Тема 5: Расстройства интеллекта. Расстройства мышления по темпу и форме. Расстройство мышления по содержанию

=1=

Понятие интеллекта.

Интеллект – это ум, разум человека; это совокупность мыслительных функций с возможностью образования отвлеченных понятий, суждений, умозаключений, вместе с вниманием, памятью, запасом представлений и слов, а также аффективно волевыми свойствами личности.

Предпосылки интеллекта - имеются с рождения. 80% интеллекта закладывается до рождения и только 20% развивает человек.

Предпосылками интеллекта являются отдельные психические функции:

1. память,

2. внимание,

3. темп функционирования,

4. речевая одаренность.

Нарушение предпосылок препятствует развитию интеллекта. И в результате этого неразвитого интеллекта у человека возникает слабоумие.

=2=

Слабоумие.

Слабоумие:

1. врожденное слабоумие или приобретенное до 3-х лет – олигофрения:

a. дебильность – самая легкая степень. Больной – дебил. IQ – от 50 до 70. у них достаточно хорошо развита обиходная речь, но у них нарушена абстрактное мышление, не понимают переносного смысла слов, не понимают сложных терминов. Обучение проводится по вспомогательной, облегченной программе (è микроцефалия – маленький череп, маленький мозг – слабо развит мозг),

b. имбецильность – средняя степень умственной отсталость. IQ от 20 до 49. мышление конкретное, никаких абстракций. Слаборазвитая речь с ахроматизмами и косноязычием. Они не обучаемы даже во вспомогательной школе. Им доступны навыки самообслуживания, иногда элементарные трудовые навыки (подай-принеси).

c. идиотия – глубокая степень психического недоразвития. Мышление и речь почти не развиты. Реакции на внешние раздражители неадекватны. Эмоции ограниченны чувством удовольствия и недовольства. Осмысленная деятельность таких больным недоступна. Часто такие больные неопрятны.

2. приобретенное слабоумие – деменция -разрушение развитого мозга. Чаще всего возникают в результате алкоголизма.

Отличия олигофрении и деменции:
Олигофрения – природные изъяны, недоразвития мозга. Деменция – разрушение развитого мозга
Олигофрен – бедняк с рождения, демент – разорившийся богач (Эмиль Крепелин, немецкий психиатр).

Судебно-психиатрическое значение: больные очень внушаемые, и попадая под влияние других лиц могут совершать противоправные деяния. Под влиянием алкоголя у таких лиц возникает расторможенность мышления.

=3=

Понятие мышления.

Мышление – способность анализировать все наблюдаемое, и создавать некий образ из наблюдаемых элементов; это анализ всего наблюдаемого, выделение отдельных элементов и одновременно синтез их, установление связи между ними, мысленное воспроизведение цельной картины.

Мышление – это анализ и синтез в их единстве, обобщенное познание действительности.

Большое значение имеет критика – это способность человека правильно оценивать жизненную ситуацию, намечать реальные планы, определять свое отношение к различным социальным проблемам и событиям.

Различают:

· Формальная сторона расстройства мышления

· Содержательная сторона расстройства мышления

=4=

Расстройство мышления по темпу и форме (формальная сторона).

Расстройство мышления по темпу и форме (формальная сторона):

1. ускоренное мышление (скачка идей, мыслей) – не закончив озвучивать 1-ую мысль, начинает 2-ую и т.д., трудно уловить основную мысль;

2. замедленное мышление – больной медленно отвечает на вопросы, время ассоциативной реакции (от момента когда окончился вопрос и начался ответ) очень велик. За единицу времени возникает очень небольшое количество мысле. Но если его не торопить и задавать дополнительные вопросы, можно достигнуть ответ. Это является поводом для назначения экспертизы. Крайняя степень замедленного мышления – полная остановка мышления (шперрунг – закупорка мыслей);

3. обстоятельное мышление – течение мыслей характеризуется медленностью, тягучестью, вязкостью, появляется склонность застревания на одной мысли, больного трудно перевести на другую мыслью. Наплыв мыслей – ментизм – непроизвольный поток чужих мыслей.;

4. резонерствующее мышление – хотят показать глубокое мышление, резонерство - глубокомысленное на вид пустое рассуждательство, бесплодное мудрствование, когда суждение человека поверхностны, бедны, а форма изложения пространная, наукообразная;

5. символическое мышление – больной дает произвольную трактовку окружающего, ищет причинную связьв случайных совпадениях, несвязанных между собой фактах, особую символику, указанию свыше, то есть символически трактует событие, на которые нормальный человек не обратил бы внимание.

6. аутистическое мышление (аутизм) – «аутос» – сам (авто мобиль, авто биография). Человек погружен в себя, в мир своих мыслей, живет своими переживаниями, контакт с окружающим миром либо резко ослаблен, или вовсе утерян. Общение с окружающим формально.

7. персеверирующее мышление – персеверация мышления- застревания на одной мысли или на группе мыслей.

8. паралогическое мышление – «пара» – около (кривая логика, около логики): когда из одной или нескольких правильных предпосылок больной делает неправильные выводы).

9. разорванное мышление – это нарушение логической связи между отдельными мыслями, группами мыслей, частями предложений.

10. бессвязное (инкогерентное) мышление – возникают на фоне помрачнения сознания, состоит из отдельных слов, обрывков фраз (в быту это называется бред – но в бессознательном состоянии).

=5=

Расстройства мышления по содержанию.

Расстройства мышления по содержанию - это патологическая продукция мозга, когда поврежденный мозг создает качественно новые по содержанию мысли.

Возникают патологические идеи, которые разделяют на 3 группы:

1. бред – это расстройства мышления, возникающие на фоне ясного сознания; это мысль возникающая на болезненной почве (она не имеет подтверждения в реальности, не соответствует действительности и не поддается коррекции, т.е. больного нельзя переубедить в том, о чем он думает). Можно выделить несколько видов:

a. бред ревности

b. бред отравительства - хотят отравить.

c. Бред физического воздействия – космические лучи, атомные бомбы

d. ипохондрический бред – бред тяжелого неизлечимого заболевания

e. бред величия -потомок царей, знатного рода и т.п.

f. бред преследования -формируется постепенно. Вырастает из бреда отношения – человек идет по коридору, на встречу другой. Вдруг тот не поздоровался. Все что-то знают, а он нет. Постепенно начинают выкристаллизовываться идеи преследования.

g. бред изобретательства

h. бред греховности

i. бред самообвинения

j. бред самоуничижения - унижения себя, считает себя ничтожной личностью.

БредовЫе идеи базируются на том, что находится в голове человека. Бред это необязательный, но несомненный признак психоза.

2. сверх ценные идеи – это мысли, которые в отличии от бреда возникают на реальной основе. Они ярко чувственно окрашены, и занимают в сознании больного главенствующее доминирующее положение.

a. Дисморсофобия (желание быть меньше или больше).

3. навязчивые идеи (у человека сохранена критика, он прекрасно понимает чуждость этих идей, только освободиться не может).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: