена (лат. - песок) - круглая площадка (в цирке), на которой даются представления. Используются как в театре, так и в театрализованном представлении.

Арлекин (ит. - маска) – комический персонаж итальянской народной комедии в характерном костюме из разноцветных лоскутьев. Паяц, шут.

Арлекин ” (ит.) - узкий и длинный занавес из текстиля, ограничивающий верхнюю часть сцены над основным занавесом. Первая падуга после занавеса.

Артикуляция (лат. - расчленять, членораздельно) - членораздельное произношение. Работа органов речи (губ, языка, мягкого неба, челюстей, голосовых связок и т.д.), необходимых для произнесения определенного звука речи. Артикуляция является основой дикции и неразрывно связана с ней.

Артист (фр. - человек искусства, художник) – человек, занимающийся публичным исполнением произведений искусства. Талантливый человек, владеющий своим мастерством в совершенстве.

Артистическая техника - техника, направленная на развитие совершенствования психической и физической природы артиста. Она включает в себя все составные элементы сценического действия: работу органов чувств, память на ощущения и создание образных видений, воображение, предлагаемые обстоятельства, логику и последовательность действий, мыслей и чувств, физическое и словесное взаимодействие с объектом, а также выразительную пластику, голос, речь, характерность, чувство ритма, группировки, мизансцены и т.д. Овладение всеми этими элементами должно подвести актера к умению совершать подлинные, целесообразные, органические действия в художественно-выразительной форме.

Архитектоника (гр. - строитель) - строительное искусство, зодчество. Построение художественного произведения, которое определяется взаимозависимостью отдельных частей в целом. Соразмерное расположение главных и второстепенных частей. Другими словами, это единство формы и содержания. Исходя из этого, существует понятие “архитектоника пьесы”. Обнаружить цепь основных событий в результате анализа - значить познать архитектонику пьесы или композицию.

Арьерсцена (фр. - задняя сцена) - задняя часть сцены, которая является продолжением основной сцены, в современных театрах - равна ей по площади. Создание иллюзии большой глубины пространства. Служит резервным помещением.

Ассистент (лат. - присутствую) – помощник. В искусстве зрелищ ассистент - это лицо, помогающее режиссеру- постановщику в осуществлении постановки спектакля или представления. Задачи ассистента многообразны. Он должен понимать творческие задачи своего руководителя, проникнуться ими в поисках художественных решений. Он должен также знать законы сцены, проводить репетиции в отсутствии постановщика, быть связующим звеном между режиссером и актерами, техническими службами.

Ассоциативный ряд (лат.) – картины и представления, вытекающие одно из другого по их совместимости или противоположности.

Ассоциация (лат. - связываю) - способ достижения художественной выразительности, основанной на выявлении связи образов с представлениями, хранящимися в памяти или закрепленными в культурно - историческом опыте.

Атмосфера (гр. – дыхание, шар) - окружающие условия, обстановка. В искусстве театра атмосфера - не только обстановка и окружающие условия, это еще и психофизическое состояние актеров и исполнителей. Атмосфера - это среда, в которой развиваются события. Атмосфера - чувственное впечатление зрителя или действующего лица от места действия. На атмосферу влияют психофизическое состояние всех действующих лиц и характеристики самого места действия, воспринимаемые всеми органами чувств зрителя или действующего лица.

Атрибут (лат. - необходимый) – признак предмета или явления, принадлежность чего - либо. Полный атрибут могут с успехом заменить его фрагменты, но время действия от этого не пострадает.

Аттракцион (фр. - притяжение) – номер в цирковой или эстрадной программе, выделяющийся своей эффектностью, вызывающий интерес у публики.

Афиша (фр. - объявление, прибитое к стене) – вывешиваемое объявление о предстоящем спектакле, концерте, лекции и т.д. Вид рекламы.

Афишировать (фр. объявлять публично) – выставлять напоказ, намеренно привлекать общее внимание к чему-либо.

Афоризм (гр. - изречение) - краткое, выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. Для афоризма одинаково обязательны и законченность мысли и отточенность формы.

Аффект (лат. - страсть) - душевное волнение, страсть. Приступ сильного нервного возбуждения (ярости, ужаса, отчаяния). люди, архитектура, животный мир - т.е. все, что окружает человека.

Аура (гр. - веяние, дуновение) - совокупность энергетических излучений, образующихся из внешнего и внутреннего состояния человека, определяемого его прошлой и настоящей жизнью и определяющее его вклад в общую атмосферу.

Балаган (перс. - верхняя комната, балкон) – ранее служили для торговли на ярмарке. Затем стали приспосабливать для выступлений бродячих артистов, отсюда и название - “балаган”. Временное театральное помещение, выстроенное из досок, покрытых брезентом или холстом.

Банальный (фр. - заурядный) - утративший выразительность прием вследствии частого повторения; избитый, очень обыденный, пошлый.

Бард (кельтск.) - у древних кельтов – певец, слагающий песни.

Бельэтаж (фр. - прекрасный этаж) - Первый ярус балкона в зрительном зале над партером и амфитеатром.

Бенефис (фр. - прибыль, польза) - первоначально концерт либо спектакль, сбор от которого в полном объеме или частично поступал в распоряжение одного или нескольких актеров. В наши дни под бенефисом понимают сценическое действо, посвященное какому-либо артисту как выражение признательности его многолетних заслуг на поприще служения искусству.

Бенуар (фр. - ванна) - Нижний ярус театральных лож на уровне сцены или партера.

Беспредметное действие - действие с воображаемым предметом. В данном действии сохраняется иллюзия присутствия предмета с его весом, объемам и формой. Упражнение с целью выработки физического ощущения предмета; начальная форма подготовки актера. (Упражнения на П.Ф.Д.).

Биомеханика (гр. - жизнь и механика) - раздел биофизики, изучающий механические свойства живых тканей, органов и организма в целом, а также происходящие в них механические явления (при движениях, дыхании и т.д.) Биомеханика В.Э. Мейерхольда. Театр, ориентированный на технические, четкие очертания игрового пространства, жеста, облика, целесообразность движений. Тип актера - инструмента, послушного режиссерской воле и согласного ограничить свой внутренний мир и самостоятельную мысль жестким обликом маски.

Бис (лат. - дважды) - «вторично», «еще раз». Возглас публики в театре, на концерте, требующей от исполнителей повторения “на бис” (сыграть, спеть, исполнить). Вторично, по требованию публики.

Блеф (англ. - запугивание) - хвастовство несуществующими силами и средствами. Выдумка, с целью внушить другому преувеличенное представление о себе, “пустить пыль в глаза”, запугать.

Богема (фр. - цыганщина) - среда художественной интеллигенции: актеров, музыкантов, художников, литераторов, ведущих беспечную и беспорядочную жизнь. Образ жизни.

Борьба (в межличностном общении) – активное психофизическое действие персонажа на сцене при преодолении препятствий на пути к сверхзадаче.

Бравада (фр. - рисовка) - показная, легкомысленная храбрость; бесцельно-дерзкая выходка.

Браво (ит. - молодец) - театральное восклицание, выражающее похвалу игре артистов.

Бум (англ. - шумиха) - шумиха, сенсация, искусственное оживление, временный подъем. В искусстве бум - сенсационная выставка, сенсационный концерт, сенсационная постановка. Бум рассчитан на аншлаг и хорошие прибыли.

Бурлеск (ит. - шутка) - преувеличенное комическое изображение персонажа (в литературном произведении, на сцене.) Жанр комической, шутливо - подражательной поэзии. В искусстве театра, массовых зрелищ бурлеск завоевывает новые позиции. Комическое становится культовым знаком, особенно в новейший исторический период. Творческие возможности бурлеска неограниченны.

Бутафория (ит. - выбрасывающий вон) - участник спектакля в старом итальянском театре, освобождающий сцену во время представления от уже “отыгравших” предметов, сломанных, забытых. Видимо, после этого ему приходилось чинить и делать новые необходимые вещи. В современном театре - это специально изготовленные предметы сценической обстановки, вещи (декорации, шпаги, ножи, украшения и т.д.) по всем признакам соответствующие настоящим или имитирующие их. Детали костюмов (пояса, пряжки, шляпы, веера, кольчуги и т.п.), необходимые для сценической игры актера; скульптура. Человек выполняющий эту работу - бутафор.

Буффонада (ит. - шутовство, буфф - комический, забавный) - сценическое представление, а также актерские приемы, построенные на преувеличенно - комических, шутовских позах. Подчеркнутое внешнее, смешное преувеличение, иногда карикатурное представление персонажей, действий, явлений. Театр-буфф, опера-буфф.

Вампука ” - термин, которым в театральных кругах называют типичные недостатки плохих оперных спектаклей: несообразность либретто, штампы, фальшь, ходульность режиссуры и актерской игры. Термин происходит от названия пародии на оперу “Вампука, невеста африканская” В. Эренберга, поставленную в 1909 г. в петербургском театре “Кривое зеркало”.

Варьете (фр. – разнообразие, смесь) - эстрадный театр, в представлениях которого сочетаются различные жанры искусства: музыка, цирк, танец; эстрадный театр развлекательного характера с эффектным, пышным оформлением.

Вдохновение - высшее духовное состояние напряжение; сосредоточение и необычное проявление умственных сил для осуществления важной жизненной цели. Состояние подъема творческих сил, приводящее к результатам, которые в обычном состоянии недостижимы.

Версия (лат. - видоизменять) – одно из нескольких, отличительных друг от друга изложений или объяснений какого-либо факта, события.

Видеоклип (лат. - смотрю, вижу, англ. - стричь, вырезка из газеты) - разновидность видеофильма. Видеоклип отличают быстрый монтаж, насыщенность электронными спецэффектами, краткость. Часто сопровождается игровым исполнением песни, музыки.

Визуальный (лат. - зрительный) - восприятие зрелища “невооруженным” глазом.

Виртуоз (лат. - мужество, доблесть, смелость) - артист, в совершенстве владеющий техникой своего искусства. Человек, достигший высокой степени мастерства в каком - либо деле.

Водевиль (фр. - голоса города) – один из видов комедии положений с песнями-куплетами и танцами. Небольшая комическая пьеса фарсового характера. Присущи - задорное веселье, злободневное отражение действительности.

Воображение - свойство психики человека. Умение на основе реальных возможностей мысленно создавать новые идеи, ситуации и образы, которые реально воплотить в ближайшем будущем.

Восприятие - процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей через органы чувств, завершающийся формированием образа. Эстетическое восприятие выражается в целенаправленном целостном восприятии произведения искусства, как эстетической ценности, которое сопровождается эстетическим переживанием.

Второй план – это подлинные мысли и чувства персонажа, скрытые за внешней формой поведения.

Вульгарный (лат. - простой, обыкновенный) - чрезмерное упрощение какого - либо учения, искажающее его сущность; грубое упрощение, опошление. Лишенный тонкости, изящества.

Выбор темы - метод отбора проблем, событий и явлений, которые должны найти отражение в зрелище согласно их значимости на определенном историческом отрезке времени и имеющим актуальность на день постановки.

Выгородка – простейшие предметы для работы режиссера в репетиционной комнате. Необходимо иметь чертеж выгородки. Он должен соответствовать замыслу художника и режиссера в построении декораций спектакля. В репетиционном периоде при помощи ширм, столов, стульев, небольших станков могут быть воспроизведены и тронный зал, пещера, изба, лес, трамвай и т. д.

Гала (фр. - торжество, парад) – употребляется только в соединении с другим определением. Значение: торжественный, пышный (гала-концерт, гала- спектакль); то же,что шоу.

Галерея (фр. - помещение) - узкий длинный балкон за кулисами. Обычно тянется вдоль стен, вокруг сцены.

Гастроли (нем. - гость + роль) - спектакли, даваемые приезжими актерами (выезжать на гастроли).

Гедонизм (гр. - удовольствие) - в искусстве - отношение к художественному произведению как к предмету, доставляющему удовольствие в первую очередь своими непосредственными чувственными качествами (красотой цвета, звука, “музыкой” стиха, пластикой и т.п.)

Генеральная репетиция (лат. - общий, главный) – последняя, полная репетиция перед концертом или премьерой спектаклем. Пробное исполнение.

Гений (лат. - способность) - высшая творческая способность в научной или художественной деятельности. Способность создать нечто, превосходящее все, что человек может сделать собственными силами.

Гипербола (гр. - преувеличение) - способ художественного преувеличения какого-либо свойства, качества, особенностей предмета, явления или процесса. Гиперболический, художественный образ подчеркнуто условен, неправдоподобен. Преувеличение выявляет в художественном образе скрытое содержание, тем самым его особую выразительность, эмоциональностью. Например, гипербола есть в поэтических строках В.Маяковского: “В сто сорок солнц закат пылал...”

Главное событие – событие, которым заканчивается пьеса и в котором утверждается идейный смысл произведения. В этом событии гибнет (или торжествует) исходное обстоятельство (В.И. Зыков. Первый слой). Например, в Ромео и Джульетте исходное обстоятельство - мир расколот на два лагеря - в главном событии решается миром: на могиле своих детей непримиримые доселе враги становятся друзьями.

Порядок событий в пьесе при анализе (один из вариантов):

1. Исходное событие;

2. Основное событие;

3. Центральное событие,

4. Финальное событие;

5. Главное событие.

Горизонт (гр. - ограничиваю) - линия кажущегося соприкосновения неба с землей или водной поверхностью. В театре это “задник”, представляющий часть декорации, то есть текстильное полотно, расписанное водно- клеевыми красками.

Грим (фр. – подкрашивать лицо) - искусство изменения внешнего облика актера при помощи применения парика, нанесения на лицо (иногда и на тело) специальных красок, волосяных либо пластических наклеек в целях придания внешнему облику наибольшего сходства с воплощаемым сценическим образом.

Гримерка - комната для подготовки артистов к выходу на сцену, где актер надевает театральный костюм и накладывает грим для исполнения ролей в спектакле.

Гротеск (фр. – смешной, забавный, причудливый) - изображение явления в фантастическом, уродливо-комическом стиле, основанное на резких контрастах и преувеличениях. Вид художественной образности, обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством замысловатого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры.

Гуммоз (лат.) - вязкая масса, (пластилин), при помощи которой актер изменяет черты своего лица.

Дебют (фр. - начало) - первое или пробное публичное выступление начинающего артиста на сцене. Начало деятельности на каком - либо поприще.

Деградация (фр. - ступень) - постепенное ухудшение, вырождение, упадок, движение назад.

Действие - проявление энергии, деятельности, воздействие, влияние. Развитие событий, составляющих основу сюжета (фабулы). Психофизический процесс, направленный на достижение какой - либо цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами. Основное средство выразительности в актерском и режиссерском искусстве.

Само действие раскладывается на три составные части:

1. Чувство (хотение – цель, сверхзадача)

2. Ум (мысль – реализация чувства в фантазии, а затем в воображении)

3. Воля (стремление - сквозное действие – осуществление воображения, а затем фантазии)

Действие - волевой психофизический акт, направленный на достижение цели.

Действующее лицо - персонаж, действующий в пьесе, участвующий в развитии ее сюжета.

Декоратор (фр.) - художник, пишущий декорации, задники к спектаклям и представлениям.

Декорация (фр. - украшение) - живописное, объемное или архитектурное оформление сцены, павильона, съемочной площадки, создающее зрительный образ спектакля, фильма. Художественное оформление места действия на театральной сцене, помогающее раскрытию его идейно-художественного замысла. Значение декорации трудно переоценить. Декорация - одно из важнейших выразительных средств, посредством которого создается атмосфера представления, спектакля. Посредством декорации передается эпоха и время действия.

Деталь (фр. – потребность) - часть целого; мелочь.

Диалог (гр. - разговор двоих, собеседование) - форма театрального действия, представляющая собой разговор между двумя актерами, обмен репликами. В переносном смысле выражение можно употреблять как переговоры, свободный обмен мнениями.

Дивертисмент (фр. - увеселения, развлечения) - театральное представление, состоящее из различных мелких эстрадных номеров и даваемое в дополнение к главному представлению.

Дикция (лат. - говорение, произнесение) - ясность и отчетливость в произношении слов и слогов. В искусстве зрелищ дикция играет значительную роль в раскрытии содержания конфликта, особенно в том случае, если конфликт развивается посредством диалогов и монологов. Нарушение дикции влеч?т фонетические казусы, которые не всегда могут быть понятны зрителям и правильно трактованы. Неправильная дикция - показатель непрофессионализма актера или диктора. Однако в некоторых случаях нарушение дикции может быть уместно, если оно характеризует персонаж в его образном содержании.

Дилетант (ит. - услаждать, восхищать) - человек, занимающийся каким-либо искусством или наукой без специальной подготовки, систематических знаний и навыков. Имеющий только поверхностное знакомство с какой-либо областью знаний.

Динамика (гр. - действующий) - составление движения, ход развития, изменение какого-либо явления под влиянием действующих на него факторов, действий. Обилие движения, действия.

Динамика действия – процесс изменения темпо-ритма.

Дисгармония (гр. - не созвучность) - разноголосица, нарушение гармонии, разлад, разногласие. Расхождение в чем-нибудь.

Дисциплина (лат. - учение) - обязательное для всех членов творческого коллектива подчинение твердо установленному порядку. Выдержанность, привычка к строгому порядку. Театральная дисциплина.

Документ (лат. - доказательство) - факт жизни и действительности, зафиксированный определенными средствами в виде прессы, фотографий, кинохроники, всевозможных справок, музейных экспонатов, рассказывающих о жизни общества, исторических событиях и т.д.

Драма (гр. - действие) - один из тр?х основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и лирикой), а также литературное произведение в форме диалогов и монологов (драматургия), предназначенное для исполнения на сцене. Драма в переводе с греческого - совершающееся действие. Основной жанр в драматическом театре. Драма относится одновременно к двум искусствам: театру и литературе. Ведущие жанры драмы: трагедия, комедия, трагикомедия.

Драматизм (гр. - дело, действие) - напряж?нность, серь?зность действия, свойственная драме, крайняя напряж?нность конфликта. Насыщенность действия.

Драматургия (гр. - теория) - искусство сочинения драмы. Пьеса или произведение литературы, переделанное для постановки в театре.

Духовность - сохранение исторических и культурных традиций, имеющих общечеловеческие ценности. Духовность - показатель богатства творческого состояния автора, его системной образованности, образа и формы мышления.

Душа - совокупность психических характеристик личности. Душа «связывает» внутреннее в человеке с вешним.

Жанр (фр. - род) – совокупность таких особенностей произведения, которые определяются эмоциональным отношением художника к объекту изображения. Способ отражения, угол зрения автора на действительность, преломленный в художественном образе. Род произведения, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными, стилистическими признаками. Определяемая разновидность художественного произведения.

Водевиль — вид комедии положений с песнями-куплетами и танцами. Возник во Франции; с начала XIX в. получил общеевропейское распространение. Лучшим произведениям в этом жанре присущи задорное веселье, злободневное отображение действительности.

Драма — один из ведущих жанров драматургии, начиная с эпохи Просвещения, в котором изображается мир реального человека в его остроконфликтных, но не безысходных отношениях с обществом или собой. В XX в. драма отличалась серьёзным содержанием, отражала различные аспекты жизни человека и общества, исследовала человеческую психологию.

Комедия — вид драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического. Как и трагедия, родилась в Древней Греции из обрядов, сопровождавших шествия в честь бога Диониса. Комедия, трезво исследуя человеческую природу, высмеивала пороки и заблуждения людей.

Мелодрама — пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией. Возникла в конце XVII в. во Франции, в России — в 20-е гг. XIX в.

Мим — комедийный жанр в античном народном театре, короткие импровизационные сценки сатирического и развлекательного характера.

Мистерия — жанр средневекового западноевропейского религиозного театра. Мистерии представлялись на площадях городов. Религиозные сцены в них чередовались с интермедиями.

Монодрама — драматическое произведение, исполняемое одним актёром.

Моралите — жанр западноевропейского театра XV—XVI вв., назидательная аллегорическая драма, персонажи которой олицетворяли различные добродетели и пороки.

Мюзикл — музыкально-сценическое произведение, главным образом комедийного характера, в котором используются средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусств, жанр сформировался в США в конце XIX в.

Пародия — жанр в театре, на эстраде, сознательная имитация в сатирических, иронических и юмористических целях индивидуальной манеры, стиля, стереотипов речи и поведения.

Пастораль — опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением пастушеской жизни.

Соти — комедийно-сатирический жанр французского театра XV—XVII вв., разновидность фарса.

Трагедия (в переводе с греческого — «песнь козлов») — вид драмы, проникнутый пафосом трагического. Основу трагедии составляют острые общественные конфликты, коренные проблемы бытия, столкновения личности с судьбой и обществом. Трагическая коллизия обычно разрешается гибелью героя.

Трагикомедия — драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В основе её лежит ощущение относительности существующих критериев жизни; одно и то же явление драматург видит и в комическом, и в трагическом освещении. Наиболее характерна для XX в.

Фарс - вид средневекового западноевропейского народного театра, существовавший в XIV—XVI вв. Близок немецкому фастнахтшпилю, итальянской комедии дель-арте и др.; 2) в театре XIX—XX вв. комедия-водевиль лёгкого содержания с чисто внешними комическими приемами.

Феерия — жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в XVII вв.

Флиаки — народные театральные представления в Древней Греции, особенно распространённые в III—IV вв. до н.э. в греческих колониях: короткие импровизационные шутки-сценки из повседневной жизни о весёлых похождениях богов и героев.

Жест (лат. - движение тела) - телодвижения, особенно движения руками, сопровождающие речь для усиления ее выразительности или заменяющие ее. Язык жеста раскрывает для зрителя характер, душевное состояние, социальное происхождение, образование персонажа. “Театр должен пользоваться только тем движением, которое мгновенно расшифровывается, все остальное излишне.” В. Мейерхольд (см. Психологический жест - М. Чехов “ Об искусстве актера”)

Жюри (англ. - клятва) - группа выбранных или назначенных специалистов, которая выносит коллективную оценку художественным произведениям или выступлениям артистов, принимающих участие в конкурсе.

Завязка - событие в развитии фабулы, определяющее начало (завязывание) конфликта между действующими лицами. В праздничной культуре - начало представления; событие, открывающее главную тему. Как правило, завязка возникает при конфликте между двумя и более персонажами.

Задача - условие творческого характера; то, что требует исполнения, разрешения. Задача является основой выполнения любого действия на сцене. Иметь задачу – значит, знать, чего я добиваюсь и к чему стремлюсь.

Задача – цель, которую персонаж должен попытаться осуществить за конкретный промежуток времени.

Задник (театральный) - большое живописное полотно, которое является фоном для всех других декораций в спектакле. Обозначает горизонт сцены, выполненный по длине и высоте сцены.

Зажим – это психофизическое напряжение, мешающее актеру быть органичным на сцене в образе.

Замысел - предвосхищение будущего произведения, его первое проявление в сознании художника. Замысел - главное условие полноценного творчества в любом виде искусства. Зародившийся замысел побуждает работать над его конкретизацией и воплощением, иногда - в течение многих лет. Метод с которого начинается творческий процесс отбора изобразительных средств, посредством которых воплощается тема и идея пьесы, сценария. Замысел - результат организации умственного процесса формирования спектакля (представления) методом разведки умом и действием. Окончательный вариант может сильно отличаться от первоначального по разным причинам: и потому, что автор не справился с задачей, и потому, что за время работы изменился сам художник, его мировоззрение и т.д.

Занавес (театральный) - завеса, которая отделяет сцену от зрительного зала. Несколько соединенных между собой тяжелых полотнищ, закрывающих сцену от зрителя. Застольный период - процесс творческого осознания пьесы через логику совершающихся событий. Поиск действенного начала и реализация его через словесное действие, мысль и образное видение.

Зачин - подготовка творческого процесса и реализация его на площадке в зависимости от темы. Заданная или свободная тема творчества студентов, посвященная той или иной проблеме. Всегда присутствует импровизация и фантазия.

Звукорежиссер - постановщик звуковой части спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ.

Зеркало сцены - сценическое пространство между порталами сцены по длине, и между просцениумом и арлекином по высоте, т.е. сам квадрат сцены видимый нами из зала после авансцены.

Зона молчания – органический процесс восприятия и накопления эмоциональной энергии. Зоны молчания могут быть короткие и длинные (паузы), где актер не говорит, а наблюдает, слушает, воспринимает, оценивает, накапливает информацию, готовится к возражению, т.е. к борьбе за целостность сценического образа. Бессловесная игра актера, в которой ярко выражена его индивидуальность и мастерство. Посредством жеста, мимики и молчания актер порой говорит больше, чем в диалоге или монологе. Зона молчания отражает внутреннее переживание действующего лица, передает напряженность момента.

Зонг (нем. - песня. Б.Брехт) - используется для своеобразного комментария, объяснения актером ситуации или душевного состояния, в которых оказывается персонаж. Текст зонга скорее говорится, чем поется. Исполняется, как правило, в гротесковой форме под ритмичную синкопированную музыку. Происходит прямое, а не опосредованное общение со зрителем.

Зрелище - виды искусства, непосредственно влияющие на визуальное и эмоциональное восприятие происходящих событий. К видам зрелищных искусств относятся: театр во всех его видах и жанрах, цирк, уличные театры, гуляния, праздники, спортивные состязания и т. д.

Игра - главный элемент театрального искусства. Состояние актера в предлагаемых обстоятельствах спектакля, представления. Психофизическая реакция актера на обусловленные задачи, поставленные режиссером и оправданные актером. Присутствуют творческие факторы условной игры. Игре свойственны: заразительность, увлеченность, воображение, артистизм.

Идеал (гр. -понятие, представление) - высшая, трудно достижимая степень совершенства, мысленный предел стремлений, желаний. Примеры, достойные подражания; образ нравственно совершенной личности, воплощенный средствами искусства. Идеал способствуют нравственному совершенствованию и формированию самосознания.

И дейно - тематический анализ - предпостановочная работа, которая основана на обосновании выбора темы как проблемы, выяснении идейного содержания и определения средств, которыми они будут воплощены.

Идея (гр. - мысль) - основная, главная мысль; замысел, определяющий содержание произведения. Мысль, намерения, план, отношения. Актер должен иметь свою “индивидуальную идею” (выражение М. Чехова) в работе над ролью.

Иллюзия - (лат. - насмешка) - ошибочное представление, вызванное обманом чувств, искаженное восприятие действительности. Несбыточное, мечта.

Иллюстрация (лат. - освещение, наглядное изображение) - ряд визуальной информации, один из простейших способов реализации литературного материала на игровой площадке. Показ литературного произведения средствами театра, когда словесный материал подкрепляется соответствующими ему зримыми образами.

Иллюстративность воспринимается как факт непрофессионализма автора, режиссера, актера.

Имидж (англ. - образ) - образ, изображение, точное подобие. Определенный образ известной личности создаваемый средствами массовой информации, литературы, зрителями, самим индивидом.

Имитация (лат. - подражание, подделка) - воспроизведение. Имитация и подражание никогда не станут самостоятельным и оригинальным видом творчества, поскольку носят ярко выраженные черты вторичности.

Импровизация (лат. - непредвиденный, внезапный) - особый вид творчества. Непредвиденный, внезапный момент исполнения, без предварительной для этого подготовки. В искусстве зрелищ импровизация может иметь место, если она не противоречит концепции художественного замысла. Импровизация - это дар необходимый актеру и режиссеру в работе над спектаклем, представлением. Инерция (лат. - неподвижность) - бездеятельность. Приверженность заведенному порядку, методу работы, вошедшему в привычку; отсутствие активности.

Инженю (фр. - наивная) - актерское амплуа: исполнительница ролей простодушных, наивных молодых девушек.

Инициатива (лат. - начало) - почин, побуждение к началу какого - либо действия. Предприимчивость, активная ведущая роль в каких - либо действиях и начинаниях.

Инсайт (англ. - постижение, озарение) - неожиданное для самого человека, внезапное нахождение решения проблемы, над которой он долго и настойчиво думал.

Инсценировка - переработка прозаического или поэтического произведения в драматическое. Создание литературного текста для театра, кино, радио. Постановка на сцене литературного произведения, получившего драматическую разработку в форме пьесы или сценария.

Интермедия (лат. - в середине) - небольшая пьеса в основном комедийного характера, исполняемая между действиями драматического спектакля, музыкальной драмы или оперы. В переводе с латинского языка означает “находящийся посреди”. В данное время интермедия имеет свой обособленный разговорный жанр эстрады.

Интерпретация (лат. - толкование, объяснение) - восприятие и переосмысление произведения искусства, раскрытие образа посредством индивидуального осмысления его содержания. Свое прочтение оригинала. Взгляд на то или иное событие, действие.

Интрига (лат. - запутывать, смущать, сбивать с толку) - тайные действия, направленные против кого - либо, поиски и козни. В искусстве зрелищ интрига - действенный элемент драматургии, без которого невозможно представить движение конфликта. Интрига - необходимый компонент постановки, который обогащает содержание драматического конфликта, раскрывает многообразность характеров, создает предпосылки для творческого восприятия зрителями происходящих событий.

Интуиция (лат. - пристально, внимательно смотреть) - чутье, проницательность, ощущения на уровне подсознания. Способность непосредственно и быстро находить верное решение задачи, ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий при неосознанности мыслительного процесса. Во всяком случае, творческая интуиция - необходимое качество для актера.

Ирония (гр. - притворство) - скрытая насмешка, своеобразная оценка поступков героев и действующих лиц. Ирония - способ мышления автора и способ общения актера на сцене. Насмешка, прикрытая серьезной формой выражения или внешне положительной оценкой.

Искусство - специфический род духовно-практического освоения мира, единство созидания, познания, оценка человеческого общения. Высокая степень умения, мастерство в любой сфере деятельности. Художественное творчество в целом - литература, архитектура, живопись, музыка, танец, театр, кино и т.д.

Искусство переживания - создание на сцене органической жизни человека. Направление сценического искусства, которое заключается в создании “жизни человеческого духа” роли и в передачи этой жизни на сцене в художественной форме. Наличие главного процесса - переживания, позволяет считать это направление подлинным искусством.

Искусство представления - представление роли, внешняя форма проявления чувств с помощью приученных мышц. Механическое воспроизведение роли. Работа над ролью без затрат нервных и душевных сил. Тем не менее, представление роли, подсказанное процессом подлинного переживания, следует признать творчеством, искусством.

Исполнительское мастерство - совокупность профессиональных приемов, без которых немыслима концертная или иная сценическая деятельность.

Исходное предлагаемое обстоятельство – обстоятельство, определяющее основной конфликт произведения. Исходное предлагаемое обстоятельство это среда, в которой происходят события пьесы, это предмет исследования автора, в ней заложена авторская боль. Исходное предлагаемое обстоятельство только почва для взрыва, а истинный взрыв, истинная борьба начинается тогда, когда сталкивается исходное обстоятельство с другим обстоятельством, которое нарушает равновесие и дает повод для конфликта. Это обстоятельство называется ведущим, оно определяет борьбу сквозного действия с контрсквозным (В.И. Зыков «Первый слой»).

Исходное событие – событие, предшествующее началу произведения, определяющее поведение героев перед «выходом на сцену». Исходное событие рождается в недрах исходного предлагаемого обстоятельства. Получается, что исходных событий может быть много – у каждого из персонажей свое.

Кабаре (фр. - кабачок) - кафе или ресторан с эстрадным дивертисментом. Ревю-представление с участием артистов эстрады.

Какофония (гр. - плохой, дурной звук) - неблагозвучие, хаотическое нагромождение звуков. В искусстве зрелищ - нарушение композиции и гармонии постановки. Камерная постановка (лат. - комната) - действие, происходящее в ограниченном пространстве для небольшого количества зрителей, так называемая “малая сцена”.

Канон (гр. – правило) - определенная последовательность. Совокупность художественных приемов или правил, которые считались обязательными в ту или иную эпоху а также соответствующие им образцы.

Капустник – произвольное слово от названия веселых актерских встреч вокруг капустного пирога. Популярное, шуточное, веселое, комическое представление. Актерский капустник, студенческий капустник, и т. д.

Карикатура (ит. - нагружать, преувеличивать) - изображение, намеренно подчеркивающее и комически преувеличивающее отрицательные особенности объекта с целью их осмеяния и разоблачения.

Карман - боковая часть сцены, по обе ее стороны, скрытая от зрителя порталами.

Карнавал (ит. - праздник) - вид массового празднества, сопровождающийся народными гуляньями, танцами, маскарадами, играми.

Катарсис (гр. - очищение) - термин античной эстетики, обозначающий душевное облегчение, очищение, наступающее у человека после сильных эмоциональных переживаний, вызванных просмотром произведения искусства.

Кич или Китч (нем. - халтура, дешевое, уцененное, или англ. - кухонное) - определение лжеискусства, рассчитанного на внешний эффект и неразвитый вкус массового потребителя. Характерны - крикливость, фальшивый блеск, упрощенность содержания, пошлая имитация настоящего искусства, приносящая коммерческий успех.

Клака, клакр (фр. -приспешник, почитатель) - 1.Группа людей (клакеров) нанятых для создания успеха или провала актера, спектакля, выступления. 2.Наемное лицо, которое посредством шумных аплодисментов, одобрительных выкриков добивается искусственного успеха или, наоборот, захлопыванием, свистом, топаньем умышленно способствует провалу выступления артиста, оратора, и т. д.

Классика (лат. - образец) – общепризнанное, образцовое произведение искусства и культуры. В драматургии - Н.В. Гоголь “Ревизор”, А.П. Чехов “Чайка”. В режиссуре - К.С. Станиславский, Г.А. Товстоногов и т. д.

Клоун (англ.) - цирковой артист, исполняющий комедийно-буффонадные номера, в которых используются приемы эксцентрики, гротеска, пародии. Главным образом - в перерывах между выступлениями других артистов, но один или два раза в течение спектакля клоун (или несколько клоунов) представляет публике свой собственный сольный номер. В последнее время появились спектакли клоунских групп, пользующихся огромной популярностью. “Лицедеи” В. Полунина и т. д.

Клоунада (англ. - жанр) - зрелищное представление, исполненное специфическими, выразительными средствами сатирического, феерического, гротескового, пародийного, буффонадного направления. Характеризуется заостренностью мысли, преобладанием действия над словом, динамикой, сгущенностью красок, шаржированным рисунком роли. Условно подразделяется на три основных разновидности: пантомимическую, разговорную и музыкальную. Современная клоунада стала пользоваться разными жанрами театрального искусства. Возможности клоунады безграничны. Примером служит искусство Л. Енгибарова, Ю. Никулина, В. Полунина и т.д. Коллектив (лат. - сборный) - группа лиц, объединенных общей деятельностью, общими интересами, общей идеей. Искусство театра всегда коллективно. Успех коллективного творчества, прежде всего, проявляется в работе над спектаклем, представлением.

Коллизия (лат. - столкновение) - столкновение противоположных сил, стремлений, интересов, взглядов, чувств и обстоятельств в области человеческих отношений. То же, что и конфликт в художественном произведении.

Колосники - решетка под крышей сцены. К этой решетке крепятся блоки подвесной системы.

Комедиант (ит. - название актера) - артист передвижного театра, исполняющий комические роли. В переносном значении может означать притворщик, лицемер.

Комедия (гр. - толпа веселых гуляк и песнь) - драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом. В театре означает жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в смехотворной форме. Комедия противоположна трагедии. Жанр веселого, жизнерадостного характера, часто осмеивающий недостатки общественной жизни, быта, людей и т.д. Самый популярный жанр театра и кино. Виды комедии: сатирические, юмористические, трагикомедии и т. д.

Комик (гр. - амплуа) - артистическое амплуа: исполнитель комедийных ролей.

Композиция (лат. - составление) - расположение и соотношение составных частей произведения литературы, искусства, архитектуры. Устранение всех лишних элементов, мешающих целостному восприятию содержания произведения. Единое целое (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, финал.)

Контекст (лат. - соединение, связь) - законченный в смысловом отношении отрывок, часть текста, позволяющая уточнить значение какого-либо слова или фразы.

Контражур (фр. - контур) - сценическое действие, происходящее в пространстве между источником освещения и зрителями, в результате чего участники действия предстают перед зрителями в виде своеобразного контура (теней) на фоне освещенной декорации или задника сцены.

Контрамарка (фр. - записка) - значок, выдаваемый взамен билета, в знак права пройти на спектакль или концерт.

Контрапункт (лат. - точка против точки) – режиссерское средство увеличения емкости мизансцены. Объем изображения, многоплановость, богатство оттенков, что в результате способствует завоеванию зрительского доверия. Физическое действие, неожиданное по отношению к произносимому в этот момент тексту можно рассматривать как контрапункт. Например: все ищут утерянный железнодорожный билет, отъезжающий, отчаявшись, сидит в кресле.

Контраст (фр. - противоположность) - резко выраженная противоположность. Быстро и медленно, плавно и отрывисто, тихо и громко – в музыке, слове и действии. Сочетание света и тени, холодных и теплых тонов, округлых и острых, геометрически правильных и свободных форм – в пространственных искусствах. Эти и другие простейшие контрасты широко применимы в режиссуре.

Контрдействие - действия сил, препятствующих осуществлению сквозного действия спектакля.

Конферансье (фр. - лектор, докладчик) - артист эстрады, ведущий концерта. Второе значение - актер выступающий с самостоятельными, чаще всего с комедийными номерами. Искусство конферанса требует от артиста остроумия, импровизации, привлечения лучших образцов сатиры и юмора. Существует также парный конферанс.

Конфликт (лат. - столкновение, борьба) - это столкновение противоборствующих сторон при осуществлении взаимоисключающих целей. Основной конфликт в пьесе - это столкновение сил сквозного и контрсквозного действия в процессе осуществления сверхзадачи.

Концепция (лат. - мысль, представление) - понимание явления, система взглядов, основная мысль произведения. Образное осмысление жизни, ее проблем в произведении искусства и творчество художника в целом. Непосредственное и полное выражение авторской позиции.

Концерт (ит. - согласие, гармония) - публичное исполнение. Зрелищное представление, состоящее из номеров, объединенных одной темой.

Координация (лат. - вместе + в порядке) - упорядочение, согласование, приведение в соответствие (понятий, действий, функций организма и т. д.). Правильная ориентация человека в пространстве.

Костюмер (фр. - наряжать, одевать) - специалист в театре, цирке, на эстраде по театральным костюмам, который несет ответственность за состояние сценического костюма. Костюмер призван “обслуживать” актеров во время репетиций, концертов, спектаклей.

Котурны (гр. - обувь) - особый вид обуви с очень толстой подошвой для увеличения роста акт?ра в античном театре. Надевали трагические актеры, чтобы увеличить свой рост, придать своему облику величественность, торжественность. В переносном смысле котурны обозначают (встал на котурны) позицию свысока (по отношению к партн?ру).

Красотавнутреннее ощущение гармонии воспринимаемого образа, приводящее к чувству радости и благоговения перед воспринятым образом. В этом состоянии происходит своеобразное «очищение души», второе «рождение» человека для возможности чувственного обогащения.

Кредо (лат. - верю) - твердые убеждения, взгляды, основы мировоззрения.

Критерий (гр. - пробный камень) - отличительный признак, мерило, на основании которого да?тся оценка какого-либо явления, действия, идеи. Критерий оценки явления, выступления и т.д.

Критика (гр. - искусство разбирать, судить) - одна из областей науки об искусстве; анализ и оценка художественных произведений, творчества отдельных художников. Неотъемлемая сторона художественного процесса. В течении тысячелетий сопровождает художественную практику.

Круг (сценический) - часть механического оборудования сцены; служит для удобной и быстрой смены декорации во время спектакля.

Круги внимания - (ближний, средний, дальний) условное пространственное разграничение актерского восприятия.

Кулисы (фр. - скользящие) - часть подвесной декорации. Одежда сцены. Боковые, тряпичные ткани, ограничивающие пространство сцены, сужающие или расширяющие размер сцены. Кулисы являются частью декорации, трогать их и передвигать во время концерта, спектакля запрещено. Словосочетание “за кулисами” означает - за сценой.

Кулуары (фр. - коридоры) - боковые залы, коридоры в театре, парламенте, служащие для отдыха, обмена мнениями, а также для неофициальных встреч. В переносном смысле - «в кулуарах», значит где - то на стороне, за спиной, в ограниченном кругу людей и т.п.

Кульминация (лат. - верх, вершина) - Составная часть композиции постановки, обозначающая наивысшее напряжение драматического конфликта, накал страстей, в котором сходятся все сюжетные линии конфликта, в котором борьба либо обостряется, либо находит какой - либо компромисс. Как правило, непосредственно за кульминацией следует и развязка произведения.

Культура (лат. - возделывание, взращивание) - совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. Степень развития отдельного лица. Без общей культуры (этики, эстетики, морали и т.д.) не может существовать ни один деятель культуры и искусства.

Культура речи - раздел эстетики, представляющий законы стилистики, фонетики и орфоэпии, методики и логики речи. Куплеты (фр. - песенка) –эстрадный номер. Жанр комической или сатирической песни, исполняемой на эстраде, в оперетте, реже в опере.

Лаконизм (гр. - краткость) - краткое, сжатое содержание мысли, идеи, замысла. Лаконизм является показателем творческого мышления. Другими словами лаконизм - создание художественного произведения с использованием минимума изобразительных средств.

Лейтмотив (нем. - ведущий мотив) - основная мысль, неоднократно повторяемая и подчеркиваемая развитием сюжета.

Либретто (ит. - книжечка) - текст театрализованного музыкально-вокального произведения, сценарий балета, краткое содержание спектакля в программе.

Личность – человек, как субъект отношений и сознательной деятельности. Устойчивая система социально-значимых черт характеризующих индивида как члена общества и общности.

Логика (гр. - мышление) - наука о законах и формах мышления, разумность, закономерность, последовательность, логика поступка.

Ложа (фр. - шалашик, маленькая комната) - места в зрительном зале, расположенные вокруг партера и на ярусах, отделенные перегородкой или барьерами.

Лубок - липовая доска, на которой гравировали простые изображения. В искусстве театра и праздника лубок - простые и грубоватые, но не пошлые картины народной жизни.

Макет (фр. - модель) - модель, предварительный образец чего - либо в уменьшенных размерах. Например, макет декораций театральной постановки.

Манера (фр. - способ, образ действия) - творческая; прием, привычка, внешняя форма поведения. Совокупность индивидуальных черт актера, режиссера, определяющие его стиль, образность мышления и методы воплощения замысла режиссера или актерской игры.

Марионетка (фр.) - театральная кукла, приводимая в движение посредствам нитей актером- кукловодом. Также лицо или группа людей(марионетки) всецело подчиненных кому - либо и исполняющих любую команду.

Маска (араб. - личина) - элемент традиционного театра разных народов. Персонаж народного представления, выражающий определение черты человеческого характера. Чаще всего используются сюжеты итальянского театра масок дель-арте (Арлекин, Коломбино, Пьеро, Панталоне и т. д.) Маска, как способ выражения актерской игры, присутствует и на современной эстраде.

Маскарад (ит. - маскированный, ряженый) - увеселительный бал или шествие в масках и часто в костюмах.

Массовые зрелища - разновидность праздников в разных странах. Массовые зрелища - это театрализованные представления, в которых принимают участие большие массы людей, в том числе и зрители. Обычно представления такого рода проводятся под открытым небом - в парках, на стадионах, на крупных площадях. Массовые зрелища в основном связаны с исторической тематикой, календарными праздниками.

Мелодекламация (гр. – мелодия, лат. – декламация) – художественное чтение стихов или прозы на фоне музыкального сопровождения; а также произведения, в основе которых лежит такое соединение текста и музыки.

Мелодрама (гр. - песня, мелодия и драма - действие) - драматургический жанр; пьеса с острой интригой, резким противопоставлением добра и зла, преувеличенной эмоциональностью, морально-поучительной тенденцией.

Мельпомена (гр.) - в греческой мифологии одна из девяти муз, покровительница трагедии, мать сирен, родившаяся от бога Ахелоя. Изображалась в венке из плюща, с трагической маской и палицей в руке. В театрах “жрецами Мельпомены” называют актеров.

Метафора (гр. - перенос) - слово или выражение в переносном значении, основанном на сходстве, сравнении, аналогии. Образ мышления. Метафора как бы обновляет предмет, показывает его в неожиданном ракурсе, создает чувственно-конкретный, рельефный образ, усиливает впечатление.

Метод действенного анализа пьесы и роли (К.С. Станиславский) - “Штурм” пьесы и роли. Выявление фактов и событий. Поиск действенного начала - “святая святых” режиссера в работе над пьесой. Имеет строго целенаправленный характер. Теория - область аналитической мысли, практика - область психотехники актера. Процесс познания материала пьесы. Метод делится на три принципиально связанных между собой этапа: 1.Разведка умом. 2.Разведка телом (действием). 3.Отбор выразительных средств. Мотивировка выбора пьесы. Эпоха и время, сведения об авторе, исторические данные, история постановок, расшифровка названия пьесы. Анализ включает в себя понятия, определения, работу над спектаклем, представлением, методом действенного анализа. В действенном анализе необходимо выявить: тему, проблему, конфликт, сверхзадачу и сквозное действия, событийный ряд, предлагаемые обстоятельства, жанр, т.е. все то, что необходимо для работы режиссера и актера над спектаклем и ролью. Процесс внутреннего осмысления, анализа и обобщения. Актер, работающий методом действенного анализа, доказывает свою правоту в действии. Режиссер - в решении конфликтных фактов, событий существующих в самой пьесе. Здесь, сегодня, сейчас.

Метод (гр. - путь, способ) - способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни. Совокупность принципов, формирование приемов посредством которых осуществляется художественный процесс.

Метод физического действия (К.С. Станиславский) - процесс психофизического познания роли этюдным способом, исключая застольный период или минимально сократив его. Через движение, с текстом, без текста, своими словами, близкими по смыслу роли, “размять”, “протоптать ногами” по действию ту или иную сцену. То есть понять логику персонажа через психофизику. Разведка умом и разведка действием, отбор выразительных средств всем физическим аппаратом одновременно. Существо метода в нерасторжимой связи себя и целого.

Методика (гр. - исследование) - совокупность методов, приемов практического исполнения чего - либо. Учение о методах преподавания той или иной науки (методика воспитания актера). Методика - область прежде всего практическая.

Мизансцена (фр. - постановка на сцене) - размещение актеров на сцене. Мизансцена - пластический язык режиссерского искусства. Мизансцена зависит от жанра, действия и задач, поставленных перед актерами. Это пластический рисунок тела или группы актеров, по отношению друг к другу и к зрителю.

Мим (гр. - подражание) - комедийный жанр в античном народном театре; короткие импровизационные сценки сатирического, развлекательного содержания. Актер, играющий без слов, только средствами мимики. В современном театре - актер пантомимы (театр без слов).

Мимика (гр. - подражательный) - подвижные части лица, движение мышц, отражающие переживания, чувства и настроения. Мимическое действие - особый вид сцен


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: