double arrow

Общая характеристика финансов и финансовой системы РБ


Республика Башкортостан обладает устойчивой централизованной финансовой системой и уже сложившимися принципами отношений с федеральным центром. Финансово-бюджетная политика Республики Башкортостан осуществляется в соответствиис положениями, мероприятиями и направлениями финансовой политики, проводимой государственными органами Российской Федерации, находится в непосредственной связи с ними и отражает происходящие процессы, сложившиеся тенденции в экономической и финансовой сферах республики. Вместе с тем при проведении единой финансовой политики учитываются региональные особенности экономического и социального развития Республики Башкортостан, связанные со сложившимися различиями в экономической, производственной и социальной сферах.

Система финансовых отношений, сложившихся в экономике Республики Башкортостан, играет важнейшую роль в обеспечении ее функционирования и дальнейшего развития. В то же время финансовые отношения, возникающие в республике, являются составной частью финансов Российской Федерации в целом, представляя собой один из уровней финансовой системы страны.




В общем виде под финансами понимаются особые экономические (денежные) отношения в обществе, связанные с неэквивалентным движением денежных средств – когда движение денег не сопровождается встречным движением товара или услуг (например, налоги). Результатом финансовых отношений является образование, распределение и использование денежных фондов (бюджетов, внебюджетных фондов и т.п.). Фонд – это такая форма образования и использования денежных средств, которая носит строго целевой характер.

В реальной хозяйственной практике финансы, в отличие от денег (всеобщего товара-эквивалента), существуют как одностороннее движение наличных и безналичных денежных средств (без встречного движения товарной формы). Способствуя сглаживанию уровня доходов различных групп населения, выравниванию социально-экономического развития отдельных регионов страны и формированию денежных ресурсов для развития непроизводственной сферы, финансы выполняют свою основную функцию – распределительную. Кроме того, в функции финансов входит контроль за формированием и использованием фондов денежных средств в обществе (контроль своевременного и полного выполнения финансовых, в т.ч. налоговых обязательств юридическими и физическими лицами; контроль за соблюдением финансового законодательства и пр.)

Также в функции финансов входит регулирование (стимулирование) социально-экономического развития через бюджет и налоги.

Все эти функции финансов – распределительная, контрольная и регулирующая (стимулирующая) - реализуются в Республике Башкортостан. Так, например, в рамках распределительной функции финансов (согласно официальному отчету об исполнении республиканского бюджета) в бюджет республики в январе 2006 г. было изъято в виде налогов 2 млрд 080,1 млн рублей, из которых были перераспределены: на обязательное медицинское страхование неработающего населения – 317 млн рублей (14,8%); на выплату заработной платы работникам республиканских учреждений – 248,6 млн рублей (11,6%); в местные бюджеты 983,2 млн рублей (47,3%), в том числе на оплату труда работников общеобразовательных учреждений за вторую половину декабря 2005 года и первую половину января 2006 года 536,7 млн рублей (25,8%).



Контрольная функция финансов, а также управление финансами в республике реализуется через деятельность соответствующих государственных органов:

- Кабинета министров Республики Башкортостан, который обеспечивает финансовую стабилизацию экономики, принимает меры по совершенствованию бюджетной, налоговой и финансово-кредитной политики;

- Министерства финансов РБ (которое составляет проект республиканского бюджета на очередной финансовый год и исполняет бюджет, осуществляет учет долговых обязательств Республики Башкортостан и др.), а также Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации по Республике Башкортостан, осуществляющего проверку финансовой отчетности бюджетных (государственных и муниципальных) учреждений;



- Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан – она проводит постоянную работу по контролю бюджетного процесса на всех его стадиях (осуществление контроля за исполнением бюджета Республики Башкортостан, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, анализа отчета об исполнении бюджета Республики Башкортостан, проведение проверок целевого использования получателями бюджетных средств и др.);

- Управления Федерального казначейства (УФК) в РБ, в функции которого входит контроль за исполнением республиканского бюджета – прежде всего, путем централизации поступлений денежных средств в бюджеты всех уровней бюджетной системы республики на единый казначейский. Также в функции УФК по РБ входит обеспечение взаимодействия с органами исполнительной власти всех уровней по организации учета и контроля поступлений в федеральный, республиканский, местные бюджеты отдельных видов неналоговых доходов;

- Управления Федеральной налоговой службы (УФНС) по Республике Башкортостан, которая выполняет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ и РБ о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения установленных сумм налогов и сборов налогоплательщиками на территории республики;

- Инспекции страхового надзора по Приволжскому федеральному округу, которая осуществляет надзор в Республике Башкортостан в сфере страховой деятельности (контроль за соблюдением страхового законодательства, деятельностью страховых компаний и пр.).

Реализуя регулирующую функцию финансов, органы управления финансами в республике (Президент Республики Башкортостан, Кабинет министров РБ, Министерство финансов РБ) ежегодно предусматривают выделение средств из республиканского бюджета: на государственную поддержку сельскохозяйственной отрасли (так, например, на проведение мероприятий в области растениеводства в 2004 г. было выделено 200 млн руб., в 2005 г. – 215 млн руб.), на финансирование природоохранных мероприятий (113, 6 млн и 100 млн руб. соответственно) и пр.

В Республике Башкортостан функционируют и активно развиваются все основные виды современных финансовых отношений:

- отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованных денежных фондов (республиканского и местных бюджетов, территориальных и муниципальных внебюджетных фондов);

- отношения, возникающие между органами государственной власти республики и юридическими и физическими лицами по поводу уплаты налогов, выплаты социальных пособий или оказания государственной поддержки предприятиям отдельных отраслей региональной экономики;

- отношения между населением, предприятиями и страховыми организациями, функционирующими на территории Башкортостана, по поводу внесения страховых взносов или выплаты сумм страхового возмещения;

- отношения между юридическими и физическими лицами и кредитными организациями (банками) по поводу привлечения средств во вкладах или выдачи кредитов;

- отношения между юридическими и физическими лицами, республиканскими органами государственной власти и местного самоуправления по поводу использования различных финансовых инструментов (государственных, муниципальных и корпоративных ценных бумаг, паевых инвестиционных фондов и пр.).

Говоря о финансовых отношениях, следует помнить, что это понятие в экономической науке тесно связано с понятием «финансовые ресурсы». Финансовые ресурсы являются результатом финансовых отношений, служат их материальными носителями и формируются за счет различных видов денежных доходов и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Финансовые ресурсы Республики Башкортостан – это фонды денежных средств, которыми республиканские органы власти располагают и распоряжаются, чтобы обеспечить нормальный с точки зрения потребностей регионального хозяйства уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен в соответствии с законами рыночного хозяйства и социально приемлемый уровень жизни населения. Создаются финансовые ресурсы в республике в процессе распределения и перераспределения валового регионального продукта (ВРП). Причем формируются финансовые ресурсы на разных уровнях: в масштабе всей национальной экономики Республики Башкортостан функционируют централизованные финансовые ресурсы двух уровней – государственные (прежде всего, республиканский бюджет РБ) и муниципальные (местные бюджеты городов, районов, сëл на территории Башкортостана); на микроуровне функционируют финансовые ресурсы предприятий, организаций и населения.

Все разнообразные виды финансовых отношений и финансовых ресурсов объединяются в понятие «финансовая система Республики Башкортостан».

Финансовая система – это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система РБ входит в состав целостной финансовой системы Российской Федерации, основными подразделениями которой являются следующие три сферы финансовых отношений:

1. Государственные и муниципальные финансы (централизованные) – это совокупность организованных государством экономических (денежных) отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов в целях выполнения функций государства. В Российской Федерации, исходя из федеративного устройства, централизованные финансы представлены тремя уровнями:

1) федеральный (общегосударственный) – на этом уровне важнейшим звеном выступает государственный (федеральный) бюджет – общегосударственный фонд денежных средств, формируемый для обеспечения задач и функций соответствующих органов власти. Из федерального бюджета (в частности, из функционирующего в его составе федерального фонда финансовой поддержки регионов – ФФФПР), перечисляются средства в республику для решения различных внутрихозяйственных задач;

2) региональный (органов государственной власти субъектов Российской Федерации – республик, автономных округов, областей и т.д., в т.ч. и Республики Башкортостан) – здесь создаются финансовые ресурсы в виде централизованных денежных фондов РБ (прежде всего, республиканского бюджета и территориальных внебюджетных фондов);

3) муниципальный (органов местного самоуправления – районов, городов, сел, поселков и пр.) – здесь функционируют финансовые ресурсы муниципальных образований (городов, сел, районов) на территории Башкортостана: местные бюджеты (например, городской бюджет г. Уфы); ценные бумаги органов местного самоуправления и т.п.

Важным звеном централизованных финансов Республики Башкортостан выступает государственный и муниципальный кредит – это система организованных органами государственной власти республики экономических отношений с целью мобилизации денежных ресурсов для выполнения своих функций, при которых органы государственной власти или местного самоуправления выступают в качестве заемщика, кредитора или гаранта (поручителя).

2. Децентрализованные финансы – финансовые отношения, связанные с кругооборотом денежных фондов предприятий, организаций и домашних хозяйств. Это звено финансовой системы страны составляет основу ее функционирования, поскольку предприятия выступают важнейшими налогоплательщиками. В Республике Башкортостан налоговые поступления в республиканский бюджет составляют в среднем 70% от общего объема доходов (табл. 7.1).

Таблица 7.1







Сейчас читают про: