Удельный вес налоговых поступлений в бюджет Республики Башкортостан в 2002-2006 гг

Наименование          
Сумма, млрд руб. Уд. вес., % Сумма, млрд руб. Уд. вес., % Сумма, млрд руб. Уд. вес., % Сумма, млрд руб. Уд. вес., % Сумма, млрд руб. Уд. вес., %
Доходы республиканского бюджета РБ, всего   25,2     25,7     30,4     32,2     48,9  
Налоговые доходы 16,1 63,9 16,6 64,6 20,5 67,4 24,9 77,01 33,32  

Как видно из таблицы, удельный вес налоговых поступлений в республиканский бюджет продолжал возрастать вплоть до текущего года и сохраняется на высоком уровне, что свидетельствует об эффективной финансовой политике и налоговом контроле органов государственной власти Республики Башкортостан. По поступлению налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации республика стабильно входит в десятку регионов-лидеров. При этом около 43% налоговых платежей в республике формируют предприятия промышленности, из них основная доля приходится на предприятия ТЭК. Пищевая, химическая и нефтехимическая промышленность обеспечивают около 15% поступлений в бюджет Башкортостана. Наиболее крупными налогоплательщиками в РБ являются следующие предприятия (табл. 7.2):

Таблица 7.2

Крупнейшие предприятия-налогоплательщики

Республики Башкортостан (в среднем), %

Наименование Удельный вес в объеме налоговых поступлений, %
1. ОАО «АНК Башнефть»  
2. ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» (СНОС)  
3. ОАО «Новойл»  
4. ОАО «Уфанефтехим»  
5. ОАО «Уфимский нефтеперарабатывающий завод» (УНПЗ)  
6. ОАО «Башкирэнерго»  
7. ОАО «Уфаоргсинтез»  
8. ЗАО «Каустик»  
9. ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (УМПО)  
10. ЗАО «Каучук»  

Таким образом, значительная часть финансовых ресурсов республики сконцентрирована у данных промышленных предприятий, что обуславливает важность децентрализованных финансов в функционировании финансовой системы Республики Башкортостан.

3. Страхование – это совокупность перераспределительных отношений, возникающих по поводу защиты имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных средств страхового фонда, формируемого из страховых взносов. В Республике Башкортостан страхование как одна из наиболее динамично развивающихся сфер экономики занимает прочное место в обеспечении социально-экономической стабильности и безопасности, развитии предпринимательства, эффективной защите имущественных интересов граждан и организаций от природных, техногенных, экономических и иных рисков. В 2005 г. на территории республики действовали 57 страховых компаний, семь из них зарегистрированы на территории Башкортостана. По сбору страховых взносов республика занимает третье место в Приволжском федеральном округе.

В целом, характеризуя финансовую систему Республики Башкортостан, следует подчеркнуть, что она, представляя собой относительно самостоятельную сферу централизованных финансов, в то же время функционирует в рамках финансовой системы РФ, в пределах разграничения между регионом и центром финансовых полномочий и обязательств. Структура финансовой системы РБ на современном этапе развития республики может быть схематично представлена в следующем виде (рис.7.1):


Рис. 7.1 Финансовая система Республики Башкортостан, ее сферы и звенья

Важнейшее место в составе финансовой системы республики занимает ее бюджетная система, главным звеном которой является республиканский бюджет Республики Башкортостан. Кроме того, для характеристики формирования, распределения и использования финансовых ресурсов республики важное значение имеет сводный финансовый баланс (СФБ), который представляет собой баланс всех доходов и расходов республики, в т.ч. и действующих на его территории муниципальных образований и хозяйствующих субъектов.

Основная задача республиканского сводного финансового баланса – определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в Башкортостане (как централизован­ных, аккумулированных и перераспределяемых республиканским и местными бюджетами, так и децентрализованных, т.е. ресурсов предприятий, организаций и домашних хозяйств на территории республики). Данные сводного финансового баланса Республики Башкортостан, в отличие от республиканского бюджета (который носит гласный характер и ежегодно публикуется в средствах массовой информации), являются закрытой информацией, предназначенной исключительно для использования органами государственной власти республики, соответствующими министерствами и ведомствами. Составляется СФБ Министерством экономического развития Республики Башкортостан на соответствующий финансовый год.

Так, например, в сводном финансовом балансе РБ, разработанном на 2006 г., расходы спрогнозированы с учетом следующих основных изменений: индексации оплаты труда работников бюджетной сферы на 33%, органов государственной власти на 11%, предполагаемого повышения тарифов на оплату коммунальных услуг на 20%. В 2006 году сальдированная прибыль хозяйствующих субъектов по первому варианту прогноза составит 58,9 млрд рублей с ростом в 2,16 раза по сравнению с 2002 годом, по второму варианту – 62,9 млрд рублей с ростом в 2,3 раза. Налоговые доходы по первому варианту составят 60,6 млрд рублей (рост в 1,18 раза к уровню 2002 года), по второму варианту – 64,7 млрд рублей (рост в 1,26 раза).

Исходя из сводного финансового баланса, а также на основе составляемого Министерством экономического развития РБ прогноза социально-экономического развития республики на предстоящий финансовый год и других нормативных документов (Бюджетного кодекса, Налогового кодекса РФ и пр.), Министерство финансов Республики Башкортостан разрабатывает проект республиканского бюджета Республики Башкортостан, который затем рассматривается и утверждается Государственным собранием (Курултаем) РБ. Республиканский бюджет Республики Башкортостан является важнейшим финансовым планом и основным финансовым документом республики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: