double arrow

Структура доходов и расходов республиканского бюджета Республики Башкортостан в 2002-2005 гг

Наименование        
Сумма Удель-ный вес, % Сумма Удель-ный вес, % Сумма Удель-ный вес, % Сумма Удель-ный вес, %
                 
Доходы, всего в т.ч.:                
Налоговые доходы, всего в т.ч.:   64,0   64,8   67,4   77,3
1) налог на прибыль организаций   19,0 6210,7 24,1 6836,4 22,4 8406,3 26,0

Продолжение табл. 7.5

                 
2) налог на доходы физических лиц   11,0   13,3 4130,5 13,5 5995,5 18,3
3) акцизы на подакцизные товары, передаваемые на республиканский уровень 1776,8 6,7 2634,9 10,1 4171,8 13,4   13,0
4) единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 65,8 0,3 71,4 0,3 256,5 0,8 420,0 1,2
5) налог на имущество организаций 854,1 3,3 892,4 3,5 1213,4 4,0 2428,0 7,4
Неналоговые доходы, всего в т.ч.: 883,5 3,2   7,8 1567,1 4,9 2765,8 8,5
1) доходы от использования и сдачи в аренду государственного имущества или от деятельности государственных организаций 729,9 2,7 1320,7 5,1 1332,4 4,9 1133,3 3,4
2) дивиденды по акциям, находящимся в государственной собственности 53,6 0,2 37,4 0,14 45,0 0,15 21,9 0,07
Безвозмездные перечисления (трансферты) 8184,9 32,1 6993,9 26,8 8200,7 27,0 7284,6 22,6
Расходы, всего в т.ч.:                
1) государственное управление и местное самоуправление 878,5 3,2 960,7 3,5 1072,5 3,3 1592,5 4,3
2) правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 1246,9 4,8 1262,5 4,6 1658,8 5,2 2222,8 6,3
3) судебная власть 39,8 0,16 57,6 0,22 65,8 0,21 64,1 0,18
4) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу 60,6 0,23 62,8 0,24 75,9 0,24 77,13 0,22
5) промышленность, энергетика и строительство 7312,8 29,3 5000,0 19,4 6305,9 20,7 7293,9 21,2
6) сельское хозяйство и рыболовство 422,3 1,6 1076,7 3,8 1034,6 3,3 942,3 2,6
7) охрана окружающей среды и природных ресурсов 356,6 1,2 283,5 1,16 145,7 0,46 190,8 0,55
8) образование 730,0 2,8 897,4 3,4 1012,8 3,3 2616,9 7,5
9) культура, искусство, кинематография и средства массовой информации 572,8 2,4 655,2 2,5 565,6 1,8 1279,2 3,4
10) здравоохранение и физическая культура 1529,3 6,0 1665,9 6,4 1837,7 5,9 5792,5 16,7
11) социальная политика (в т.ч. учреждения соц. обеспечения и службы занятости, молодежная политика и пр.) 889,6 3,2 1613,4 6,2 1733,4 5,5 1727,2 4,9
12) обслуживание государственного и муниципального долга 235,1 0,8 385,0 1,5 256,0 0,8 172,0 0,5

*Примечание: данные в таблице приведены на основе закона о республиканском бюджете РБ за соответствующие годы, т.е. носят плановый характер.

Расходы на содержание органов государственной власти Башкортостана и местных органов власти муниципальных образований на территории республики финансируются из соответствующих уровней бюджета, причем перечисленные расходы республиканского бюджета РБ занимают незначительный удельный вес (1,8 %).

Расходы республиканского бюджета на зарплату государственных служащих, приобретение продуктов питания для государственных нужд (больницы и т.д.), приобретение медикаментов, стипендии, расходы на коммунальные услуги, обслуживание государственного долга финансируются в первоочередном порядке.

Основную долю расходов в республиканском бюджете Республики Башкортостан занимают расходы на финансирование народного хозяйства
и расходы на социально-культурные мероприятия. Так, например, в структуре расходов республиканского бюджета РБ 2006 года для граждан преобладают расходы на общее среднее образование - 34,4%, на здравоохранение и спорт - 31,8%, на социальную политику - 16,2%. Причем, расходы на финансирование социальных отраслей в бюджете 2006 года предполагается увеличить как в абсолютной сумме, так и по их доле в общей сумме расходов. Если на образование в 2005 году предусматривалось направить 21,1 % (11264 млн рублей) общего объема расходов, то в 2006 году планируется направить уже 28,2 % (16971 млн рублей), на культуру соответственно 3,1 % (1641 млн рублей) и 3,9 % (2376 млн рублей), здравоохранение и спорт 12,9 % (6870 млн рублей) и 16,6 % (10022 млн рублей), социальную политику 7% (3725 млн рублей) и 8,4 % (5084 млн рублей). Таким образом, бюджет республики, несмотря на дефицит, сохраняет социальную направленность.

Расходы по обслуживанию государственного долга Республики Башкортостан включены в перечень расходов бюджета, подлежащих финансированию в первоочередном порядке и не подлежащих сокращению (с 1999 года затраты по обслуживанию государственного долга отнесены к несокращаемым статьям расходов).

В общем виде под государственным долгом понимается величина накопленного бюджетного дефицита, которая была покрыта путем выпуска и размещения долговых обязательств. Таким образом, государственный долг Республики Башкортостан представляет собой совокупность долговых обязательств исполнительных органов власти республики перед федеральным уровнем, физическими и юридическими лицами на территории Башкирии, а также иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Различают внутренний государственный долг, возникающий в национальной валюте, и внешний долг – обязательства в иностранной валюте.

В частности, в структуре государственного долга Республики Башкортостан внешний долг составляет 69%, внутренний - 31%. Внешний государственный долг республики составляет 1640,6 млн рублей или около 59 млн долларов США по курсу Банка России и сформирован из долговых обязательств по выданным гарантиям и поручительствам в сумме, эквивалентной 14 млн долларов США, и кредитным договорам и соглашениям в сумме 45 млн долларов США. Объем внутреннего государственного долга составляет 754 млн рублей и состоит из обязательств по эмитированным государственным ценным бумагам на сумму 500 млн рублей, задолженности по бюджетным кредитам из федерального бюджета 11,9 млн рублей, выданных государственных гарантий и поручительств на сумму 242 млн рублей.

Объем государственного долга составляет 10,6 % собственных доходов бюджета, что соответствует требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (норматив –100%). Таким образом, современная структура государственного долга Республики Башкортостан имеет вид (см. рис.7.2).

Рис.7.2. Соотношение внутреннего и внешнего долга Республики Башкортостан в общем объеме государственного долга республики, %

Согласно данному постановлению долговые обязательства Республики Башкортостан могут существовать в форме:

- кредитных соглашений и договоров;

- договоров и соглашений о получении Республикой Башкортостан бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- государственных займов Республики Башкортостан, осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг Республики Башкортостан;

- договоров о предоставлении государственных гарантий Республики Башкортостан;

- соглашений и договоров, заключенных от имени Республики Башкортостан, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Республики Башкортостан прошлых лет.

Совокупность вышеуказанных долговых обязательств составляет государственный долг Республики Башкортостан (рис. 7.3).

Рис.7.3. Структура государственного долга Республики Башкортостан по формам долговым обязательств, %

Из диаграммы видно, что в структуре государственного долга Республики Башкортостан наибольший удельный вес занимают долговые обязательства по кредитным соглашениям – 52%. Долговые обязательства по государственным гарантиям составляют 26% общего объема долга, по государственным ценным бумагам – 21%, по бюджетным кредитам из федерального бюджета – 1%.

Гарантия – это разновидность кредитных отношений, при которых органы государственной власти республики гарантируют выплату кредиторам полученных внешних кредитов третьими лицам (юридическими лицами или органами местного самоуправления). Такой кредит называется условным.

Показанное на диаграмме соотношение прямых и ус­ловных долговых обязательств (приоритет гарантий) свидетельст­вует об отсутствии острых проблем с денежными ресурсами в республиканском бюджете и связано с особенностями гарантии как финансового инструмента. Ситуация, при кото­рой Правительству Республики Башкортостан при­дется расплачиваться по всем вы­данным ею гарантиям, представля­ется маловероятной, так как Правительство Республики Башкортостан при выдаче государственных гарантий руковод­ствуется принципом, что одним из основных условий выдачи гарантии является наименьшая вероятность ее реализации. Тем не менее, предоставляя государственные гарантии, республика не привлекает средств, однако принимает на себя риски возможного неисполнения обязательств основным за­емщиком. Поэтому в качестве основных условий при предоставлении гарантий выдвигаются: финансовая устойчи­вость заемщика, его способность погасить кредит в полном объеме, отсутствие задолженности по платежам в бюджет, наличие 100%-ного ликвидного обеспе­чения возврата кредита.

Государственная долговая книга Республики Башкортостан ведется в разрезе указанных видов государственных долговых обязательств. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 14 декабря 2001 года № 317 Министерство финансов Республики Башкортостан осуществляет ведение Государственной долговой книги Республики Башкортостан, архива долговых обязательств Республики Башкортостан и сводного реестра муниципального долга. Контроль за состоянием и исполнением государственных долговых обязательств Республики Башкортостан возложен на республиканские органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: